***

Татьяна Ноготовка: литературный дневник

— Как можно научить человека воспринимать поэзию? Одаренный читатель, наверное, встречается нечасто?


— Да, тот, кто сам может дойти до тонких и глубоких восприятий, может быть, редок. Можно ли помочь другим? Я думаю, да. И я бы начала не с литературной теории, не со словесности. С психической практики. Чтобы человек воспринимал поэзию, необходимы некоторые ментальные и даже психические навыки, которым очень мешает бытовая реальность — шум, торопливость, отсутствие навыка созерцания. Человек просто не может остановиться — и подумать ни о чем. Все у него сразу «для чего-то», все прагматично и опредмечено. А поэзия может восприниматься только умом, способным видеть вещь, которая «ни для чего», которая ничего определенного не «значит». Она есть — и все. Попробуй общаться с вещью, из которой ты ничего не выведешь. И это необходимый навык для читателя, так же как и для поэта.


/Ольга Седакова. Что такое музыка стиха? Беседа с Юлией Рыженко/



***


«Бесполезность» философии и поэзии казались непременным признаком их достоинства для Данте, Петрарки, Боккаччо. В ХV в., даже занимаясь ботаникой, разводя сады, подчеркивали, что делают это не для пользы, а ради созерцания искусства, присущего природе.


/Владимир Бибихин. От поэтической философии к художественной науке/



Другие статьи в литературном дневнике: