Рецензия на «Зато тебе найдётся сторож» (Олег Игрунов)
If you asked me, I'd say that... Сразу сделаю оговорку: формально "критиковать" я никогда не хотела и учиться не буду. Если же принять авторский стиль, а не выламывать ему белы руки, заставляя писать как кто-то, то Если убрать запятую после "зим и лет" – получим детальный портрет, в котором, на первый взгляд, хочется многое изменить, но если (невидимым читателем) постоять у зеркала подольше... ... Понимаешь, что инверсии нужны, они создают то ощущение запускающегося маховика, что замирает, чтобы с хрустом, неспешно, перемалывать лг. Даже в первом катрене казалось бы лишнеее /меня/ создаёт необходимую паузу на подумать, проясняет первые 2 строчки и работает как мостик между перегруженными первыми строчками, необходимыми для введения в состояние, и стремительным раскрытием секрета (ведь последующие 2 строчки легко вскрывают цель этой встречи лг с собою). Убери /меня/ – и будет частушечная и пустая лёгкость. Да и убирать живое самоприсутствие из этого стиха нельзя, это не тот случай, когда вроде и нет человека, а вроде и чувствуешь. Без "меня" первый катрен превратился бы в неуклюжее, ничейное описание, которому не веришь. Второй катрен лёгкий, быстрый и живой. Такой быстрый, что глотает запятую перед /у кого сильнее нервы/, не хочет сбавлять скорость. Третий – вносит оттенок благородства "барьером" и вполне последовательно раскрывает битву хрусталиков, так что мы глубже проникаем в их мир. Повторы ("Но самый из врагов заклятых враг"), нагнетание ("С таким презреньем, ненавистно так"), отсроченные действия ("Не пялился, как тот – в зеркальной раме") создают ощущение тяжёлого дыхания, будто противник выдыхает всё это в лицо, а, выдохнув, приходит к тому, ради чего и стоит писать стихи: выходу из личной камеры пыток (когда-то давно я придумала этот оборот, но он достаточно точен, поэтому позволю себе эту самоцитату) к чему-то большему, ведь мысль о "взаимно отражая – разделяет" стоит того. Можно ли придраться к инверсии "и..и стекло, Кто зло из нас двоих, само не знает"? Можно. Но, опять же, она работает на весь стих, создаёт замедление и таки "взаимно отражая, разделяет" этих двоих. Сначала я думала, что единственное слабое место этого стиха – в рассуждении о зле: /А, что такое это ваше зло? И зло ли – злом за злое отвечать?/ Да, автор может вносить своё личное, важное ему в любой стих без оглядки на читателя (с оглядкой вообще стихи писать не стоит), но тут оно казалось слишком уж простым. А потом поняла, что как раз эта мысль и подводит к финалу и всё разрешает, так, будто он отводит глаза, как человек, который пытается убедить себя в том, во что уже сам не верит, и знает ответ и проглатывает его как ком в горле и не выдерживает и выигрывает, проиграв. И только следы на щеках предательски поблёскивают. Поэтому в печать уже и не веришь. Менять тут ничего не нужно. Все эти вытекания, инверсии и иже с ними и создают ту глазунью, которую хотел передать автор. Поменяй – совсем иной взгляд выйдет. Марина Гареева 18.01.2022 12:08 Заявить о нарушении
Вот это разбор! Да, дай мне Бог язык Демосфена и голову Сократа, не сумел бы я восхвалить себя лучше! А вот языка-то, собственного моего, скудно-отточенного - я и лишился. Будто проглотил от восторга. Только и лепечу, – Мы в восхищении!
Спасибо, Марина! Чудесный разбор! Олег Игрунов 18.01.2022 16:41 Заявить о нарушении
Душу забальзамировала в ноябре, языка лишила в январе, -- вносит пометки и наклеивает стикеры с датами на колбы. Что дальше?
А если серьезно, надеюсь не превратила в схему. Я мало пишу о стихах в последнее время, потому что даже когда раскрываю, боюсь случайно вскрыть и убить тем самым поэзию. Или просто скучно на стихире, не знаю. Но уж поверь, что тут всё органично А я пошла дальше колбы подписывать! Марина Гареева 18.01.2022 17:14 Заявить о нарушении
Марина, напрасно Вы не поверили в печать. Она ведь- Каинова,клеймо братоубийцы и ключ к названию стх. Простите за влаз. Разбор стиха понравился, поэтому и посмела встрять.
Ольга Реймерова 22.01.2022 09:10 Заявить о нарушении
Влезайте на здоровье, Ольга
Это я неточно выразилась, в печать не веришь, потому что чувствуешь раскаяние. А так согласна, название многое проясняет Марина Гареева 22.01.2022 10:42 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |