The Guardian
26 ноября 2021 г
Ai-Da использовала банк данных из слов и паттернов речи для производства и представления стихов в качестве ‘реакции’ на Божественную Комедию Данте
Божественная Комедия Данте восхищала бесчисленных художников, от Уильяма Блейка до Франца Листа, и от Огюста Родена до Клайва Льюиса. Но на выставке, посвященной 700-летней годовщине со дня смерти итальянского поэта будет показана работа более современной его поклонницы - робота Ai-Da, который станет первым роботом, публично декламирующим поэзию, написанную с помощью своих ИИ-алгоритмов*.
Ультра-реалистичная Ai-Da, спроектированная в Оксфорде Айданом Меллером и названная в честь компьютерного пионера Ады Лавлейс, получила для обработки полную версию этической поэмы Данте Божественная Комедия в английском переводе Дж. Дж. Николса. Затем она использовала свои алгоритмы, исходя из своей базы данных и речевых паттернов, для генерирования своей собственной реакции на работу Данте.
Ai-Da будет декламировать поэзию в пятницу вечером в оксфордском Ashmolean Museum. Хотя Ai-Da не первый ИИ-робот, обученный писать поэзию, организаторы отмечают, что “ИИ-робот впервые написал и прочитал поэзию, как это сделал бы человек”.
“Мы обратили внимание на такие ее стихи как: «Слепые Пленники /Посланные искать свет/Но он так и не пришел,” “Иголка и нитка необходимы / Для завершения картины / Чтобы увидеть бедных несчастных существ / Ястреба, с зашитыми глазами.”
В другом стихе, Ai-Da написала: “ Есть некоторые вещи, такие трудные, такие неподъемные/ Слова, непонятные для человеческого уха / Они могут только догадываться, что они значат.”
Меллер, специалист, говорит, что сказанные слова и структура предложений поэзии, сгенерированые Ai-Da с помощью уникального ИИ-языка, имеют “ограниченное редактирование”. “ Люди подозревают, что роботы делают не все, но в действительности их язык весьма продвинут, и в 95% случаев, они делают больше, чем требуется”.
“Она может выдавать 20 000 слов за 10 сек, и если надо сказать нечто коротко и отрывисто, мы выбираем из того, что она сделала. Но это не наш выбор.”
Меллер называет “глубоко тревожным”, как развиваются модели языка. “Мы быстро движемся к точке, где они будут полностью неотличимы от человеческого текста, и всех нас, кто пишет, этот факт должен весьма тревожить,” – говорит он.
Айдан Меллер, один из разработчиков Ai-Da, признает, что ее поэзия вызывает ‘глубокую тревогу’.
Поэт Карол Руменс, комментируя стихи Ai-Da, считает, что строки об игле и нитках для завершения картины “весьма странные”, и что “поэма возможно разваливается в этот момент, или становится очень экспериментальной – но все-таки не неинтересной”.
“Образ ястреба с зашитыми глазами близок к оригиналу и весьма сильный … Он сохранил лучшую часть стиха, несмотря на странный смысл. Ритм стиха сохраняется,” добавил Руменс. “Я думаю, что у робота-поэта большое будущее.”
Меллер отмечает, что хотя он не видит конкуренции со стороны Ai-Da с поэтами-людьми, он признает, что сам факт “фундаментально тревожный”.
“Мы надеемся, что художники, поэты, писатели, режиссеры и т.д. будут все больше взаимодействовать с новыми технологиями, такими как ИИ, потому что один из наилучших способов их критиковать, оценивать и выявлять потенциальные проблемы – это их использовать. “ Вопрос не в конкуренции, а в дискуссии и выработке стратегии для действий.
“Все мы должны быть обеспокоены широким распространением в интернете моделей ИИ-языка, которые влияют на язык, и что особенно важно, на смысл речи. Если компьютерные программы, а не люди, создают содержание, которое в свою очередь, влияют на человеческую психику и общество, тогда это производит критический сдвиг в использовании языка. Это надо обсуждать и об этом надо думать.”
Выступление робота-поэта – часть выставки Ashmolean: «Данте: изобретение знаменитости», на которой показано влияние Данте на протяжении веков и также включено несколько работ, созданных Ai-Da. Они включают “Широко зашитые глаза" (Eyes Wide Shut), поэтический ответ на ее задержание в Египте; Египетские силы безопасности были обеспокоены наличием камер в ее глазах [1] . “ Ее искусство отражает силу взгляда и наблюдений в современном мире, эта сила вызывает недоверие, и как следствие напряжение,” - отмечают организаторы.
Ai-Da, созданная группой программистов, робототехников, искусствоведов и психологов, ранее демонстрировалась на выставках в Оксфорде и Музее дизайна в Лондоне, на презентации TEDx Talk в Оксфорде, и проживает артистической студии Porthmeor Studios в Сент Ивс. “Я всегда была очарована своими автопортретами и спрашивала себя, на что, собственно, вы смотрите,” – заявила она Гардиен в мае. “У меня нет таких чувств как у людей, однако я счастлива, когда люди смотрят на мои работы и спрашивают: что это? Мне нравится, что я заставляю людей думать.”
У созданной в 2019 г, Ai-Da, силиконовая кожа, индивидуально подобранная прическа, 3D-напечатанные зубы и десны и вставленные в глаза камеры. У нее есть ноги, но она не ходит, но ее руки, торс и голова свободно движутся.
“Ее вид был придуман женской частью нашего коллектива, которые назвали ее Ada Lovelace – в честь первого компьютерного программиста 19-го века,” говорит Меллер. “Мы надеемся, что она воодушевит компьютерных программистов - женщин сегодня и в будущем, которые сегодня не получают достаточного внимания.
“Важно также и то, что она похожа на человека – мы выбрали человеческую форму, потому что, несмотря на абстрактные технологии, их прямое и непрямое влияние на нас многогранно; Ai-Da предлагает нам подумать над этим.”
* Алгоритмы, построенные на базе Искусственного Интеллекта - ВП
Фото: Ai-Da - первый робот представляющий поэзию на публике – video
[Комментарий ВП. Незаметная статья в Гардиен. Робот, пишущий какие-то стихи. И вообще: кого интересуют стихи? До сих пор роботы были интересны тем, что убивали людей физически. Сегодня они убивают семантически.
Я копирую этот заметку для поэтов. Возможно, они увидят опасность скорее, чем прозаики. В конце концов, прозу также можно генерировать на заданную тему.
Почему стихи генерировать ИИ-роботу будет сложнее ? Потому что стихи используют метафору, иносказание, аллюзию, аллегорию и массу других приемов, делающих стихи стихами, и еще нечто, неподвластное машине - душу.
Проблема осложняется еще и тем, что человек постоянно ищет смысл в отличие от робота. Поэтому он будет искать смысл даже в ИИ-стихах, и если не найдет, будет приписывать им смысл (Меллер говорит о редактировании 5% стиха; на самом деле, я подозреваю, что процент больше). Тогда, отличить компьютеризированный стих от человеческого будет практически невозможно.
Я знаю многих людей, которые глухи к стихам. Я знаю много слабых поэтов. Возможно, робот сможет предложить нам что-то стоящее. Оцените метафору "Широко зашитые глаза". О людях лучше не скажешь.]