Рецензия на «Основы стихосложения и проверка стиха -на живом примере-» (Александр Иванов)

Чтобы войти в курс дела, Вам необходимо прочесть Предисловие к сборнику.
*** Предисловие к сборнику статей о поэзии и стихосложении ***
http://www.stihi.ru/2006/03/04-728
------------------------------------------------------

Авторский текст (оригинал) настоящего материала расположен здесь:
Правда Горькая, "Основы стихосложения и проверка стиха"
http://www.stihi.ru/2004/05/24-221
------------------------------------------------------

Эта статья была написана ещё в мае 2004 года, но отклики на неё
не менее значимы, чем она сама. Поэтому дублирую их в этой ленте.
Александр Иванов

Отклики на статью "Основы стихосложения и проверка стиха"

=====================================================


Ну конечно, все мои таблицы развалились, придется переделывать.

Правда Горькая 2004/05/24 02:03 •

Ничего не надо переделывать - всё понятно.

Жордан 2004/05/24 02:11

попробую вот так.
Чтоб не утомлять подсчетами, сразу сведу все формулы в таблицу, где х – это число стоп в стихе.

-------------хорей---ямб---дактиль---амфибрахий---анапест--
мужская ------Х*2-1 // Х*2 // Х*3-2 // Х*3-1 // Х*3
женская ------Х*2 // Х*2+1 // Х*3-1 // Х*3 // Х*3+1
дактилическая Х*2+1 // Х*2+2 // Х*3 // Х*3+1 // Х*3+2

Соответственно, в стихах в зависимости от размера, количества стоп и клаузулы (гласных после последнего ударения) может быть такое число гласных (от одностопного (встречается редко) до шестистопного размера (большее число стоп встречается редко):

----------хорей-- // --ямб--- // -дактиль----- // амфибрахий-- // --анапест
мужская 1,3,5,7,9,11 // 2,4,6,8,10,12 // 1,4,7,10,13,16 // 2,5,8,11,14,17 // 3,6,9,12,15,18
женская 2,4,6,8,10,12 // 3,5,7,9,11,13 // 2,5,8,11,14,17 // 3,6,9,12,15,18 // 4,7,10,13,16,19
дактилическая 3,5,7,9,11,13 // 4,6,8,10,12,14 // 3,6,9,12,15,18// 4,7,10,13,16,19 // 5,8,11,14,17,20

Правда Горькая 2004/05/24 02:14

=====================================================

Спасибо искреннее Вам за некое просветительство.
И,....тем не менее, - никого ничему творческому научить нельзя...Это - от Бога, и Каждый волен, или не волен научАться лишь сам.
КАЖДЫЙ ПИШЕТ- КАК ОН СЛЫШИТ...
Наверное Окуджава не дешевле Пушкина?
С ув.

Alarif 2004/05/24 05:38 •

Я знаю, что можно научить стихосложению. А вот писать стихи - не всегда

Правда Горькая 2004/05/24 13:48

====================================================

Здравствуйте, Правда Горькая.
С огромным интересом прочитал Вашу статью. Сразу хочется отметить, что проблемы начинающего поэта здесь раскрыты лучше, чем в стихирном учебнике на сайте. По моему мнению, он слишком суховат.

С большим интересом прочитал также ссылки, которые Вы рекомендовали для прочтения. Думаю, что Вы не будете против, если я их напечатаю в своей рецензии. Может быть, в них кто-то сильно нуждается.

При прочтении статей с этой ссылки и вашей статьи
"Попытка ответить на вечные вопросы: о назначении ПОЭТА (по вопросам читательницы)", которые несомненно следует прочитать для собственного развития любому начинающему поэту - у меня сложилось впечатление, что они направлены на подавление особенно у начинающих поэтов желания сочинять стихотворения. Например, Вы пишите, что критик - это "радиация и крысиный яд".
Не кажется ли Вам, что такой агрессивный настрой критика
вызывает у начинающего или сложившегося поэта ответную агрессивную реакцию или, что еще хуже желание бросить все
и никогда не заниматься поэзией. Психология у каждого человека индивидуальна. И может быть большие способности
такого человека никогда не смогут получить благодатной почвы для развития. Я кстати в феврале этого месяца
был в Царскосельском музее им. Пушкина г. Пушкин.
Любопытнейшая экскурсия и экскурсовод нам сказал, что лицей на то время было единственным учебным заведением России, где не применялось телесных наказаний.
Еще Вы пишите, что "Так и критики – выбивают тех, кто не обладает иммунитетом. " Мне кажется, что такие методы были хороши век или два назад - тогда все составляющие общества находились в состоянии выживания: медицина, науки, искусства.
Мне очень интересно Ваше мнение на этот счет - есть ли сейчас новые более современные и позитивные тенденции развития самой критики в отношении поэзии и поэтов.

Я очень благодарен Вам, что Вы взяли для примера мое старое стихотворение. Абсолютно уверен, что такие стихи писал каждый поэт и я, например, этого не стесняюсь ничуть.
Это мое уже довольно давнее стихотворение.
Но давайте продолжим. Первый урок закончился.
Размеры и все остальное стали понятны. К сожалению, я об этом узнал вначале не от критиков, а от друзей на Стихире.
И вот вооружившись знаниями о размерах, рифмах, шаблонах - я, например, готов ко второму уроку. То есть первый - он уже, как бы пройден еще до статьи, а вот - что Вы предложите на второй. Или второго уже не бывает. Думаю, что
это будет интересно не мне одному. Можете использовать мои стихотворения и далее. Я счастлив, послужить в качестве подопытного для пользы остальных. Уверен, что Вы не бросите
эту тему - развития поэта, как творческой личности обладающего современными знаниями.

Может, хватит выжигать и убивать. Время разбрасывать камни
и время собирать их. Мне кажется решать, какое время позитивней для поэзии - дело самого критика.

С уважением, Геннадий. :)

Лунев Геннадий 2004/05/25 10:01 •

Безусловно, есть и третий, и четвертый урок. Но Вам нужно сдать экзамен - за первый класс.
А про крысиный яд - не принимайте близко к сердцу - это гипербола.

Правда Горькая 2004/05/25 15:22

А как его сдать?
Геннадий. :)

Лунев Геннадий 2004/05/25 15:31

Думаю, Правда Горькая согласится на маленькую взятку из двух-трех «правильных» столбиков….

Юрченко Алеся 2004/05/25 20:10
Нет. Пусть Правда Горькая напишет, как сдаются такие экзамены. :) И я думаю, что она не взяточница :)
Так просто у нее не прокатишь.

Геннадий.

Лунев Геннадий 2004/05/26 08:11

Наверное, Алеся права. Ваши правильные стихи - по законам первого урока - будут лучшим пропуском далее. С Вам лично - принимаю стих "Маме" в исправленном виде.

Правда Горькая 2004/05/26 14:12

Это я уточнял свою цель, что делать.
Писать новые или исправлять Маме?
Будет все сделано. :)

Геннадий

Лунев Геннадий 2004/05/26 15:48

====================================================

Спасибо, уважаемая Правда, за такой компактный учебник для начинающих! Может быть не стоило обнародовать имя автора разобранного стиха. Ведь главное - помочь понять (желающим это сделать), КАК писать стихи, а не изгнать не умеющих их писать?
А все-таки (старый вопрос) - сколько поэтов должны были сложить строчки своих ритмических фраз тем или иным способом, чтобы потом этим способам присвоили такие красивые обозначения? И кто присвоил - сами поэты?
Что первично - слух или его определение?
Что важнее - знать, как надо чередовать ударные и безударные, или говорить с помощью этих самых на "птичьем" языке? Соловей, самозабвенно заливающийся в ночной тиши (банальное сочетание - поэтам не использовать!) или магнитофонная запись с понотной партитурой?
Я понимаю, Вы ответили уже на этот вопрос, но...
Что значит УМЕТЬ писать СТИХИ? Или все-таки именно ЭТОМУ нельзя научить?
Тогда за что мы бьёмся?
За культуру речи? За алгебраичность ритмических колебаний?

Наверное, это всё совершенно риторические вопросы?
Возможно - детские.
Возможно - вечные...

Напишите, пожалуйста, о своём вИдении главного - кто и что судья? Где лакмусовая бумажка?Кто решает - это поэт, это - нет? Время? И нужно ли поэту признание его Поэтом?
Особенно в контексте - "призвание поэта - трагическое призвание"...

Спасибо!

А Стервочка Ли Я 2004/05/26 06:06 •

Ничего, я совершенно не против, что мое стихотворение в качестве примера взяла Правда Горькая. Я сейчас, как раз
прибрался на страничке и переместил ранние стихи вниз.
Наверху стихи о природе, где первый урок уже усвоен.
Надеюсь, Правда Горькая будет и далее на моих стихах
давать уроки. Мне ни капельки не больно. Ну, а если не будет
давать уроки - придется объявить голодовку или прибегнуть к другим более радикальным методам.

Геннадий. :)

Лунев Геннадий 2004/05/26 08:22

Если Вас интересует происхождение самих стихотворных размеров, то они были разработаны в древней Греции (немного на иной основе), и в, основном, носят греческие названия, в переводе: хорей - хоровой, дактиль - палец, амфибрахий - с обеих сторон краткий, анапест - отраженный назад. Правда, я очень мало знаю о стихосложении в Индии, Китае, Египте. Возможно, что все зародилось еще там.
Как принято считать стихотворная речь зародилась вместе с песней, из которой слов не выкинешь. Попробуйте спеть неверно написаное стихотворенире и вы поймете - для чего нужно верное чередование колебаний.
--Тогда за что мы бьёмся? За культуру речи? За алгебраичность ритмических колебаний? - Безусловно, и за это тоже.
--Напишите, пожалуйста, о своём вИдении главного - кто и что судья? Где лакмусовая бумажка?Кто решает - это поэт, это - нет? Время? И нужно ли поэту признание его Поэтом? На самом деле очень важный вопрос. Не знаю, смогу ли я на него ответить. Думаю, что в поэзии, как и в спорте, музыке, политике, карьере и т.д. многое решает случайность, блат, конъюктура, реклама, даже национальность и еще очень многое помимо таланта. Увы.

Правда Горькая 2004/05/26 14:01

По поводу размеров - я немного о другом имела в виду.
Человеку дается слух, чувство ритма. Как подарок природы.
Даже не зная понятия "размер", такой человек чувствует ритм.
Он просто не может по-другому. Ударные и безударные для него как вдох и выдох. Его учить по большому счету ни к чему. И до существования Древней Греции, и не только в ней, люди пели и слагали стихи или возможно тогда это были как-то ритмически организованные тексты... Все эти эпосы, баллады и тому подобное. Мы изучаем их как культурное наследие и анализируем с точки зрения соответствия законам стихосложения. Они же писались, скорее всего (я очень надеюсь на это!) с точки зрения сердца! Вот я о чём!

А про критерии настоящности Поэта я с Вами согласна.
Если говорить о сиюминутной оценке.
Крамольная мысль (но, по-моему, где-то высказанная классиками)- истинный Поэт всегда знает, что он именно такой! И действительно - он сам себе высший суд.

Остальные - при всех самых положительных формах проявления их способностей и демонстрации образованности - не более как графоманы!
Различие - графоман никогда не признается даже себе самому, что он - графоман.
Поэт - всегда недоволен тем результатом, который ложится на бумагу. Он, мне кажется, сдирает с себя кожу, чтобы быть ближе к истине.
Но мы можем только размышлять обо всём об этом.
Поэты рождаются и умирают, как звезды. Только когда они гаснут, мы понимаем, почему было светло.
А наше признание для них - погремушка....
Он призван видимо (если говорить красиво) выразить через себя высшую мудрость и уйти...к звездам....
Сложно всё это... Сложно...

Ну что ж, хотя бы говорить об этом мы можем, и слушать - тоже. В том числе и благодаря Вам, уважаемая Правда!

Спасибо!

А Стервочка Ли Я 2004/05/26 18:50

Здравствуйте, Татьяна - ничего, если я Вас так буду называть? Я прочла Ваши рецензии. В основном Вы обращаете внимание на содержание - а это самое неблагодарное дело - мало поэтов, которые отступят от своего: а я так чувствую. В плане формы еще могут уступить - ну раз так совсем нельзя рифмовать: коза - меня, а на большее не пойдут. Мне понравился эпиграф на Вашей странице, про поэтов, оплевывающих друг друга. В связи с этим у меня есть к Вам задание-просьба (если оно, конечно, покажется Вам интересным). Вы задавали мне много вопросов, я в силу своих довольно скромных возможностей отвечала. Давайте с Вами попробуем ответить на вопрос: почему они оплевывают друг друга? Есть три поэта, между которыми разгорается конфликт - и все они были моими "клиентами": Имануил Глейзер, Дмитрий Дрозд и Алеся Юрченко. Номинированый стих первого был раскритикован мной, второй - наоборот, а за критику Алеси меня номинировали. И вот теперь Глейзер написал ругательные рецензии мне, Дмитрию и Алесе, а они ему. Меня уже обвинили в антисимитизме (на что я сегодня отвечу - есть немного...). И вот какоое мое задание: могли бы Вы провести сравнение этих трех поэтов, их языка, формы, мировоззрения и всего прочего - почему они оплевывают друг друга? Значит они по разному понимают Поэзию - и это отличие можно открыть в их творчестве. Я бы сама взялась за это дело, но мои симпатии уже ясны, а мне хотелось бы объективного анализа. Будьте третейским судьей (Вы спрашивали: а судьи кто?)- не нужно говорить: кто хорош, кто плох - а в чем их непримиримое отличие. Задание сложное, не одного дня, но, может, она в чем-то ответит на Ваши вопросы.

Правда Горькая 2004/05/29 13:16

Спасибо, уважаемая Правда!
Я уже и сама хотела влезть в этот спор - третейским судьей!
Ох, как бы удержаться на понимании, что мы не судьи и не должны быть ими!
Да, задание очень сложное! Но - очень! - интересное!
И такое же практически бессмысленное!...)))
Буря в стаканах воды!...))
Со всеми участниками я знакома. Шапочно, но...))

Боюсь, что мне придется заняться не рассматриванием поэтических особенностей Лир указанных авторов, а их психологической составляющих, как человеческих индивидуальностей! Могу ли я взять на себя такую ответственность? Смелость - могу! Даже сомнения нет!
Но вот право? Я немного подумаю, ладно?

Тем более надо будет набрать фактического материала,
то есть заняться копированием - а это опять инетное время.

Но оооочень интересное предложение, ооооочень!
А если я включу туда ещё и четвертого участника - Вас, Правда?...))
Ох, на неподъемный труд я замахиваюсь!
А истина опять останется где-то рядом!

Попробуем, ладно, где наша не пропадала!...))
Главное - чтобы это не было воспринято военными действиями!
Просто - разговоры! Просто - по душам! Просто - про нас!
Про - всех!

А за Имануила Глейзера я приношу Вам свои извинения. Он - сложный человек (как впрочем и все мы, проживающие здесь).

Татьяна (задуууумчивая!)

А Стервочка Ли Я 2004/05/30 07:52

====================================================

Хоть Вы и Правда, позвольте с Вами немножко не согласиться. Вы пишете:"В трехсложных размерах не допускается пропуск ударения". Возьмите отрывок из "хрестоматийного" стихотворения Пастернака "Дурной сон":

Прислушайся к гулу раздолий неезженных,
Прислушайся к бешеной их перебежке.
Расскальзывающаяся артиллерия
Тарелями ластится к отзывам ветра.

Налицо четырехстопный амфибрахий, но в третьей строке - всего 2 слова (!) и, соответственно, 2 ударения, причем пропущены ударения сразу в 2-х стопах подряд: второй и третьей!

Кроме того, Вы забыли упомянуть о пэонах, логаэдах, дольниках, вольном стихе... Ну, может быть, дольник и вольный стих Вы не воспринимаете :), но уж пэон и различные формы логаэдов - это строгие стихотворные формы! Кстати, не надо забывать и о такой экзотической форме, как пятисложник, часто использованный Кольцовым и в фольклорной поэзии.

Брятов 2004/05/26 13:31 •

Да, даже не буду спорить. Это, конечно возможно. Но это был первый урок для молодых поэтов - и мне не хотелось бы, чтоб они сразу стали эксперементировать с пропусками. Как Вы понимаете, можно в двусложных пропускать безударную гласную и прочее, но это пока - секрет. Пусть научатся писать "правильно"...
----Кроме того, Вы забыли упомянуть о пэонах, логаэдах, дольниках, вольном стихе... ---
Если будет интерес к этой теме - то это для второго, третьего и четвертого урока. Нельзя так сразу...

Правда Горькая 2004/05/26 14:08

У-уу, какая Вы строгая и методичная :)))

Брятов 2004/05/26 15:57

Вы знаете, только вчера случайно наткнулся в архивах Интернета на книжку Вячеслава Лейкина "Играем в поэзию" о том, как он около 20 лет вел детское ЛИТО в Питере. Мне кажется, Вам будет очень интересно ее прочесть. Вот ссылка на полный текст:
http://www.jerusalem-korczak-home.com/bib/leik/leik.html

а вот здесь - несколько избранных самим автором глав:
http://alman.novoch.ru/alman/alm11/leikin.html

С уважением,
Саша

Брятов 2004/05/26 16:11

вы бы нам непосвященнным объяснили - г. Брятов, что такое пионы, логапеды, дойники, больные стихи, а то так и помру не узнав. От бабки видно не дождуся.

Демьян Михалыч Сновапьян 2004/05/26 16:32

Демьян Михалыч шутить изволят!
И не понимают, что есть грань!
Что ж в "Аншлаг" не подадитесь, ась?
В "новые русские бабки"?

Не по мужски это, да и не по-человечьи!
Эх, люди-люди! Что ж так тянет самим в грязи
вымазаться и в других обязательно кинуть?
--------------------------------------------------------

Саша, Боже мой, Вы меня просто совершенно оставляете без всяческих остатков самоуважения с этими Вашими энциклопедическими знаниями секретов стихосложения!
Мне с моими эмоциональными детскими вопросами становится как-то совсем неловко сидеть с Вами за одной партой!...)) Самоотвод что ли взять?...)) И на второй год остаться...))
Благо в армию не призовут!...

Ушла в задумчивости......
Ник что ли поменять (бормочет себе под нос)......

А Стервочка Ли Я 2004/05/26 19:15

Ну вот - спросил же по человечкски - чего такое пионы и лагопедвы - интересно же. я может хочу измениться - стать лучше.... И свои новые шедевры написать пионами.

Демьян Михалыч Сновапьян 2004/05/27 01:40

"вы бы нам непосвященнным объяснили - г. Брятов, что такое пионы, логапеды, дойники, больные стихи, а то так и помру не узнав."

