Рецензия на «Моя книга Дремучий лес» (Элла Крылова)
Александр Балтин ДУХОВНЫЙ ДОМ «ДРЕМУЧЕГО ЛЕСА» …высокие цветы стихотворений распускаются аристократически благородно, играя (но – смертельно всерьёз) каждым лепестком строки отдельно, и суммою их: возможно и: суммой сумм: Спустилась я с небес на землю, и снова стало тяжко жить. Лукавой лести не приемлю, мне благо – с Господом дружить. Скорбь благороднее веселья, печаль уместней в мире сём. Не Бытие – его похмелье мы по стаканам разольём. Звукопись Эллы Крыловой вспыхивает и пенится, словно… предлагая альтернативный вариант поэтической жизни: таинственные жуки «ж» загораются на солнце духа, как древнеегипетские скарабеи, а ленты «л» гармонизируют пространство. Тяжела ли мудрость? Скорее есть в ней гордо-стоическая интонация, но и скорбь, дающая оттенки благородства, звучит… высотами органной музыки. Культурологический орнамент поэзии Крыловой сплетается туго, множественность ассоциаций зажигается разноцветными огнями: и Хайям благосклонно улыбается, вчитываясь: Мудрец не станет гоготать, как гусь, он улыбнётся сдержанно, и только. Но черни не привить хороший вкус, и я скорее пессимист, чем стоик. Верный вектор мысли поэта бередит сознание, однако: правоте не возразишь… Мудрость – частая гостья в поэзии Эллы Крыловой: она (мудрость) становится своеобразным персонажем, требующим отдельного внимания; а колорит и аромат подмосковных лесов, упоминаемых в стихотворении, возникает особостью одинокого счастья: Мне принесли осенние дары мои друзья. Плоды на белом рдеют. Я не скажу, что вышла из игры, но, может быть, скоплю немного денег, уеду в подмосковные леса, исхоженные в юности по крокам, и буду мудрость собирать по крохам, как ягоды сбирают в туеса. Порою, кажется, безнадёжность, владеющая Крыловой, окончательна, однако совершенство четырёхгранников-четверостиший… словно опровергает собственное содержание: Старый дьявол бил на жалость, и его я пожалела. Где была Крылова Элла, горстка пепла там осталась. Возникает образ брата, мелькают мотивы детства, и оригинальность иронии, просачивающейся в стихотворение, завораживает… именно оригинальностью: отношения к собственной действительности: Мы росли, как трава под забором, но зато нас никто не косил, одуванчики не были сором, и тянулись мы вверх со всех сил. Но – Ангел Скорби вновь и вновь склоняется над поэтом: множественно возникающий образ ушедшего супруга толкуется двойственно, зигзагом мелькает молния Катулла, обозначившего вечное противоречие сильной, как смерть, любви; собственные – поэта – перетолкования былого уточняются и утончаются, набирают новую силу, и закипают новыми оттенками чувства: Фото нашла я, где ты уж старик и не бросать умоляют глаза. Ах, мой герой романтических книг, что ж ты кусался, как злая гюрза? Но, постарев, стал мудрей и добрей, годы последние были – сангам, то есть слияние душ. Назорей с нами ходил по январским снегам. Поздняя гармония требует высоких образов, и Крылова щедро даёт их, используя строй вечных онтологических ассоциаций. «Дремучий лес» называется книга, составленная из стихотворений последнего года: и много разнообразного в оном лесу: жёсткие, почти металлические стволы метафизических древес возносятся в простёртые над ними дали, и густо шелестит живая листва произведений… Вторая часть книги – «Скупые плоды размышлений» - прозаическая: хотя размышления Крыловой афористичны в той мере, когда границы между прозой и поэзией стираются… Посему – стоит войти в лес, предлагаемый Эллой, и, путешествуя по нему, вглядываться в озарения открытий, свершённых поэтом. 21 октября 2022, Москва Элла Крылова 26.10.2022 10:35 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |