Два романа Ивана Ефремова.Начала перечитывать роман Ивана Ефремова "Таис Афинска". Антерос... По верованиям древних греков, сперва был темный Хаос, затем одновременно из Хаоса возникли Хронос (Кронос - Время), страстный Эрос ( Эрот - Любовь) и хладнокровный, рациональный Антерос (Антерот - Отрицание любви). Иногда Эрос и Антерос считают близнецами-братьями и их одновременное рождение в Древней Греции почиталось чуть ли не священным. Самым страшным проклятием в Древней Греции считалась ненависть, порожденная любовью. Именно такой ненависти и покровительствовал Антерос. Он порождал страстное желание разрушить объект любви. Люди, неспособные любить, считались одержимыми Антересом. Бог Аполлон вечно высмеивал Эроса, за это любимые им женщины были одержимы Антеросом (нимфа Дафна, Кассандра ). Антерос входил в свиту Афродиты. Афродита Анадиомена (др.-греч. «выныривающая, выходящая из моря», и даже, согласно одной из версий этимологии, само имя — от от гр. афрос — «пена) — эпитет богини Афродиты, рождающейся из морской пены и выходящей на сушу. Богиня красоты и любви, включавшаяся в число двенадцати великих олимпийских богов. Она также богиня плодородия , вечной весны и жизни. Постоянно сопровождают богиню любви Афродиту, богиню красноречия Пейто и бога Гермеса хариты - богини прелести и обаяния, так как привлекательность и обаяние были непременным свойством этих олимпийских богов. Девять муз. Каллиопа эпическая поэзия Музы (греч. — мыслящие) — в древнегреческой мифологии дочери бога Зевса и титаниды Мнемосины, живущие на Парнасе богини — покровительницы наук, поэзии и искусств. Упомянуты в «Илиаде» и «Одиссее» (XXIV 60, сказано, что их девять). Большинство называет их дочерьми Зевса и Мнемосины (либо дочерьми Гармонии . Музы имели свои храмы, которые назывались мусейонами (от этого слова и произошел «музей»). Помню, с интересом читала его роман Лезвие бритвы. «Лезвие бритвы» — роман о духовном могуществе человека, о торжестве разума, о поисках красоты, любви и справедливости. В заглавном образе заключена суть ефремовской философии: лучшее — это то, что проходит по узкой линии между двумя крайностями. В интервью, данном до выхода романа, Ефремов говорил: Сама температура человеческого тела — 37° — всего в пяти шагах (градусах) от смерти — температуры 42°, когда наступает свёртывание белков. В то же время температура 37° самая выгодная для активной жизнедеятельности. Вот что такое «лезвие бритвы». И таких примеров можно подобрать тысячи… В романе приведены такие примеры. В лекции о красоте главный герой говорит, что …красота — это правильная линия в единстве и борьбе противоположностей, та самая середина между двумя сторонами всякого явления, всякой вещи, которую видели еще древние греки и назвали аристон — наилучшим, считая синонимом этого слова меру, точнее — чувство меры. Я представляю себе эту меру чем-то крайне тонким — лезвием бритвы… Другой герой признаётся в любви: Счастье встречи с тобой, оно будто лезвие ножа — страшно остро и очень узко. А рядом, с обеих сторон, две тёмные глубины. В романе говорится о генной памяти, которую главный герой пытается пробудить с помощью ЛСД, о йоге, гипнозе, телепатии. Но эти явления Ефремов рассматривает не с точки зрения мистики, а пытаясь дать всему научное, рациональное объяснение.
© Copyright: Валентина Томашевская, 2009.
Другие статьи в литературном дневнике:
|