11.02.2008

Кружков Николай Николаевич: литературный дневник



В седьмой сборник лирики Николая Кружкова вошли его лучшие стихи, а также эссее,
посвященные творчеству Балата Окуджавы, иеромонаха Романа, Олега Чухонцева.
Сборник издан при финансовой помощи депутата Государственной думы Сергея Васильевича Собко и павлово-посадских предпринимателей. Презентация сборника прошла 30 июня 2007 года в читальном зале районной библиотеки. Тираж сборника – 300 экземпляров.



Мы предлагаем вниманию наших авторов статью Николая Кружкова о культуре речи.



В этом году мы неоднократно обращались к теме родного языка, его духовного состояния, говорили о негативных процессах, которые обусловлены социальными причинами, отражающихся на мышлении и речи нашего социума. Оскудение речи, засорение ее идиоматическими оборотами и неоправданными иноязычными заимствованиями порождают все те нравственные и духовные проблемы, с которыми в настоящее время стокнулись, социологи, психологи, врачи-психиатры, лингвисты, филологи, учителя.
Наш сегодняшний разговор – о средствах массовой информации, а еще конкретнее – о телевидении и телерекламе. Деструктивное воздействие современного российского телевидения, которое руководствуется в выборе программ законами рынка и шоу – бизнеса на формирование психики детей и подростков очевидно. Я не буду говорить сейчас о тех перлах, которые породила наша цивилизация (пример: эксклюзивный дистрибьютор, консалтинг, холдинг и тому подобное), а остановлюсь на проблеме, которая сегодня волнует всех. 2007 год был объявлен Годом русского языка, 2008-ой - Годом семьи. Сразу оговорюсь: обе проблемы, как ни странно на первый взгляд, взаимосвязаны.
А теперь перехожу непосредственно к теме нашей сегодняшней беседы. Слово «реклама» по-латински звучит, как «выкрикивать, требовать, откликаться». Одним из направлений рекламы была попытка создания модели структуры психологического воздействия. Реклама – отнюдь не двигатель прогресса, в создании рекламы большое место занимают мифы. Реклама как создание мифов ярко проявляется в разработке имиджа и брэндов. Поэтому очень часто покупка бесполезных товаров связана именно с воздействием на психику человека. Вот лишь один из примеров того, насколько реклама важна в привлечении внимания. Известный журналист В.Шендерович в приложении к газете «Невское Время» (1997 г.) рассказывал, как скандально известный политический
деятель и миллиардер Брынцалов предлагал миллион долларов за то, чтобы попасть в программу «Куклы»: «Пишите что угодно, поливайте грязью, но делайте это не реже двух раз в месяц». Налицо манипуляция сознанием телезрителей. Вспоминается поговорка: «У телевизора в руке сидит народ на поводке». «Целью технологий виртуальных реальностей является создание ложного мира», - отмечает иеромонах Анатолий (Берестов). Виртуальная реальность грозит заменить для человека реальность настоящую. Самое страшное в том, что виртуальная реальность полностью вытесняет из жизни человека ие духовное бытие и нравственные принципы. Пассивное созерцание рекламы ограничивает критическое мышление детей и подростков и стимулирует агрессивное поведение. В настоящее время телевидение определенно приняло манипулятивную семантику и риторику – язык, стиль, эстетику, темп и построение программ. Оно постепенно ликвидировало познавательные, рассудительные и восстанавливающие здравый смысл людей передачи. Ткань телепередач и художественных фильмов стала разрываться рекламой. Современные авторы создают шоу-программы, фильмы и клипы, которые помогают разрушать и умирать. Сравним психосоциальную конструкцию и направленность песен советского и капиталистического этапов развития нашей страны. Приведу в качестве примера хорошо всем известную пионерскую песню: «Взвейтесь кострами, синие ночи, мы – пионеры, дети рабочих. Близится эра светлых годов, клич пионера – всегда будь готов!» И современную: «Короли ночной Вероны, нам не писаны законы. Мы шальной удачи дети, мы легко живем на свете. В нашей жизни то и дело душу побеждает тело». По-моему, комментарии излишни. А песня Валерия Леонтьева: «Делай, делай деньги, деньги – не порок. У кого есть деньги, тот и царь, и бог» А что, разве не так? Вспоминаю одну юмористическую песенку из советского фильма (исполняет ее, конечно, отрицательный персонаж):
Все ищут ответа –
Как: быть или не быть? –
Плевал я на Гамлета,
Раз не умеет жить.


Все ищут ответа:
Где главный идеал?
Пока ответов нету,
Копите капитал!
Чем не руководство к действию для таких, как Абрамович, Прохоров, Дерипаска и тьме им подобных? Но ведь по этому принципу учат жить молодежь!
В советской песне у детей обозначены цель и смысл жизни. Они верят в будущее, они организованы, у них есть общая идея, они готовы к труду на благо общества. Их интересы соотносятся с интересами страны. Они законопослушны. В так называемой «демократической» песне дети ориентированы на легкую жизнь. Телесные, сексуальные потребности для них важнее всего. Они не собираются соблюдать законы. Они чувствуют себя королями в ночное время. Их поведение асоциально и аморально. Образ молодых людей в современной песне агрессивно деструктивный. А образы мужчин и девушек в советских и современных песнях? Привожу в качестве примера известную советскую песню: « Пока я ходить умею, пока я глядеть умею, во имя великой цели я буду идти вперед!» И фрагменты из современных шлягеров: «Я шоколадный заяц. Я ласковый мерзавец», или «дым сигарет с ментолом…», «когда я ее обнимаю, все равно о тебе вспоминаю…». Или «Ах, какой был мужчина! Настоящий полковник, но оказался, блин, уголовник…». То же самое и у девушек. Кто не помнит прекрасную песню «Эхо любви» в исполнении Анны Герман: «Тебя я услышу за тысячи верст…Мы – звонкое эхо друг друга…» А современные девочки и девушки поют: «Я, как бабочка, порхаю над всем. И без проблем…»Или «Хочу я замуж, замуж хочу. А ты не бойся, я все оплачу». И, наконец, шедевр Аллы Пугачевой: «Куда зачем лечу, кому за что плачу, живу я только с тем, кого хочу». Одним словом, «живи спокойно, страна».
Это, конечно, проблемы нравственные и духовные. Но всеобщая компьютеризация, Интернет, тотальное телевидение и игровые автоматы уродуют психику детей и негативно сказываюся на их интеллекте. Когда-то нас называли самой читающей страной в мире. А то, что наши дети обладают лексиконом Эллочки-людоедки, говорит о том, что мы стали не страной, а территорией лжи, пошлости, агрессии и лицемерия. Вот о чем следует задуматься Президенту и Правительству России, депутатам Государственной думы, всем тем, кто отвечает за информационную политику в средствах массовой информации.






Другие статьи в литературном дневнике: