Фильм о Павле Челищеве на Культуре 18. 9. в12ч. 30

Кедров-Челищев: литературный дневник


Изо


поиск





21.09.08 Павел Челищев. Придет время, все увидят и войдут




Павел Челищев – открыватель новых путей в живописи первой половины ХХ века. В 1919 году он эмигрировал с армией Деникина. Только недавно его картины появились в постоянной экспозиции Третьяковской галереи. И так же, как пол века назад, она удивляет, а порой и шокирует зрителя, привыкшего к совсем другой живописи.


21 сентября 2008 года исполняется 110 лет со дня рождения Павла Федоровича Челищева. Смотрите в нашем эфире документальный фильм «Нечетнокрылый ангел» (18 сентября, в 12:30). Однажды Челищева спросили: «Почему у Вашего ангела крылья на груди?» - «А Вы часто видели ангелов? – усмехнулся он, - для того чтобы лететь в пространство n-измерений достаточно одного крыла, преломленного во всех пространствах».


Родовое имение Челищева - село Дубровка в Калужской губернии. Рядом – Оптина пустынь. По личному приказу Ленина Челищевых изгнали из родового гнезда, и Павлика забросило сначала в Киев, где он брал уроки живописи, потом в Стамбул – классический маршрут всех изгнанников. В 20 лет окончательно оборвалась пуповина, связующая с отечеством. Место последнего прибежища – Италия, где, много лет спустя, закончился маршрут его земных страданий. Берлин, Париж, Лондон – были местом его обитания. Вихри дягилевских балетов вынесли его на вершины европейского Олимпа.


Константин Кедров, поэт, внучатый племянник художника: «Живописная слава его началась с картины «Корзинка с клубникой» (1925). Этот период называют "розовое безумие"».


Эту картину приобрела Гертруда Стайн, живущая в Париже американская писательница. В ее салоне собирались литераторы и художники, чьи работы повергали публику в шок. Особенно этим славились Дали и Пикассо. Именно она сказала Хемингуэю: «Вы потерянное поколение». Так обозначила она плеяду молодых авторов, чьи имена зазвучали после Первой мировой войны. В молодом русском она увидела новый мощный энергетический импульс, и он сразу вошел в это избранное общество.


Прежде всего, Павел Челищев прославился как оформитель знаменитых дягилевских балетов. В 1928 году по замыслу художника был поставлен балет «Ода». Челищева вдохновила космогоническое творение Ломоносова «Вечернее размышление о Божием величестве». Музыка Николая Набокова – двоюродного брата гениального писателя – сопровождалась поэтическим текстом Ломоносова. В постановке были задействованы все мысленные и немысленные сценические средства, включая фосфорическое свечение и пиротехнические эффекты. Каждое движение танцоров изменяло конфигурацию пространства. Спектакль не был принят современниками. Челищев с грустью заметил: «Я открыл дверь, но никто в нее не вошел». «Придет время, все увидят и войдут», - возразила Гертруда Стайн.


Когда-то Леонардо открыл бесконечность в даль. Челищев устремил свой взор вглубь. Оказалось, что человек не менее бесконечен, чем вся вселенная. Впервые это было зримо представлено в оформлении балета «Ода». Сразу же после нее появилась серия знаменитых челищевских ассамбляжей.


Одна из самых удивительная картин Челищева - «Феномена». В центре – младенец, играющий в мяч. Это никто иной, как Петр I – символ власти, играющий миром и судьбами людей, хотя разум его младенческий. Здесь и груды газет, заслоняющих горизонт, и груды золота – символ продажного искусства. Кунсткамеры типажей и характеров, среди которых и друзья художника: и Стравинский, и Гертруда Стайн.


Искусство все активней раздвигало рамки привычных представлений о человеке. То, что раньше воспринималось только как уродство, теперь стало рассматриваться как особенность человеческой природы. Эксцентрика притягивала и завораживала. В основе «Феномены» - впечатления от посещения знаменитого нью-йоркского фрик-шоу - собрания живых уродцев и эксцентриков. Но они интересовали Челищева не сами по себе, а как метафора человеческой души и характера. Челищев находился под большим впечателнием от «Божественной комедии» Данте, и «Феномена» стала живописным образом ада.


Наиболее полно художник смог реализоваться в Нью-Йорке: здесь проводятся самые серьезные, принципиальные его выставки, здесь он создает свои самые существенные творческие серии, связанные с написанием триптиха «Ад», «Чистилище», «Рай». В США в те годы нашли прибежище от фашизма многие знаменитые художники 20-х годов ХХ века.


В последующий творческий период Павел Челищев пишет уже не цветом, а светом – такое создается впечатление от его картин. Это направление можно было бы назвать «новым лучизмом». Все картины сияют, излучая, что-то неведомое.


В 1942 году нью-йоркский Музей современного искусства (MoMA )приобрел картину «Игра в прятки». Тогда же музей устроил подробную ретроспективу работ Челищева. Это пик его карьеры, высочайшая точка, которой он достиг. Как раз в то время начался расцвет абстрактного экспрессионизма. А фигуративная живопись – пожалуй, нет более фигуративного художника, чем Павел Челищев, - оказалась забыта и вернулась только через 40 лет. Картина «Игра в прятки» - одно из величайший произведений в собрании МоМА. Ее репродукции стали бестселлерами наряду с «Генрикой» Пикассо. В Музее проводились опросы посетителей после просмотра, и большинство из года в год отдавали предпочтение картине «Игра в прятки».


Галерист Стив Аукас: «Челищев стремится изобразить не только человеческое тело и человеческую форму, но и саму человеческую сущность, энергию во времени и пространстве. Это и есть одна из отличительных особенностей его творческого метода».


По материалам документального фильма «Нечетнокрылый ангел»




Другие статьи в литературном дневнике: