Народы Литвы - Литовские евреи

Акламэна: литературный дневник

Продолжая рассказ о народах, населяющих Литву, мы хотим вам рассказать евреях или литваках, как их еще называли в Литве.


Литовский Иерусалим – так называли и поныне называют Вильнюс. Почему? Существуют различные легенды, повествующие о том, почему именно этот город заслужил это священное имя. Рассказывают, что Наполеон, увидев множество синагог, воскликнул: "Так это Иерусалим в Литве!".


Другая легенда связывает возникновение этого названия не XIX веком, а с XVII-м. Как будто руководители еврейского совета - Ваада четырех земель, не пожелавшие принять представителей Вильны в свой орган, получили послание, в котором были перечислены 333 виленских еврея, знавших Талмуд наизусть. И тогда один из мудрецов Ваада воскликнул:"ведь это настоящий Иерусалим нашего галута".


Все это легенды. Но, тем не менее, в них немало истины. Так или иначе имя Иерусалима надолго пристало к Вильнюсу. Выдающийся еврейский историк Шимон Дубнов писал, что Вильна является для него не только "литовским Иерусалимом", но и Иерусалимом всего еврейского рассеяния.


А известный ученый-филолог Макс Вайнрайх, оценивая роль виленского еврейства, сказал: "Это не преувеличение: судьба мирового еврейства зависит от того в какой мере евреи Иерусалима, Москвы, Буйнос-Айреса и самое главное, Нью-Йорка пропитаются духом "литовского Иерусалима".


Так где же корни этой истории? Не смотря на легенды, первое официальное упоминание о еврейской общине Вильнюса относится к 1568 году, когда евреям, проживающим в Вильнюсе, было приказано платить подушный налог. Следующее упоминание относится уже к февралю 1633 года, когда вильнюсским евреям был дарован ряд привилегий. В этом историческом документе перечисляются их права и привилегии, согласно которым они имели право заниматься торговлей и любыми ремеслами. Но места их проживания в городе ограничивались.


Вильнюс – город традиционного еврейства. Городская община издавна славилась своими духовными вождями. Уже в первой половине XVII века в Вильне имелось сорок известных раввинов, в то время как еврейское население города не превышало тогда 2 тыс. 500 человек.


Шаббатай Хакоген, Аарон Шмуэль Кайдоновер, Моше Ривкес уже задолго до Виленского Гаона принесли этому месту славу города мудрецов. Но деятельность Гаон Элияху Бен – Шломо Залмана (1720-1797) придал качественно новый статус: Вильна стала неоспоримой столицей еврейства.


И после смерти Гаона его имя осталось навечно сочлененным с Иерусалимом, символом еврейского Вильнюса. На его могиле, словно у Котеля (Стены Плача), евреи оставляют записки со своими самыми сокровенными желаниями.


Известный израильский историк профессор Бен Цион Динур однажды признался в совершенном некогда грехе: он взял с могилы несколько записок, чтобы прочесть их. В одной из них было написано:"Молюсь Всевышнему и прошу о том,. чтобы дал мне счастье выбирать для чтения хорошие книги".


"Из этой записки, - писал Динур, - пахнуло своеобразным духом Вильны, очарованием присущим только этому городу".


И после Гаона в Вильнюсе было немало мудрецов мирового масштаба. И среди них ученик Виленского Гаона основатель знаменитой воложинской ешивы "Хафец Хаим".


В первой половине 17 века еврейская община в Вильнюсе значительно увеличилась, сюда стали перебираться евреи из Праги, Франкфурта ,Польши, многие из которых были видными учеными.


В начале 17 века город стал одним из главных мест подготовки раввинов, центром изучения Торы и еврейской культуры в целом. В этом отношении литовские евреи занимали особое место в еврейском обществе. Литваки составляли небольшой процент от населения Литвы, но они сильно выделялись свои рациональным и интеллектуальным подходом к образованию и духовности.


Чтобы понять значимость данной культуры, достаточно сказать,что до катастрофы в Вильнюсе было около 110 синагог и клойзов (молитвенных домов) и не менее десяти ешив. Одну из ешив возглавлял Исраэль Салантер (Липкин) - основоположник движения "Мусар".


Высоким уровнем отличалось всегда издательское дело. Издательство семьи Ромм печатало не только молитвенные книги. Здесь был подготовлен и издан Талмуд такого уровня, что иметь это издание почитали за честь евреи в любом уголке мира.


В Вильнюс к его книжным сокровищам, прежде всего в библиотеку Страшуна, приезжали ученые из разных стран, движимые стремлением именно здесь, в Вильне, обновить идеи, обрести вдохновение для творчества. В этой библиотеке на длинных скамьях сидели рядом учитель Торы в широкой шляпе, углубившийся в толстый фолиант, и юноша без пейсов с энтузиазмом читавший последнюю книжную новинку.


Профессор Динур усматривает в этом ощущение еврейского братства."Не было у еврейского народа другой такой общины, в которой бы это чувство было столь сильным как в Вильнюсе", - утверждал знаменитый ученый.


Впрочем, не только мудростью и ученостью славились обитатели "Литовского Иерусалима". Вильнюс претендовал и на звание столицы еврейского юмора, тем более что один из "королей" этого жанра Мотке Хабад никогда не покидал город.


А когда в XIX веке наступили новые времена, возникло Еврейское просвещение – Хаскала, в Вильне расцвела еврейская культура как на самом иврите, так и на идише. В городе возникла разветвленная система образования, начиная от детских садов и заканчивая гимназиями и учительскими семинариями на обоих языках.


На идише здесь была издана и классика мировой литературы. Был основан Еврейский научный институт, известнейшее учреждение еврейской науки. Дубнов увидел нечто символическое в том факте, что в 1925 г. был открыт Еврейский институт, и том же году в Иерусалиме основан Еврейский университет.


В Вильнюсе действовало большое количество еврейских обществ. Это были благотворительные, культурные, образовательные и политические организации. Вильну можно назвать и твердыней сионизма. Первые кружки палестинофилов "Ховевей Цион" были организованы именно здесь. В "литовском Иерусалиме" был заложен фундамент религиозной сионистской организации "Мизрахи", на долгое время ставшей одной из самых значительных сионистских партий.


Гитлеровская оккупация практически уничтожили еврейскую общину Вильнюса. Одно из самых страшных мест уничтожения евреев - это Паняряй. Здесь погибло около 70 тысяч евреев из Вильнюса и его окрестностей.


С 6 сентября 1941 года в Вильнюсе действовало два гетто – Большое и Малое.
Малое гетто находилось на территории средневекового еврейского гетто и включало в себя улицы Жиду, Гаоно, Стиклю. В нем проживало около 11 000 евреев. Гетто просуществовало менее двух месяцев. Все обитатели этого гетто были расстреляны.


В состав Большого гетто вошли улицы Страшуно, Ашменос, Месиню, Лигонинес, Шяулю, Диснос и Руднинку, а улицы Пилимо, Лидос, Вокечю, Арклю и Кармелиту стали границами гетто. Был создан еврейский совет, решавший вопросы жилья, санитарии, рабочей силы.


Несмотря на весь ужас, гетто продолжало бороться.


24 апреля 1942 года был основан театр гетто. Ставились спектакли, проводились литературные вечера, детские праздники. В гетто был симфонический оркестр, два хора. В гетто действовали больница, амбулатория, скорая помощь. Работали техникум, школа, детский сад, приют, библиотека. В 1942 году в гетто была создана Объединенная партизанская организация, которая установила связь с советскими партизанами, действовавшими в Литве.
Большое гетто было ликвидировано 23 сентября 1943 года. Подавляющее большинство узников было вывезено в концентрационные лагеря на территории Эстонии и большая часть из них там была уничтожена.


После страшных времен войны еврейская жизнь в Вильнюсе начала возрождаться. Начинали действовать интернаты для детей-сирот, начальные и средние школы, детские сады. Был открыт Вильнюсский государственный еврейский музей. Проводились литературные вечера, концерты, действовали еврейские организации.


Но в 1948 году были запрещены все без исключения еврейские культурные институции. Многие из деятелей культуры были репрессированы, был закрыт еврейский музей (1949), в 1950 году были закрыты детские учреждения.


В конце 1940-х годов было уничтожено старейшее в Вильнюсе еврейское кладбище на правом берегу реки Neris, существовавшее с 1473 года. На его месте позднее был построен Дворец спорта.


В 70-е годы гранитные плиты с еврейских надгробий были использованы в строительных работах. В частности, для лестниц центральной почты и горы Tauras, ограждений микрорайона Лаздинай. Часть могильных плит было передано похоронным бюро для переработки и вторичного использования. В середине 60-х годов было уничтожено кладбище в районе Ужупис.


Сегодня в Вильнюсе живет не более 3 тысяч евреев. После восстановления независимости Литвы, установлен ряд интересных памятников и мемориальных досок, действует Еврейский музей имени Виленского Гаона, организовали ряд государственных и общественных организаций.


Старая еврейская Вильна, уничтоженная нацистами, живет в книгах, памятниках и воспоминаниях, а ее дух все же не был утерян. Стремятся сохранить и даже приумножить славу "литовского Иерусалима" - наши современники – евреи Вильнюса.


Использованная литература:
Аграновский Г., Гузенберг И. Литовский Иерусалим: Краткий путеводитель по памятным местам еврейской истории и культуры в Вильнюсе. - Вильнюс: Литуанус, 1992.
Атамукас С. Евреи в Литве. XIV–XX века. Вильнюс: АО «Литуанус», 1990.



взято отсюда:
http://www.lituanistica.ru/culture_nation.html#evrei



Другие статьи в литературном дневнике: