Марина Цветаева. Любовный треугольникВ октябре мы отмечаем день рождение МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ - удивительного поэта, поразительно тонко чувствующей женщины, прожившей сложную жизнь, любившей, страдавшей, потерявшейся во времени, потерявшей свою страну и так и не сумевшей найти своё место в новом государстве. Стихи, написанные Мариной Ивановной на собственное рождение: Спорили сотни Мне и доныне Лето 1910 года стало переломным для 17-летней Марины Цветаевой. Гостя на даче в Коктебеле у Максимилиана Волошина, она познакомилась с Сергеем Эфроном, который впоследствии стал ее мужем. Роман Цветаевой и Эфрона развивался стремительно, и с отдыха в Крыму юная поэтесса вернулась совсем другим человеком. Куда-то исчезли непокорность и угловатость, на смену которым пришли женственность, плавность в движениях и грациозность. Ничто не предвещало, что столь глубокое чувство когда-нибудь сможет померкнуть, и Цветаева с Эфроном, будучи в браке, останутся просто хорошими друзьями. Ему она посвящала достаточно много стихов, среди которых и произведение «Мы с тобою лишь два отголоска…». Точная дата его создания неизвестна, но из контекста следует, что оно было написано между 1912 и 1920 годами, то есть, уже после замужества поэтессы. Это чувство сладчайшим недугом Станет горечь улыбкою скоро, От тебя, утомленный анатом, Она тоскует не только по ушедшей любви, но и признается, что ей «жаль не слова, поверь, и не взора, — только тайны утраченной жаль!». Жизнь уже не кажется Цветаевой такой безоблачной и беззаботной, а будущее представляется лишенным всякого смысла и достаточно мрачным. Ведь тот лучик света, который дарил ей радость и душевное тепло, уже угас, и неизвестно, появится ли он когда-нибудь в судьбе поэтессы. С.Э. («Я с вызовом ношу его кольцо…») Безмолвен рот его, углами вниз, Он тонок первой тонкостью ветвей. В его лице я рыцарству верна. Бурной, шквальной натуре Цветаевой было всегда тесно в рамках мирного семейного счастья. Огонь, бушевавший в её груди, требовал всё новой пищи. Роковая «незнакомка с челом Бетховена» - как она называла в стихах Софию Парнок, нанесла сокрушительный удар по их «семейной лодке» с Сергеем Эфроном. В первый год их семейной жизни — она полюбила брата Сергея — Петра Эфрона, внешне напоминающего мужа и в то же время так непохожего на него. Тонкие черты лица, большие глаза, производившие впечатление полузакрытых, высокий лоб, впалые щёки и чрезмерная худоба придавали его внешности романтическую завершённость.Впервые увидев его в Коктебеле, Цветаева была очарована. И было сразу обаянье. И их, огромные, прищуря, Я героически боролась. И волосы, пушистей меха, Цветаева посвятит Петру Эфрону 10 стихотворений. Она идеализирует его образ, превратив в романтического героя. Но в жизни всё оказалось иначе. Приехав в Москву в 1914 году, Марина увидела Петра тяжело больным, умирающим от чахотки. Он лежал в лечебнице, сёстры дежурили около него. Дни его были сочтены. И в душе Марины вспыхнули горячее сострадание и жалость, желание уберечь, защитить. Из письма от 10 июля 1914 года: «Я ушла в 7 часов вечера, а сейчас 11 утра, — и всё думаю о Вас, всё повторяю Ваше нежное имя. (Пусть «Пётр» - камень, для меня Вы — Петенька!) Откуда эта нежность — не знаю, но знаю, куда — в вечность! Была такая тишина, Ах, не оценят — мир так груб! — Не подымая головы, Великолепные глаза Цветаева, как всегда, не делала тайны из своей влюблённости. Именно тогда Сергей Эфрон и решает уйти на фронт — чтобы самоустраниться в этих драматических обстоятельствах, приносивших ему глубокие страдания. Но назревавшая драма скоро разрешилась: 28 июля 1914 года Пётр Эфрон скончался. Марина не может смириться с этой смертью. Она продолжает писать ему стихи, как будет потом писать на тот свет Рильке. Но это уже другая история... © Copyright: Любовь Барсукова, 2018.
Другие статьи в литературном дневнике:
|