Афина, Панафинейские состязания и амфоры

Акламэна: литературный дневник

Панафинейские (призовые) амфоры — особая форма древнегреческих амфор. Наполненные оливковым маслом из священных оливковых садов Афины, они вручались победителям состязаний на Панафинейских играх. Панафинейские амфоры ценились очень высоко.


Первые панафинейские призовые амфоры предположительно были вручены на больших Панафинеях в 566/565 гг. до н. э. — именно к этому времени форма проведения панафинейских игр претерпела значительные изменения. Панафинейские амфоры вручались победителям соревнований вплоть до II в. до н. э.


Объём призовых сосудов был строго регламентирован. Он составлял приблизительно на 3 литра меньше метрета (античной меры жидкостей, составлявшей 39,4 л.). Высота панафинейской амфоры составляла 60-70 см. На каждом празднике Панафиней в честь Афины вручалось около 1500 амфор. Количество вручаемых призовых амфор варьировалось в зависимости от соревновательной дисциплины: так победитель гонок на повозках получал 140 амфор, а в соревнованиях по метанию в щит даже проигравший финалист — на одну больше.


Форма панафинейских амфор сочетала в себе бочкообразность амфор, предназначенных для транспортировки (очень выпуклых, с коротким, узким горлышком, острым дном), с формой распространённых в VI в. до н. э. амфор с ножкой и венчиком, похожими на эхин. Между гончарными мастерскими проводились соревнования, победители которых получали заказ на изготовление панафинейских амфор. Помимо большой прибыли такой заказ приносил гончарной мастерской престиж.


До настоящего времени сохранилось около 1000 амфор и их фрагментов, что составляет приблизительно один процент от фактического количества изготовленных панафинейских амфор. Самой древней панафинейской амфорой считается «Бургонская ваза» (560 г. до н. э):


Главной особенностью панафинейских амфор является чернофигурный стиль их росписи, использовавшийся на них даже через 500 лет после того, как чернофигурную вазопись сменила краснофигурная.


На лицевой стороне амфоры длительное время изображался один-единственный сюжет — Афина Промахос, движущаяся справа налево. С 540—530 вв. до н. э. изображение Афины Промахос стали дополнять с обеих сторон две дорические колонны, увенчанные петухами. Возможно, петухи символизировали боевой, соревновательный дух Панафинейских игр. На левую колонну обязательно наносилась вертикальная памятная надпись «приз из Афин».


Длительное время и форма панафинейских амфор, и сюжет на их лицевой стороне воспроизводились с особой тщательностью, не допускающей никаких изменений. Лишь к IV в. до н. э. на панафинейских амфорах стали наблюдаться изменения. Петухи на колоннах сменились ежегодно меняющимися символами игр, а маркировка мастерских потеряла своё значение. Форма амфор стала более женственной.


В период между 392—391 гг. до н. э. и 312—311 гг. до н. э. на амфорах указываются имена архонтов, отвечавших за изготовление амфор и их содержимое. У этих ваз можно достоверно установить время их изготовления. Позднее на панафинейских амфорах иногда указывались имена казначеев и судей.


С 363—362 гг. до н. э. Афина изображается на амфоре шагающей в противоположном направлении — слева направо.


На оборотной стороне панафинейской амфоры находилось изображение состязания, за которое вручался приз. Стиль этих изображений развивался отлично от изобразительных тенденций, наблюдавшихся в стиле лицевой стороны ваз. С середины V в. до н. э. помимо изображений состязаний встречаются сцены чествования победителей, а с IV в. до н. э. на обратной стороне амфор появляются персонифицированные изображения Ники.


Роспись панафинейских амфор поручалась многим известным афинским вазописцам, в том числе, например, Эксекию, Евхариду и Клеофраду.


Призовые амфоры находили на раскопках и вне ареала расселения древних греков, что говорит о том, что панафинейские амфоры были предметом торговли. Амфоры также часто преподносились храмам в качестве жертвоприношений, например, при раскопках в Таренте было найдено четыре панафинейские вазы, размещавшиеся по четырём углам саркофага. Сохранились сведения о том, что в 415 г. до н. э. было продано более ста призовых амфор, находившихся в собственности Алкивиада и других разрушителей герм, по цене пол-драхмы за штуку.


«Бургонская ваза» — самая древняя из сохранившихся панафинейских амфор. Ок. 560 г. до н. э.


Квадрига на чернофигурной амфоре из Аттики.


Изображение Афины на панафинейской амфоре. 332—331 г. до н. э.


Финиш в гонках повозок. Ок. 500 г. до н. э.


Источник: Wikipedia




Панафинейские игры, или Великие Панафинеи — праздник, посвященный богине Афине — покровительнице одноименного города.


История происхождения Панафинейских игр запечатлена в нескольких легендах. По одной версии их впервые устроил Эрихтоний, сын бога Гефеста, по другой — герой Тесей или даже его отец — царь Эгей.


Датой начала игр считают 565 год до н. э. Проводились они каждые четыре года и длились девять дней. Панафинеи включали главные и малые агоны (состязания).


С первого по третий день празднества проводились мусические соревнования: игра на флейте и струнных инструментах, сольное и хоровое пение. Затем следовали гимнические упражнения: исполнение под аккомпанемент лиры поэтических произведений. По преданию именно на Панафинеях впервые зачитал свою «Историю» великий Геродот. На шестой день праздника проводили конный агон. Малые агоны начинались на седьмой день, они включали в себя спортивные игры, лампадодромию (факельное шествие) и состязания кораблей.


Победителей награждали оливковым маслом, разлитым в сосуды-амфоры. Панафинейские амфоры ценились очень высоко. Этот факт как нельзя лучше подтверждают многочисленные подделки под них (число подлинных панафинейских амфор, найденных археологами, не превышает 130 штук).


Праздник завершала торжественная процессия, в которой принимали участие все свободные жители города. В этот день афинские юноши приносили клятву, чтобы стать полноправными гражданами полиса. Афиняне направлялись к храму богини Афины и торжественно преподносили ей пеплос — украшенную росписью шерстяную ткань и совершали жертвоприношения. Жертвенное мясо коров и овец делили между собой высшие магистраты полиса, остатки шли на пиршество для рядовых жителей. Каждый из них чувствовал причастность к великому событию, так как праздник олицетворял идею гражданской гордости, объединения полиса.


Источник: vokrugsveta.ru




Секрет панафинейских амфор


В Афинах существовал целый гончарный квартал Керамик, из его мастерских выходили самые разнообразные сосуды: большие двуручные амфоры, в которые наливали вино, мед или оливковое масло; вместительные кратеры, в которых вино (по греческому обычаю) разбавлялось родниковой водой; изящные пиршественные «килики»... Все это делали на ручном гончарном круге из лучшей аттической глины, которую добывали в окрестностях Афин. Ее старательно очищали от примесей и слегка подкрашивали охрой, отчего после обжига глина получалась оранжево-красного цвета. Готовые вазы долго сушили на солнце, затем расписывали густой глазурью, условно названной черным лаком.



Побывав в обжигательной печи, лак приобретал сочный металлический или неповторимый зеркальный блеск с оливковым отливом. Живописцы чернофигурного стиля полностью заливали лаком фигуры людей и животных, отдельные детали передавали процарапанными резцом линиями, а также белой и пурпурной краской. Секрет этого необыкновенного искусства не разгадан до сих пор, потому качества красок и вызывают такое восхищение.



Изделия аттических гончаров завоевали широкую известность в древнем мире, их высоко ценили этрусские аристократы и скифские цари. Не случайно большое количество великолепных афинских ваз найдено в богатых некрополях Этрурии и в курганах Южной Украины.


Амфора, найденная в Елизаветинском кургане, покрыта росписью в виде плоских четких силуэтов. Эта роспись украшает тулово амфоры с двух сторон: на лицевой стороне изображена любимая дочь Зевса — богиня мудрости и знания, покровительница Аттики, непобедимая воительница Афина.



Источник: 100 великих сокровищ: Панафинейская амфора


Типы, формы античных сосудов:
Ceramic vessels




Афина


Афиняне верили, что во время Греко-персидских войн (в начале пятого века до нашей эры) Афина даровала им победу. В ее честь воздвигли соответствующий храм на Акрополе и с тех пор богиню стали называть Афина-Ника. На священной скале также было установлена огромная статуя Афины Промахос – работа великого скульптура Фидия. Согласно преданию, наконечник копья и гребень шлема были видны с моря неподалеку от мыса Суний, и таким образом статуя словно бы возвышалась над всей Аттикой.


С воинственным характером Афины связан также эпитет Гиппия (Конная), который очень часто давали богине греки. Согласно мифу, именно Афина впервые научила людей объезжать лошадей, а кроме того подарила Беллерофонту золотую узду, с помощью которой он смог укротить крылатого коня Пегаса. Отсюда идет еще одно имя Афины – Афина Халинатида, Налагающая узду. Этот культ также связан с другим олимпийским богом – Посейдоном, которого также называли Гиппием.


Укротившая дикого коня, Афина Гиппия обладала в сознании греков еще одним свойством. Она была богиней находчивости и изобретательности, воплощая тем самым идею превосходства духа над телесной силой и военным насилием.


Афина ведала также разного рода искусствами и ремеслами, которые облегчали людям жизнь. Поэтому Афина получила еще один культовый эпитет – Эргана, Труженица. Зодчие, ваятели и художники почитали богиню как свою покровительницу, а музыканты приписывали ей изобретение флейты и считали, что именно она впервые исполнила военный танец пирриху в честь победы богов в гигантомахии.





Другие статьи в литературном дневнике: