Рецензии на произведение «В электричке. Синь сентября дробя, озноб беды...»

Рецензия на «В электричке. Синь сентября дробя, озноб беды...» (Анна Германова)

Свобода. Свобода. Её проявленье
в цветах, что на даче собрали охапкой;
в мышонке, что ночью принес вдохновенье;
в дожде (том, что «гвоздик с алмазною шляпкой»);

в наивности веры, казалось бы, вредной,
но совесть важнее идейного сора;
в его непорочности гордой и бедной;
в «Рембрандте» с насмешкой «Ночного Дозора»;

в его Афродите, из пены эпохи
восставшей. И пусть обыватель шалеет.
Он видел поэзию в маленькой крохе,
и с вечностью мог провести параллели.

Он звал на природу к себе в воскресенье
взглянуть по-иному на всё, что в привычку.
…И приняли гады его приглашенье.
И сели убийцы в его электричку…

Уважаемая Анна!
Меня зовут Сергей.
Я на днях получил сборник "Поэт года 2013", где есть небольшая моя публикация, открыл наобум и попал на Ваше стихотворение.
Сразу забыл о своём.
Дмитрий Кедрин - моя давняя большая любовь.
Тайна его смерти всегда волновала меня.
В черновиках много на эту тему.

Ваше ярче, поэтичнее.

В некоторых рецензиях обсуждается: могло ли убийство быть заказным?
Думаю,что могло. Так или иначе, были это органы или уголовники( один чёрт..., что "из табакерки тамбура")), считаю это покушением на внутреннюю свободу Поэта и Человека Дмитрия Кедрина.
Они (те и другие) это принять не могли.

С уважением! Сергей.

Коша Сергей Леонович   25.08.2013 00:49     Заявить о нарушении
Спасибо Вам, уважаемый Сергей! У Вас замечательное стихотворение, очень "кедринское"!
Для меня Кедрин начался в детстве "Зодчими". Не так давно узнала, что Андрей Тарковский пришел к созданию своего "Андрея Рублева", находясь под впечатлением от "Зодчих".
Еще раз спасибо Вам за стих!

Анна Германова   26.08.2013 22:47   Заявить о нарушении
Рецензия на «В электричке. Синь сентября дробя, озноб беды...» (Анна Германова)

мы все годами были влюблены в Кедрина , такого тёплого и человечного,Спасибо,за то,что подняли целый пласт воспоминаний.
Остальным стихам тоже очень порадовалась. Марта

Марта Синельникова   02.06.2013 20:48     Заявить о нарушении
Спасибо Вам, дорогая Марта!
Я последнее время нечастый гость на сайте, времени свободного практически нет, но на Вашу страницу всегда захожу с радостью. Ваши "старые письма" возвращалась перечитывать уже несколько раз. Замечательный стих!

Анна Германова   04.06.2013 09:16   Заявить о нарушении
Спасибо Вам, Борис! Очень Вам рада))) Насчет Кедрина - здесь мы с Вами солидарны))) для меня он начался с "Зодчих", как и для многих, наверно. Пока писала этот стих, перелопатила довольно много материалов по Кедрину и с удивлением узнала, что Тарковский задумывал своего "Андрея Рублева", находясь под очень большим впечатлением от "Зодчих".

Анна Германова   25.04.2013 09:06   Заявить о нарушении
Рецензия на «В электричке. Синь сентября дробя, озноб беды...» (Анна Германова)

Отличные стихи! И поэт прекрасный!Что удивительно, я в отроческие годы читал неоднократно со сцены его "Зодчих". Такое мощное стихо! До сих пор декламируя его ощущаю мурашки на спине! Спасибо! За память и чудесные стихи!

Вячеслав Свиридов   23.07.2012 08:49     Заявить о нарушении
Спасибо Вам, Святослав!
Для меня Кедрин тоже начался с "Зодчих", еще в детстве, до сих пор помню наизусть, и до сих пор горло перехватывает, когда читаю.
Рада такому совпадению поэтических пристрастий!
С теплом,

Анна Германова   23.07.2012 11:47   Заявить о нарушении
Рецензия на «В электричке. Синь сентября дробя, озноб беды...» (Анна Германова)

Так приятно, когда встречаются строки о поэтах, казавшихся забытыми.
Кедрин - поэт со своей темой, со своим неповторимым звучанием...
А как его читает Доронина!

Анна, спасибо! :)
Ваша-

Арина Грачёва   24.06.2012 22:16     Заявить о нарушении
Спасибо Вам, Арина!
Мне Кедрин не кажется забытым. Широкой известностью он не пользуется, это да. Но забыть его негромкую лирику, раз узнав, уже невозможно. Кстати, недавно прочла, что с детства мной любимые и наизусть затверженные "Зодчие" вдохновили Тарковского на создание "Андрея Рублева".

Анна Германова   25.06.2012 00:21   Заявить о нарушении
Рецензия на «В электричке. Синь сентября дробя, озноб беды...» (Анна Германова)

+
Стихотворение, как выражался Пушкин, «задирает» читателя, захватывает и несёт его от строфы к строфе… Но, охолонувшись, вспоминаешь, где споткнулся: ушиб побаливает. Чья тут вина – автора или читателя? – трудно сказать. Имею в виду образ «с облатками». Для меня он слепой – не вижу! У Пушкина вижу ясно:

Облатка розовая сохнет
На воспалённом языке –

Татьяна медлит запечатать письмо облаткой, т.е. кружком из клейкой массы или проклеенной бумаги, которым запечатывали конверты.
Как листать облатки, не представляю. Фаянсовые изоляторы на столбах – как облатки?
Зато летящая электричка ощутима, как говорится, до боли. Это необходимое, но внешнее. Главное, что схвачено и остро передано предчувствие беды, чувство обречённости – и это пронзает: роковая для Кедрина электричка! Теперь она Вашими стихами «знобит» и во мне… Спасибо, Анна, за этот «озноб». Он от ветерка вечности.
Но вот беда: на последней строфе стихотворение резко начинает буксовать, хотя, казалось бы, сделано всё для того, чтобы ощутить роковое: рок настиг! Должно произойти короткое замыкание, а его нет. В чём же дело? Во-первых, образ вызывает недоумение: «отброшен на плечо… просвет погон». Кем (чем) отброшен? Предсмертной синевой? Что-то может быть отброшено в сторону, или же отброшены, например, сомнения, или – фигурой отброшена тень, или, наконец, могут быть отброшены копыта. А тут? Право, слишком для меня заковыристо. И «чёрт из табакерки» (пусть даже – табакерки тамбура!) не устрашает, потому что знаю (зарублено в памяти!) безобидного «чёртика из табакерки». Пугаете чёртом, а мне не страшно! Во-вторых (пока буксует образ, поразмышляем), вероятность такого заказного убийства не столь велика, как нам кажется сегодня. Оно не в стиле той эпохи. Расправлялись тогда с неугодными (а часто и с «угодными», но угодившими в капкан), как правило, по всем правилам (простите за каламбур!) юриспруденции. Выколачивали, например, признание в шпионаже, а затем (по приговору!) расстреливали. Или же, как с Николаем Заболоцким, не сумев выколотить расстрельное признание, его всё равно упекли «за контрреволюционную троцкистскую деятельность». Или, наконец, как с Анной Ахматовой и Борисом Пастернаком: им устроили убийственную обструкцию. В «самом справедливом государстве» только так и должно было быть. Иначе бы и с Шаламовым, и с Заболоцким, и с тысячами других расправлялись по указанной Вами схеме. Другое дело, что в электричке могли пересечься пути чекистов (Кедрин замечал за собою слежку) и уголовников, но чекисты, конечно же, за поэта не заступились – остались наблюдателями. И ещё о стихотворении. «Окно трамвая» (из эпиграфа) глубоко не взрезает тему – окно электрички подошло бы лучше. Но тут ничего не поделаешь: другого окна, к сожалению, нет. Сожалею также, что не знаю, откуда цитата в третьей строфе (такого стиха у Кедрина не встречал), но слова её – роковые. Т.е. и этот «штрих» устремляет к роковому финалу, но только финал не разрешается (возможно, только для меня!) катарсисом. Видимо, не столь чуткий, как предыдущие «рецензенты», читатель: не ощутил «хлада тонка»! Однако труд Ваш оценил высоко. Если бы тема не была мне близка (Дмитрий Кедрин давняя моя любовь!), а Ваше стихотворение считал безнадёжным, то никогда бы, Анна, не взялся за столь обширный отклик. И последнее. В Лосинке (у станции) я прожил более 30-ти лет, и ж/д мне хорошо знакома (была дача в Струнино), а в Тарасовку (ст. Тарасовская) не раз ездил поваляться на берегу Клязьмы… Места, как говорится, роднее некуда.

