Рецензия на «Мария из Магдалы» (Мария Парамонова)

Здравствуйте.

Вначале о глвном (мягко).

Не напутали ли Вы чего?
Может не стоит повторять одну из роковых смысловых ошибок Б.Пастернака?

Теперь о частностях (их легко найти, т.к. текст достаточно компактен): некрасивое звучание в словостыковке: [ужЕши]; ошибка в акценте: "втОрили" - это ведь не торИли; опять словостыковка: [а чё молила] или [о чём алИла] - и так и так не очень звучит; "гул людской" не то, что "гул людских голосов", "городской гул" или "Забытый гул погибших городов" (строка Блока), кроме того, может отдалённо проступать ненужный дополнительный (неологический) словооттенок: "гул" от "гулять", "разгул", по кальке "людская молвь и конский топ"; «<В неё <пусть] первым] - "вилка": разумеется, негоже [вне Ёпусть], но и [пустьпЕрвым] не самое лучшее звучание - это ритмический сбой; есть "Слово", но "слова'" без прямого упоминания о Божественном их Источнике не так хорошо смотрятся с заглавной литеры. "Искристый нимб" - удачен ли эпитет? Не факт. "Присмиреть" тоже не то слово. "Топча достоинство ступнями"... Ходульно для такого тропа. А чем ещё можно топтать? Коленями?.. [...жыджЫть...] не очень звучит. "Липкие руки (пусть даже посредством "жестокого мира") как пламя" - не очень звучит. "Прижмётся ... руками" тоже не ахти. Вторая строфа заслуживает отдельного рассмотрения.

Среди серебряных олив
Мечтала юная Мария
Ей птичьи голоса вторили,
Надеждой светлой окрылив.

Пропуск знака в конце 2-го стиха. "Среди" - общо. Это, например, не "под сенью". "Юная" эпитет недостаточен. [ейптИчьи] звуковое словослияние, усиленное инверсией. "Светлая надежда" в контексте тянет на штамп. Кроме того, в 4-ом стихе пропуск поясняющего объекта действия (местоимения или существительного) в деепричастном обороте. По отдельности сии огрехи вроде бы и невелики, но когда их столь много: аж семь! (ещё и "вторИли"), они сильно ослабляют катрен.
4-й катрен - вкупе с последующим ему стихом - всё же, пожалуй, перегружен деепричастными оборотами: аж четыре. По два с обеих сторон неполной основы (сказуемое "наполнит", подлежащее "мир" остаётся за кадром данной строфы), хотя 4-й формально относится уже к след. четверостишию.

Примите, Мария Парамонова, такой строгий разбор как комплимент (но без рейтинговой оценки) Вашему дарованию, ибо серьёзных тем касаетесь. Соответственно и спрос...

С уважением.

Гавриил Тишков   06.11.2016 21:06     Заявить о нарушении
Уважаемый Гавриил, спасибо за подробную рецензию. О главном: у шкатулки, как минимум, тройное дно. Это стихотворение - не пересказ евангельских текстов, хотя, имеющиеся в них различия позволяют допустить этот сюжет. Мария Магдалина - моя небесная покровительница, это записано в свидетельстве о крещении. Так что сюжет и обо мне. Поверьте, быть женщиной - нелегкое испытание. И только вера дает утешение, возможно, спасение. О частностях: я часто поправляю, пытаюсь формально улучшить стихи по сравнению с продиктованным вдохновением вариантом. Но это написанное 10 лет назад стихотворение рука не поднимется править. Не хочу оскорбить то состояние - между плачем и молитвой - в котором эти стихи ко мне пришли. Могу только добавить, что слово "гул" действительно для меня имеет двойное значение (звуковое и поведенческое). В стихотворении "След на снегу" у меня есть: Метель гульнула всласть, /легла устало,/стал тихим гул. Я счастлива, когда нахожу такие слова, играющие гранями. http://paramonovamaria.ru/poetry/stixi-o-materinstve-stixi-o-detyax-stixi-dlya-detej

Мария Парамонова   26.02.2017 13:44   Заявить о нарушении
Дорогая Мария, благодарю за ответ.
Рад продолжить знакомиться с Вашим, интересным мне, творчеством, больше узнавая о Вас как о личности.
Однако о Вашей небесной покровительнице продолжаю оставаться в уверенности, что никогда она блудницей не являлась. Может быть Вам поможет перецитата из общедоступных сетевых материалов:

"Аще бы Магдалина оною была блудницею, то вслед Христа и Его учеников явно грешнице, долгое время ходящей, что бы рекли ненавистницы Христовы жидове, ищуще на Него каковыя либо вины, да Его охулят и осудят. Аще ученицы Христовы единожды узревшие Господа с Самарянынею беседующа, чудяхуся, яко с женою глаголаше, кольми паче враждебницы не умолчали бы, егда бы видели явно грешницу по вся дни Ему последующую и служащую.
— Димитрий Ростовский, «Жития святых: 22 июля»[8]

Не упоминается о блуде ни в службе Минеи, посвящённой святой[10], ни в её акафисте[11]. Кроме того, в православии не произошло отождествления Магдалины с несколькими другими евангельскими женщинами, случившегося в католичестве, оно традиционно почитало этих женщин раздельно[9][12]. Димитрий Ростовский подчеркивает: «Восточная Греко-Российская Православная Церковь ныне, как и прежде признает всё эти, упоминаемые Евангелиями с разными признаками, три личности за различные, особые, не желая основывать исторические сведения на произвольных, только вероятных толкованиях»[8].

Характерно, что когда в 1824 году поэт Е. А. Баратынский написал любовное стихотворение «К…» в честь светской львицы Аграфены Закревской, оно не прошло цензуру, так как та признала «сравнение развратной женщины с святою Магдалиной вовсе неприличным» и запретила его печатать[13].

Память Марии Магдалине кроме 4 августа (22 июля по старому стилю)[1] совершается и в третью неделю по Пасхе, именуемую Неделя жен-мироносиц."

.

С уважением и теплом.

Гавриил Тишков   26.02.2017 19:09   Заявить о нарушении
Спасибо, Гавриил, за отклик. Иисус Христос давал надежду грешникам, даже разбойнику, распятому рядом с ним. Разве можно считать, что если человек причислен к лику святых, то он был безгрешен? Есть праведники. Но житие многих святых подтверждает, что раскаяние принимается Господом. У меня нет текста стихотворения, о котором Вы говорите. Возможно, крамола не в самом факте сравнения дамы полусвета с равноапостольной святой, а в том, как это сделано.
Вы справедливо отметили разницу в православном и католическом восприятии Марии Магдалины. Полагаю, что на возникновение стихотворения невольно повлияла моя бабушка по отцовской линии. Её звали Магдалина, или бабушка Мага. Она родилась в 1907 году, предположительно в семье христиан-баптистов. В детстве она мне рассказывала о своем имени примерно такую трактовку: Мария Магдалина была красивая, поэтому нехорошие мужчины, которых она отвергла, хотели побить ее камнями, но Иисус её защитил...Мне тогда было лет 6-7, потом родители разошлись. Другой информации тогда не было, это было в СССР.
Да, и я показывала и читала это стихотворение нескольким православным священникам, они сказали, что в литературном произведении возможны метафоры, художественные приемы. И не названо имя женщины побиваемой камнями. По сути, побить могли любого.

Мария Парамонова   28.02.2017 07:49   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Мария Парамонова
Перейти к списку рецензий, написанных автором Гавриил Тишков
Перейти к списку рецензий по разделу за 06.11.2016