Объясняю, Демьян.
1. Логапеды - педагоги, преподающие старшим школьникам логарифмы (в просторечии именуются математичками).
2. (Ш)пионы - служители Ее Величества с порядковыми номерами с 001 по 0010.
3. Д(в)ойники, или клоны - стихирные персонажи, неуправляемо размножающиеся посредством графомании.
4. И, наконец, больные стихи - это то, что производится пунктом 3.
Живите, Демьян, долго и счастливо!!!
:о)

Брятов 2004/05/27 11:58

Саш, аплодисменты стоя!...))
Но мы с Вами оказывается в открытые ворота ломимся!
Между прочим, не всё так просто с нашим Демьянычем!...))
Ох, как непросто! Особенно когда на е-мэйл глянешь!
Хм... Кто чей клон?...(Женя его быстро раскусила!)
Да! А может вообще вся стихира - это один Дима Кравчук?!!!!
Сам себе пишет, сам себя рецензирует!!!!
Дима! Который, уж и не знаю!....))
А на "Сновапьян" мы ещё придём!...))

Ну, акробаты в этой стране! Прямо виртуозы!...))
Улыбаюсь! Всем участникам! Молодцы!

Татьяна

А Стервочка Ли Я 2004/05/27 20:00

Ну вот - никто мне не верит. а это на самом-то деле мое второе я - могли бы по емэйлу и догадаться. Что сделать если Демьян более востребован чем я . А Женя - конечно в курсе.
А про пиону я на самом деле ничего не знаю.

Дмитрий Дрозд 2004/05/27 20:23

====================================================

Здравствуйте, Правда Горькая! :)
Прошу Вас сдержать свое обещание и дать второй урок поэзии.
Вы написали мне, что мне нужно для этого написать новое посвящение "Маме".
Я разместил новое стихотворение "Маме посвящается" и не стал
переделывать старое - оно мне дорого. Я решил сделать новое.
И в рубрике о природе у меня есть "Ночь во дворе", что хотите то и берите для разбора.

С уважением, Геннадий

Лунев Геннадий 2004/06/03 10:32 •

Рановато Вам еще на второй курс.

Правда Горькая 2004/06/09 15:08
:) Но ведь второй урок - не второй курс.
Не может же курс состоять из одного урока.

Лунев Геннадий 2004/06/10 13:59

====================================================

Прошу прощения, но в трехсложных размерах все-таки встречаются строки с пропуском схемных ударений. Например, у Пастернака (первая и четвертая):

Все выстроились на горе,
Местечко избрав поровнее.
Оружие с солнцем в игре
Соперничает, пламенея.

С уважением,
Катерина Большова

Катерина Большова 2004/08/12 21:43 •

Они встречаются - и, все-таки, это - сами понимаете, ИСКЛЮЧЕНИЕ из правил.

Правда Горькая 2004/08/13 11:47

====================================================

Здравтсвуйте, Правда Горькая! :)
Вы, наверное, думаете, что вот и выжгли одного графомана :),
но я живой и все лето занимаюсь поэтикой. Собрал большое количество статей из Интернет, купил и штудирую все перечисленные ниже книги. Несмоторя на оголтелые поступки
одного из моих бывших читателей. Вы може прочитать его нападки на моей странице "Маме посвящается" вот ссылка
http://www.stihi.ru/2004/06/03-471

Скажите мне пожалуйста - на самом деле это на мотив
какой то песни о побирушках и вообще, как реагировать в жизни на такие нападки. Может стоит вообще молчать.
Свой стих я переделываю. Методично с ним работаю и не беспокою Вас потому-что хочется сделать получше и уже с новыми знаниями. Даже достал книгу Парандовского "Алхимия слова". Ваша критика моих стихов не прошла для меня даром.
Я очень многое узнал, за что Вам благодарен. А насчет штампов признаю, что Вы правы.
Только подскажите мне, как же тогда поэты некоторые - все таки их используют? Например, есть стихотворение "Березы" Николая Рубцова - там полно рифмы "березы - слезы"
Вот сам стих
Я люблю, когда шумят березы,
Когда листья падают с берез.
Слушаю - и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез.

Все очнется в памяти невольно,
Отзовется в сердце и в крови.
Станет как-то радостно и больно,
Будто кто-то шепчет о любви.

Только чаще побеждает проза,
Словно дунет ветер хмурых дней.
Ведь шумит такая же береза
Над могилой матери моей.

На войне отца убила пуля,
А у нас в деревне у оград
С ветром и дождем шумел, как улей,
Вот такой же желтый листопад...

Русь моя, люблю твои березы!
С первых лет я с ними жил и рос.
Потому и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез...

Я его очень люблю, а Рубцов наш современник.

А вот книги, которые я сейчас изучаю:
1 М.Л. Гаспаров
Русский стих начала 20 века в комментариях. Тираж 5000 экз.

2 Вадим Кожинов
Как пишут стихи. Тираж 5000 экз.

3 В.Е. Холшевников
Основы стиховедения
русское стихосложение 5100

4 Стиховедение
Хрестоматия
Для студентов-филологов, учащихся педагогических училищ и средних школ
гуманитарного профиля

4 О.И. Федотов
Основы русского стихосложения
Теория и история русского стиха

Том1 Метрика и ритмика
Том2 Строфика

С уважением, Лунев Геннадий. :)

Лунев Геннадий 2004/09/06 12:08 •

Всё таки очень хочется задать такой вопрос.
Чем же будет отличаться стих: дольник, тактовик или акцентный стих от стиха начинающего поэта? Ведь четких размеров стоп нет ни здесь ни там.
И еще вот Вы когда разбираете стихи то часто считаете и количество гласных и согласных в каждой строке. Что есть какие-то пропорции? И еще Вы смотрите какие гласные - "А" или "У" или "И". Здесь ведь тоже получается есть какие-то исследования. Что можно об этом почитать или напишите об этом.
С уважением, Лунев Геннадий

Лунев Геннадий 2004/09/06 12:59

Да я и не радовалась – просто летом предпочитаю здоровый образ жизни: гамак и грабли вместо компьютера и сигареты. Вот теперь вернулась из огорода в город. Да и графоманы они как головы у гидры – одну отрубишь – две вырастет… Это я шучу так.
Не знаю, хорошо ли, что Вы себя так насилуете этими книгами?.. Рекомендую применять их в правильных пропорциях: на одну теоретическую как минимум две практических (т.е. книгу стихов признанных поэтов). А уж если решили себя окончательно загрузить, то нет для этого ничего лучше маленькой такой книжки (страниц 800 и весом 3кг…) – Ю.Лотман «О поэтах и поэзии». Она, правда, дорогая, но того стоит. Там все об анализе каждой буковки – он это дело очень любил и в этом я его последовательница.
Что касается нападок на Ваши стихи – то ничего не могу посоветовать – сама часто нападаю на молодых авторов, не делая никаких поблажек на их молодость. То, что мотив какой-то песенки – попросите прислать слова – и проанализируйте метр – как я Вас учила. Вполне возможно, что это так и есть, – но не расстраивайтесь – как минимум песня о побирушках должна быть написана на грустный мотив, что совершенно соответствует Вашей грусти. Вот, если бы Вам написали, что это на мотив марша, тогда было бы грустно. Что касается штампов – то настоящие поэты их избегают – просто в них не нуждаются. В приведенном Вами примере (странно, что Вы назвали Рубцова Вашим современником – по моим предположениям Вы родились уже после его смерти…) – не штампы, – а банальная рифма. Банальная рифма плоха тем, что за ней, как правило, следуют банальные строки. Если же поэту удается найти что-то свое новое на рифме слезы-березы, то это можно расценивать как достижение.
Что касается соотношения гласных и согласных – и прочего – то это Вы у Лотмана можете почитать. Кстати, где-то в какой-то библиотеке я видела недавно электронную версию этой книги. Если вспомню где – пришлю Вам ссылку (что-то мне кажется, что я Вам уже посылала какую-то ссылку – или не Вам?). Но коротко – гласные – это легкость, напевность, согласные – тяжесть. У каждого звука есть своя окраска. Что касается дольников известных поэтов и стихов молодых поэтов – то даже если они будут написаны ударение в ударение – это вещи разные. Опытный поэт (безусловно, без труда владеющий всякими ямбами и пр.) слышит ритм, – он может и пропустить ударение там, где это ему нужно, чтоб подчеркнуть какую-то мысль, создать неожиданную паузу или для каких-то иных – сознательных – целей. Молодой поэт пишет – как Бог на душу положит – просто, не умея писать правильно. И все его пропуски ударений всего лишь ошибки.

Правда Горькая 2004/09/08 20:54

Прошу прощение, Геннадий!
Лотмана можно почитать здесь: http://aptechka.agava.ru/statyi/teoriya/lotman/lotman1.html
http://gramma.ru/FND/
Но я согласна с Горькой Правдой - не увлекайтесь теорией, читайте больше хороших поэтов. А техника дело наживное. Самое трудное - обрести свой голос. Тогда и штампов не будет.

Катерина Большова 2004/09/09 12:24

Большое всем спасибо. Все книги я нашел.
С благодарностью, Геннадий.

Лунев Геннадий 2004/09/13 17:22

====================================================

Мадам, а рядами Фурье гармонию не пытались проверять?

C уважением,

GK

Gennadi K 2004/09/07 11:05 •

Я предпочитаю ряд Фибоначчи, мсье...

Правда Горькая 2004/09/08 19:52

====================================================

Здравствуйте! Посмотрите мои камэнтс под Вашим отзывом на стиш Эгоистки..там небольшая информация для Вас.

http://www.stihi.ru/2002/05/03-369

С уважением,
В.

Гайдачук Виталий 2004/09/14 17:08 •

спасибо - вообще, информация - это великая сила....
у вас там, вроде бы, ураган?

Правда Горькая 2004/09/16 22:04

да это точно - одно лицо. ведь есть фото.

Правда Горькая 2004/09/16 22:08

ураган- южнее, во Флориде,Алабаме, а у нас уже вовсю тропический шторм, но может быть скорость ветра возрастет до уровня торнадо.

Гайдачук Виталий 2004/09/16 22:29

====================================================

Добрый день, Правда Горькая!

Очень полезная познавательная статья, с интересом прочитал. Действительно учебников много, но к сожалению, не у всех есть возможность и желание дотошно их изучать. Вы сделали большое дело, доступно и кратко изложив теорию стихосложения на простых, понятных примерах, многие авторы и читатели сайта могут ознакомиться и подучиться, поправить, доработать свои стихи.

Спасибо!
________________________________
Всего Вам доброго!
С уважением,

Serg Merisarov 2004/09/20 17:27 •

И от меня - огромное спасибо!
С уважением.

Mаленькаялгунья 2004/09/29 20:08

====================================================

Дорогая Правда! У меня есть некоторые соображения по данному тексту, но я их изложу в следующем году с Вашего позволения. Не подумайте, что я хоть сколько-нибудь обиделась на Вас за критику 16-ой главы, она правомерна, если читать ее, выхватив из всей работы. А вот если бы Вы прочли ее после всех 15-ти глав, то Вам бы стало понятно, что я ничего не утверждаю в своей работе, не делаю никаких выводов, а в 16-ой главе просто рассказываю своим читателям о существовании данной версии. Я не претендую на научность своих УРОКОВ, но и псевдонаучными их в целом называть неверно. Думается, некоторые главы представляют определенный интерес. И вообще этот текст я размещала на Стихиру для сохранности. Стихира позволяет редактировать тексты, на ней очень удобно хранить черновики. Да еще и отклики получать. И помощь неравнодушных читателей. Вашу, например.
А это мой скромный подарок на Новый год

http://www.stihi.ru/2004/12/27-1179

Смотреть в зубы даренному коню разрешается:)))))))

С наилучшими пожеланиями,

Юлия Вольт 2004/12/27 20:02 •

Александр Иванов   06.03.2006     Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Александр Иванов
Перейти к списку рецензий, написанных автором Александр Иванов
Перейти к списку рецензий по разделу за 06.03.2006