Рецензия на «Моя книга Дремучий лес» (Элла Крылова)

Александр Балтин

ДУХОВНЫЙ ДОМ «ДРЕМУЧЕГО ЛЕСА»

…высокие цветы стихотворений распускаются аристократически благородно, играя (но – смертельно всерьёз) каждым лепестком строки отдельно, и суммою их: возможно и: суммой сумм:

Спустилась я с небес на землю,
и снова стало тяжко жить.
Лукавой лести не приемлю,
мне благо – с Господом дружить.

Скорбь благороднее веселья,
печаль уместней в мире сём.
Не Бытие – его похмелье
мы по стаканам разольём.

Звукопись Эллы Крыловой вспыхивает и пенится, словно… предлагая альтернативный вариант поэтической жизни: таинственные жуки «ж» загораются на солнце духа, как древнеегипетские скарабеи, а ленты «л» гармонизируют пространство. Тяжела ли мудрость? Скорее есть в ней гордо-стоическая интонация, но и скорбь, дающая оттенки благородства, звучит… высотами органной музыки.

Культурологический орнамент поэзии Крыловой сплетается туго, множественность ассоциаций зажигается разноцветными огнями: и Хайям благосклонно улыбается, вчитываясь:

Мудрец не станет гоготать, как гусь,
он улыбнётся сдержанно, и только.
Но черни не привить хороший вкус,
и я скорее пессимист, чем стоик.

Верный вектор мысли поэта бередит сознание, однако: правоте не возразишь…
Мудрость – частая гостья в поэзии Эллы Крыловой: она (мудрость) становится своеобразным персонажем, требующим отдельного внимания; а колорит и аромат подмосковных лесов, упоминаемых в стихотворении, возникает особостью одинокого счастья:

Мне принесли осенние дары
мои друзья. Плоды на белом рдеют.
Я не скажу, что вышла из игры,
но, может быть, скоплю немного денег,

уеду в подмосковные леса,
исхоженные в юности по крокам,
и буду мудрость собирать по крохам,
как ягоды сбирают в туеса.

Порою, кажется, безнадёжность, владеющая Крыловой, окончательна, однако совершенство четырёхгранников-четверостиший… словно опровергает собственное содержание:

Старый дьявол бил на жалость,
и его я пожалела.
Где была Крылова Элла,
горстка пепла там осталась.

Возникает образ брата, мелькают мотивы детства, и оригинальность иронии, просачивающейся в стихотворение, завораживает… именно оригинальностью: отношения к собственной действительности:

Мы росли, как трава под забором,
но зато нас никто не косил,
одуванчики не были сором,
и тянулись мы вверх со всех сил.

Но – Ангел Скорби вновь и вновь склоняется над поэтом: множественно возникающий образ ушедшего супруга толкуется двойственно, зигзагом мелькает молния Катулла, обозначившего вечное противоречие сильной, как смерть, любви; собственные – поэта – перетолкования былого уточняются и утончаются, набирают новую силу, и закипают новыми оттенками чувства:

Фото нашла я, где ты уж старик
и не бросать умоляют глаза.
Ах, мой герой романтических книг,
что ж ты кусался, как злая гюрза?

Но, постарев, стал мудрей и добрей,
годы последние были – сангам,
то есть слияние душ. Назорей
с нами ходил по январским снегам.

Поздняя гармония требует высоких образов, и Крылова щедро даёт их, используя строй вечных онтологических ассоциаций.

«Дремучий лес» называется книга, составленная из стихотворений последнего года: и много разнообразного в оном лесу: жёсткие, почти металлические стволы метафизических древес возносятся в простёртые над ними дали, и густо шелестит живая листва произведений…

Вторая часть книги – «Скупые плоды размышлений» - прозаическая: хотя размышления Крыловой афористичны в той мере, когда границы между прозой и поэзией стираются…
Посему – стоит войти в лес, предлагаемый Эллой, и, путешествуя по нему, вглядываться в озарения открытий, свершённых поэтом.
21 октября 2022, Москва

Элла Крылова   26.10.2022 10:35     Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Элла Крылова
Перейти к списку рецензий, написанных автором Элла Крылова
Перейти к списку рецензий по разделу за 26.10.2022