Андрей Тавров

Николай Сыромятников: литературный дневник

*
Тут еще вот в чем дело. Время в поэзии, вообще, категория особая.


В стОящем стихотворении есть линейное время, нелинейное время, обратно-текущее время ( любая рифма или строка это - оглядка назад на то, что ей предшествовало, отсылка к почти такому же в недалеком прошлом; и есть отсутствие времени, вневременное.).


Стихотворение чаще всего комбинирует эти типы времени/вневременности внутри поэтического времени. Условие удавшегося стихотворения - это вневременность.


Условие стихотворения, к поэзии имеющего отдаленное отношение и к прозе приближенное по типу времени - стихотворение, ориентирующееся на линейное прозаическое время балладного типа.


Если в балладе или в повествовательном верлибре отсутствует вход во вневременность, а используется один тип времени - линейный, то какую бы косметику не накладывать: востребованно-политическую, например, ( вполне достойный вид стихотворения при учете провала во вневременность) или акцентируемую на других планах сегодняшней востребованности, все это будет поверхностным типом стихотворения, не выходящим за пределы стандартной временной организации.


Сейчас я поясню более конкретно, что такое ощущаемая вневременность, чтобы развести могущий возникнуть при понимании туман. Извините за смену регистра.


Посмотрите на какой-то предмет слева от Вас. Быстро посмотрите на другой предмет справа. Между двумя этими точками расположено пространство внемыслия, пространство свободы, пространство вневременности.


В стихотворении есть свои способы достигать его, и, когда мы имеем дело с шедевром, наши мысли останавливаются - и ничего, кроме вспышки света или внесловесного понимания, к которому подвели слова и ритм, не остается.


А нам в этот миг ничего другого и не надо.



Другие статьи в литературном дневнике: