Рецензии на произведение «Портрет Пророка в молодости»

Рецензия на «Портрет Пророка в молодости» (Марк Шехтман)

"...А толпа позади
тащит ропот и ложь..."
Ваши стихи, уважаемый Марк,
перекрывают дыхание.
В них - миры.
Как с размаху налетаешь на верстовой
столб с указателями...

Ведь ваш Моисей - это персонифицированное человечество.
Эта толпа с ропотом и ложью - это же все наши догмы, заветы, скрижали, кредо, все самообманы, на которых мы как калека костыляем сами не зная куда.
Не готовые ни к чему.
Это - в одном человеке -
его страхи и грехи...

Какая-то супер-глубина.
Ваша поэзия как будто раскрывает толщи породы, на которой мы все стоим...вроде бы.
Вроде бы знаешь эту землю,
а посмотришь через вашу призму мировосприятия- и ничего не знал, оказывается!
Кольская сверхглубокая скважина...
И что мы в ней понимаем...

Марина Ососова   14.01.2024 22:08     Заявить о нарушении
Мне почему-то кажется, Марина, что Вы филолог. И если я прав, Вы хороший филолог. Или одарены от природы способностью видеть за текстом не только образы, но и события в их причинно-следственной связи. Вы меня удивили. Спасибо.

Марк Шехтман   14.01.2024 22:46   Заявить о нарушении
Я геофизик. А филолог моя мама была, вообще я из семьи учителей.
И крестьян, со стороны отца.
Такой получился сплав крестьянской приземлённости, рационализма и практицизма с...😀, с полётами во сне и наяву.
Знать и понимать основы (или хотя бы стараться понять!)- база сибирского мировосприятия и гарантия выживания.
😊😊🙂,
так что моя заслуга невелика, всё от предков, их труд, их вклад.
Спасибо Вам большое за такие проникновенные слова, 🙏,
Неизменная поклонница Вашего великого таланта

Марина Ососова   15.01.2024 08:12   Заявить о нарушении
Рецензия на «Портрет Пророка в молодости» (Марк Шехтман)

Гранитно спрессованы тени людей
Скри жальной судьбой патриарха
И в каждом кристалле сиянье идей -
Что Род не исток олигарха.

О чём думал Чехов по капле раба
В себе из себя изгоняя?
Харизма в спектаклях искусства права -
Род знает - Светила и в пятнах сияют

И раб, как Светило сиять обречён
Из протуберанцев рождаясь,
В потоках сознанья, пройдя Рубикон,
И в Цезаря стон воплощаясь.

Изменчив наш мир и парады планет
Нам шлют, то короны, то света сонет.

Владлен Кешишев   19.06.2020 11:23     Заявить о нарушении
Всем бы таких читателей...
Спасибо, Владлен!

Марк Шехтман   18.06.2020 19:31   Заявить о нарушении
Рецензия на «Портрет Пророка в молодости» (Марк Шехтман)

Спасибо, Марк! Как это верно с неготовностью.

С благодарностью,

Наталья Данилова Кусова   02.01.2019 08:03     Заявить о нарушении
Как удачно, Наталья, что наши мнения совпадают!

Марк Шехтман   02.01.2019 11:47   Заявить о нарушении
Рецензия на «Портрет Пророка в молодости» (Марк Шехтман)

Но именно у Моше с Богом разговора, беседы, диалога - не получилось! Гневливый Господин указывал и приказывал, а человек подчинялся.
Марк .эта фраза в ответе Михаилу Моставлянскому меня насторожила,хотя стихотворение в целом мне понравилось,несмотря на "неготовность",которую Вы приписали Моше.И вот почему насторожило.Написано,что Моше удостоился самого высокого звания,которое когда-либо может удостоится смертный.Не вождя,не царя,не пророка.
כי עבד נאמן קראת לו
Моше удостоился звания "верного раба",который беспрекословно выполняет все приказы господина,несмотря на "дурное начало",которое в нем бурлило сильнее,чем в любом другом.
И это называется "не получился диалог"?!
Я уже многие годы пытаюсь соблюдать заповеди,но ,когда меня тянет дурное начало,становлюсь "себе на уме".Моше это начало фактически упразднил.Поэтому представить себе человека ,более "готового" к тому поприщу,которое ему было предназначено,трудно.
Поэтому я на это скорее обратил внимание ,чем на замечательные строки,которых в Вашем стихотворении в изобилии.
"кровавыми волнами Нил потечет",
"сотни тысяч гододных,измученных ртов,из которых не сделать свободных людей"итд.
Может быть,Вы имели в виду "неготовность"стать вождем и пророком,которую Моше сам себе приписывал в силу скромности.Но из стихотворения это органично не вытекает.
В любом случае,Ваши стихи читать всегда интересно ,и трудно их обойти вниманием.

Графман Леонид Давидович   12.09.2018 21:16     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Леонид.
Безусловно, Вы начитаны в Торе. Но я рассуждаю очень просто: если бы Моше был готов к своей миссии, то ему не нужен был бы глас Божий, повелевший ему стать защитником своего народа.
Но в другом вопросе я не согласен с Вами самым коренным образом. Мне не нравится, что для Вас высшая ступень значимости человека заключается в его беспрекословном рабстве перед Богом. Я всегда считал, что именно иудаизм позволяет верующему сомневаться во всём и порой даже в справедливости Божьих положений. Ведь не случайно Иову удалось указать Всевышнему на чрезмерность тех страданий, которые он претерпел по воле Бога. И Бог признал справедливость человека. Похожим образом и Авраам уговаривает Бога не быть столь беспощадным и пощадить многих грешников ради нескольких праведников, живущих среди них.
Иначе говоря, и Иов, и Авраам ведут себя перед Богом не как рабы, а как люди, способные критически осмысливать даже указания Всевышнего. Рабы на это не способны.

С уважением,

Марк Шехтман   12.09.2018 22:31   Заявить о нарушении
Марк.Приведенные Вами примеры "своеволия" Иова и Авраама-далеко не единственные в Торе.Еще более разительный пример с главным рабом Моше,который вначале отказывался выводить евреев из Египта,затем категорически возражал против решиния Всевышнего уничтожить еврейский народ и из самого Моше сделать новый.Более того,Моше "не отпускал" Всевышнего,пока тот не отменит своего решения.А это будет покруче,чем сетования Иова и заступничество Авраама за жителей Сдома.И тем не менее Моше назван "верным рабом", поскольку истинное рабство в иудаизме предполагает не слепое исполнение приказов,а освобождение от диктата дурного начала и всевозможных желаний(даже вопреки логике)для того,чтоб жить по вере.Тот же самый Авраам,который хотел спасти Сдом,не стал возражать против повеления поднять любимого сына на жертвенник,а только сказал הינני
что является выражением готовности(Раши).
Если вы получаете приказ от Силы,которая является абсолютной истиной,то надо научиться быть рабом этой Силы,а не собственных желаний.

Графман Леонид Давидович   12.09.2018 23:30   Заявить о нарушении
Тогда мы с вами, Леонид, по-разному понимаем слово "раб".
Впрочем, само понятие веры тоже нуждается в критическом уточнении и даже в обосновании того, правомерно ли само это понятие.

Марк Шехтман   13.09.2018 00:19   Заявить о нарушении
Рецензия на «Портрет Пророка в молодости» (Марк Шехтман)

Это стихотворение, Марк, уже сорвало все свои читательские призы, и мне нечего добавить в копилку )) Но порадовало оно тем, что подтвердило мои давние мысли: Моше РОДИЛСЯ Моше. И плата за пророчество непомерно велика. Я бесконечно завидую Моисею - он разговаривал с Творцом פנים אל פנים, хотя не удостоился узреть Божий лик...
С уважением,
М.М.

Михаил Моставлянский   09.07.2018 11:46     Заявить о нарушении
Михаил, нет у меня мечты выше, чем поговорить с Ним. Но именно у Моше с Богом разговора, беседы, диалога - не получилось! Гневливый Господин указывал и приказывал, а человек подчинялся. Но одна, хотя и великая, польза от такого разговора есть: человек убедился, что Бог, даже гневный и непостижимый, - всё же не миф и не выдумка! - а значит, бессмертна душа, и жизнь имеет смысл, и есть на кого надеяться...

Ваш

Марк Шехтман   09.07.2018 12:49   Заявить о нарушении
Поговорим - после 120 ))

Михаил Моставлянский   09.07.2018 13:21   Заявить о нарушении
Рецензия на «Портрет Пророка в молодости» (Марк Шехтман)

Легкая поступь стиха и глубина мысли.
Так бы я определила коротко Вашу поэзию, Марк.

Такую этическую дилемму высветили
и так по-человечески её прочувствовали и разрешили,
что тема, которая была от меня далека-далека,
вдруг стала моею и "за горло взяла".
Ибо о моисеях и немоисеях писано.
И с вопросом к каждому: готовы ли мы к своему подвигу.

Даже строка: "Ты прошепчешь во тьму угасающих глаз:",
кажущаяся поначалу "смысловой неправильностью",
расширяет смыслы безмерно.
Ведь возможно, что для умирающего
угасают глаза Бога, того, что напротив и отдельно,
так как душа соединяется с ним.

P.S. В строке:
"Ты бредёшь по тропе, еле видной,",
очевидно, пропущено слово "вдали".

С уважением и наилучшими пожеланиями,

Татьяна Иванова 46   03.10.2017 18:02     Заявить о нарушении
Татьяна, я благодарен Вам за добрые слова, написанные с пониманием смысла и чувства моего стихотворения!
Спасибо и за то, что обратили внимание на пропущенное слово, - только там должно стоять не "вдали", а "в пыли". У меня есть плохая привычка периодически возвращаться к стихам и что-то в них изменять. Я помню, что хотел что-то отредактировать, потом вернулся к исходному варианту, а строку не дописал:)))

Ваш

Марк Шехтман   03.10.2017 18:48   Заявить о нарушении
Да, "в пыли" лучше.

Творческого вдохновения и прекрасных тем!

Татьяна Иванова 46   03.10.2017 20:09   Заявить о нарушении
Рецензия на «Портрет Пророка в молодости» (Марк Шехтман)

Ну, что еще можно добавить, Марк, ко всем тем отзывам, которые оставили Ваши восторженные читатели? Возможно, и повторю уже сказанное другими: тонкая, глубокая поэзия. Рада, что набрела на это стихотворение. Тут без мистического шепота свыше точно дело не обошлось.
С уважением,

Галья Рубина-Бадьян   19.07.2017 21:45     Заявить о нарушении
Спасибо, Галя!
Я очень рад.

Ваш

Марк Шехтман   20.07.2017 11:26   Заявить о нарушении
Рецензия на «Портрет Пророка в молодости» (Марк Шехтман)

Марк, я прочла два стиха, и у меня шок, потрясение. Это-то что-то! Снимаю шляпу и низко кланяюсь... Помолчу. Просто занесу в избранные и буду читать. Несказанно рада, Вы даже не представляете, что для меня значит знакомство с Вами, благодарение Зинаиде Палайя

Ирина Каретникова-Смоленская   10.06.2017 09:38     Заявить о нарушении
Я очень рад, Ирина, что мои стихи находят в Вас такой отклик!
Спасибо!

Марк Шехтман   10.06.2017 18:09   Заявить о нарушении
Рецензия на «Портрет Пророка в молодости» (Марк Шехтман)

С поклоном к Вам, Поэт!

Нина Юрьева   17.09.2016 22:06     Заявить о нарушении
Спасибо!
Надеюсь, что Вы хоть немного правы насчёт "поэта"!

Марк Шехтман   17.09.2016 22:32   Заявить о нарушении
Рецензия на «Портрет Пророка в молодости» (Марк Шехтман)

Марк, поздравляю! Изумительное произведение во всех отношениях. Область Веры в поэзии - вещь ответственная. Нет Бога в сердце - напрасный труд. Вы справились с поставленной целью блестяще.
С глубоким уважением.
Павел

Павел Прагин   18.06.2016 22:55     Заявить о нарушении
Павел, Ваши рецензии сложны, содержательны и эмоциональны. В них есть поэзия.
Спасибо!

С уважением,

Марк Шехтман   18.06.2016 23:20   Заявить о нарушении