Рецензии на произведение «Мат»

Рецензия на «Мат» (Священник Алексий Тимаков)

Господи, как давно написано эссе, а ничего не изменилось в лучшую сторону!

Нередко матерная брань - прямое пожелание смерти - когда желают вернуться туда, откуда пришёл. Она подрывает психику её изрыгающего и пробивает ауру того, на кого она направлена, что вызывает заболевания. Через эти дыры уходит жизненная энергия. Мат - агрессивное нападение на противника, его мать, проклятие ему и всему его роду.

Не могу уважать матершинников, они мне кажутся неполноценными людьми (да и сами, похоже, себя таковыми считают). Они не стремятся реализовывать заложенное Божеское в себе, и находятся в рабстве у нечистой силы, для которой всякая скверна - мёд и масло.

Надежда Викторовна Сорокина   25.11.2023 10:54     Заявить о нарушении
Полагаю, Надежда, что матерная брань вредит исключительно её извергающему, ибо для православного человека (а я полагаю, что Вы относитесь к ним) есть 90-й, охранительный, псалом, суть которого: если ты с Богом, то кто против тебя? А для матерящегося — это грех, делающий человека, употребляющего данную лексику, открытым для сил зла.
Того, кого обругали, это касается только в том случае, если он сам вышел из себя и обозлился, то есть лично впал в грех гнева и неприязни, так что никакая "аура' (кстати, я не люблю это слова, ибо оно отнюдь не из православного лексикона — оно пытается вытеснить из обихода вполне понятное и родное слово 'душа') у того, кого обругали, пробитой быть от этого не может, как бы его не обхамили, и куда бы его не послали. Если Вы заметили, я говорил тут именно о личной ответственности матерящегося и о том, к чему это приводит именно его. Другое дело, что столь массовое явление, которое до такой степени поразило души наших соотечественников, безусловно не может не сказаться на бытии всей страны.
Сопротивляться этому гнусному поветрию мы можем только на личностном уровне: не ругаться самим!
Храни Вас Бог!

А.Т.

Священник Алексий Тимаков   27.11.2023 23:25   Заявить о нарушении
Не так всё просто. Порой и со стороны смотришь, и поневоле страдаешь. Над нами
на третьем этаже ребенок маленький маму материт. Вряд ли он способен эти слова понимать. Видимо, с отца пример взял.

Надежда Викторовна Сорокина   28.11.2023 19:07   Заявить о нарушении
Если честно, не могу не испытывать неприязни к матершинникам, грешна, батюшка.

Надежда Викторовна Сорокина   28.11.2023 19:10   Заявить о нарушении
Не к ребёнку, конечно.

Надежда Викторовна Сорокина   28.11.2023 19:12   Заявить о нарушении
То, что Вы описали, Надежда, — это скорбь.
И скорбеть о грешнике необходимо. Это начало молитвы о нём.
Иногда бывает возможна доверительная беседа с таким маленьким матерщинником. Более того, скорее всего он в ответ обматерит Вас, — не бойтесь этого, но, глядишь, семя доброе вдруг ляжет на добрую почву и когда-нибудь прорастёт. Начало беседы может быть положено интригующими словами: "А ты знаешь, что ты сейчас сделал/сказал?" Главное, говорить это без гнева и осуждения.
И хорошо бы помнить один из основных принципов Православия: любить грешника и ненавидеть грех, — а не наоборот!
Если Вы не будете возражать, то готов указывать Вам на неточности в трактовке Евангелия и Православия, ежели таковые буду замечать?

А.Т.

Священник Алексий Тимаков   28.11.2023 22:43   Заявить о нарушении
Буду только рада, Алексей Владимирович!

Надежда Викторовна Сорокина   29.11.2023 23:24   Заявить о нарушении
Тем более, что сейчас у меня в работе 2 книга "От свечки загорается свеча" на прозе.ру.

Первая пока полностью опубликована только там. (на стихире часть).

Духовная поэзия для меня - новый жанр.

Надежда Викторовна Сорокина   29.11.2023 23:33   Заявить о нарушении
Для памяти себе записала со слов Ваших:

Не осуждать, не гневаться изволь.
Зерно молитвы страстной – сердца боль.
О грешнике печалюсь и скорблю,
грех ненавижу, божьего люблю.

Надежда Викторовна Сорокина   29.11.2023 23:52   Заявить о нарушении
Наверное, "ближнего", Надежда? Божьего-то любить просто! А, вот, ближнего попробуй ка полюби со всеми его колючками...
То, что вы придумали, вполне вписывается в традицию прп. Амвросия Оптинского...

А.Т.

Священник Алексий Тимаков   30.11.2023 14:04   Заявить о нарушении
Вы правы, ближнего подходит больше.

Спасибо, Алексей Владимирович!

Надежда Викторовна Сорокина   30.11.2023 15:52   Заявить о нарушении
Перед святым Амвросием преклоняюсь, читала про его чудеса.
Очень порадовали Вы меня своими словами!

Надежда Викторовна Сорокина   30.11.2023 15:56   Заявить о нарушении
Рецензия на «Мат» (Священник Алексий Тимаков)

Я не помню, у кого прочла в детстве: крыл (огласился) благим матом.
Может, даже и у Дюма. Очень долго к слову мат добавляла благой. Привыкла.

Лариса Дудина   06.04.2022 10:10     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Лариса!
'Орать благим матом' в русском языке является, наверное, некоей идиомой: орать от всей дури.
Вообще, в русском языке нередко слова употребояются в совершенно противоположном или неожиданном смысле (курносый - нос, как у кура, т.е. петуха, а мы понимаем - вздёрнутый; огреть - согревать, а мы понимаем - крепко дать по башке.
Так что благой мат, как мне кажется, не имеет ничего общего с пониманием мата, как доброй матерной брани.
Благодарю Вас за возможность поразмышлять и позвольте поздравить Вас с именинами!

А.Т.

Священник Алексий Тимаков   07.04.2022 22:25   Заявить о нарушении
Рецензия на «Мат» (Священник Алексий Тимаков)

Я с этим совершенно согласен, Алексей Владимирович, русский мат - оружие обоюдоострое, и его бранное использование должно быть вызвано полной необходимостью.
Именно по этой причине, причине вульгарного использования его, и во зло, он табуирован. Но это только злая половина свойств мата, мат бывает и целительным.
Когда я чувствую себя без сил, а надо, то я говорю себе - Леша, козёл неключимый, иди ты на ..., или в ..... - и чудесно встаю и иду, и делаю до полного бессилия, или до смерти.
Матом же сбиваю шапку со зла, и иногда это спасет, живу то я на форштевне в движении и на волнорезах жизни в покое.
А охлосу и быдлосу за неправильное использование мата надо бить по губам с детства, в кровь их разбивая на долгую жизненную память. Чтобы позже они не заплатили за него головой. Настоящие воры в законе матом не разговаривают без крайней нужды.
Домострой не может быть иным.

Алексей Царство-Отреченский   06.04.2022 10:08     Заявить о нарушении
Впринципе, я всё уже сказал о том, как я к этому отношусь...

А.Т.

Священник Алексий Тимаков   07.04.2022 22:01   Заявить о нарушении
Да, спасибо, я это понял.
И неожиданно вспомнил, как Пушкин сокрушался о русском языке в современном ему обиходе, говоря (на память) так - если бы русские люди понимали истинный смысл 70% употребляемых ими слов, то они сильно бы удивились и стали бы общаться и жить по другому.
А от себя добавлю - если бы мы понимали и знали(!) подлинные значения и смыслы Букв, то страна всегда жила бы в русской волшебной сказке.

Алексей Царство-Отреченский   08.04.2022 16:12   Заявить о нарушении
Рецензия на «Мат» (Священник Алексий Тимаков)

Здравствуйте, Алексей!
Вчера утром прочитал Ваше достойное эссе, в течение дня "разглядывал" мысленно его нюансы, а вечером по региональному ТВ-каналу "78" попал на беседу в студии по теме
"мат" с участием питерских филологов-славистов...
В одном из эпизодов речь зашла о том, что неформативная лексика обладает "ролью колоссального экспрессива". Мне мысль показалась неординарной - вспомнил мощную сцену в знаменитом к/ф "Председатель" А.Салтыкова, в которой главный герой Егор Трубников (в исполнении М.Ульянова) подаёт "команду" на колхозном собрании:
"Я на фронте матом роту в атаку поднимал! Ну-ка, бабоньки, закройте уши...!"...
Вспомнил и другое - по свидетельству ветеранов, в годы ВОВ никто не пользовался политическим (пропагандистским) боевым кличем "За Родину! За Сталина!"...Другие "мобилизующие"слова летели...
Алексей Владимирович, конечно же я полностью разделяю Ваши акценты по эссе и свою ремарку предлагаю только в качестве маленького "нюанса" по проблеме "Мат и мы" и уже обсуждал Вашу работу со своими домашними - ВЫ ИХ СМОГЛИ УБЕДИТЬ!

Прилагаю ссылку по воспоминаниям ветеранов о "Мат Иваныче"...

http://topwar.ru/2801-i-ura-i-polundra-i-mat-ivanovich.html

С доверием и
теплом сердечным,

Анатолий Евстафьев   25.05.2018 07:28     Заявить о нарушении
Анатолий, Вы подвигли меня опубликовать довольно древнюю мою зарисовку по поводу крика "Ура!"...
Неформативная лексика, безусловно, экспрессивна, но я всё равно являюсь её категорическим противником. Язык ада не может быть оправдан. По поводу того, что никакого заигрывания с нечистой силой быть не может, существует замечательная притча Клайва Стейплза Льюиса "Расторжение брака".
При этом, честно признаюсь, что матерная брань в фильмах "Штрафбат" и "Елена" меня не шибко раздражала — воспринималась, как убогая правда жизни, но фильмы вряд ли проиграли бы без такой правды...

А.Т.

Священник Алексий Тимаков   26.05.2018 00:45   Заявить о нарушении
Рецензия на «Мат» (Священник Алексий Тимаков)

Диссертацию эту приписывают разным филологиням - Ахмановой, Галкиной-Федорук, Шанской.
Умным женщинам нередко присущ вкус к запретному.
Доля женской вины в распространении таковой брани вообще-то есть, и дело не только в диссертациях и частушках... Просто видом надо класть печать на мужские уста, а обретение вида - это брань уже иная...

Алла Шарапова   27.11.2012 21:28     Заявить о нарушении
Я вспоминаю похороны моего дяди в 1970 году. Его подчинённые признались: "Когда он входил в помещение, мы матом ругаться не могли..."

А.Т.

Священник Алексий Тимаков   27.11.2012 22:15   Заявить о нарушении
Этим уже почти всё сказано о человеке!

С началом Рождественского поста, с настоящим снегопадом!

Алла Шарапова   28.11.2012 16:28   Заявить о нарушении
Рецензия на «Мат» (Священник Алексий Тимаков)

Умные и нужные размышления. В метро однажды группа мужчин так материлась!!! Все втихомолку возмущались, а я подошла и сказала им очень доброжелательно, потому как гнева во мне не было:"Что же вы ругаетесь так неумело А профессор Шанская написала диссертацию о мате, не двухэтажном, примитивном,как у вас, а многословном", ещё и поясним откуда это. Добавив, Алёша, Ваши разъяснения. Возымело такое действие!!!. Хоть на мгновение. Но это стоит того, я так думаю Спасибо.

Валерия Сивкова   24.11.2012 13:35     Заявить о нарушении
Если хоть кто-то задумается - уже хорошо. Но как бы я мечтал этого никогда больше не слышать...

А.Т.

Священник Алексий Тимаков   25.11.2012 18:56   Заявить о нарушении
Рецензия на «Мат» (Священник Алексий Тимаков)

Очень понравилось ваше суждение по этой проблеме, полностью с вами согласна.

Галина Горчакова   18.11.2012 22:03     Заявить о нарушении
Рад единомышленникам, Галина! Мечтаю, чтобы каждый человек не только думал подобным образом, но и поступал соответственно, а то по улице ходить тяжело - брань стучит в ушах.

А.Т.

Священник Алексий Тимаков   20.11.2012 11:32   Заявить о нарушении
Рецензия на «Мат» (Священник Алексий Тимаков)

Согласна и с Вами, Алексей, и с Василием Изарбековым. (Я тоже вспомнила его книги, потом увидела, что в рецензиях одну из них уже упомянули) Мне не показалось, что Ваши мнения противоречат. Скорее - дополняют друг друга.
С уважением,

Людмила Громова 1   16.11.2012 14:55     Заявить о нарушении
Спасибо, Людмила.
Наши выводы с Изарбековым действительно совпадают, но посылы у нас разные. Как раз с посылами Изарбекова я и не соглашаюсь, ибо считаю мат, увы, чисто русским явлением и не готов всю вину этого позора перекладывать на плечи иноземцев. Мне кажется, мы сами должны преодолеть эту пагубную привычку. Вот и вся разница наших с Василием Изарбековым мнений... Но принципиально мы с ним - единомышленники.

А.Т.

Священник Алексий Тимаков   20.11.2012 11:23   Заявить о нарушении
Рецензия на «Мат» (Священник Алексий Тимаков)

не понимаю, Алексей. как можно из матерной брани сотворить орудие по борьбе с материнством - ума не приложу. слово - это тайна. пусть так. но зачем вы берётесь тайну эту таким странным образом раскрыть? делаете это без всяких хоть сколько-нибудь объективных оснований, упоминаете принцип табуирования и не говорите о самом факте свершения табу, много чего утверждаете такого, с чем спорить невозможно просто потому, что утверждаемое совершенно абсурдно и беспочвенно. тайны разве так раскрывают? 14 лет этому тексту и неужели все эти годы вам не хотелось изучить тему серьёзно и говорить о ней ответственно?

Сергей Берегов   14.11.2012 17:00     Заявить о нарушении
Я привык отвечать за свои слова. Не очень понятно, в чём заключается моя безответственность?
Если брань в переводе с древнерусского – это война, а матерная имеет корень матерь, то есть имеет прямое отношение к материнству, а целью войны является истребление своего соперника, то каким образом матерная брань не является орудием этой борьбы? Ко всему прочему, каждое матерное слово несёт в себе определённый смысл, так или иначе связанный с деторождением, или, точнее, с зачатием.
Запрет на матерную брань в русском народе существовал всегда. Этот запрет был негласным, но абсолютно подразумеваемым. То есть, практически не было законодательного запрета, однако все знали, что это нехорошо. Табу, по моему разумению, есть внутренний запрет, то есть то, что только сам я себе и могу запретить (условие свободы совести). В общинных племенах это иногда принимало законодательный характер, но чаще всего мерой пресечения становилось изгнание из общины. У цивилизованных народов нарушение табу обычно карается общественным порицанием. Чаще всего табу устанавливается в устном порядке, имеет сакральное обоснование и хранится на уровне предания. (Исключением, как мне видится, является ветхозаветное табуирование в виде Декалога, которое приняло законодательный вид, но цель, к которому вело это законодательство – установление Законов Царства Небесного на земле). По-моему, все эти требования вполне соответствуют тому отношению к матерной брани, которое сформировалось в нашем обществе. Моя тревога именно в том, что принцип табуирования в человеческом сознании неукротимо мельчает. Недаром я сказал, что матом уже не ругаются, а разговаривают. Моя задача была вполне эмоциональной, хотя, как мне кажется, логическое мышление мне не изменяло и при публикации этой заметки, – я старался довести ужас матерной брани до любого моего читателя. Как мне кажется, некоторыми из них я был услышан вполне адекватно – посмотрите рецензию Ольги Ведёхиной под этой же заметкой.
При этом я давал себе отчёт, что лингвисты со мной не согласятся – их чаще интересует бытие слова в современной ситуации, а слово, порою меняет своё значение с точностью до наоборот: курносый, вообще-то – это нос как у петуха... Я же посчитал, что без понимания исконного значения слов и выражений, применяемых в матерной брани, без постижения их омерзительности, сбросить эту заразу невозможно.
В качестве своего оправдания хочу указать пример, как представители кавказских народов обычно реагируют, когда кто-то из наших соотечественников высказывает в его присутствии что-либо по поводу его матери. Их незамыленный слух воспринимает это как кровное оскорбление, именно потому, что они всё воспринимают конкретно, именно потому, что смысловое значениеостаётся неизменённым.
Именно по причине этой конкретики эти слова и были признаны лучшими людьми Руси как недолжные к употреблению.
По-моему, всё это в тексте содержится.
Искренне благодарен за неравнодушие

А.Т.

Священник Алексий Тимаков   14.11.2012 19:11   Заявить о нарушении