О повести Мариэтты Шагинян Лето в Баббакуме

Зера Черкесова Новеллы
Перечитала одну из последних работ Мариэтты Шагинян:милую спокойную маленькую документальную повесть "Лето в Баббакуме", из "Зарубежных писем" писательницы. В этой части английских писем, Мариэтта Сергеевна рассказала о том, как отдыхала в английской деревушке с названием Баббакум на английском курорте — в той его части, что доступна людям с небольшими доходами, снимая комнату в частной гостинице. По ходу рассказа мы узнаём немало занятных и порою поучительно-небесполезных сведений страноведческого характера, но всё это отнюдь не  в виде путеводителя, а так естественно вплетенное в ткань повествования, что мы не замечаем, что это сведения о быте и современных реалиях страны.

 Мариэтта Шагинян — мастер путевого очерка.
 
Близкая тема:глава из чехословацких писем М.Ш. "Марианские Лазни", одна из лучших глав в превосходной книге "Зарубежные письма".
Объединить обе главы, и выписки с комментариями.
Да, и превосходный "Карело-финский дневник" очерков о Советской Карелии, а "Путешествие по советской Армении", толстую книгу, я еще не читала.

Не в тему путевых очерков, но очень важная работа М.Ш., переведенная на 12 языков - статья, довольно обьёмистая, с названием "Не утопия, а реальный опыт" - в котором Мариэтта Шагинян, уже в почтенных летах, доказывает на редких материалах, что идеи коммунизма возникли гораздо раньше 19в. и опыты построения таких обществ, отнюдь не утопичны, а имели место в истории, но это малоизвестно.
У Мариэтты Шагинян я применила ряд важных стилистических приемов. В частности, обильное использование длинных тире, прием по несколько тире на один длинный заковыристый абзац. Она не боялась запутаться в этих тире и запятых, очень сложных и длинных предложениях, которые могут начинаться вначале страницы и дойти до её трети. Но парадокс:легкость письма ей не изменяет. Как и чтения. Поразительная текучесть изложения, слога, словно река.

 
М.Ш. один из лучших писателей-стилистов, каких я читала. Я многому у нее неосознанно в том числе и сознательно училась с студенческой поры и учусь доныне. Как писательски, так и в каких-то общечеловеческих темах.
Мне было бы интересно например получше понять эволюцию религиозных взглядов М.Ш.

 
По части широты познаний и энциклопедичности, Мариэтте Шагинян вообще мало кто в советской литературе может быть поставлен вровень. Это какой-то клондайк и фейерверк знаний и умения этими познаниями распорядиться, как писателю, что еще важнее.
 
И до глубокой старости не прекращала учиться, учить языки, путешествовать даже в самых преклонных летах и писать, писать...И много ходить. Она выработала свой стиль жизни и писательства, и у нее есть чему поучиться.
 
 Фото:лучшая писательница Мариэтта Шагинян - в старости, как ни удивительно это покажется кому-то. Но ей был отмерена долгая и в целом успеная жизнь при наличии у нее неиссякаемого интереса к жизни,  так что развивалась она как писатель не спеша, разносторонне, основательно. Вызревая, как хорошее вино. Прошу прощения за это банальное сравнение. Её ранняя проза, и проза средних лет, на мой взгляд ещё не так изумительна, хотя писала она всегда хорошо и интересно, но стилистически её вершина, это проза старости и даже глубокой старости, образчик которой - вот эта глава "Лето в Баббакуме", - когда всё лишнее, наносное, ухудшающее, а не улучшающее стиль и замысел произведения, — всё это ушло, остался чистый родник превосходной русской прозы конца 20 века.

На фото Мариэтта Сергеевна напоминает Надежду Константиновну Крупскую по тому как одета, хотя черный сарафан на белую блузку был нередок даже в мору моего детства, когда именно так одевалась наша нестарая ещё учительница начальной школы.
Потом эти сарафаны напрочь исчезли, изменились моды, достаток. Но память детства и наши учителя с нами остаются и посему воспроизвожу эту фотку - тем более, что считаю давно Мариэтту Шагинян своей литературной учительницей в кругу любимых писателей.
 Длинный свисающий по платью шнур - идет от слухового аппарата, ведь большую часть жизни, с 8 класса, она страдала прогрессирующей глухотой, а первые слуховые аппаратиы появились лишь в 60-е годы 20в., а до того она так и работала разъездным корреспондентом "Известий"(!), будучи практически глухой и прося интервьюируемых что есть мочи кричать ей в уши. Такова сила мотивации, не в пример иным..
Другие мои публикации см в папке "Мариэтта Шагинян".

http://stihi.ru/2022/05/06/5527
О повести Мариэтты Шагинян Лето в Баббакуме

http://stihi.ru/2022/04/05/5868
Как стать умнее, или Вольтер Мариэтты Шагинян

http://stihi.ru/2020/07/14/6324
Серебряный век. Стихи Мариэтты Шагинян. Завязь

http://stihi.ru/2020/07/10/5654
Серебряный век. Стихи Мариэтты Шагинян. Утешения

http://stihi.ru/2015/05/30/3268
Серебряный век. Стихи Мариэтты Шагинян. "Путём зерна"

http://stihi.ru/2015/05/30/3188
Серебряный век. Мариэтта Шагинян. Стихи. "Комета". А также "К Армении".
 

http://www.stihi.ru/2013/02/16/2725
Личность и феномен Мариэтты Шагинян

http://stihi.ru/2022/03/06/7728
Турниры. Ода времени М. Шагинян-и моя версия, ч.1