***

Кедров-Челищев: литературный дневник

http://video.mail.ru/mail/kedrov42/6/622.html


НОС ОН
НОС СОН


Он оставил нас с носом

России всегда везло с гениями. Гоголь моложе Пушкина, но он пережил Лермонтова и дал такой мощный толчок русской литературе от Достоевского до Набокова, что поезд катится до сих пор - и не под откос, а в гору. Пушкин уверял, что наборщики так смеялись, набирая текст Гоголя, что рассыпали шрифт. И Пушкин же сказал о Гоголе: "Боже! Как грустна Россия!".
В письме к Жуковскому Гоголь жалуется, что "скотина Чириков" едва добрался до середины повествования, в то время как Одиссей Гомера в переводах Жуковского уже вернулся в Итаку. И все это потому, "что русскому надо быть намного изворотливей с русскими, нежели греку с греками".
Кто такой Чичиков, превратившийся в XX веке в Остапа Бендера? По версии Гоголя - русский Одиссей. Кстати, "Мертвые души" не повесть, не роман, а поэма. У Пушкина "Евгений Онегин" - роман в стихах. У Гоголя "Мертвые души" - поэма, хотя и в прозе. Впрочем, я бы не называл гоголевскую речь прозой. Дело не в ритмических песенных зачинах типа чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы... Просто мир Гоголя ничем не напоминает прозаический стиль жизни. На стене висит картина, где изображена нимфа с такими большими грудями, "каких читатель никогда не видывал". Чичиков смотрит в зеркало на свой живот и рассуждает: "В сущности какой дурак, а в целом составляет картину". Слуга Павла Ивановича подобно планете имел "свою атмосферу". Стоило ему войти в необжитое помещение, и сразу начинало казаться, что здесь давно жили люди... В окне трактира сидел сиделец с красным лицом, а рядом стоял, начищенный до блеска красный медный самовар, поэтому казалось, что стоят два самовара, только один с большой окладистой бородой... Фундаментальное различие между Иваном Ивановичем и Иваном Никифоровичем в том, что у одного голова была редькой вниз, а у другого, напротив, редькой вверх. Про "шаровары величиной с Черное море" уже написаны большие тома, как и про редкую птицу, которая долетит до середины Днепра, хотя птицы с легкостью перелетают целый океан.
Проза Гоголя, конечно, имеет отношение к жизни, но по касательной, как та самая птица к Днепру. Днепр Гоголя так же похож на Днепр, как Черное море Айвазовского на Черное море. Если бы не было картин Айвазовского, мы бы этого моря никогда не увидели. Это ведь надо увидеть миг, когда луч солнца во время бури вдруг погрузится в девятый вал. Зато неосушаемую миргородскую лужу, в которой все тонет и все теряется, мы видим ежедневно и ежечасно.
Одно время пробовали сравнивать Гоголя с Гофманом. Но даже у Гофмана нет такой фантасмагории, чтобы от человека сбежал его же собственный нос, а потом встретился ему в мундире генерала, да еще и нотацию прочитал, вы, мол, всего-навсего майор, а я, сами видите, кто, и между нами не может быть ровным счетом ничего общего.
Гоголь жил вовсе не в девятнадцатом веке, а в каком-то своем времени, где есть одна дата вечного мартобря, где вечно длится маниловский "майский день - именины сердца". Никакого назидательного смысла в его прозе нет, разве что поразительная медицинская рекомендация делать зарядку, обтираться холодной водой и, тогда, уверяю вас, вы и без носа будете так же здоровы, как если бы были с носом. Когда майор Ковалев умоляет пришить отвалившийся нос, врач отказывается: "Я могу. Но уверяю вас, будет хуже". Литературная критика много лет пришивала Гоголю нос, но было хуже и хуже. Мережковский, уподобившись Коробочке, даже назвал Чичикова чертом. Должна же быть хоть какая-то определенность. Да и сам Гоголь в "Выбранных местах из переписки с друзьями" все что-то пришивал. Как странный человек, придумавший вареники, которые сами обмакивались в сметану и сами влетали в рот, умер, уморив себя голодом. Плата за гениальность?
В начале Гоголевского бульвара стоит памятник с надписью "Гоголю от советского правительства". Чисто гоголевский сюжет.
Константин Кедров



Другие статьи в литературном дневнике: