Princesse Nocturne. Стихи Пушкина о Е. Голицыной

Зера Черкесова Новеллы
Princesse Nocturne. Стихи Пушкина о Е. Голицыной 
Портрет кисти Иосифа Мария Грасси, австрийского портретиста первой половины 19в.
Княгиня Евдокия или Авдотья Голицына, известная в истории как "Княгиня Полночь", или по-французски Princesse Nocturne.

«princesse Nocturne»

Моя маленькая пушкиниана, однако, расширяется в тематике и сюжетах, покуда я сама читаю Пушкина и делюсь с вами, любезный Читатель!
Ссылки см под статьей.
Эта статья в сборник моей маленькой пушкинианы.

С детских лет я помню образ Княгини Полночь:узнав о ней из книги "В садах лицея. На брегах Невы", о лицейских и юношеских годах Пушкина.
Интрига Княгини Полночь усилилась недавно, когда я я узнала, что она была личностью незаурядной, а не только хозяйкой модного петербургского Салона. И об этой забытой личности Золотого века хочу написать. А для начала взглянем на ее портрет, почитаем стихи Пушкина.

Вот что о ней сообщает энциклопедия, Википедия в наше время:

"Днём Евдокия Ивановна спала, а к полуночи в доме её на Миллионной улице под № 30, а летом на даче её, на Неве, собирался избранный кружок её друзей. Салон Голицыной посещали все знаменитости того времени, как приезжие, так и отечественные. Среди них были А. С. Пушкин, В. А. Жуковский, Н. М. Карамзин, К. Н. Батюшков, князь П. А. Вяземский. Беседы у княгини отличались большой свободой и непринуждённостью. Хозяйка принимала своих гостей в одеждах, стилизованных под картины древнего Рима.  Что выказывало богатую фантазию хозяйки Саллона и ее неординарность, как личности.

Князь П. А. Вяземский:

"Княгиня Голицына была в своё время замечательная и своеобразная личность в петербургском обществе. Она была очень красива, и в красоте её выражалась своя особенность. Не знаю, какова была она в первой своей молодости, но и вторая, и третья молодость её пленяли какою-то свежестью и целомудрием девственности. Чёрные, выразительные глаза, густые тёмные волосы, падающие на плеча извилистыми локонами, южный матовый колорит лица, улыбка добродушная и грациозная: придайте к тому голос, произношение необыкновенно мягкое и благозвучное… вообще красота её отзывалась чем-то пластическим, напоминавшим древнее греческое изваяние. В ней ничто не обнаруживало обдуманной озабоченности, житейской женской изворотливости и суетливости. Напротив, в ней было что-то ясное, спокойное, скорее ленивое, бесстрастное.

В 1817—1820 годах молодой Пушкин, Александр Сергеевич часто посещал салон «Ночной княгини». Карамзин о пылкой страсти Пушкина писал следующее: «Поэт Пушкин у нас в доме смертельно влюбился в Пифию Голицыну и теперь уже проводит у неё вечера: лжет от любви, сердится от любви, только еще не пишет от любви…»

Известны три стихотворения Александра Сергеевича, посвященные княгине Голицыной.
Все три великолепны. Пушкин! И притом уже хрестоматийно-известны.
Например, эти строчки:

Кто раз любил, уж не полюбит вновь;
Кто счастье знал, тот не узнает счастья,
На краткий миг блаженство нам дано:
От юности, от нег и сладострастья
Останется уныние одно.

Но мне нравится третье из приведенных здесь:"Краёв чужих неопытный любитель
И своего всегдашний обвинитель".  Краев чужих неопытный любитель - это хрестоматийная, часто в самых разных контекстах приводимая строка из Пушкина. Акцент здесь, полагаю, следует делать на "неопытный" — мы все поныне неопытные любители чужих краев и всегдашние обвинители своих родных пенатов.
Ничего не изменилось.
Ну а как посвящение даме - можно ли придумать лучшее?!! "И примирён с Отечеством своим"! Это больше чем галантность, но искреннее и неподдельное восхищение!  Причем ведь не одной красотой -  Пушкин был пленён и личностью! Он называет её "гением" - если буквально вчитаться в стихотворение.


«К ***» :

Не спрашивай, зачем унылой думой
Среди любви я часто омрачен,
Зачем на все подъемлю взор угрюмый,
Зачем не мил мне сладкой жизни сон;
Не спрашивай, зачем душой остылой
Я разлюбил веселую любовь
И никого не называю милой:
Кто раз любил, уж не полюбит вновь;
Кто счастье знал, тот не узнает счастья,
На краткий миг блаженство нам дано:
От юности, от нег и сладострастья
Останется уныние одно.

Второе было приложено к оде «Вольность» в 1819 году:

Простой воспитанник природы,
Так я, бывало, воспевал
Мечту прекрасную свободы
И ею сладостно дышал.
Но вас я вижу, вам внимаю, —
И что же?.. Слабый человек!..
Свободу потеряв навек,
Неволю сердцем обожаю.

Третье «Краёв чужих неопытный любитель…»:

Краёв чужих неопытный любитель
И своего всегдашний обвинитель,
Я говорил: в отечестве моём
Где верный ум, где гений мы найдём?
Где гражданин с душою благородной,
Возвышенной и пламенно свободной?
Где женщина — не с хладной красотой,
Но с пламенной, пленительной, живой?
Где разговор найду непринуждённый,
Блистательный, весёлый, просвещённый?
С кем можно быть не хладным, не пустым?
Отечество почти я ненавидел -
Но я вчера Голицыну увидел
И примирён с отечеством моим.

Продолжение следует.

Я ищу сочинения самой Голицыной.

Приведу еще одно высказывание:

"В 1830-х годах Голицыну у князя В. Ф. Одоевского встретил В. В. Ленц и описал её так:
Старая и страшно безобразная, она носила всегда платья резких цветов, слыла учёной и, говорят, вела переписку с парижскими академиками по математическим вопросам. Мне она показалась просто скучным синим чулком.

В 1840-х годах Евдокия Ивановна уехала в Париж. Там она продолжала свои философско-математические занятия, увлекалась по-прежнему и литературой. А. И. Тургенев, посетивший Голицыну в 1844 году в Париже, сомневался в нормальности её умственных способностей, к тому же время сделало своё дело; оно не пощадило и её красоты, превратив «небесную» княгиню в «страшную» старуху. Под старость Евдокия Ивановна отличалась большой набожностью".

 Конец цитаты

"Скучный синий чулок" - это правильно! Мужчины таких боятся. Значит, у нее есть что почитать. К тому же она была, судя по всему, славянофилка и русофилка, хотя писала на более удобном ей французском.
Колоритная личность.

http://stihi.ru/2022/09/20/5893
Аврора К. Брюллова. Кому принадлежит Искусство

Или:
Как Г.Вишневская отбила у Третьяковки Аврору Брюллова

Которая на ваш вкус прекраснее? Обе, конечно. Но Голицына была еще и ученой дамой, а это редчайший эксклюзив, нечастый и в наши дни. Даже с учеными степенями - истинно умных и образованных женщин-мыслителей на век раз, два, и обчёлся. Проще, конечно, наклеить ярлык "скучного синего чулка" и запихать в подсобки истории. "Падчерицей истории" назвал кто-то Женщин, женский пол, как таковой. Имея в виду как мало женщинам дозволялось присутствовать в истории культуры.

20/09/2022

http://stihi.ru/2022/09/20/7307
Princesse Nocturne. Стихи Пушкина о кн.Е.Голицыной

А любезному читателю представляю на суд свои статьи моей пушкинианы, которая, как я надеюсь, еще будет продолжена, ведь еще столько всего!
 

См. также ранее написанное мной, о атмосфере пушкинской эпохи, о роковой дуэли поэта - в статьях "моей маленькой пушкинианы:

http://www.stihi.ru/2014/12/27/6238
Жизнь в стереоскопе. Пушкин в переписке Карамзиных
С портретом Софьи Карамзиной.
В статье о находке в Тагиле, в бывших имениях Демидовых интереснейшего альбома семьи Карамзиных. На основе повести Ираклия Андроникова "Тагильская находка". Тема этой статьи также связана с Нижним Тагилом, с портретом Авроры Шернваль-Демидовой-Карамазиной.

27/12/14
Натали. Роковая муза поэта. Тайна пушкинской дуэли.

илл.:Natalia Nikolaevna Pushkina-Lanskaya 1849
Портрет кисти Ивана Макарова, российского живописца-портретиста.
Как сообщает о художнике сайт  Энциклопедии, Словари, откуда взята эта репродукция-"Многочисленные портреты, вышедшие из-под кисти Ивана Макарова, вообще отличаются приятным колоритом и щегольским приемом письма, но не строги в отношении рисунка".

http://www.stihi.ru/2015/06/07/9530
Рецензия, оставшаяся без ответа Царь, Поэт и Натали
(с великолепным портретом Натальи Александровны Пушкиной-Дубельт, предполагаемой дочери Николая Первого и Натальи Гончаровой-Пушкиной)
 
http://stihi.ru/2017/11/19/636
Верлибры Лермонтова. Стихи о фрейлине Бартеневой

20.09.2022 21:56


https://zera-cherkesov.livejournal.com/285420.html