предсказания в поэзии

Кедров-Челищев: литературный дневник

http://video.mail.ru/mail/kedrov42/6


Воспоминания о будущем, или Путешествия в прошлое


Валерия Письменная


Когда-то я написала рассказ, сюжет которого был совершенно
вымышленным, а персонажи не имели конкретных прототипов. И вдруг
некоторое время спустя я встретила главную героиню этого моего
сочинения. Совпадало все: от имени и возраста до описания ее
внешности, более того — события с нею происходили те же. Что за
дела? Я попыталась как-то разобраться в этом феномене. Исключителен
ли мой случай? Оказалось, что нет. С подобным сталкивались, как
выяснилось, знакомые поэты и писатели. И я попыталась описать этот
феномен. Но сначала необходим небольшой экскурс в историю научных
гипотез и открытий.


В начале ХХ века математик Фридман опубликовал свои работы «о
кривизне пространства». Он писал примерно следующее. Вообразите
себе, что на плоскости живут некие разумные, но двухмерные существа:
то есть им знакомы всего лишь два понятия — вправо и влево и вперед
— назад, а вот верха и низа для них не существует, это уже
определение из трехмерного мира. Но вот, однажды, плоскость, на
которой жили двухмерные существа, по непонятной причине изогнулась,
и перестали работать те законы, к которым они привыкли. Тогда некий
ученый выдвинул идею, что двухмерный мир искривлен и у него
появилось третье измерение. Но у созданий двухмерного мира не
хватает воображения, чтобы себе это представить. Мы, по сравнению с
ними, можем чувствовать себя в более выгодном положении. Наше
воображение с точностью представляет себе трехмерное пространство.
Но оно начинает буксовать, как только заходит речь о возможной
кривизне нашего трехмерного мира, а тем более, когда речь идет о
кривизне четырехмерного пространства-времени.
Отчего образуется эта кривизна? Видимо, есть еще условие, которое
позволяет искривлять это четырехмерное пространство-время.
Можно воспользоваться опять-таки двухмерной аналогией. Поместим
наши
существа на поверхность сферы и предположим, что они за какую-то
провинность одного из своих соплеменников отправили в ссылку.
Очертили окружность и приказали не выходить за ее пределы. Через
какое-то время жесткость наказания ему усилили и радиус
запретительной окружности уменьшили. Когда он стал протестовать,
уменьшили еще, и окружность превратилась в точку, а сам изгнанник
должен был подпрыгнуть и оказаться в каком-то ранее немыслимом
пространстве. Аналогично мы можем представить себе такую картину в
объеме. Тут следует отметить, что, согласно математическим
выкладкам, стягивание гигантских миров в точку отнюдь не
маловероятно, а напротив, практически неизбежно. Любая элементарная
частица может оказаться выходом в иные миры.
В этот момент складываются такие условия, что, находясь в
настоящем, можно оказаться одновременно в прошлом и будущем,
которого, в сущности, нет, и ощущать их как настоящее, здесь и
сейчас, где ни время, ни расстояние уже не имеют никакого значения.
Согласно эзотерической традиции, на высших планах реальности понятие
времени теряет смысл.
Имеется в виду циклическое время, которое состоит из циклов,
начиная
с мелких и заканчивая огромными космическими. В символическом смысле
они подобны друг другу. Когда мы наблюдаем окружающий мир, возникает
иллюзия линейного времени, так как мы видим малую часть гигантского
космического цикла, а этот цикл включает в себя более мелкие циклы,
подобные ему, но только в них все протекает намного быстрее.
Например, жизнь человека имеет свой цикл. Рождение, взросление,
зрелость, старость, смерть. Более мелкие циклы проходят все эти
этапы, но только в быстром темпе и т. д. Поэтому можно предположить,
что события, переживаемые человеком, уже когда-то им переживались,
но очень быстро, а то и мгновенно, поэтому могли выглядеть иначе или
не были им осознанны, но память их хранит (такое «дежавю»). На самом
деле может быть именно таких конкретных событий и не было, но
глубинная память выуживает из подсознания коррелирующие моменты.
Наверняка каждый человек испытывал подобные ощущения. Каждый
испытывает это «дежавю» — вроде бы уже виденное, пережитое.
Есть еще некоторые предположения. Известный современный ученый
Стивен Хокинг выдвинул такую гипотезу: в пространстве-времени
образуются некие «дыры», причем возникают они парами и соединены
между собой туннелем. Хокинг предположил, что по этим туннелям можно
перемещаться в пространстве-времени практически мгновенно. Впрочем,
об этом ученые задумывались еще в начале ХХ века. Потом американский
астрофизик Кип Торн и его коллеги пришли к выводу, что эти туннели,
хотя они и очень неустойчивы, возможно сохранять, однако материя, из
которой они состоят, должна быть необычной: выдерживать давление в
миллиарды миллиардов атмосфер и иметь при этом отрицательную массу.
Торн предположил, как осуществить перемещение во времени, говоря
конкретнее, совершить путешествие в прошлое. Для этого надо один из
входов туннеля разогнать до скорости близкой к световой, что
приведет к замедлению времени. Если, например, нырнуть в нормальный
вход и вынырнуть из замедленного, то можно вернуться через какое-то
время в исходную точку и увидеть свой собственный старт.
Теоретически все это возможно. Но физически такие условия создать
очень сложно, хотя человек еще сам не знает своих возможностей.
Развитие психических способностей позволяет человеку проделывать
фантастические манипуляции с пространством-временем. Стоит ли
удивляться тому, что сбывается некогда выдуманное и написанное
нами?
Но, может, не стоит так усложнять объяснение — ведь все можно
объяснить принципом подобия, который прекрасно работает и в физике и
электронике.
Именно на нем базируются различные средства коммуникации от
радиоприемников до телевизоров. Это может быть совпадение
резонансных частот колебательного контура или подобие входного и
выходного кодов. Вполне вероятно, что этот фактор тоже имеет важное
значение в рассматриваемом нами вопросе.
Получается, что чем больше сходство между двумя объектами, их
внутренними состояниями, тем сильнее информационная связь между
ними. Совсем неважно, знают эти люди друг друга или нет: они связаны
между собой посредством ассоциативного резонанса. Вполне вероятно,
что герой, придуманный писателем, созвучен его внутреннему
состоянию. Почему же нельзя допустить мысль, что на земле
обязательно найдется человек, каким-то образом резонирующий с тем и
другим. А подобное притягивает подобное.
Вспоминается история, рассказанная одной журналисткой. Она решила
посетить дом, в котором когда-то жила писательница Астрид Линдгрен.
Каково же было ее удивление, когда дверь ей открыл мужчина, которого
звали Карлсон, и занимался он ремонтом потолков и крыш.
Я слышала много подобных историй и теперь хочу познакомить вас с
ними. К тому же вы узнаете, что думают литераторы по этому поводу.


Константин Кедров, ученый и поэт, автор нескольких монографий по
вопросам философии и литературы не раз сталкивался в своей жизни с
подобными вещами.
Вот что он рассказывает:
— Когда-то очень давно, в 1959 году, я написал стихотворение:
Я не хочу на земле чужим.
Я жить хочу,
Хочу жить.
Но в кипе
Рукописей изъятых
Тебя узнают и не простят,
Тебя увидят в 80-х,
а напечатают в пятьдесят.
Ты будешь прятаться,
словно вор,
То в диссертацию,
То в анамнез,
Чтобы диагноз был точен,
как приговор,
А приговор
Расплывчатым, как диагноз.
Все сбылось.
Меня увидели по телевидению в учебной программе в 1980-х годах. Мой
первый сборник «Компьютер любви» напечатан в 1990 году, когда мне
было 48 лет.
Мой «приговор», действительно, весьма расплывчатый:
«70-я статья», с окрасом «антисоветская пропаганда и агитация»
остался в оперативном деле «Лесник», но дело было уничтожено в
августе 1990 года... Я действительно прятался, словно вор, в анамнез
истории болезни, когда меня в 1963 году исключали из университета. А
потом в 1973 году, чтобы избавиться от преследований, действительно
защитил диссертацию и стал преподавателем Литературного института.
Еще один пример.
В 1983 году я написал стихотворение:
Моя мама выткала потолок,
И улетела в приют престарелых,
Где сияет тигль солнца.
К сожалению, и это сбылось.
В 1991 году мама оказалась в больнице безнадежно больных. Незадолго
до кончины она сказала: «Надоело смотреть в потолок». Она умерла 30
апреля, в очень солнечный день. Тигль солнца сиял в ее палате
огненно и ослепительно.
А в 1986 году я написал такие строки:
«Металл металит метально».
В то время под словом «металл» никто не подразумевал почти
неизвестный тогда «металлический рок». Он загремел на всю страну,
где-то в 1988 году.
Это очень интересный феномен. Научно доказано, что времени нет и
пространства нет. Есть пространство-время. Есть линия мировых
событий. Она существует всегда.
Пространство-время физическое — это только канва, по которой
человек
вышивает свою судьбу. Пространство можно представить, но никто не
знает, что такое время. Существует множество разных гипотез и
предположений. Скорее всего, прав Блаженный Августин, утверждавший,
что время состоит из трех моментов настоящего. Настоящее ожидания —
это будущее, настоящее воспоминания — это прошлое и настоящее
переживания. Можно сказать: то, что было нам дорого в прошлом,
оказывается в будущем и движется нам навстречу. Будущее приходит из
прошлого, а прошлое из будущего, и встречаются они в настоящем. Есть
разные гипотезы, согласно одной из них, время, в отличие от
пространства, всепроникающе, в вашей комнате может незримо
присутствовать время Древнего Египта либо время из будущего.
Человек рождается в мир с готовым планом, а иногда он даже может
его
изменить. Как правило, в 99 случаях из 100 все происходит не так,
как человек мыслит, и только в единичных случаях он может мыслить
иначе, так, что все, о чем он думает, начинает сбываться. Это
называется пророчеством. У Ильи Эренбурга герой его романа
(написано задолго до 1945 года) изобретает атомную бомбу и приносит
ее к миллионеру, а тот говорит: «Это мы оставим для японцев(!)»
Если представить себе на мгновенье, что было бы, если бы все, что
человек думает, воплощалось, было бы неинтересно жить.
Я могу предположить, что иногда человек воспринимает сигналы из
далекого прошлого и будущего. От чего это зависит?
Возможно, от мирового ритма, который в нем самом звучит и иногда
резонирует с этими сигналами.



© Copyright: Константин Кедров, 2009
Свидетельство о публикации №1904201968



Другие статьи в литературном дневнике: