Сижу в одной из забегаловок
На Fifty-second Street
Испуганный, растерянный,
Все умные надежды прошлых лет
Ушли, их больше нет;
Над яркими полосками земли
Кружатся волны страха, гнева,
Затмившие наше приватное
житьё;
Невыразимый запах смерти
Отравил сентябрьские дни.
История дотошно может
Изучить все искажения от
Лютера до наших дней,
Доведших до безумия культуру,
Узнает, что случилось в Линце,
Какой чудовищный имаго
Был у психопата-бога**:
Узнает все, чему сегодня учат в школе:
Те, кто хлебнул от зла,
Ответят злом.
Сбежавший в ссылку Фукидид***
Знал все, что можно рассказать
О демократии, и что диктаторы
Болтают чепуху
Могилам пыльным; Возрождение
закончилось,
Пришла привычка боли,
ХАос и несчастье,
Мы снова их должны прожить.
В этом нейтральном месте, небоскребы
Слепо кричат о Силе Коллектива,
Тщетно превозносят
Конкуренцию:
Но долго жить нельзя
В эйфОрии мечты;
Из зеркала на нас глядят
Лицо империи и свора преступлений.
Лица за стойкой бара
Цепляются за неприметный день;
Где фонари и музыка,
Где конференции планируют
Обставить форт красиво;
Пока мы слепы, где мы есть,
Потерянные в мире,
Испуганные дети,
Несчастные и злые.
Милитаристская изысканная брань
Важных Персон
Не та груба как наш язык:
Что написал Нижинский (сумасшедший)
О Дягилеве, остается верным****;
У каждой женщины и каждого мужчины есть злая кость,
Они хотят, чтобы любили только их
(не признавая никакой другой любви)
Из глубины консервативной мглы,
В этическую жизнь
Приходит обыватель,
Заявляя:
«Я буду верным мужем, посвящу себя работе»,
И боссы продолжают вещевать:
Кто может их освободить?
Кто достучится до глухих?
Кто будет говорить вместо немых?
Все, что имею – это голос,
Для вскрытия закрытой лжи
В мозгу у человека улицы
И лжи авторитетов, здания которых выше облаков:
Нет Государства и никто
Не может жить один;
Не выбирает голод граждан;
Мы полюбить должны друг друга
или умереть.
Наш мир с приходом ночи
Беззащитен ото лжи;
И, все-таки,
Иконы света
Разбросаны везде,
Горят, где Справедливость
Поднимает голос;
Смогу ли я быть с ними заодно,
Как Эрос или пыль,
Обложенный
Отчаяньем и отрицаньем,
И отвечать огнем?
* * *
September 1, 1939
Примечания ВП
* Название поэмы Одена связано с датой вторжения Гитлера в Польшу. Эта дата принята в качестве начала Второй мировой войны.
** Психопат-бог - Адольф Гитлер, проведший свою юность в Линце; имаго - образ.
***Фукицид (c.;460 – c.;400 BC) афинский историк и генерал, отец школы политического реализма
**** Здесь Оден намекает на выдержи из дневника Нижинского в отношении Дягилева, русского импрессарио, у которого 19-летний Нижинский был любовником и которого он сделал звездой русского балета. Пять лет спустя, когда Нижинский решил жениться на Ромоле Пульской, Дягилев выгнал его из балетной труппы.