Рецензия на «Позор» (Зоя Воронина)

Поскольку уж такое получилось сочинить да выставить на всеобщее обозрение, полагаю, и с восприятием критики будет совсем не просто. Но я на отдельные тезисы попробую разбить последнюю, для совсем уж доступного понимания.

Плох патриотизм, навязанный человеку без учета способностей. Ну, допустим, подчинится трус сначала, больше убоявшись наказания, а быть может "позора". Думаете, на войне с него будет толк большой? Полагаю, сами-то оружие не держали в руках ни разу, даже в мирных обстоятельствах, но пишете такие вот странные вещи. Дело трусов — в тылу трудиться, а не подставлять боевых побратимов под удар неправильными действиями от страха на поле сражения. Кто сражались, те поймут, о чем здесь сказал.

Может кто-то и не испытывая особого чувства страха, равно как не видя для себя мотивации сражаться, стараться рассудительно уклониться от опасной обязанности, и в этом случае тоже неумно винить человека в измене за нежелание погибнуть за чьи-то интересы, тогда как все определения понятий юридически обозначены.

Даже и те, кого не гонят на защиту интересов страны, а они другим пытаются помешать делать нужное дело, могут тоже не быть предателями страны, а просто глубоко заблуждаться политически. Человек, если он не политик, не обязан хорошо разбираться в политике. Такому было бы верно не лезть туда со своим мнением, но ведь политики сами и задурили людей псевдоидеей народовластия.

И кроме того, существует такое понятие как свобода совести. Никого нельзя заставить делать то, что противно его убеждению. Например, нельзя заставить убивать людей, не сделавших человеку лично ничего дурного.

Государство, поколение за поколением все больше разоружая людей и приучая к цивилизации слабости, тем самым и подвело их многих к неготовности быть воинами. Законы эволюции, в т.ч. социума, не пересилить и не обойти. Или, может быть, вы думаете, что недавнее принуждение людей к уколам способствовало патриотичному настрою? А ведь большинство так и не поняло взаимосвязи, как происходящее теперь временно защищает их от нарастания происходящего тогда.

Далее. Сейчас в массовом сознании доминирует материалистическая псевдоидея, будто человек есть тело. Она внедрена правящим классом для ряда целей, но вот есть побочный эффект неудобный: тела, разумеется, не желают гибнуть за своего господина, равно как и против него, — они уж лучше погибнут от курения, грязной пищи и дурного образа жизни.

Если кто-то уклонится от опасности и так спасет себе жизнь, то никакой душевной горечи там нет и никакой путь он не искалечит себе вне того контекста, что да, может быть реально строго наказан государством принуждения. Но, как бы ни было, здравомыслящая часть человечества за именно это презирать точно не будет. Другое дело, если сам выбрал опасную профессию, а затем решил избежать опасности нечестно, — так там и без государственного аппарата просто по кону мироздания прилетит наказание.

Ну и по поводу гордости, присутствия и отсутствия оснований к ней. Гордыня есть сильнейший грех — ложное убеждение собственной заслуги в свойстве, данном свыше. Гордость же часто суть модификация той же гордыни. Реально нет оснований хвалиться тем, что смог разве что развить, но не создать. Создает все свойства лишь их Творец, — у обычных смертных нет таких полномочий. И опять же, от угла зрения зависит. Нельзя исключать, что уклонист по убеждению будет гордиться тем, как он посмел уклониться от навязанного ему конфликта, перевел его в иное русло. Гордиться могут как достойнейшие люди, так и преступники, каждый — своими деяниями, — если не дорасли сознанием до понимания большего.

Что же касается детей и внуков, так ведь это не связано, на первый взгляд, будут они или нет у человека, не расположенного к просто механическим действиям. На взгляд же второй, навязывание человеку каких-то обязанностей вне паритетных договоров слабо способствует тому, что он захочет и своего ребенка вогнать в столь нездоровую социально-политическую среду.

Нисколько не оправдываю здесь нарушение кем бы то ни было чувства долга. Оно поистине возвышенно и священно. Дефицит его у человека толкает такого несчастного на путь реального предательства и мятежа, вреда обществу и себе. Но вот понятие долга у людей разное, т.к. по мудрости самой Природы, люди разные. Этой рецензией я лишь разъяснил некоторые непривычные, думаю, стороны вопроса и, наконец, хочу сказать, что такие стишки пишут обычно люди, которым "все должны", — есть такая категория людей, мыслящая шаблонами.

А формально написано неплохо, мастерство стихосложения присутствует, да вот только такая концепция: "если ты (не) это, то ты, непременно, то" — чрезвычайно опасна, 2020—2021 гг. есть тому прямое подтверждение.

Владлен Лагун   11.07.2023 01:56     Заявить о нарушении
Владлен....как-то пропустила Вашу рецензию. Простите. Давно бы поблагодарила Вас. Вы столько времени потратили на мой никудышний стишок. Он мне и самой не нравился. Всё хотела удалить и вот сегодня это сделаю с удовольствием. Знаете ...это просто написано под воздействием чувств в связи с событием у близких знакомых. Но неудачно.
Спасибо Вам за подробнейший разбор моего "творения" и проявленную деликатность к автору.
С теплом души З.А.

Зоя Воронина   08.04.2024 12:16   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Зоя Воронина
Перейти к списку рецензий, написанных автором Владлен Лагун
Перейти к списку рецензий по разделу за 11.07.2023