С благодарным поклоном,

Георгий Куликов   14.06.2012 19:26     Заявить о нарушении
Георгий, спасибо Вам за такой подробный и интересный отзыв!
Облатки бывают не только почтовыми, для заклейки писем, но и другие:
"Облатка (лат. oblatio − приношение, предложение, дар; в русском через средневерхненемецкий) — тонкий листок выпеченного пресного теста, наподобие вафли. Облатка (гостия, хостия) - евхаристический хлеб латинского обряда.
Изготавливаются в виде листка круглой, прямоугольной или иной формы, как правило, с тиснеными изображениями на рождественские темы или христианскими символами.
Традиция благословлять в Сочельник Рождества Христова облатку (рождественский хлеб) и делиться ею существует среди ряда католических народов восточной Европы: словаков, поляков, литовцев, украинских католиков (укр. різдвяний хліб); благодаря польскому влиянию этот обычай популярен и среди части католиков России"
Метафора не случайна - дедом Кедрина по материнской линии был вельможный пан Иван Иванович Руто-Рутенко-Рутницкий. Вы знаете и любите поэзию Кедрина, и наверняка помните, что в своем творчестве он постоянно обращался к истории и быту восточных славян.
То, что последняя строфа "нестрашная", тоже не случайно. Для этого там и "черт из табакерки". Самое страшное - это неизвестность, ожидание, предчувствие необратимого. А когда уже случилось, настигло - наступает последняя предсмертная ясность. Мне хотелось дать здесь именно это знание смерти. А было ли это заказное убийство или несчастный случай - надеюсь, Вам будут интересны материалы, которыми я "пропитывалась", прежде чем браться за этот стих:

http://amkob113.narod.ru/kedrin/s_kda.html
http://magazines.russ.ru/znamia/2007/2/ke17.html
http://pushkino.tv/page/dmitrij_kedrin_v_pushkino.html
http://www.litrossia.ru/2010/48/05783.html
http://2000.net.ua/2000/aspekty/art/42428
http://www.hrono.ru/biograf/bio_k/kedrin_db.php
http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=596

И еще: в арсенале НКВД/МГБ были самые разнообразные методы. Помните, например, как было организовано убийство Михоэлса? Цитирую:
"Со слов Абакумова, Сталин в 1948 году дал ему задание срочно организовать ликвидацию Михоэлса силами МГБ, Когда стало известно, что Михоэлс находится в Минске, Сталин решил ликвидировать его под видом несчастного случая. В разговоре, как рассказал Абакумов, перебирались фамилии руководящих работников МГБ, которым можно было бы доверить это поручение. Остановились на Сергее Огольцове, замминистра ГБ, Лаврентии Цанаве, министре ГБ Белоруссии, и Федоре Шубнякове, начальнике отдела 2-го Главного управления МГБ. Как объяснял Огольцов, рассматривалось несколько вариантов ликвидации Михоэлса. От автомобильной катастрофы отказались, так как могли пострадать задействованные сотрудники МГБ.
Решили инсценировать автомобильный наезд на глухой улице, хотя и в этом случае в целях глубокой конспирации приходилось жертвовать агентом ГБ Голубовым, сопровождавшим Михоэлса в Минске, Вот что рассказал об осуществлении этой акции Цанава: «Примерно в 10 часов вечера Михоэлса с Голубовым завезли во двор дачи (речь идет о даче Цанавы на окраине Минска). Они немедленно с машины были сняты и раздавлены грузовой автомашиной. Примерно в 12 часов ночи, когда по г. Минску движение публики сокращается, трупы Михоэлса и Голубо ва были погружены на грузовую машину, отвезены и брошены на одну из глухих улиц города. Утром они были обнаружены рабочими, которые об этом сообщили в милицию». По словам Абакумова, Сталин распорядился наградить убийц орденами. Все это Берия изложил в своей записке, правда, напутав в датах: убийство датировано не январем, а февралем 1948 года."
С признательностью,
 
Листок - значит, можно листать)))

Анна Германова   15.06.2012 02:33   Заявить о нарушении
Насчет "листок-листать" - это к облатке относится, почему-то перепрыгнуло в конец ответа)))

Анна Германова   15.06.2012 02:36   Заявить о нарушении
+
Анна, слава Богу за всё! Честно сказать, ожидал всплеска «авторской гордыни», а Вы, своё отстаивая, за мой отзыв (всё же, наверное, царапнувший авторское самолюбие) сказали спасибо. Мне урок!
Спасибо Вам за oblatio, гостию и хостию. Залечили ушиб! Теперь всё встало на свои места.
Что же касается примера с Михоэлсом, то пример этот всё же не вполне корректен – фигуры, в политическом смысле, не сопоставимые. Тут со стороны Сталина – «высокая», «грязная», «сатанинская» (какая угодно!) – политика. А по отношению к Кедрину? «Газетный редактор», и даже не из крупных. Как поэт, правда, достаточно известен, но никакой явной крамолы (как, например, у Мандельштама) за ним не числилось. Несомненно, практиковались «политические убийства», но приказ на них мог отдать если не «отец народов», то, по крайней мере, очень (!) высокий чин. Светлана Кедрина как раз и указывает на Сталина, как на заказчика убийства, приводя «аргументы» из опубликованных при Сталине стихов отца, дескать, за это и приказал убить. Но, право, по сравнению с «Мы живём, под собою не чуя страны…» кедринская «крамола» – невинные цветочки. Травить «дворянское отродье», конечно же, могли и, несомненно, травили. Похоже, что приближался арест и осуждение по 58-й, но чтобы лично Сталин решил Кедрина уничтожить (как, например, Троцкого), что-то сомнительно.
И ещё раз о Вашем стихотворении. Я прочёл отдельные записи Кедрина, приведённые Светланой и предшествующие фразе, которую Вы процитировали: какая тоска! Какие предчувствия! Да Вы и сами написали: «Самое страшное – это неизвестность, ожидание, предчувствие необратимого». Всё это Вами прекрасно передано в «Электричке…».
А концовка… Что ж! Пусть она не вспыхнула (для меня!) в «поэтической аннигиляции», но, как говорится, имеет право быть – хотя бы потому, что поэт, как любила говаривать Анна Ахматова, всегда прав.
На этом бы и закончить, но ради «редакторской улыбки» добавлю о том, что Вам предложил бы, будь Вашим редактором. На мой взгляд, уже стих – «В те области, что недоступны злу» – подводит под «Электричкой…» «философскую черту». Мало того, строфа, перекликаясь с эпиграфом, как бы замыкает стихотворение. Отсюда вывод: концовку, с её невнятностями (опять же – для меня!) надо просто-напросто вычеркнуть. Итак, теперь пятая строфа – концовка, но, признаться (тут дело вкуса!), мне в ней совсем не нравится «промельк», слово всё же довольно искусственное. И ещё. Стихом, которым «подводится черта», непременно должно оканчиваться произведение. Согласитесь, строка – «Умчится на предельных скоростях…» – в данном контексте всё же «проходная», и оканчивать ею совсем негоже: ведь то, что промелькнуло (не проплыло же!), итак летит с огромной скоростью. Тогда вот какой выстраивается «каркас» последней строфы:

И встречный чей-то профиль промелькнёт,
Виском * * притиснутый к стеклу,
Умчавшись * * * * * * *
В те области, что недоступны злу.

Звёздочками я обозначил недостающие стопы. Рифма стала перекрёстной, но эта новая форма строфы лишь подчёркивает, что началась финишная прямая.
Анна, осмелился всё это написать только потому, что Ваше творчество (я прочёл ещё несколько стихотворений) мне очень симпатично. Надеюсь, что «правку» примете с улыбкой – в ответ на мою, «редакторскую».

С благодарным поклоном,

Георгий Куликов   15.06.2012 16:35   Заявить о нарушении
+
Анна, оставляю Вам на память о нашем диалоге концовку «Электрички…»,
которую написал, взяв за основу пятую строфу:

И встречный чей-то профиль промелькнёт,
Виском навек притиснутый к стеклу,
Свершая свой далёкий перелёт
В те области, что недоступны злу.

«Написал», конечно же, громко сказано: редактура, не больше.

С поклоном,

Георгий Куликов   16.06.2012 00:06   Заявить о нарушении
Спасибо, Георгий! Обязательно подумаю над Вашей редакцией!
Насчет гибели Кедрина - я ничего не утверждаю, но мне эта трагедия не видится случайностью. Конечно, маловероятно, что приказ уничтожить Кедрина был спущен с самого верха. Упоминанием о Михоэлсе хотелось только сказать, что методы у органов были самыми разными.
Цитата из статьи Светланы Дмитриевны Кедриной, дочери поэта:
http://amkob113.narod.ru/kedrin/s_kda.html
"Когда мама немного окрепла, папа наконец засобирался в Москву, в издательство  «Молодая гвардия». Это было 15 сентября 1945 года (за три дня до гибели - АГ). Он вернулся взволнованный и потрясенный, произнес, устало опустившись на стул: «Скажи спасибо, что ты сейчас видишь меня перед собой. Только что на Ярославском вокзале какие-то дюжие молодцы чуть не столкнули меня под электричку. Хорошо люди отбили».
     "Погиб поэт трагически 18 сентября 1945 г. Его изуродованное тело нашли на свалке около железнодорожных путей. Гибель списали на случайную встречу с хулиганами, которые его сбросили с поезда. Однако, из многолетней переписки жены поэта Людмилы и его дочери Светланы с Гаврилой Никофоровичем Прокопенко (украинский публицист, занимался переводами стихов Дмитрия Кедрина на украинский язык) становится очевидным, что это было заказное убийство, организованное органами. "
В своём эссе «Тяжело умереть, любя землю» (опубликовано в газете «Подмосковье» 23 сентября 1995 г.) Светлана Кедрина пишет: «Незадолго до смерти к нему явился близкий друг по Днепропетровску, ставший в эти годы большим человеком в Союзе писателей и немало помогавший нашей семье, и предложил папе доносить на своих товарищей: «Там знают, что все считают тебя порядочным человеком, и надеются, что ты им поможешь...» Отец спустил приятеля с крыльца, а тот, встав и отряхнув брюки, с угрозой в голосе произнёс: «Ты ещё об этом пожалеешь».
Истину установить сложно, но предложить версию в стихах на основании вышеперечисленных материалов - право автора, а усомниться в ней - законное право читателя)))

С теплом,

Анна Германова   16.06.2012 00:19   Заявить о нарушении
+
Анна, с улыбкой принимаю все Ваши три «вертикальные» улыбки. Что бы там ни говорил читатель, пущай судит не выше своего читательского сапога. А поэты зачастую угадывают то (и такое!), до чего «рассудочному» историку никогда не докопаться. Если и докапываются, то к этому их побуждает «отгадка» поэта. Ох, уж эти поэты – загадочные существа! Спасибо, Анна! С Вами было легко и приятно иметь «поэтическое» дело.
С благодарным поклоном,

Георгий Куликов   16.06.2012 00:55   Заявить о нарушении
+
Знаете, Анна, Ваша «Электричка…» все эти дни меня не отпускала. Ещё раз прошёлся по материалам, которыми Вы «пропитывались», перечитал, разумеется, Кедрина (за что особая Вам благодарность!), а всё нет как нет: не отпускает на волю! И только вчера, уже засыпая, понял, чем она удерживает: ведь профиль не птица (не кулик!), чтобы свершать далёкий перелёт. Тут речь о другом, тут всё – вне времени и пространства. Эти «пояснительные» мысли, конечно же, пришли уже после слова, которое освободило душу.

И встречный чей-то профиль промелькнёт,
Виском навек притиснутый к стеклу,
Свершая свой мгновенный перелёт
В те области, что недоступны злу.

Вот и всё. Теперь «совесть редактора» чиста перед автором, святое право которого: принимать или не принимать правку. Но как бы Вы ни поступили, пусть она, как я уже писал, останется на память о нашем «творческом диалоге».

С благодарным поклоном,

Георгий Куликов   18.06.2012 11:04   Заявить о нарушении
К сожалению, мне не удалось прочесть стихотворение Анны, так как она
закрыла свою страницу, но судя по рецензиям, трагедия произошла на
Ярославской дороге, на самом деле она произошла на Казанской дороге.
Правда, неделей раньше имело место попытка сбросить Кедрина с электрички
на подъезде к Тарасовке, но его отбил у хулиганов Новиков-Прибой, дача
которого находилась в Тарасовке (они с Кедриным не были знакомы).
Я согласен с Георгием, что Кедрин не мог представлять интереса для
сатанинский происков Сталина, и, скорее тут версия (читай мою "Встречу
с Светланой Кедриной") созвучная с булгаковской "люди как люди..."

Иосиф Бобровицкий   03.09.2012 10:40   Заявить о нарушении
+
Иосиф, я забыл напомнить Анне о Казанской дороге, но когда предлагал изъять последнюю строфу (где намёк на убийство, совершённое гебистами)и предпоследнюю (с моей правкой)сделать конечной, то как раз и хотел оставить в стихах только острое предчувствие близкой беды.

Георгий Куликов   03.09.2012 11:35   Заявить о нарушении
Рецензия на «В электричке. Синь сентября дробя, озноб беды...» (Анна Германова)

Великолепно, Анна!!! Искренне рад за Вас и... Вашу Музу - в хорошие руки попала!!!:) Любви Вам и вдохновения!
С теплом улыбки -

Александр Литов   09.06.2012 04:50     Заявить о нарушении
Спасибо Вам, Александр!
С ответным теплом)))

Анна Германова   10.06.2012 00:41   Заявить о нарушении
Рецензия на «В электричке. Синь сентября дробя, озноб беды...» (Анна Германова)

Осязаемо и страшно в своей завершённости.Строки поэта всегда показывают больше чем реальность.
С неизменным поклоном,

Валерий Ясов   26.05.2012 21:19     Заявить о нарушении
Спасибо Вам, Валерий!
Всегда радуюсь Вашему вниманию, Вашим отзывам!
С теплом и признательностью,
Аня.

Анна Германова   27.05.2012 15:40   Заявить о нарушении
Рецензия на «В электричке. Синь сентября дробя, озноб беды...» (Анна Германова)

Приятно было почитать...
Родное направление=)
Спасибо, Анна!

Мечта На Вырост   22.05.2012 13:21     Заявить о нарушении
Спасибо))

Анна Германова   23.05.2012 11:50   Заявить о нарушении
Спасибо Вам!
Спасибо Василию!

Анна Германова   21.05.2012 18:45   Заявить о нарушении