Гумилев. Часть 1

Максим Фарбер: литературный дневник


На скале, у самого края,
Где река Елизабет, протекая,
Скалит камни, как зубы, был замок.
На его зубцы и бойницы
Прилетали тощие птицы,
Глухо каркали, предвещая.
А внизу, у самого склона,
Залегала берлога дракона,
Шестиногого, с рыжей шерстью.
Сам хозяин был чёрен, как в дёгте,
У него были длинные когти,
Гибкий хвост под плащом он прятал.
Жил он скромно, хотя не медведем,
И известно было соседям,
Что он просто-напросто дьявол.
Собирались они и до света
Выли у реки Елизабета,
А потом в домино играли.
Это было ещё до Адама,
В небесах жил не Бог, а Брама,
И на всё он смотрел сквозь пальцы.


...Вечером по берегу Елизабета
Ехала чёрная карета,
А в карете сидел старый дьявол.
Позади тащились другие,
Озабоченные, больные,
Глухо кашляя, подвывая.
Кто храбрился, кто ныл, кто сердился…
А тогда уж Адам родился.


XVIII век, со всей его претенциозностью и салонностью, пропущенной через фильтры рационального мышленья века XIX (именно рационального, НЕ прагматичного) -- и из Вольтера получается... Честертон. Минус Диккенс и иже с ним. Прыжок сразу из премодерна в модерн, не касаясь романтизма с реализмом.
В этом -- секрет таланта Н. Г.; а вовсе не то, что местом действия его стихов (в прив. отрывке, кстати, нет) являются Юг и Восток.


#книги #николай_гумилев #модерн_как_норма


п.с.: Практически то же самое можно сказать о Киплинге, но это отдельный (особый) разговор.



Другие статьи в литературном дневнике: