Рецензия на «Основы стихосложения и проверка стиха -на живом примере-» (Александр Иванов)
Чтобы войти в курс дела, Вам необходимо прочесть Предисловие к сборнику. *** Предисловие к сборнику статей о поэзии и стихосложении *** http://www.stihi.ru/2006/03/04-728 ------------------------------------------------------ Авторский текст (оригинал) настоящего материала расположен здесь: Правда Горькая, "Основы стихосложения и проверка стиха" http://www.stihi.ru/2004/05/24-221 ------------------------------------------------------ Эта статья была написана ещё в мае 2004 года, но отклики на неё не менее значимы, чем она сама. Поэтому дублирую их в этой ленте. Александр Иванов Отклики на статью "Основы стихосложения и проверка стиха" ===================================================== Ну конечно, все мои таблицы развалились, придется переделывать. Правда Горькая 2004/05/24 02:03 • Ничего не надо переделывать - всё понятно. Жордан 2004/05/24 02:11 попробую вот так. Чтоб не утомлять подсчетами, сразу сведу все формулы в таблицу, где х – это число стоп в стихе. -------------хорей---ямб---дактиль---амфибрахий---анапест-- мужская ------Х*2-1 // Х*2 // Х*3-2 // Х*3-1 // Х*3 женская ------Х*2 // Х*2+1 // Х*3-1 // Х*3 // Х*3+1 дактилическая Х*2+1 // Х*2+2 // Х*3 // Х*3+1 // Х*3+2 Соответственно, в стихах в зависимости от размера, количества стоп и клаузулы (гласных после последнего ударения) может быть такое число гласных (от одностопного (встречается редко) до шестистопного размера (большее число стоп встречается редко): ----------хорей-- // --ямб--- // -дактиль----- // амфибрахий-- // --анапест мужская 1,3,5,7,9,11 // 2,4,6,8,10,12 // 1,4,7,10,13,16 // 2,5,8,11,14,17 // 3,6,9,12,15,18 женская 2,4,6,8,10,12 // 3,5,7,9,11,13 // 2,5,8,11,14,17 // 3,6,9,12,15,18 // 4,7,10,13,16,19 дактилическая 3,5,7,9,11,13 // 4,6,8,10,12,14 // 3,6,9,12,15,18// 4,7,10,13,16,19 // 5,8,11,14,17,20 Правда Горькая 2004/05/24 02:14 ===================================================== Спасибо искреннее Вам за некое просветительство. И,....тем не менее, - никого ничему творческому научить нельзя...Это - от Бога, и Каждый волен, или не волен научАться лишь сам. КАЖДЫЙ ПИШЕТ- КАК ОН СЛЫШИТ... Наверное Окуджава не дешевле Пушкина? С ув. Alarif 2004/05/24 05:38 • Я знаю, что можно научить стихосложению. А вот писать стихи - не всегда Правда Горькая 2004/05/24 13:48 ==================================================== Здравствуйте, Правда Горькая. С огромным интересом прочитал Вашу статью. Сразу хочется отметить, что проблемы начинающего поэта здесь раскрыты лучше, чем в стихирном учебнике на сайте. По моему мнению, он слишком суховат. С большим интересом прочитал также ссылки, которые Вы рекомендовали для прочтения. Думаю, что Вы не будете против, если я их напечатаю в своей рецензии. Может быть, в них кто-то сильно нуждается. При прочтении статей с этой ссылки и вашей статьи "Попытка ответить на вечные вопросы: о назначении ПОЭТА (по вопросам читательницы)", которые несомненно следует прочитать для собственного развития любому начинающему поэту - у меня сложилось впечатление, что они направлены на подавление особенно у начинающих поэтов желания сочинять стихотворения. Например, Вы пишите, что критик - это "радиация и крысиный яд". Не кажется ли Вам, что такой агрессивный настрой критика вызывает у начинающего или сложившегося поэта ответную агрессивную реакцию или, что еще хуже желание бросить все и никогда не заниматься поэзией. Психология у каждого человека индивидуальна. И может быть большие способности такого человека никогда не смогут получить благодатной почвы для развития. Я кстати в феврале этого месяца был в Царскосельском музее им. Пушкина г. Пушкин. Любопытнейшая экскурсия и экскурсовод нам сказал, что лицей на то время было единственным учебным заведением России, где не применялось телесных наказаний. Еще Вы пишите, что "Так и критики – выбивают тех, кто не обладает иммунитетом. " Мне кажется, что такие методы были хороши век или два назад - тогда все составляющие общества находились в состоянии выживания: медицина, науки, искусства. Мне очень интересно Ваше мнение на этот счет - есть ли сейчас новые более современные и позитивные тенденции развития самой критики в отношении поэзии и поэтов. Я очень благодарен Вам, что Вы взяли для примера мое старое стихотворение. Абсолютно уверен, что такие стихи писал каждый поэт и я, например, этого не стесняюсь ничуть. Это мое уже довольно давнее стихотворение. Но давайте продолжим. Первый урок закончился. Размеры и все остальное стали понятны. К сожалению, я об этом узнал вначале не от критиков, а от друзей на Стихире. И вот вооружившись знаниями о размерах, рифмах, шаблонах - я, например, готов ко второму уроку. То есть первый - он уже, как бы пройден еще до статьи, а вот - что Вы предложите на второй. Или второго уже не бывает. Думаю, что это будет интересно не мне одному. Можете использовать мои стихотворения и далее. Я счастлив, послужить в качестве подопытного для пользы остальных. Уверен, что Вы не бросите эту тему - развития поэта, как творческой личности обладающего современными знаниями. Может, хватит выжигать и убивать. Время разбрасывать камни и время собирать их. Мне кажется решать, какое время позитивней для поэзии - дело самого критика. С уважением, Геннадий. :) Лунев Геннадий 2004/05/25 10:01 • Безусловно, есть и третий, и четвертый урок. Но Вам нужно сдать экзамен - за первый класс. А про крысиный яд - не принимайте близко к сердцу - это гипербола. Правда Горькая 2004/05/25 15:22 А как его сдать? Геннадий. :) Лунев Геннадий 2004/05/25 15:31 Думаю, Правда Горькая согласится на маленькую взятку из двух-трех «правильных» столбиков…. Юрченко Алеся 2004/05/25 20:10 Нет. Пусть Правда Горькая напишет, как сдаются такие экзамены. :) И я думаю, что она не взяточница :) Так просто у нее не прокатишь. Геннадий. Лунев Геннадий 2004/05/26 08:11 Наверное, Алеся права. Ваши правильные стихи - по законам первого урока - будут лучшим пропуском далее. С Вам лично - принимаю стих "Маме" в исправленном виде. Правда Горькая 2004/05/26 14:12 Это я уточнял свою цель, что делать. Писать новые или исправлять Маме? Будет все сделано. :) Геннадий Лунев Геннадий 2004/05/26 15:48 ==================================================== Спасибо, уважаемая Правда, за такой компактный учебник для начинающих! Может быть не стоило обнародовать имя автора разобранного стиха. Ведь главное - помочь понять (желающим это сделать), КАК писать стихи, а не изгнать не умеющих их писать? А все-таки (старый вопрос) - сколько поэтов должны были сложить строчки своих ритмических фраз тем или иным способом, чтобы потом этим способам присвоили такие красивые обозначения? И кто присвоил - сами поэты? Что первично - слух или его определение? Что важнее - знать, как надо чередовать ударные и безударные, или говорить с помощью этих самых на "птичьем" языке? Соловей, самозабвенно заливающийся в ночной тиши (банальное сочетание - поэтам не использовать!) или магнитофонная запись с понотной партитурой? Я понимаю, Вы ответили уже на этот вопрос, но... Что значит УМЕТЬ писать СТИХИ? Или все-таки именно ЭТОМУ нельзя научить? Тогда за что мы бьёмся? За культуру речи? За алгебраичность ритмических колебаний? Наверное, это всё совершенно риторические вопросы? Возможно - детские. Возможно - вечные... Напишите, пожалуйста, о своём вИдении главного - кто и что судья? Где лакмусовая бумажка?Кто решает - это поэт, это - нет? Время? И нужно ли поэту признание его Поэтом? Особенно в контексте - "призвание поэта - трагическое призвание"... Спасибо! А Стервочка Ли Я 2004/05/26 06:06 • Ничего, я совершенно не против, что мое стихотворение в качестве примера взяла Правда Горькая. Я сейчас, как раз прибрался на страничке и переместил ранние стихи вниз. Наверху стихи о природе, где первый урок уже усвоен. Надеюсь, Правда Горькая будет и далее на моих стихах давать уроки. Мне ни капельки не больно. Ну, а если не будет давать уроки - придется объявить голодовку или прибегнуть к другим более радикальным методам. Геннадий. :) Лунев Геннадий 2004/05/26 08:22 Если Вас интересует происхождение самих стихотворных размеров, то они были разработаны в древней Греции (немного на иной основе), и в, основном, носят греческие названия, в переводе: хорей - хоровой, дактиль - палец, амфибрахий - с обеих сторон краткий, анапест - отраженный назад. Правда, я очень мало знаю о стихосложении в Индии, Китае, Египте. Возможно, что все зародилось еще там. Как принято считать стихотворная речь зародилась вместе с песней, из которой слов не выкинешь. Попробуйте спеть неверно написаное стихотворенире и вы поймете - для чего нужно верное чередование колебаний. --Тогда за что мы бьёмся? За культуру речи? За алгебраичность ритмических колебаний? - Безусловно, и за это тоже. --Напишите, пожалуйста, о своём вИдении главного - кто и что судья? Где лакмусовая бумажка?Кто решает - это поэт, это - нет? Время? И нужно ли поэту признание его Поэтом? На самом деле очень важный вопрос. Не знаю, смогу ли я на него ответить. Думаю, что в поэзии, как и в спорте, музыке, политике, карьере и т.д. многое решает случайность, блат, конъюктура, реклама, даже национальность и еще очень многое помимо таланта. Увы. Правда Горькая 2004/05/26 14:01 По поводу размеров - я немного о другом имела в виду. Человеку дается слух, чувство ритма. Как подарок природы. Даже не зная понятия "размер", такой человек чувствует ритм. Он просто не может по-другому. Ударные и безударные для него как вдох и выдох. Его учить по большому счету ни к чему. И до существования Древней Греции, и не только в ней, люди пели и слагали стихи или возможно тогда это были как-то ритмически организованные тексты... Все эти эпосы, баллады и тому подобное. Мы изучаем их как культурное наследие и анализируем с точки зрения соответствия законам стихосложения. Они же писались, скорее всего (я очень надеюсь на это!) с точки зрения сердца! Вот я о чём! А про критерии настоящности Поэта я с Вами согласна. Если говорить о сиюминутной оценке. Крамольная мысль (но, по-моему, где-то высказанная классиками)- истинный Поэт всегда знает, что он именно такой! И действительно - он сам себе высший суд. Остальные - при всех самых положительных формах проявления их способностей и демонстрации образованности - не более как графоманы! Различие - графоман никогда не признается даже себе самому, что он - графоман. Поэт - всегда недоволен тем результатом, который ложится на бумагу. Он, мне кажется, сдирает с себя кожу, чтобы быть ближе к истине. Но мы можем только размышлять обо всём об этом. Поэты рождаются и умирают, как звезды. Только когда они гаснут, мы понимаем, почему было светло. А наше признание для них - погремушка.... Он призван видимо (если говорить красиво) выразить через себя высшую мудрость и уйти...к звездам.... Сложно всё это... Сложно... Ну что ж, хотя бы говорить об этом мы можем, и слушать - тоже. В том числе и благодаря Вам, уважаемая Правда! Спасибо! А Стервочка Ли Я 2004/05/26 18:50 Здравствуйте, Татьяна - ничего, если я Вас так буду называть? Я прочла Ваши рецензии. В основном Вы обращаете внимание на содержание - а это самое неблагодарное дело - мало поэтов, которые отступят от своего: а я так чувствую. В плане формы еще могут уступить - ну раз так совсем нельзя рифмовать: коза - меня, а на большее не пойдут. Мне понравился эпиграф на Вашей странице, про поэтов, оплевывающих друг друга. В связи с этим у меня есть к Вам задание-просьба (если оно, конечно, покажется Вам интересным). Вы задавали мне много вопросов, я в силу своих довольно скромных возможностей отвечала. Давайте с Вами попробуем ответить на вопрос: почему они оплевывают друг друга? Есть три поэта, между которыми разгорается конфликт - и все они были моими "клиентами": Имануил Глейзер, Дмитрий Дрозд и Алеся Юрченко. Номинированый стих первого был раскритикован мной, второй - наоборот, а за критику Алеси меня номинировали. И вот теперь Глейзер написал ругательные рецензии мне, Дмитрию и Алесе, а они ему. Меня уже обвинили в антисимитизме (на что я сегодня отвечу - есть немного...). И вот какоое мое задание: могли бы Вы провести сравнение этих трех поэтов, их языка, формы, мировоззрения и всего прочего - почему они оплевывают друг друга? Значит они по разному понимают Поэзию - и это отличие можно открыть в их творчестве. Я бы сама взялась за это дело, но мои симпатии уже ясны, а мне хотелось бы объективного анализа. Будьте третейским судьей (Вы спрашивали: а судьи кто?)- не нужно говорить: кто хорош, кто плох - а в чем их непримиримое отличие. Задание сложное, не одного дня, но, может, она в чем-то ответит на Ваши вопросы. Правда Горькая 2004/05/29 13:16 Спасибо, уважаемая Правда! Я уже и сама хотела влезть в этот спор - третейским судьей! Ох, как бы удержаться на понимании, что мы не судьи и не должны быть ими! Да, задание очень сложное! Но - очень! - интересное! И такое же практически бессмысленное!...))) Буря в стаканах воды!...)) Со всеми участниками я знакома. Шапочно, но...)) Боюсь, что мне придется заняться не рассматриванием поэтических особенностей Лир указанных авторов, а их психологической составляющих, как человеческих индивидуальностей! Могу ли я взять на себя такую ответственность? Смелость - могу! Даже сомнения нет! Но вот право? Я немного подумаю, ладно? Тем более надо будет набрать фактического материала, то есть заняться копированием - а это опять инетное время. Но оооочень интересное предложение, ооооочень! А если я включу туда ещё и четвертого участника - Вас, Правда?...)) Ох, на неподъемный труд я замахиваюсь! А истина опять останется где-то рядом! Попробуем, ладно, где наша не пропадала!...)) Главное - чтобы это не было воспринято военными действиями! Просто - разговоры! Просто - по душам! Просто - про нас! Про - всех! А за Имануила Глейзера я приношу Вам свои извинения. Он - сложный человек (как впрочем и все мы, проживающие здесь). Татьяна (задуууумчивая!) А Стервочка Ли Я 2004/05/30 07:52 ==================================================== Хоть Вы и Правда, позвольте с Вами немножко не согласиться. Вы пишете:"В трехсложных размерах не допускается пропуск ударения". Возьмите отрывок из "хрестоматийного" стихотворения Пастернака "Дурной сон": Прислушайся к гулу раздолий неезженных, Прислушайся к бешеной их перебежке. Расскальзывающаяся артиллерия Тарелями ластится к отзывам ветра. Налицо четырехстопный амфибрахий, но в третьей строке - всего 2 слова (!) и, соответственно, 2 ударения, причем пропущены ударения сразу в 2-х стопах подряд: второй и третьей! Кроме того, Вы забыли упомянуть о пэонах, логаэдах, дольниках, вольном стихе... Ну, может быть, дольник и вольный стих Вы не воспринимаете :), но уж пэон и различные формы логаэдов - это строгие стихотворные формы! Кстати, не надо забывать и о такой экзотической форме, как пятисложник, часто использованный Кольцовым и в фольклорной поэзии. Брятов 2004/05/26 13:31 • Да, даже не буду спорить. Это, конечно возможно. Но это был первый урок для молодых поэтов - и мне не хотелось бы, чтоб они сразу стали эксперементировать с пропусками. Как Вы понимаете, можно в двусложных пропускать безударную гласную и прочее, но это пока - секрет. Пусть научатся писать "правильно"... ----Кроме того, Вы забыли упомянуть о пэонах, логаэдах, дольниках, вольном стихе... --- Если будет интерес к этой теме - то это для второго, третьего и четвертого урока. Нельзя так сразу... Правда Горькая 2004/05/26 14:08 У-уу, какая Вы строгая и методичная :))) Брятов 2004/05/26 15:57 Вы знаете, только вчера случайно наткнулся в архивах Интернета на книжку Вячеслава Лейкина "Играем в поэзию" о том, как он около 20 лет вел детское ЛИТО в Питере. Мне кажется, Вам будет очень интересно ее прочесть. Вот ссылка на полный текст: http://www.jerusalem-korczak-home.com/bib/leik/leik.html а вот здесь - несколько избранных самим автором глав: http://alman.novoch.ru/alman/alm11/leikin.html С уважением, Саша Брятов 2004/05/26 16:11 вы бы нам непосвященнным объяснили - г. Брятов, что такое пионы, логапеды, дойники, больные стихи, а то так и помру не узнав. От бабки видно не дождуся. Демьян Михалыч Сновапьян 2004/05/26 16:32 Демьян Михалыч шутить изволят! И не понимают, что есть грань! Что ж в "Аншлаг" не подадитесь, ась? В "новые русские бабки"? Не по мужски это, да и не по-человечьи! Эх, люди-люди! Что ж так тянет самим в грязи вымазаться и в других обязательно кинуть? -------------------------------------------------------- Саша, Боже мой, Вы меня просто совершенно оставляете без всяческих остатков самоуважения с этими Вашими энциклопедическими знаниями секретов стихосложения! Мне с моими эмоциональными детскими вопросами становится как-то совсем неловко сидеть с Вами за одной партой!...)) Самоотвод что ли взять?...)) И на второй год остаться...)) Благо в армию не призовут!... Ушла в задумчивости...... Ник что ли поменять (бормочет себе под нос)...... А Стервочка Ли Я 2004/05/26 19:15 Ну вот - спросил же по человечкски - чего такое пионы и лагопедвы - интересно же. я может хочу измениться - стать лучше.... И свои новые шедевры написать пионами. Демьян Михалыч Сновапьян 2004/05/27 01:40 "вы бы нам непосвященнным объяснили - г. Брятов, что такое пионы, логапеды, дойники, больные стихи, а то так и помру не узнав." Объясняю, Демьян. 1. Логапеды - педагоги, преподающие старшим школьникам логарифмы (в просторечии именуются математичками). 2. (Ш)пионы - служители Ее Величества с порядковыми номерами с 001 по 0010. 3. Д(в)ойники, или клоны - стихирные персонажи, неуправляемо размножающиеся посредством графомании. 4. И, наконец, больные стихи - это то, что производится пунктом 3. Живите, Демьян, долго и счастливо!!! :о) Брятов 2004/05/27 11:58 Саш, аплодисменты стоя!...)) Но мы с Вами оказывается в открытые ворота ломимся! Между прочим, не всё так просто с нашим Демьянычем!...)) Ох, как непросто! Особенно когда на е-мэйл глянешь! Хм... Кто чей клон?...(Женя его быстро раскусила!) Да! А может вообще вся стихира - это один Дима Кравчук?!!!! Сам себе пишет, сам себя рецензирует!!!! Дима! Который, уж и не знаю!....)) А на "Сновапьян" мы ещё придём!...)) Ну, акробаты в этой стране! Прямо виртуозы!...)) Улыбаюсь! Всем участникам! Молодцы! Татьяна А Стервочка Ли Я 2004/05/27 20:00 Ну вот - никто мне не верит. а это на самом-то деле мое второе я - могли бы по емэйлу и догадаться. Что сделать если Демьян более востребован чем я . А Женя - конечно в курсе. А про пиону я на самом деле ничего не знаю. Дмитрий Дрозд 2004/05/27 20:23 ==================================================== Здравствуйте, Правда Горькая! :) Прошу Вас сдержать свое обещание и дать второй урок поэзии. Вы написали мне, что мне нужно для этого написать новое посвящение "Маме". Я разместил новое стихотворение "Маме посвящается" и не стал переделывать старое - оно мне дорого. Я решил сделать новое. И в рубрике о природе у меня есть "Ночь во дворе", что хотите то и берите для разбора. С уважением, Геннадий Лунев Геннадий 2004/06/03 10:32 • Рановато Вам еще на второй курс. Правда Горькая 2004/06/09 15:08 :) Но ведь второй урок - не второй курс. Не может же курс состоять из одного урока. Лунев Геннадий 2004/06/10 13:59 ==================================================== Прошу прощения, но в трехсложных размерах все-таки встречаются строки с пропуском схемных ударений. Например, у Пастернака (первая и четвертая): Все выстроились на горе, Местечко избрав поровнее. Оружие с солнцем в игре Соперничает, пламенея. С уважением, Катерина Большова Катерина Большова 2004/08/12 21:43 • Они встречаются - и, все-таки, это - сами понимаете, ИСКЛЮЧЕНИЕ из правил. Правда Горькая 2004/08/13 11:47 ==================================================== Здравтсвуйте, Правда Горькая! :) Вы, наверное, думаете, что вот и выжгли одного графомана :), но я живой и все лето занимаюсь поэтикой. Собрал большое количество статей из Интернет, купил и штудирую все перечисленные ниже книги. Несмоторя на оголтелые поступки одного из моих бывших читателей. Вы може прочитать его нападки на моей странице "Маме посвящается" вот ссылка http://www.stihi.ru/2004/06/03-471 Скажите мне пожалуйста - на самом деле это на мотив какой то песни о побирушках и вообще, как реагировать в жизни на такие нападки. Может стоит вообще молчать. Свой стих я переделываю. Методично с ним работаю и не беспокою Вас потому-что хочется сделать получше и уже с новыми знаниями. Даже достал книгу Парандовского "Алхимия слова". Ваша критика моих стихов не прошла для меня даром. Я очень многое узнал, за что Вам благодарен. А насчет штампов признаю, что Вы правы. Только подскажите мне, как же тогда поэты некоторые - все таки их используют? Например, есть стихотворение "Березы" Николая Рубцова - там полно рифмы "березы - слезы" Вот сам стих Я люблю, когда шумят березы, Когда листья падают с берез. Слушаю - и набегают слезы На глаза, отвыкшие от слез. Все очнется в памяти невольно, Отзовется в сердце и в крови. Станет как-то радостно и больно, Будто кто-то шепчет о любви. Только чаще побеждает проза, Словно дунет ветер хмурых дней. Ведь шумит такая же береза Над могилой матери моей. На войне отца убила пуля, А у нас в деревне у оград С ветром и дождем шумел, как улей, Вот такой же желтый листопад... Русь моя, люблю твои березы! С первых лет я с ними жил и рос. Потому и набегают слезы На глаза, отвыкшие от слез... Я его очень люблю, а Рубцов наш современник. А вот книги, которые я сейчас изучаю: 1 М.Л. Гаспаров Русский стих начала 20 века в комментариях. Тираж 5000 экз. 2 Вадим Кожинов Как пишут стихи. Тираж 5000 экз. 3 В.Е. Холшевников Основы стиховедения русское стихосложение 5100 4 Стиховедение Хрестоматия Для студентов-филологов, учащихся педагогических училищ и средних школ гуманитарного профиля 4 О.И. Федотов Основы русского стихосложения Теория и история русского стиха Том1 Метрика и ритмика Том2 Строфика С уважением, Лунев Геннадий. :) Лунев Геннадий 2004/09/06 12:08 • Всё таки очень хочется задать такой вопрос. Чем же будет отличаться стих: дольник, тактовик или акцентный стих от стиха начинающего поэта? Ведь четких размеров стоп нет ни здесь ни там. И еще вот Вы когда разбираете стихи то часто считаете и количество гласных и согласных в каждой строке. Что есть какие-то пропорции? И еще Вы смотрите какие гласные - "А" или "У" или "И". Здесь ведь тоже получается есть какие-то исследования. Что можно об этом почитать или напишите об этом. С уважением, Лунев Геннадий Лунев Геннадий 2004/09/06 12:59 Да я и не радовалась – просто летом предпочитаю здоровый образ жизни: гамак и грабли вместо компьютера и сигареты. Вот теперь вернулась из огорода в город. Да и графоманы они как головы у гидры – одну отрубишь – две вырастет… Это я шучу так. Не знаю, хорошо ли, что Вы себя так насилуете этими книгами?.. Рекомендую применять их в правильных пропорциях: на одну теоретическую как минимум две практических (т.е. книгу стихов признанных поэтов). А уж если решили себя окончательно загрузить, то нет для этого ничего лучше маленькой такой книжки (страниц 800 и весом 3кг…) – Ю.Лотман «О поэтах и поэзии». Она, правда, дорогая, но того стоит. Там все об анализе каждой буковки – он это дело очень любил и в этом я его последовательница. Что касается нападок на Ваши стихи – то ничего не могу посоветовать – сама часто нападаю на молодых авторов, не делая никаких поблажек на их молодость. То, что мотив какой-то песенки – попросите прислать слова – и проанализируйте метр – как я Вас учила. Вполне возможно, что это так и есть, – но не расстраивайтесь – как минимум песня о побирушках должна быть написана на грустный мотив, что совершенно соответствует Вашей грусти. Вот, если бы Вам написали, что это на мотив марша, тогда было бы грустно. Что касается штампов – то настоящие поэты их избегают – просто в них не нуждаются. В приведенном Вами примере (странно, что Вы назвали Рубцова Вашим современником – по моим предположениям Вы родились уже после его смерти…) – не штампы, – а банальная рифма. Банальная рифма плоха тем, что за ней, как правило, следуют банальные строки. Если же поэту удается найти что-то свое новое на рифме слезы-березы, то это можно расценивать как достижение. Что касается соотношения гласных и согласных – и прочего – то это Вы у Лотмана можете почитать. Кстати, где-то в какой-то библиотеке я видела недавно электронную версию этой книги. Если вспомню где – пришлю Вам ссылку (что-то мне кажется, что я Вам уже посылала какую-то ссылку – или не Вам?). Но коротко – гласные – это легкость, напевность, согласные – тяжесть. У каждого звука есть своя окраска. Что касается дольников известных поэтов и стихов молодых поэтов – то даже если они будут написаны ударение в ударение – это вещи разные. Опытный поэт (безусловно, без труда владеющий всякими ямбами и пр.) слышит ритм, – он может и пропустить ударение там, где это ему нужно, чтоб подчеркнуть какую-то мысль, создать неожиданную паузу или для каких-то иных – сознательных – целей. Молодой поэт пишет – как Бог на душу положит – просто, не умея писать правильно. И все его пропуски ударений всего лишь ошибки. Правда Горькая 2004/09/08 20:54 Прошу прощение, Геннадий! Лотмана можно почитать здесь: http://aptechka.agava.ru/statyi/teoriya/lotman/lotman1.html http://gramma.ru/FND/ Но я согласна с Горькой Правдой - не увлекайтесь теорией, читайте больше хороших поэтов. А техника дело наживное. Самое трудное - обрести свой голос. Тогда и штампов не будет. Катерина Большова 2004/09/09 12:24 Большое всем спасибо. Все книги я нашел. С благодарностью, Геннадий. Лунев Геннадий 2004/09/13 17:22 ==================================================== Мадам, а рядами Фурье гармонию не пытались проверять? C уважением, GK Gennadi K 2004/09/07 11:05 • Я предпочитаю ряд Фибоначчи, мсье... Правда Горькая 2004/09/08 19:52 ==================================================== Здравствуйте! Посмотрите мои камэнтс под Вашим отзывом на стиш Эгоистки..там небольшая информация для Вас. http://www.stihi.ru/2002/05/03-369 С уважением, В. Гайдачук Виталий 2004/09/14 17:08 • спасибо - вообще, информация - это великая сила.... у вас там, вроде бы, ураган? Правда Горькая 2004/09/16 22:04 да это точно - одно лицо. ведь есть фото. Правда Горькая 2004/09/16 22:08 ураган- южнее, во Флориде,Алабаме, а у нас уже вовсю тропический шторм, но может быть скорость ветра возрастет до уровня торнадо. Гайдачук Виталий 2004/09/16 22:29 ==================================================== Добрый день, Правда Горькая! Очень полезная познавательная статья, с интересом прочитал. Действительно учебников много, но к сожалению, не у всех есть возможность и желание дотошно их изучать. Вы сделали большое дело, доступно и кратко изложив теорию стихосложения на простых, понятных примерах, многие авторы и читатели сайта могут ознакомиться и подучиться, поправить, доработать свои стихи. Спасибо! ________________________________ Всего Вам доброго! С уважением, Serg Merisarov 2004/09/20 17:27 • И от меня - огромное спасибо! С уважением. Mаленькаялгунья 2004/09/29 20:08 ==================================================== Дорогая Правда! У меня есть некоторые соображения по данному тексту, но я их изложу в следующем году с Вашего позволения. Не подумайте, что я хоть сколько-нибудь обиделась на Вас за критику 16-ой главы, она правомерна, если читать ее, выхватив из всей работы. А вот если бы Вы прочли ее после всех 15-ти глав, то Вам бы стало понятно, что я ничего не утверждаю в своей работе, не делаю никаких выводов, а в 16-ой главе просто рассказываю своим читателям о существовании данной версии. Я не претендую на научность своих УРОКОВ, но и псевдонаучными их в целом называть неверно. Думается, некоторые главы представляют определенный интерес. И вообще этот текст я размещала на Стихиру для сохранности. Стихира позволяет редактировать тексты, на ней очень удобно хранить черновики. Да еще и отклики получать. И помощь неравнодушных читателей. Вашу, например. А это мой скромный подарок на Новый год http://www.stihi.ru/2004/12/27-1179 Смотреть в зубы даренному коню разрешается:))))))) С наилучшими пожеланиями, Юлия Вольт 2004/12/27 20:02 • Александр Иванов 06.03.2006 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |