Игры взрослых с детским сознанием

Вячеслав Дорошин: литературный дневник

Зачем дети пишут на фронт?!


Елена КОЛЯДИНА


В одной из моих колонок я написала несколько строк про юного спортсмена и по совместительству первоклассника Максима. Теперь Максимка, завидев меня в зале фитнес-клуба, мчится навстречу, с разбегу обнимает и выкрикивает: «Спасибо, что вы про меня написали! Напишите ещё!». Хорошо, говорю, напишу, но только если ты мне расскажешь что-то очень важное и интересное из твоей жизни, какую-нибудь эксклюзивную новость. Ну, есть необычные новости? «Есть! – кричит Максимка. – У нас сегодня контрольная по математике была, трудная, пять заданий, решить нужно было – больше, меньше или равно! Я всё сделал!».


Учебный год в разгаре, приближается к экватору, и школьная тема – в теме! Мамы дружно жалуются, что детям задают дополнительные задания, которые нужно сделать обязательно на компьютере и распечатать исключительно на цветном принтере, чему приходится посвящать часть родительского рабочего времени, так как далеко не у каждого россиянина дома есть оргтехника. А сами школьники в это время выходят через телефон в Интернет и смотрят сериал «Закрытая школа» – об этом мне рассказала 13-летняя девочка, ученица московской школы. Зайдите в любые блоги – тема школы не сходит с пера, в смысле, с клавиатуры. Вот Ольга Федорченко, дочка которой учится в 4-м классе, написала про задачи по математике, в которых детям предлагается решить примеры про экономический кризис. Но это что! Вы сейчас подорвётесь! Потому что задание по русскому языку, которое дали ученикам 4-го класса, просто полный абзац!


«Оказалось, дано задание (рассказывает Ольга в своём блоге): написать письмо ОТЦУ НА ФРОНТ!!! После первых же строк и слов «совсем недавно ты был с нами, а сейчас на фронте», мой ребёнок уронил ручку и зарыдал в голос. ...!


Задание: НАПИСАТЬ ПИСЬМО ОТЦУ. НА ФРОНТ!!! ...!


Кто, какой державный идиот придумывает такие темы для домашних заданий?! Это что, мы готовимся к войне?! Делаем заготовки писем родным?! Это дно, хотя, как я понимаю, далеко не последнее. Вот письмо моей зарёванной дочери. Она не смогла принять воображаемые обстоятельства.


«Здравствуй, дорогой папа! Совсем недавно ты был дома. Помню, как мы с тобой играли, гуляли. А сейчас ты на фронте. Мы очень за тебя волнуемся и переживаем. Больше всего я хочу, чтобы ты вернулся целым и невредимым. Мы с мамой молим Бога о том, чтобы ты вернулся. Папа, зачем тебе эта война?! Вернись лучше к нам! Дома у нас всё хорошо! Зачем тебе это нужно?! Еда у нас есть, всё у нас хорошо. Мы с Никитой ходим в школу, мама ходит на работу и воспитывает нас. Я ненавижу тех людей, кто начал войну! С любовью, твоя дочь Саша, мама и мой старший брат Никита!».


Маме Ольге от таких учебных заданий хочется кричать и материться. А мне хочется помолчать. От оторопи. От недоумения. От возмущения. Вы там, авторы учебников для 4-го класса, совсем, что ли, ополоумели? Может, ещё старшему брату на зону будем учиться письма писать? Или решать задачи про обманутых вкладчиков?


http://www.metronews.ru/


В комитете образования Санкт-Петербурга о возмущённой родительнице знают. Но говорят, что учебник, по которому учится Саша, соответствует всем требованиям.


– Это программа «Перспектива», по которой работает около 12% школ города, – поясняют в комитете. – Учебник входит в учебно-методический комплекс, который включён в федеральный перечень книг, рекомендованных к использованию при реализации программ общего образования. В свою очередь школы свободны в выборе программ. А педагоги могут самостоятельно решать, какие задания из учебника давать детям.


Учебник с таким вот заданием, оказывается, соответствует всем требованиям.
В комитете объясняют: в обсуждаемой ситуации, перед выполнением задания дети читают стихотворение Елены Благининой «Письмо папе на фронт», в котором идёт речь о Великой Отечественной войне. Ученику предлагается представить, что его отец – солдат, находится на фронте.


– А учитель предлагает детям подумать о том, что чувствовали их сверстники в годы войны, – продолжают в комитете образования. – Это задание может показаться ребёнку грустным. Но точно так же его могут тронуть рассказы о войне, о блокаде Ленинграда, о любых трагических событиях в истории нашей страны. Но дети должны знать историю России. Эти темы изучаются в школе для всестороннего интеллектуального и нравственного развития.


* * *


МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА


Наталья Пунченко, семейный психолог:


– Когда идёт задание с эмоциональным включением, нужно учитывать и возраст ребёнка, и значимость обсуждаемого события, и знакомство с тем событием. Сомневаюсь, что у девочки в четвёртом классе есть глубокие знания о войне. Скорее всего, школьница не смогла справиться с заданием. Но в то же время, страдания и слёзы никогда не портили человека – это чувства. Не стоит здесь поднимать большой шум. Почему трагедия страны и народа не может вызывать слёзы и такой отклик?


Родители девочки могут быть спокойны – никакой психотравмы после подобных заданий быть не может.


* * *


МНЕНИЕ «ПРОТИВ»


А если отца нет - кому письмо писать?


Николай ВАРСЕГОВ:


– Это тот случай, когда воспитание оборачивается конфузом или даже скандалом, потому как авторы очередной патриотической идеи в очередной раз «не включили голову».


Был у меня школьный приятель – безотцовщина. Прекрасно помню, как он в лице менялся, набычивался, когда я говорил о своём отце что-то хорошее. Когда уже повзрослели, приятель тот мне признался, что он по ночам иногда рыдал оттого, что у меня отец есть, а у него нет.


Авторы даже не задумались, что многие дети в нашей стране просто понятия не имеют, кто их отец и где он. А у некоторых детей отношения с отцом-алкоголиком такие, что и вспоминать про того отца противно. А у кого-то папа умер. Удивительно мне, как авторы этой идеи представляют себе «письмо отцу на фронт» от детей из детских домов?


Вот только по этим соображениям нельзя предлагать детям подобные задания.


МНЕНИЕ «ЗА»


Это не их война


Андрей РЯБЦЕВ, редактор отдела образования «КП»:


– Школьники, особенно младшие, находятся бесконечно далеко от Великой Отечественной. Для них эта война – такое же далекое и отчасти даже фантастическое событие из учебника, как, например, Куликовская битва. Более того, дети не очень-то хотят читать и слушать о горе и смерти. И это нормальная установка здоровой психики человека.


А как же быть нам, родителям, для которых битва под Сталинградом – не карта в видеоигре, а синоним беспрецедентного массового подвига? О котором хотелось бы рассказать нашим детям, потому что это кажется нам важным.


Такие вот письма отцу на фронт – и есть выход. Только творческое погружение может заинтересовать ребёнка. Только эмоция. Только сострадание. Пусть немного поплачут. Вы же плачете в конце талантливо сделанного кино?


* * *


ВОПРОС ДНЯ


А вы хотели бы, чтобы ваш ребенок написал вам такое письмо?


Эдита ПЬЕХА, народная артистка СССР:


– Есть святые вещи, которые нельзя проходить в школе как обычные предметы. О Великой Отечественной надо всегда помнить, память о героях хранить в сердце. Но не превращать все это в какой-то бумажный конвейер.


Елена ПЕТРЕНКО, мама Максима, второклассника школы № 57, Донецк:


– А наш Максим их сам и посылал. Не по указке. С 2014-го нас обстреливали, мы рядом, у аэропорта. Муж был в ополчении с первых дней войны. Сын рисовал папе голубей, цветы, и мы передавали все на передовую. Муж хранит эти рисунки.


Александр КАРАБАНОВ, адвокат, отец 11-летней школьницы:


– Представляю, что моей дочери могли дать такое задание. И я поддерживаю учителя, её воспитательный приём. Это даёт возможность детям осознать подвиг русского народа во время войны, понять чувства и переживания детей того времени.


Александр ФЕДОРОВИЧ, врач-психотерапевт:


– Нет! Такому заданию – тем более для 4-го класса, должны были бы предшествовать открытые уроки, рассказы о войне. А так, с кондачка... Для детей 10-11 лет это ненужный стресс.


Александр СНЕГУРОВ, учитель истории:


– Да! Родители большинство заданий воспринимают в штыки, потому что просто против «домашки». А сейчас ведь даты – годовщины битвы за Москву, снятия блокады Ленинграда.


Николай СТАРИКОВ, публицист:


– Вот это ощущение – что отец, брат, сын в любой момент могут уйти на защиту Родины –
поистёрлось. Возможно, следует молодёжи иногда напоминать, что жизнь немного сложнее...


Юрий, посетитель сайта KP.RU:


– Мамаши перебарщивают, оберегая своих чад! Фронт – это только Великая Отечественная, причём тут локальные войны?


Татьяна, слушательница Радио «Комсомольская правда» (97,2 FM):


– Лучше бы писать письмо не отцу на фронт, а прадедушке. Но поднимать хайп на всю страну? Зачем? Это – лишнее.


http://www.spb.kp.ru/daily/26909/3959170/


Но в комитете по образованию в Петербурге к составителям учебника нет никаких вопросов.



Другие статьи в литературном дневнике: