Рецензии на произведение «Добро и зло не сущности - оценки...»

Рецензия на «Добро и зло не сущности - оценки...» (В.Евсеев)

А есть в психологии метод персонификации собственных проблем. Проблема - это зло внутри тебя, а ты её должен представить, проблему, как некую внешнюю по отношению к тебе сущность, потому что с частью себя бороться невозможно. Я читала один текст прозаический, там одна некомпетентная идиотка побудила пациентку персонифицировать проблему, и пациентка собственную проблему увидела как сидящую рядом с ней на стуле большую малиновую жабу. С этим первым пунктом борьбы с проблемой некомпетентная психоаналитик справилась, но не смогла помочь своей подопечной от малиновой жабы отвязаться. Малиновая жаба стала у героини навязчивой галлюцинацией.

Поэтому и при этом без стопроцентной сиюсекундной необходимости не надо обращаться к незнакомым врачам.

*
Человек хочет жить счастливо и в полную силу. Чем больше в человеке зла, тем менее счастливо он живёт. Все примерно знают, ну я не знаю, что лучше, что ли, сидеть петь под гитару чем убивать всех подряд низачем. По-моему, каждый человек различает меньшее и большее добро, меньшее и большее зло, притом все люди это различают одинаково. Я чувствую это различие не как совесть, а как волю к собственной полноценной счастливой жизни. ; Добро, при этом - это любое изменение человека из минуса в плюс.

*
Что насчёт овцы, то быть сытым это добро, а быть съеденным - зло. Мир достаточно, при этом, разнообразен, чтобы эти добро и зло не пересекались. Необязательно, ради того, чтобы найти своё добро, причинять кому-либо зло.

Для настоящей иллюстрации соображения "нет добра нет зла" нужна другая притча. Вот если бы волку было всё равно, съесть или быть съеденным - это была бы настоящая иллюстрация. Это буддизм проповедует, что нет ни добра, ни зла /впрочем, и в буддизме зло - это страдания, а философия дана для преодоления страданий и избавления от них. Философия учит, что всё в мире иллюзорно и человек иллюзорен; значит, нет ни настоящего зла, ни настоящих страданий./

*
Тоже вот есть, насчёт христианства /"притч авторства Иисуса"/ и вообще насчёт религиозных философий: живая жизнь важнее теоретически понятого добра и зла. Вот у Набокова в "Слове" герой в молитве никак не может выразить смысла, а только всё какие-то подробности погибшей, погибающей России: поле, заросшее скабиозами и ромашками, столовая в старой усадьбе, солнце свет и тень водит по дощатым половицам. Так вот все эти подробности важнее хороших лозунгов, если за хорошими лозунгами не стоит настоящих живых людей и их настоящих впечатлений. Добросовестные религиозные философы и их последователи никогда не используют эту вот идею, что жизнь важнее теории, для того, чтобы оправдать собственную вседозволенность. Не знаю, почему не используют. Им не хочется использовать. Если использовать, всё удовольствие от собственной причастности к такой потрясающей идее пропадает. Это удовольствие тоже что-то вроде вдохновения. Это вот, например, у Набокова стихи о Петербурге. Вот быть причастным к такой потрясающей идее - это вроде как жить в набоковском Петербурге:

Мне чудится в Рождественское утро
мой легкий, мой воздушный Петербург...
Я странствую по набережной... Солнце
взошло туманной розой. Пухлым слоем
снег тянется по выпуклым перилам.
И рысаки под сетками цветными
проносятся, как сказочные птицы;
а вдалеке, за ширью снежной, тают
в лазури сизой розовые струи
над кровлями; как призрак золотистый,
мерцает крепость (в полдень бухнет пушка:
сперва дымок, потом раскат звенящий);
и на снегу зеленой бирюзою
горят квадраты вырезанных льдин.

Приземистый вагончик темно-синий,
пером скользя по проволоке тонкой,
через Неву пушистую по рельсам
игрушечным бежит себе; а рядом
расчищенная искрится дорожка
меж елочек, повоткнутых в сугробы:
бывало, сядешь в кресло на сосновых
полозьях -- парень в желтых рукавицах
за спинку хвать, -- и вот по голубому
гудящему ледку толкает, крепко
отбрасывая ноги, косо ставя
ножи коньков, веревкой кое-как
прикрученные к валенкам, тупые,
такие же, как в пушкинские зимы...

Я странствую по городу родному,
по улицам таинственно-широким,
гляжу с мостов на белые каналы,
на пристани и рыбные садки.
Катки, катки -- на Мойке, на Фонтанке,
в Юсуповском серебряном раю:
кто учится, смешно раскинув руки,
кто плавные описывает дуги,
и бегуны в рейтузах шерстяных
гоняются по кругу, перегнувшись,
сжав за спиной футляр от этих длинных
коньков своих, сверкающих, как бритвы,
по звучному лоснящемуся льду.

А в городском саду -- моем любимом, --
между Невой и дымчатым собором,
сияющие, легкие виденья
сквозных ветвей склоняются над снегом,
над будками, над каменным верблюдом
Пржевальского, над скованным бассейном, --
и дети с гор катаются, гремят,
ложась ничком на бархатные санки.

Я помню все: Сенат охряный, тумбы
и цепи их чугунные вокруг
седой скалы, откуда рвется в небо
крутой восторг зеленоватой бронзы.
А там, вдали, над сетью серебристой,
над кружевами дивными деревьев --
там величаво плавает в лазури
морозом очарованный Исакий:
воздушный луч -- на куполе туманном,
по дернутые инеем колонны...

Мой девственный, мой призрачный!.. Навеки
в душе моей, как чудо, сохранится
твой легкий лик, твой воздух несравненный,
твои сады, и дали, и каналы,
твоя зима, высокая, как сон
о стройности нездешней...
Ты растаял,
ты отлетел, а я влачу виденья
в иных краях -- на площадях зеркальных,
на палубах скользящих... Трудно мне...
Но иногда во сне я слышу звуки
далекие, я слышу, как в раю
о Петербурге Пушкин ясноглазый
беседует с другим поэтом, поздно
пришедшим в мир и скорбно отошедшим,
любившим город свой непостижимый
рыдающей и реющей любовью...

И слышу я, как Пушкин вспоминает
все мелочи крылатые, оттенки
и отзвуки: "Я помню, -- говорит, --
летучий снег, и Летний сад, и лепет
Олениной... Я помню, как, женатый,
я возвращался с медленных балов
в карете дребезжащей по Мильонной,
и радуги по стеклам проходили;
но, веришь ли, всего живее помню
тот легкий мост, где встретил я Данзаса
в январский день, пред самою дуэлью..."

Вл.Набоков

-Соответственно, когда недобросовестные религиозные философы пользуются вообще всем философским комплексом религии для оправдания своей вседозволенности, они тоже убивают и уничтожают этот вот Петербург.

Агата Кристи Ак   14.05.2015 00:08     Заявить о нарушении
Агата, меня не интересуют психиатрические случаи - я не психиатр, а философ. И поэзия меня больше интересует ни как вид риторики, пытающейся доказать читателю то, что хочется писателю, а как инструмент, ускоряющий работу сознания. Да, меня восторгают стихи Пушкина, но с точки зрения философии они все мелки и незначимы, они скорее всего, относятся к риторике. Думаю, что его малая известность в мире обусловлена именно этим. Это я к Вашему цитированию У меня нет пиетета к известным авторам. Как правило, каждый понимает их по-своему.
Мне странно Ваше отношение к религиозным философам. Они пытаются построить целостную картину религии, и честь и хвала им за это. На мой взгляд, нет ничего хуже для веры, чем наши современные священнослужители, у которых почти ни у кого нет ни только веры, но и понимания о вере, ее назначении, тенденциях развития. А главное нет понимания, как она возникает. Меня умиляют их слова, когда на любой неудобный вопрос следует ответ, - у вас мало веры, но нет пути обретения веры. Иное дело в буддизме или индуизме - там есть технология веры. Делай то, что тебе говорят, и ты обретешь веру.
А Ваш пример с Петербургом очень красочен, но ничего не доказывает.
Удачи. С теплом, Виктор

В.Евсеев   14.05.2015 06:43   Заявить о нарушении
Меня тоже не интересуют психиатрические случаи до тех пор, пока я сама малиновых жаб ловить не начну.

Да, в буддизме и индуизме неплохо.

А "мало веры" говорят для того, чтобы транслировать упорную оценку "ты ничего никогда не можешь достичь, потому молчи и подчиняйся".

Агата Кристи Ак   14.05.2015 15:27   Заявить о нарушении
Да, это так!

В.Евсеев   15.05.2015 06:47   Заявить о нарушении
Рецензия на «Добро и зло не сущности - оценки...» (В.Евсеев)

У Волка и Овцы свои начала
И если эти два мирка пересеклись.
То встреча одному - жизнь замолчала.
Другому только слюнки растеклись.
Брать для оценки надобно лишь тех,
Кто тянет воз свой так в своей упряжке,
Что пОтом едким холки покрывался мех.
У коренного в сыромятной стяжке.
Что за добро для пристяжного или зло?
Как оценить слабинку в шее?
Что хомутом сырым натёрло зло,
Воз кувырком, и вздёрнут вОзжами на рее.

Сергей Коневских   10.05.2015 03:34     Заявить о нарушении
Да, Сергей, свои начала, а стал брать, свои представления о добре и зла. С улыбкой, Виктор

В.Евсеев   11.05.2015 04:38   Заявить о нарушении
Рецензия на «Добро и зло не сущности - оценки...» (В.Евсеев)

Овца и волк природа это,
А у природы нету зла.
Есть зло в душе, что чёрту отдана.
И рад такому Сатана.
Ведь тело это инструмент
Чтоб в рай внести свой ад в момент.

Владимир Горелов   08.05.2015 07:09     Заявить о нарушении
Да, Владимир, добро и зло - это морально-этические оценки, не более, а у природы нет этики, поскольку нет самоосознания. Жму руку. Виктор

В.Евсеев   08.05.2015 07:13   Заявить о нарушении
Спасибо за мудрость. Удачи вам и с наступающим праздником, Великой Победы.

Владимир Горелов   08.05.2015 12:44   Заявить о нарушении
Рецензия на «Добро и зло не сущности - оценки...» (В.Евсеев)

Я думаю, Виктор,- дерево Познания добра и зла Бог поместил в Эдеме, чтобы при возникшем искушение можно было испытать любовь и веру к Нему тех, кого Он с бескорыстной любовью создавал для общения и обучения жизни в любви и согласии со ВСЕМ и ВСЕМИ. Если бы он захотел полностью подчинить себе людей, он бы их сделал рабами, не предоставив свободу выбора в вере и действиях.
Сонет написан легко и доступно восприятию и, конечно, понравился.
Об абсурдности существования зла и добра, идущих от Бога и его противника Дьявола, разделяю Вашу точку зрения полностью, на Откровение от Иоанна нужно смотреть и читать как видение, а не буквальное пророчество, недаром же его долго не вносили в содержание Библии.
Добра Вам и счастья, по-прежнему с теплом к Вам - Вера.

Вера Безымянная   06.05.2015 14:50     Заявить о нарушении
Вера, про древо познания - у меня в другом тексте. Но раз Вы написали здесь, то и я здесь напишу, что в ВОЧЕЛОВЕЧЕНИи раскрывается ключевой для христиан догмат боговоплощения. При ВОЧЕЛОВЕЧЕНИЕ Сын Божий воспринял не только тело, но и всю полноту человеческой природы в единстве ее духовной и душевной сторон. Об этом феномене писали еще со времен Василия Великого и до А.Меня включительно. Вы это легко можете проверить введя слово в любой поисковик. Там же Вы найдете, чем вочеловечение отличается от воплощения, и почему этот термин в религиозной философии считается более верным. С теплом, Виктор

В.Евсеев   06.05.2015 15:29   Заявить о нарушении
Я А. Меня читала ещё в самых первых его публикациях сразу после его убийства в журнале "Молодая Гвардия".
Но посмотрю ещё раз и в интернете, спасибо.
Кстати, Виктор, вчера по Первому начали демонстрировать новую экранизацию А.Фадеева "М.Г."
Пошла смотреть, первые две серии понравились...

Вера Безымянная   06.05.2015 15:41   Заявить о нарушении
Рецензия на «Добро и зло не сущности - оценки...» (В.Евсеев)

Понятие зла – это действия человека или многих людей, направленные на разрушение или игнорирование принятых в обществе моральных принципов, причинение вреда другим людям и себе, оно несет с собой нравственные страдания и ведет к разрушению личности.http://ethicscenter.ru/zlo.html- так значит всё-таки действие.А овца и волк Онтологии и Аксиологии не знают, поэтому и понятия не имеют о добре и зле.С улыбкой и уважением,

Иваненко Виктор Михайлович   06.05.2015 10:27     Заявить о нарушении
Ну, тезка, не только они не знают основ философии, поэтому и болтают всякие глупости. С улыбкой, Виктор

В.Евсеев   08.05.2015 06:36   Заявить о нарушении
Рецензия на «Добро и зло не сущности - оценки...» (В.Евсеев)

Стихотворение вызвало эмоциональный сумбур.
Прошлась по рецензиям. Сумбур усилился после того, как прочла: "Зло и добро - это только оценки, а стало быть, их в природе не существует, поскольку оценки дает только человек. Это морально-этические категории, а не сущностные".
Деяния сущностны? А оценки этих деяний нет? Я правильно поняла?

Наталья Чаплыгина   04.05.2015 21:14     Заявить о нарушении
Наталья, в философии есть два основных направления: онтология, т.е. теория бытия, рассматривающая различные сущности, и аксиология, т.е. теория ценностей. Мораль и этика - это разделы аксиологии. И то и другое являются только оценками, т.е. примеркой человеком на себя различных явлений, изучение которых занимается онтология. Примерно так, если говорить упрощенно. Изучать можно только то, что существует независимо от сознания человека, т.е. является сущностью. Ну, а оценки уже зависят от наблюдателя, от его моральных и этических представлений. Я уже приводил пример. В мусульманстве полигамия считается моральным явлением, а в христианстве она аморальна. Таких примеров множество. Поэтому, когда мы говорим о ценностях, то всегда имеем ввиду некоторый идеал, который для нас является примером. Удачи. С теплом, Виктор

В.Евсеев   05.05.2015 09:24   Заявить о нарушении
Виктор. Спасибо большое. Теперь знаю по какой тропинке двигаться к тому, что вызвало интерес. С теплом и признательностью.

Наталья Чаплыгина   05.05.2015 10:41   Заявить о нарушении
Рецензия на «Добро и зло не сущности - оценки...» (В.Евсеев)

БРАВО ВИКТОР!!! ВЕЛИКОЛЕПНОЕ СУЖДЕНИЕ!!! С ТЕПЛОМ ОЛЬГА)))

Ольга Бондаренко Автономова   03.05.2015 22:27     Заявить о нарушении
Спасибо, Ольга, и всех благ Вам в жизни. С теплом, Виктор

В.Евсеев   04.05.2015 05:57   Заявить о нарушении
Рецензия на «Добро и зло не сущности - оценки...» (В.Евсеев)

не заменит зло-добро,
вы прекрасно знаете,
а оценочки во зло,
часто превращаются...

Кержак   03.05.2015 15:51     Заявить о нарушении
С уважением вторгаюсь в вашу жизнь, и прошу извинить .. так как без приглашения..." Но добро превращает всю жизнь в превеликое зло, если крайности служит оно. " Валерий.

Валерий Пекаровский   03.05.2015 21:42   Заявить о нарушении
да канешна...исключения подтверждают правила...

Кержак   04.05.2015 05:42   Заявить о нарушении
Сергей и Валерий, хорошо бы прежде, чем высказываться, понять написанное. Зло и добро - это только оценки, а стало быть, их в природе не существует, поскольку оценки дает только человек. Это морально-этические категории, а не сущностные.

В.Евсеев   04.05.2015 06:04   Заявить о нарушении
эта самая "моральная" категория не дай Бог конечно, может однажды стать для вас весьма материальной...

Кержак   04.05.2015 16:09   Заявить о нарушении
Добро и зло это еще и поступки чьи то. Поэтому оно существует в виде конкретных наших действий. И кроме как человека их никто не может осуществлять. Природа не знает никаких оценок. Я думаю что вы ошибаетесь. С уважением .Валерий.

Валерий Пекаровский   05.05.2015 21:11   Заявить о нарушении
Рецензия на «Добро и зло не сущности - оценки...» (В.Евсеев)

Все относительно,Виктор, Вы правы!
Здесь еще уместно прибавить человека.
Он тоже любит овечку, и не любит волка….
Только самой овечке все равно от кого принять смерть.
Что для одного благо, для другого зло.
Спасибо за еще один стих.
С теплом и уважением.

Лена Славянска   03.05.2015 13:36     Заявить о нарушении
Елена, хотел сказать простую вещь : в природе нет добра и зла, только человек оценивает её по отношению к себе. Отсюда и возникают этические оценки добра и зла. Хороших праздников Вам. С теплом, Виктор

В.Евсеев   04.05.2015 06:13   Заявить о нарушении
учусь этому.))))

Лена Славянска   05.05.2015 07:21   Заявить о нарушении
Рецензия на «Добро и зло не сущности - оценки...» (В.Евсеев)

Одно без другого понять невозможно.
Любое сужденье по сути, уж, ложно.

Владимир Степанович Козлов   03.05.2015 10:50     Заявить о нарушении
Владимир, добро и зло антонимы, поэтому прекрасно понимаются сами по себе. Я говорю не о смысле слов, а о категориях добра и зла, которые появляются только как оценки в сравнении с некоторым идеалом. С улыбкой, Виктор

В.Евсеев   04.05.2015 06:17   Заявить о нарушении