Заповедь монте-кристо

Кедров-Челищев: литературный дневник

ЗАПОВЕДЬ МОНТЕ-КРИСТО



КОНСТАНТИН КЕДРОВ



montecristo. forum24.ru/?1-1-0-00000001-000-0-0-1208778166


Он написал 285 романов. Двести восемьдесят шестой и самый удачный роман Дюма - его жизнь. Он писал свою жизнь, как роман, а в романы искусно вплетал историю своей жизни. Так же, как д’Артаньян, он прибыл в Париж с несколькими монетами в кармане. Когда Дюма умирал, в его кармане от всех несметных богатств осталось ровно четыре франка - столько же, сколько было, когда он прибыл в Париж. "А еще меня упрекают в расточительности, - усмехнулся писатель, - сколько было, столько и осталось". Биографы утверждают, что у Дюма было 350 любовниц. В таком случае, триста пятьдесят первой любовницей была судьба писателя. "Я обольщаю свою судьбу, как женщину, и она отвечает мне полной взаимностью, - говорил он своим друзьям и врагам. - Удача - это всего лишь естественный результат решительной любовной интриги человека с его собственной жизнью". От внимания историков не ускользнула мистическая связь между жизнью и смертью Пушкина и жизнью Дюма и его героев, в частности Эдмона Дантеса. Дюма моложе Пушкина на три года, а его происхождение прямо-таки списано с пушкинской родословной: "Мой дед негр, мой отец мулат, а общий наш предок - обезьяна". И во внешности Пушкина, и во внешности Дюма негритянские черты проступают весьма отчетливо. Однако Дюма только начинал как поэт, а вошел в литературу как драматург, пленившись "Гамлетом" и Шекспиром. Но всемирная слава пришла к нему как к прозаику.


В отличие от Пушкина, прожившего 37 лет, Дюма дожил до 68. Но заметьте, какую важную роль играют в его романах дуэли и, в частности, состоявшиеся и не состоявшиеся поединки. Биографы заметили, что реальный Дантес, убивший Пушкина на дуэли, и Дюма-сын умерли в один год. Это дало повод для одной забавной литературной мистификации вполне в духе Дюма-отца. В 1992 году "Роман-газета" напечатала неизвестный и самый поздний роман Дюма "Последний платеж" - продолжение "Графа Монте-Кристо". Эдмон Дантес, граф Монте-Кристо, узнает, что некий Жорж Шарль Дантес убил великого русского поэта Пушкина. Возникает план, как наказать негодяя однофамильца. Предполагают, что роман написал еще в 1960 г. литератор В. Лебедев. Но сам Дюма давал повод и не к таким мистификациям. Ничтоже сумняшеся он выпустил под своим именем роман Лажечникова "Ледяной дом" и повесть Бестужева-Марлинского "Мулла-Нур". Вероятно, сам Дюма считал это не плагиатом, а творческой переработкой. Он не упомянул имен Лажечникова и Марлинского, как не упоминал имена своих бесчисленных соавторов - литературных негров, помогавших в создании его шедевров, не говоря уже о череде многих и многих менее популярных творений. На все обвинения в плагиате Дюма давал исчерпывающий ответ: "Все плагиат. Даже Господь Бог сотворил Адама по своему образу и подобию. Новое создать невозможно". Это весьма оригинальная точка зрения на природу творчества роднит Дюма с его кумиром и литературным прародителем Шекспиром. Писатель это отлично обосновал в своих высказываниях: "Когда глупый критик упрекал Шекспира в заимствовании иногда целой сцены у какого-нибудь современного автора, Шекспир отвечал: "Эта сцена - девушка, которую я вывел из плохого общества и ввел в хорошее".


Что же касается соавторов Дюма, то самый талантливый и плодовитый среди них - Огюст Маке (1813 - 1888). Ему принадлежат многие и многие сюжетные линии "Трех мушкетеров", "20 лет спустя", "Виконта де Бражелона", "Королевы Марго", "Графини Монсоро", "Графа Монте-Кристо". Он сотрудничал с Дюма 20 лет с 1838 по 1958 год. Рядом с д’Артаньяном Дюма Маке чувствовал себя мудрым и ученым Арамисом. Намек на это в самом названии - "20 лет спустя". Мол, и через двадцать лет дружба, несмотря на все интриги, останется неразрывной. Увы, возник материальный спор. Щедрый Дюма на этот раз что-то не доплатил, и Маке обратился в суд. Однако влияние и обаяние Дюма были столь велики, что суд отказал Маке в совершенно очевидном признании соавторства. Тогда Маке опубликовал оригинал главы, где описана смерть миледи. Лучше бы он этого не делал. Сразу стало ясно, кто гений, а кто великий при нем трудяга. Дюма был гением. Когда работалось, он месяцами писал по 18 часов в сутки, превращая в шедевры литературные болванки своих подельников. Его воображение не знало границ, но он всегда скользил по канве истории. Проще говоря, Дюма был настоящим постмодернистом, пересоздающим реальные исторические и литературные сюжеты на новый лад. Он считал, что возвращает истории ее внутреннюю логику.


Горький лишь перефразировал, а вернее почти что процитировал Дюма, когда сказал, что литература изображает жизнь не такой, какова она есть, а такой, какова она должна быть. Должна по высшей, творческой логике.


Свой характер Дюма разделил на четыре цвета. В одном спектре и авантюрист д’Артаньян - позирующий влюбчивый резонер, и меланхолический Арамис, и благородный, вечно мстящий Атос, и грузный ренессансный жизнерадостный Портос. Впрочем, все четверо есть в каждом мужском характере. Вероятно, в этом секрет их всемирной популярности, затмившей все остальное. Богословская диссертация Арамиса называлась: "Некоторое сожаление приличествует тому, кто приносит жертву Господу". Однако позднее он передумал и написал на эту тему рондо:


"Ты, что скорбишь, оплакивая грезы, и что влачишь безрадостный удел, твоей тоске положится предел, когда творцу свои отдашь ты слезы, ты, что скорбишь" (Перевод М. Лозинского).


Здесь, конечно, многое от самого Дюма. В финале "Графа Монте-Кристо" он предсказывает свою смерть от "разрыва сосуда" и оставляет нам свою заповедь - "жить и надеяться".


Решив превратить творческий образ в реальность, Дюма купил под Парижем участок Сен-Жермен-Ан-Лэ. На новоселье присутствовало 600 гостей. В парке стояли скульптуры Гомера, Софокла, Шекспира, Гете, Байрона и самого Дюма. Над входом девиз: "Люблю всех, кто любит меня". Главный зал белый с золотом в стиле Людовика ХV и восточная комната с диковинками из Туниса. В двухстах метрах от замка возвышалась уменьшенная копия замка Иф. Первый этаж, одна зала. Лазурный потолок усыпан звездами, стены обтянуты голубым сукном. Спиральная лестница ведет в комнату самого Дюма. Железная кровать, стол из некрашеного дерева, два стула. Пока гости веселились внизу, Дюма трудился под грохот и блеск дорогих фейерверков. Бальзак в письмах к Ганской возмущался тем, что Дюма израсходовал четыреста тысяч франков. Бальзак удивлен непрактичностью Дюма, который арендует землю для замка у крестьянина и в любой момент может лишиться всех богатств, если крестьянину эта земля понадобится под капусту. Однако, Дюма разорился не по прихоти крестьянина, а после революции 1848 года, когда публика потеряла интерес к театру. На замок был наложен арест, и все имущество распродано. Увезли даже зверей из зверинца.


В 1858 Дюма едет в Россию, "чтобы присутствовать при освобождении сорока миллионов рабов". До этого въезд в Россию был для него закрыт из-за романа "Учитель фехтования", пронизанного симпатиями к декабристам. Николай I запретил роман в России, а неприязнь к автору сохранил до самой смерти. Россия Александра II - освободителя устроила Дюма триумфальный прием. Но понять, что происходило, довольно трудно, ведь Дюма - большой фантазер. Во всяком случае, его знаменитая поварская книга пополнилась рецептами блюд русской кухни. Уже в преклонном возрасте нищий Дюма участвует в кровавых походах сепаратиста Гарибальди, которого в России и Франции почему-то считали символом свободы, о которой тот и не помышлял.


Свою философию Дюма полностью доверил графу Монте-Кристо, который сказал, что в жизни нет ни счастья, ни несчастья, все познается в сравнении. Зато есть провидение - "я решил сам стать провидением". В какой-то мере ему это удалось. Когда писатель умирал, слуга очень сокрушался и плакал. Дюма его утешал: "Не расстраивайтесь, друг мой, если вы мне понадобитесь на том свете, я тотчас вас позову".


Президент Ширак сказал, что прах Дюма будет перезахоронен в Пантеоне. Вряд ли это прибавит славы вечному любимцу фортуны - д’Артаньяну, Атосу, Портосу, Арамису и графу Монте-Кристо в одном лице.



Другие статьи в литературном дневнике: