Микроэлектроника Староса на Физфаке

Леонардович
Сага о Физфаке

Глава 26. Микроэлектроника Староса на Физфаке.

Микроэлектроника - кафедра Физфака,    
Знания там разные получали мы.
Максвелл, электричество. Нет там Пастернака...
Схемы интегральные - Виктора мечты.

Интеллект искусственный, вот мечта учёных,
Нам на первой лекции Старос рассказал.
Если ты в дерзаниях парень увлечёный,
Микроэлетроника - верный твой причал.

Мы к нему с вопросами - роботы как люди
И какие трудности, чтобы их создать.
Робот механический, разве он полюбит...
Оживёт фантастика,  он захватит власть...

О лаборатории рассказал профессор,
Многослойный кремний и рост микроструктур.
Схемы интегральные, главный там процессор...
Власть захватят роботы?!  Это чересчур.

О себе профессор немножко нам поведал,
Ленинград и Прага - научный институт.
Старос не рассказывал, почему уехал,
А в глазах профессора затаилась грусть.

Слухи были разные, как сюда приехал,
Вроде из Америки - правда или нет?
Бросить всё и заново, трудный путь к успеху,
Вот спросить бы Староса - получить ответ.

Нам студентам-физикам было интересно,
Гена на занятиях задаёт вопрос.
Из какого города, где родились - место?
Вуз закончил западный - кратко произнёс.

Был немногословен, о прошлом не касался
И на электронику быстро перешёл.
Западною музыкой очень увлекался,
Песенные тексты на русский перевёл.

В наше общежитие приносил пластинки,
В клубе "Аргонавты" нам лекции читал.
Было интересно, студентам всё в новинку,
Леннон и Маккартни, их песни слышал зал.

Вот таким запомнился Старос на Физфаке
И как всё учёные жаждал он побед.
Сердце остановится, он сгорит как факел,
Правда нам откроется через много лет.

Фото из yandex.ru

Начало http://www.stihi.ru/2019/03/19/2348

Предыдущая глава http://stihi.ru/2020/06/13/4599

Продолжение http://stihi.ru/2020/07/11/8062

Филипп Георгиевич Старос  (настоящее имя Альфред Сарант)  родился в 1918 (в некоторых источниках значится 1917 г.) году в Нью-Йорке, в семье выходцев из Греции. Сарант вступил в Американскую коммунистическую партию, был близко знаком с Юлиусом Розенбергом и состоял с ним в одной партячейке. Альфред Сарант и Джоэл Барр передавали советской разведке техническую информацию об американских вооружениях. «По некоторым данным», с ними работал советский разведчик Александр Феклисов. Когда в июле 1950 г. Розенберга и его жену арестовали по подозрению в атомном шпионаже в пользу Советского Союза, Альфред Сарант (ФБР допрашивало его, но не арестовало) спешно покинул Соединенные Штаты
В 1951-1955 гг. Сарант и Барр работают в Праге. Теперь их зовут Филипп Старос и Йозеф (Иосиф) Берг.
В 1955 году Хрущев пригласил его в СССР, где ему предложили возглавить специальную лабораторию, созданную в Ленинграде под эгидой Госкомитета авиационной техники. Там Старос работал до 1959 г., добившись больших успехов в разработке управляющих систем и приборов военного назначения как для авиации, так и для флота. В начале 60-х гг. ХХ в. под его руководством была разработана малогабаритная цифровая управляющая машина УМ-1-НХ, за что он был удостоен Государственной премии.  4 мая 1962 года КБ-2 посетил Н.С. Хрущев. Старос сделал четкий и короткий доклад (Хрущев любил доклады в таком стиле) о значении микроэлектроники для обороноспособности страны и научно-технического прогресса СССР в целом. Апофеозом стало краткое изложение сути разработанного под руководством Староса проекта Научного центра микроэлектроники.
Результатом посещения КБ-2 Хрущевым был выпуск буквально через месяц (беспрецедентный срок!) постановления ЦК КПСС и СМ СССР о строительстве Научного Центра микроэлектроники в Зеленограде и организации ряда филиалов в Киеве, Минске, Риге, Вильнюсе и др. Создание Научного центра и мощный импульс в развитии микроэлектроники, последовавший за его появлением в 70-80-е годы, по-видимому, являются самым выдающимся вкладом Староса и Берга в микроэлектронику и вычислительную технику в СССР.

После конфликта с партийным руководством Ленинграда (1970-е гг.) уехал во Владивосток, где создал новое направление в электронике. В самом начале 1974 года Филиппа Староса утверждают членом президиума ДВНЦ.
В Институте автоматики и процессов управления (ИАПУ) ДВНЦ АН СССР под его руководством были развернуты исследования по созданию технологии управляемого роста микроэлектронных полупроводниковых структур, по алгоритмизации и программированию систем искусственного интеллекта. Он создает отдел искусственного интеллекта и начинает работы по созданию «куба памяти» в кремниевой матрице - системы, которая должна была приблизиться по своим возможностям к мозгу человека.

Сразу же профессор озаботился кадровым резервом. Он «пробил» открытие на физфаке ДВГУ кафедры микроэлектроники и возглавил ее.

Воспоминания учеников Староса.
Александр Саранин: «Направление, заданное Старосом , формулировалось как разработка технологии создания трехмерных или многослойных интегральных схем на кремнии. По тем временам это звучало очень амбициозно, да, пожалуй, и сейчас звучит так же…»
 
Виктор Заводинский: «Он излагал свои идеи по созданию систем искусственного интеллекта… Для меня… его слова звучали как фантастика… Старос во многом предвосхитил идеи наноэлектроники и квантовых компьютеров, возникшие в научном мире много позже».

Но Ф.Г.Старос занимался не только наукой , он открыл английский клуб при филфаке ДВГУ и музыкальный салон (сам играл на флейте, банджо и гитаре). Знакомил коллег со своей богатейшей коллекцией мировой поп и рок-музыки, переводил на русский песни «Битлз» и «Роллинг Стоунз». Старос возглавил библиотечный совет и яхт-клуб ДВНЦ, стал членом правления Дома ученых.
Анна Петровна Старос - так звали в СССР жену Староса, ту самую Кэрол Дэйтон, урожденную Гансен, - с дочерью Кристиной вела на Приморском телевидении передачу «Ду ю спик инглиш?».
Филипп Георгиевич умер в Москве, во время выборов в члены-корреспонденты 12 марта 1979 года. Могила Саранта-Староса на Большеохтинском кладбище. (г. Санкт-Петербург)