Рецензия на «Осипу Мандельштаму - 125!» (Александр Азовский)

"Маниакальный вурдалак" написал резолюцию "изолировать, но сохранить". В конце жизни поэт уже не сражался против сталинизма. И, если бы он тихо сидел в провинции, то, вероятно, пережил бы 38-ой год. Но в это время "маниакальному вурдалаку" было не до поэтов. В 38-ом году арестовывать его было не за что. Называть его еврейским поэтом - бессмыслица. Он не писал специально на "еврейские темы" и специфическое еврейско-интеллигентское мировоззрение в своих стихах не отражал. Как и Пастернак.-)

я Слышу   15.01.2016 23:41     Заявить о нарушении
Вы услышали правильно. Благодарю Вас за обстоятельную рецензию. Обладая внутренней свободой, творчество Мандельштама выглядело анахронизмом, а его стихи с полемическим задором звучали резким диссонансом. Пересидеть в тишине роковые годы поэт мог, конечно, но позиции «премудрого пескаря» он предпочёл честную постановку точного диагноза тогдашнему тирану, как это откровенно сделал Владимир Бехтерев (ценой собственной жизни).

Так вёл себя Василий Блаженный по отношению к Ивану Грозному и Иоанн Златоуст, публично обличая тогдашнюю «Иезавель», как Вы отразили в своём толковом стихотворении:

Христос со мной. Чего я устрашусь?
Писание – мой посох для опоры.
Неистовствуют сильные – и пусть.
Мне государей не страшны укоры.

Впрочем, коллизия Осип (Мандельштам) – Иосиф (Сталин) или конфликт по линии Осип Мандельштам – Яков Блюмкин, действует по принципу «клин клином вышибает».

В данном случае назвать поэта российским, израильским или советским мне представилось не совсем правильным. Пилат в аналогичной ситуации, став кратковременно писателем, обозначил Христа как «Царя Иудейского», хотя ему советовали компромиссные варианты.

Сохранилась учётно-статистичская карточка из личного дела Мандельштама, где в графе «национальность» он обозначен как еврей, а в графе «специальность» общая и узкая – как писатель и поэт. Кстати, уже в стихотворении о молодом левите (1917), имея в виду себя, Мандельштам, затрагивая иудейскую тему, предсказал погибель Петербурга.

Это старое эссе, приуроченное к юбилею уважаемого мной поэта, я опубликовал с тем, чтобы напомнить: настоящая поэзия не должна отсиживаться в окопах благополучного комфорта. Верно заметил Осип Эмильевич:

Немногие для вечности живут,
Но если ты мгновенным озабочен –
Твой жребий страшен и твой дом непрочен!

В прошлом веке в одной из своих книг я изложил своё отношение к стихам, подобным лермонтовским и мандельштамовским:

Как люблю я поэзию трубную,
Где в стихах колыханье огня!
И в минуту критически трудную
Строчки те согревают меня.

С уважением –

Александр Азовский   16.01.2016 03:16   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Александр Азовский
Перейти к списку рецензий, написанных автором я Слышу
Перейти к списку рецензий по разделу за 15.01.2016