Рецензия на «О Есенине» (Владимир Уткин)

Очень сильно написал о Есенине Станислав Куняев "Сергей Есенин". ОН ответил на все поставленные в твоём прекрасном произведении вопросы. С искренним уважением.

Валерий Платонов   28.09.2018 05:18     Заявить о нарушении
Валерий, спасибо за добрый отзыв.
С душевным теплом, Владимир.

Владимир Уткин   28.09.2018 06:23   Заявить о нарушении
«Сергея Есенина» Станислав Куняев написал не один, а вместе со своим сыном Сергеем, который заведует отделом в их журнале «Наш современник». Ещё более полную и убедительную биографию Есенина написали Олег Лекманов и Михаил Свердлов. («Есенин. Биография». Издательство «Астрель». 2012. 607 страниц) Их взгляд на судьбу и творчество поэта кардинально отличается от взгляда Куняевых. Жизнь и творчество Сергея Есенина таковы, что у одних они (особенно у простого народа, не слишком сведущего в поэзии) вызывает бурю восторга, а у других (например, у нобелевского лауреата Ивана Бунина) – негодование и презрение.

Михаил Молчанов 2   17.05.2019 14:42   Заявить о нарушении
Ну так Бунин сбежал из России и похоронен в Париже, а вот Есенин жил со своим народом и писал на понятном для простых людей языке, отсюда и не угасающая людская любовь к его творчеству. А то, что его творчество не любил Бунин, так это уже не важно, может он просто завидовал людской славе Есенина.

Владимир Уткин   18.05.2019 02:03   Заявить о нарушении
Бунину, переведённому на все основные языки мира, завидовать Есенину было ни к чему. Всё-таки у поэтов, которых переводить конгениально гораздо сложнее, чем прозаиков, как правило, - только национальная слава. А "простые люди" (деревенские, перебравшиеся во время индустриализации в город) прочитали несколько стихотворений Есенина и назначили его своим народным гением, ибо городские современники Сергея Александровича были для их крестьянского менталитета сложны. А Есенин "жил со своим народом" только до пятнадцати лет, потом перебрался в город, а потом объехал всю Европу и Америку. У деревенских на Руси было не принято менять жён, как перчатки, а Есенин был женат несколько раз, причём жены были в основном еврейки (при том, что Есенин часто по пьянке попадал в милицию за антисемитские выкрики), а одна - самая знаменитая - была американкой. Что же касается "понятного для простого народа языка", то я таковым, к примеру, не считаю язык, коим написаны такие строки: "О красном вечере задумалась дорога./Кусты рябин туманней глубины./Изба-старуха челюстью порога/Жует пахучий мякиш тишины", или "Голова моя машет ушами,/Как крыльями птица,/Ей на шее ноги /Маячить больше невмочь". Я не отрицаю, что Сергей Александрович - великий поэт. Но любой культ мне неприятен. А культ создаётся людьми, которые, кроме предмета своего обожания, ничего больше знать не хотят.

Михаил Молчанов 2   18.05.2019 12:05   Заявить о нарушении
Бунин - это аристократ и монархист, всей своей сутью тяготевший к старой дворянской культуре и устоявшемуся образу жизни, поэтому он не принял революционные преобразования произошедшие в России. А вот Есенин принял революцию и тем самым оказался близким и понятным народу. Сам Есенин в автобиографии лаконично записал: В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном. Последняя оговорка не случайна, и позднее она даст знать о себе. Но первый период революции, давший крестьянам землю, действительно был встречен поэтом сочувственно. Уже в июне 1918 г. написана Иорданская голубица с известными строками: Небо - как колокол, Месяц - язык, Мать моя - родина, Я - большевик. Вот за этот выбор и невзлюбил Бунин Есенина, так как получилось что Бунин был на стороне белогвардейцев, а Есенин на стороне красных. Кстати в дальнейшем чуть ли не половина русских армейских офицеров и даже генералов Генерального штаба перешли на сторону большевиков, не потому что они приняли революцию, а потому что их выбор определялся гражданским долгом, любовью к России и народу, а Бунин получается предал свой народ и свою страну выбрав чужбину в трудные для страны годы. "Пусть придут любые иностранцы — немцы, англичане, французы, финны, поляки, всё равно, кто! Пусть захватят Москву и Кремль, Петербург и Зимний дворец! Пусть оккупируют хоть всю Россию, только бы избавили от русской «черни», «полудикарей», от большевиков. «Лучше черти, чем Ленин!..» — писал Бунин. А в общем время всё расставит по своим местам, кого люди будут читать лет через сто тот и окажется более любимым людьми.

Владимир Уткин   18.05.2019 14:56   Заявить о нарушении
Владимир, я боюсь, что через сто лет стихи, если и будут читать, то единицы, хотя Бродский сказал, что во все времена поэзию читали только три процента от общего числа читающих. Если выражаться дурацким футбольным языком, то сейчас «фанаты» Есенина на дух не переносят поэзию Бродского, а те в свою очередь – поэзию Есенина. Но на то они и «фанаты». А Есенину и Бродскому их мнение до фонаря, ибо они уже остались навечно (дай-то Бог) в русской поэзии. Что же касается Бунина, то он лично мне (человеку советскому) как человек желчный, самовлюблённый неприятен, но то, что как писатель он велик, отрицать глупо. Только нужно читать его художественную прозу, а не злобные «Окаянные дни». Есенин действительно «принял революцию со своим крестьянским уклоном», но за год до революции читал стихи перед семьёй Николая II, стараниями которой был освобождён от отправки в действующую армию и был приписан к санитарному поезду, над коим шефствовала как раз царская семья. Сергей Александрович поначалу пишет: «Пахнет яблоком и медом/ По церквам твой кроткий Спас», обращается к Николаю Угоднику: «Миколае-чудотворче,/ Помолись ему за нас», а через какое-то время, уловив, как флюгер, ветер перемен, в грубо-революционном форме пишет такое: «Я кричу, сняв с Христа штаны», или такие, попахивающие манией величия, строки: «Так говорит по Библии/Пророк Есенин Сергей». Я думаю, что народ любит и знает пять-шесть стихотворений Есенина, а его «Пугачёва» никогда не читал. А жаль! Попробовал бы прочесть – язык сломал бы! Все герои говорят цветастым выдуманным имажинистским языком. Видимо, поэтому и поставил «Пугачёва» на своей сцене формалист-выпендрёжник Юрий Любимов. Я не отрицаю того, что Есенин стихийно-гениальный поэт. Но никто не может мне объяснить, почему у него «так долго, долго дрожала воды незамёрзшей гладь». Мне кажется, что по воде, в которую бросили бедных щенков, идут круги и гладь превращается в рябь. Кто бы объяснил мне, почему все птицы поют, сидя на ветках, а у Есенина «плачет где-то иволга, схоронясь в дупло». Мне кажется, что ни одна птица не поёт в дупле. Как сказал М.А.Булгаков, у Пушкина не найдёшь ни одной слабой строки – поэтому он абсолютный гений. У Есенина таких непрописанных строк много – поэтому он выдающийся, талантливейший русский поэт.

Михаил Молчанов 2   18.05.2019 16:36   Заявить о нарушении
Не понимаю я вашего неприятия Есенина, то видите ли Бунин о нём плохо отзывался, то у него вы выискиваете корявые строки и находите "манию величия", ну не нравится вам Сергей Есенин, так насильно вас никто не заставляет его любить, читайте Осипа Мандельштампа или Иосифа Бродского, хотя конечно они тоже не гении и на Пушкина не тянут. А я как читал стихи: "Отговорила роща золотая" так и буду это читать, а ещё думаю немало найдётся людей, кому творчество Сергея Есенина нравится, хотя действительно у него не было литературного образования и многие филологи могут найти в его произведениях всякое, но кто знает этих филологов, а вот Есенина знают и помнят люди.

Владимир Уткин   19.05.2019 02:05   Заявить о нарушении
Владимир, а с чего Вы взяли, что я не воспринимаю Есенина? Когда я в кругу наших знакомых (в основном подруг моей жены) высказываю своё суждение о Сергее Александровиче, они, как правило, ополчаются на меня, защищая народного любимца. Тогда я предлагаю им прочитать наизусть хотя бы несколько его стихотворений, и оказывается, что они знают только пару песен на его слова. А я наизусть шпарю десятка два его стихов. Так кто больше любит и знает творчество поэта? Я как-то случайно зашёл на одно литературное объединение и увидел, что правую часть зала занимают русские поэты-работяги, а левую – якобы интеллигенты, в основном – евреи. Левая половина закатывала восторженно глаза: «Ах,Мандельштам! Ах, Мандельштам!» Но, когда я спросил у левых, что поэт имел в виду, сказав: «Бессоница. Гомер. Тугие паруса. Я список кораблей прочёл до середины…», оказалось, что эти «интеллигенты» знать не знают, что «список кораблей», поплывших завоёвывать Трою, даётся Гомером в одной из первых глав «Илиады». Мандельштам – весь «книжный» и немного сумасшедший, иначе не стал бы писать о «кремлёвском горце» (за что и поплатился). Что касается Бродского, то дала бы наша власть, будь она поумней, ему государственную премию, и никакой бы Нобелевки ему не видать, как своих ушей. А Бунина я не люблю как ненавистника страны, в которой я вырос, но уважаю как талантливейшего писателя. Ведь он, при всей своей ненависти к Советскому Союзу, восхищался «Василием Тёркиным» – книгой, действительно, гениальной. Владимир, Вы говорите: «Кто знает этих филологов, а вот Есенина знают и помнят люди». Эти люди разбираются в своих станках, в своих чертежах, в своей купле-продаже, а в филологии – ни в зуб ногой. Это не их достоинство, а их недостаток. Совсем скоро – 6 июня – будет Юбилей А.С.Пушкина. Я сильно сомневаюсь, что телеканалы (кроме «Культуры») отреагируют на это событие и посвятят великому русскому поэту многочасовые передачи и помпезные концерты. А вот В.С.Высоцкому ежегодно 25 января и 25 июля такие передачи и концерты посвящаются. Народ знает и любит его больше, чем Пушкина. Вот Вам и народ! А когда я одному такому представителю «народа» попытался объяснить, что деда русского народного барда звали Вольфом Шлиомовичем, а бабушку – Деборой Евсеевной Бронштейн, то чуть было не получил от него по физиономии. Владимир, наш «стихарь» - это огромное литературное объединение. А литобъединение подразумевает литературную учёбу. Указывая на поэтические неточности, какие случаются даже у гениев, мы помогаем друг другу расти творчески. И, обращаясь к процитированным Вами стихам Сергея Александровича, действительно, замечательным, «Отговорила роща золотая», я не могу не спросить у Вас: вот – говорит поэт «Как дерево роняет тихо листья,/Так я роняю грустные слова./И если время, ветром разметая,/Сгребет их все в один ненужный ком…», а я не понимаю, как это можно одновременно совершать совершенно противоположные действия: разметать и сгребать? Я думаю, что, если бы ни это проклятое пьянство, дожил бы Сергей Александрович, как его поэты-современники, до шестидесятых годов прошлого века, основательно поработал бы над собранием своих сочинений, и все несуразицы, допущенные им в молодом возрасте, гениально (с его-то талантом!) исправил. Но тогда бы не стал всенародным любимцем. А таковыми в глазах народа поэтов – таких, как Есенин и Высоцкий – делает их короткая безалаберная, но талантливая и яркая жизнь – их Легенда. Всего Вам доброго, Владимир! С Вами интересно.

Михаил Молчанов 2   19.05.2019 12:47   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Владимир Уткин
Перейти к списку рецензий, написанных автором Валерий Платонов
Перейти к списку рецензий по разделу за 28.09.2018