С. Есенин и А. Блок

Любовь Барсукова: литературный дневник


С. Есенин ... А. Блок...Разве можно не знать этих имён? Нет, ведь они одни из тех поэтов, которых мы знаем и любим чуть ли не с самого детства. Это художники русского вызывающего дарования, ярчайшие страстные натуры, истинные сыновья своего противоречивого времени. Их лирика – жива одной большой любовью, любовью к Родине.

Стихи Сергея Есенина для многих стали живительным родником,наполняющим душу целебными свойствами. Вера в красоту жизни, в человека, одушевляющий гуманистический пафос – главное в творчестве Есенина. Еще Максим Горький писал: «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое – более всего много – заслужено человеком».


Встреча с А. А. Блоком 9 марта 1915 года — один из важнейших рубежей в жизни Сергея Есенина. Сразу же после приезда в Петроград, он — по сути дела никому не известный девятнадцатилетний юноша — передал А. А. Блоку записку: «Александр Александрович! Я хотел бы поговорить с Вами. Дело для меня очень важное. Вы меня не знаете, а может быть, где и встречали по журналам мою фамилию. Хотел бы зайти часа в 4. С почтением С. Есенин».


... Во время первой встречи Блок сам отобрал для печати шесть стихотворений Есенина и написал рекомендательное письмо литератору М. П. Мурашеву. «Дорогой Михаил Павлович! Направляю к вам талантливого крестьянского поэта-самородка. Вам, как крестьянскому писателю, он будет ближе, и вы лучше, чем кто-либо, поймете его. Ваш А. Блок »


Есенин во всех автобиографиях среди важнейших событий своей творческой жизни отмечал значение этой встречи. Он не раз рассказывал о ней знакомым, со временем все более романтизируя реальные обстоятельства.


Один из таких рассказов передал в своих воспоминаниях Вс. А. Рождественский. В 1915—1918 годах их встречи, случавшиеся и дома у А. А. Блока, и на различных литературных вечерах, были не столь уж часты, но интересны как для Есенина, так и для А. А. Блока.


Суждения Есенина, его творчество не оставляли А. А. Блока равнодушным, вызывали у него живую ответную реакцию. А. А. Блок отмечал в дневниках и записных книжках личные встречи с Есениным, с интересом записывал суждения Есенина во время их беседы 3 января 1918 г., когда Есенин пытался объяснить свою определенную отчужденность от «питерских литераторов», особенность своего пути, как и пути крестьянских писателей вообще.
О том, что суждения Есенина были далеко не безразличны для А. А. Блока, говорит и такой факт: после публикации «Двенадцати» в газете «Знамя труда» А. А. Блок вносит поправку в текст поэмы (в строке «Над старой башней тишина» слово «старой» заменено на «невской»), как он сам помечает на полях: «По совету С. Есенина».


В январе 1918 года Есенин как-то провел целый вечер у А. А. Блока. Разговор шел о самых важных, глубоко волновавших обоих собеседников проблемах - о революции, о восставшем народе, об утверждавшейся новой жизни, об отношении художника к происходящему. Они говорили о творчестве, о природе художественного образа, о путях развития литературы и ее общественном долге. Этими вопросами жили тогда оба поэта. А. А. Блок, поглощенный своей статьей "Интеллигенция и революция" (она появилась в печати через две недели после этой беседы), и Есенин - только что закончивший "Преображение" и "Пришествие", весь во власти образов своей "Инонии", иной страны, страны народного счастья, осуществления мечтаний крестьянства.
Из воспоминаний М. П.Мурашова:

«Раз как-то зашел ко мне Александр Александрович Блок и принес два стихотворения для сборника (в то время я готовил для одного издательства литературный альманах). Затем мы вместе ушли. Без меня пришел Есенин. На столе нашел стихи Блока, прочел и написал записку, а внизу приписал: «Ой, ой, какое чудное стихотворение Блока! Знаешь, оно как бы светит мне!»


Есенин очень любил стихи Блока и часто читал их на память».


Творческий путь как А. А. Блока, так и С. А. Есенина был сложным и трудным, исполненным резких противоречий, но, в конечном счете, прямым и неуклонным. Я думаю, что понять поэта - это войти в мир его волшебства, приобщиться к тайне восприятия им окружающего нас мира. А мир А. Блока и С. Есенина - это их Родина и все, что с ней связано.


“Чувство родины - основное в моем творчестве”, - так писал С. А. Есенин. Но и Блок любил повторять, что все его творчество о России.Тема Родины стала для Блока выражением веры его героя, надежды и спасения в единстве с ее судьбой.


Недаром ведь говорят, что слово имеет свой цвет и запах. Скажешь “Есенин”, и перед тобой закружатся осенние листья, взмахнут весенней прической березы, запахнет “черемуха душистая”, как будто сама фамилия поэта создана для выражения России с ее пейзажами и еще никем не разгаданным народом. Великую Русь, шестую часть земли, он воспел радостно, самозабвенно и чисто:


Я буду воспевать всем существом в поэте
Шестую часть земли с названьем кратким “Русь”.


Есенин нежен и прост, он преклоняется перед красотой внешней, а еще более - внутренней. Это подтверждают стихи о Грузии, “Персидские мотивы”. Хотя в стихотворении о Шаганэ Есенин описывает необыкновенно пылкую любовь к девушке, мы в то же время чувствуем его тоску по родному краю:


Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.


Есенин и Блок оставили нам чудесное поэтическое наследство. Хотя уже прошло немало лет после их смерти, но стихи остались близки и дороги нашим современникам потому, что поэты обладали неповторимым даром улавливать и передавать тончайшие оттенки самых нежнейших настроений.



Другие статьи в литературном дневнике: