Долго же мы собирались. Публикация

Борис Рубежов Четвёртая Страница: литературный дневник

http://svpressa.ru/society/article/16431/?go=popul


4 ноября 2009 года 11:54 |


Сергей Баймухаметов

Наконец-то и в Кремле назвали Сталина преступником


Выступление Медведева в интернете, его осуждение культа «вождя народов» прозвучали как нельзя вовремя


Сталин живет и побеждает в сознании народном. Почему?


Потому что десталинизация хрущевских времен была робкая, половинчатая. Даже доклад Хрущева на XX съезде КПСС не опубликовали. Испугались.


Ленин, большой специалист по обработке масс, учил, что важнейшим в этом деле является кино. В новом варианте – ТВ. Мы распорядились им бездарно. Кто в России снял документальный или художественный фильм о том, как русские бабы из раскулаченных семей, выброшенные в тайгу, удавливали своих малых детей, чтоб не мучились? Кто в Азербайджане снял фильм о том, как в сентябре в степь под Акмолинском вывезли десять тысяч ссыльных из Азербайджана, и к апрелю из них осталась одна тысяча? Не знают люди, просто не знают…


Ну, показали "А прошлое кажется сном" и "Власть соловецкую". Один-два раза. А надо было каждый месяц показывать. И не фильмы, а гнать хронику, как немцы показывают и показывают своим детям в хронике горы трупов в гитлеровских концлагерях.


И нам надо было (и сейчас тем более надо) показывать и показывать горы трупов в местах тайных захоронений НКВД.


ДАВАТЬ СТАТИСТИКУ.


Количество зэков в СССР на тот или иной период можно подсчитать. Только надо скрупулезно смотреть и долго складывать. Ведь ГУЛАГ, Главное управление лагерей НКВД-МВД – был не один. Помимо него в системе МВД действовало много Главных управлений лагерей и просто Управлений лагерей – по отраслям народного хозяйства. Например, Главное управление лагерей железнодорожного строительства (ГУЛЖДС), Главное управление лагерей лесной промышленности (ГУЛЛП), гидростроительства, спецпромцветмета и т.д. Не было только Главного управления лагерей сельского хозяйства. Потому что вся наша деревня в известном смысле была одним Агрогулагом, где люди жили без паспортов. Можно сказать – на вольном поселении.


По одной годовой справке МВД СССР, на 1 сентября 1947 года в лагерях и колониях всех типов и управлений находилось 2 миллиона 29 тысяч человек. Плюс 634 тысячи на исправработах без лишения свободы. Итого – 2 миллиона 663 тысячи осужденных.


Из них - "31,7 % за к/р преступления".


"К/р" - это "контрреволюция". То есть через 30 лет после победы революции в стране сидело в лагерях примерно 900 тысяч "контрреволюционеров".


Учтем, что 2 миллиона 663 тысячи осужденных - на один день, 1 сентября 1947 года. Вроде как данные по объему проточного бассейна, через который на самом деле протекает неограниченное количество воды. То есть людей, зэков. Тысячи и тысячи ежегодно погибали, выходили на волю, а взамен приходили новые и новые. Обыденностью стала в то время лагерная мудрость, запечатленная в синих наколках-татуировках: "Кто не был – тот будет…".


И тут я вынужден сделать пояснения для молодых. Дело не только в тотальной шпиономании, коммунистической паранойе, а в том, что идеологическая паранойя сочеталась с хозяйственным расчетом, с планами социалистической экономики. Надо построить ГЭС, завод, комбинат – тут же создается там лагерь и рассылается по краям и областям разнарядка: сколько людей, каких специальностей надо арестовать и куда доставить.


Например, для строительства Рыбинского и Угличского гидроузлов создали в 1935 году Волголаг. Его слава немногим уступала страшной славе Дальстроя или Потьмы. По состоянию на 1 января 1939 года в нем насчитывалось 74 тысячи 576 заключенных. Считается, что за 18 лет через него прошло более 600 тысяч человек, сколько погибло от голода, холода, непосильного труда, болезней и расстреляно за отказ выйти на работу – неизвестно.


Для строительства канала Москва – Волга создали Дмитровский лагерь (Дмитлаг) – самый большой в системе Гулага. За 5 лет через него прошли 1 миллион 200 тысяч заключенных.


В справке Санитарного отдела Гулага черным по белому написано: "Средний уровень смертности в лагерях ГУЛАГа составил 15,7 процента с колебаниями..." Это к 1933 году, как раз ко времени создания Дмитлага.


Значит, в Дмитлаге с его населением в 1.200.000 за пять лет умерло 190 тысяч человек. Не считая расстрелянных.


Из воспоминаний шофера Дмитлаговской автобазы А. Воронкова:


"На казнь возили каждую ночь. Расстреливали в лесу и на северной окраине Дмитрова. У них это называлось "повезти на шлёпку".


А сколько всего сгинуло в лагерях – до сих пор точно не установлено.


О "контрреволюционерах" есть официальные данные. Я имею в виду докладную записку Хрущеву от 1 февраля 1954 года, подписанную руководителями МВД, Генпрокуратуры и министерства юстиции. (Насколько сведения точны – другой вопрос. Готовили справку в спешке.)


По этой докладной, с 1921 по 1953 год только за "контрреволюционные преступления" было репрессировано 3 миллиона 777 тысяч 380 человек. Из них 642 тысячи 980 человек – расстреляны.


Значит, в течение 32 лет сталинского правления каждый год в стране расстреливали 20 тысяч "контрреволюционеров". Только "контрреволюционеров".


Раскулаченные крестьяне, сосланные в Казахстан и Сибирь с 1930 по 1940 год – 3 миллиона. (Всего раскулаченных неизмеримо больше, здесь - только сосланные в Казахстан и Сибирь.) Сколько их погибло – неизвестно. Людей ведь выбрасывали в тайгу, в степь, на мороз без одежды и инструментов.


Репрессированные народы – 2 миллиона 461 тысяча человек.


Умершие от голода после реквизиции хлеба и скота – от 7 до 10 миллионов – жертвами репрессий официально не считаются. Сами умерли.


Любой нравственный приговор, когда мы говорим о преступлениях против человечности и человечества, должен подкрепляться юридическим приговором или – основываться на нем. Чтобы никаких "мировоззренческих" экивоков не было. Никто в Германии не выйдет на улицы с портретом Гитлера, потому как был суд, в тюрьму посадят. А мы свой Нюрнбергский процесс профукали. И получили сталинский гимн в качестве гимна демократической России. Музыка та же. А слова переписать или восстановить, как мы знаем, легко.


Суда – не было. Юридического приговора - не было. Так стоит ли теперь удивляться, что именем Сталина уже оперируют публичные политики. Например, председатель Государственной думы (!) Борис Грызлов осторожно отметил, что "Иосиф Сталин – незаурядный человек", и что с течением времени "меняется и отношение к этому человеку".


Десталинизации не было и не могло быть. Горы трупов по телевидению, как в Германии показывают Бухенвальд и Освенцим, нам не показывали. И не показывают. Существующая власть еще 53 года назад испугалась, что критика сталинизма неминуемо обернется критикой системы, строя. Нынче система вроде другая, и строй вроде другой, но природа власти всё та же. Тот же инстинкт и та же идеология – государство НАД народом, а не государство ДЛЯ народа. Власть боится любого разговора о контроле над ней, о прошлом и нынешнем государственном беззаконном насилии. И в народе, параллельно с негативной оценкой экономического положения страны, растет положительное отношение к Сталину. Что и выявили социологи. Две трети опрошенных говорили: "Время было такое"…"Главное, что выиграли войну"… "Мудрый руководитель".


Но одна треть считает его палачом и преступником.


И это, на мой взгляд, много. Особенно, когда к этой одной трети публично присоединяется президент РФ.


Это значит, что XX съезд не канул. С него все и началось. Полвека назад треснул монолит, замешанный на крови и костях. Трещину можно замазать, что делалось и делается. Но она от этого не перестанет быть трещиной. Окончательное разрушение и распыление треснувшего монолита – вопрос времени. Это время проходило, проходит и пройдет по нашим жизням. К сожалению. Но тут уж ничего не поделаешь.




Другие статьи в литературном дневнике: