***

Нина Шендрик: литературный дневник

Разве можно забыть? Разве можно не знать?
Помню,— небо пылало тоскою закатной,
И в заре разметалася вестников рать,
И заря нам пророчила путь безвозвратный.

Если сила в руках,— путник вечный, иди;
Не пытай и не мерь, и не знай и не числи.
Всё мы встретим смеясь, что нас ждёт впереди,


Все паденья и взлёты, восторги и мысли.

Кто узнает — зачем, кто узнает — куда
За собой нас уводит дорога земная?
Не считаем минут, не жалеем года
И не ищем упорно заветного рая.

Елизавета Кузьмина-Караваева, 8 декабря 1891 — 31 марта 1945



ЯН ТВАРДОВСКИЙ
ЗАЧЕМ?


Зачем Бог сотворил человека? Он бы мог сотворить одних ангелов, и они летали бы над землёй, как большие и тихие бумажные змеи. Они же лучше людей – никогда не ставят всё с ног на голову.


Бог сотворил человека для того, чтобы он любил.
Н



Происхождение фамилии Шендрик
Обладатели фамилии Шендрик, безусловно, могут гордиться своей фамилией как памятником польской истории, культуры и языка.


Шендрик - одна из многочисленных фамилий, образованных из различных форм личного имени. Впервые употребление «семейных имен» в Польше зафиксировано примерно в XV веке, причем исключительно в среде польского дворянства — шляхты. Следует, однако, иметь в виду, что первоначально польская шляхта по своей структуре значительно отличалась от западноевропейского дворянства: формально представители шляхты были равны между собой; различия были связаны только со степенью зажиточности.


На польское происхождение фамилии Шендрик указывает типичный суффикс -ик, -ак. Такие фамильные суффиксы были принадлежностью фамилий простолюдинов. Фамильное имя Шендрик образовано от одного из многочисленных разговорных вариантов имени Александр через Сендер, Шендер.


Выбор личных имён в Польше обычно определяется церковными установлениями, а также традициями, в том числе семейными. Родители выбирали имя для ребёнка из значительного количества христианских имен, то есть библейских имен или имен святых; а также славянских имен дохристианской эпохи. В прошлом при крещении ребёнку давалось два имени, поэтому, как считалось, он имел двух святых-покровителей.


Имя Александр происходит от греческих слов, «алекс» - защитник и «андрос» - мужчина и означает «Защитник людей». Католическая религия признает имя Александр, верующими почитаются несколько святых, носивших это имя. В частности, Александр I Римский, cвященномученник, епископ Рима (с 105 или 108 - по 115 или 118). В Liber Pontificalis ему приписывается введение в канон мессы молитвы анамнесиса «Qui pridie» (латинское - Накануне Своих страданий), по другим предположениям - молитвы «Unde et memores» (Итак, Господи, вспоминая). Ко времени Александра I возводят также появление обычая освящения дома святой водой. Сообщения Liber Pontificalis и Acta Alexandri о мученичестве Александра I (отсечение головы) вместе с Евентием и Феодулом при римском имераторе Траяне или Адриане не подтверждаются святым Иринеем и Евсевием Кесарийским и основываются, возможно, на идентификации его с мучеником Александром Римским, пострадавшим вместе с Евентием и Феодулом при императоре Марке Аврелии. По преданию, появившемуся около VI в., тюремщик Александра I (будущий святой Квирин) и его дочь (будущая святая Бальбина) были обращены Александром I в христианство.


У имени Александр много святых покровителей. Часть из них одинаково почитаются и в католицизме, и в православии, но есть и различия.


Говорить о точном месте и времени возникновения фамилии Шендрик в настоящее время не представляется возможным, поскольку процесс формирования фамилий был достаточно длительным. Тем не менее, фамилия Шендрик представляет собой интереснейший памятник польской письменности и культуры.





Другие статьи в литературном дневнике: