Рецензия на «Кораблик» (Струкова Марина Васильевна)

Могучая сила, как обычно получается у Вас. Но главная мысль стихотворения - то, что корабль пришел не чужой, а свой, к своим родным берегам, что люди к себе привезли чуму сами (советские люди - западную культуру, не подходит ли эта история под Ваш сюжет?), открывается только в последней строке, и то лишь косвенно. Если бы стихотворение начиналось примерно так: "Вернулся из дальних краев кораблик в родную гавань", то суть дела становилась бы понятной сразу. Это входило в Ваши планы - подать главную мысль не "указующим перстом", а тонким намеком?
P.S. Рад Вашему возвращению к читателям, пусть даже и с потерями (а об их виновниках хотелось бы расспросить поподробнее).

Сергей Звонарев   13.08.2023 04:36     Заявить о нарушении
Сергей, спасибо за отзыв. Этот стишок был написан во время пандемии, когда люди привезли заразу в прямом смысле из турпоездок. Я нормально отношусь к западной культуре - это комплекс разных явлений, а не нечто цельное. И я не советский человек. Если под потерями Вы подразумеваете удалённые поэтические тексты, то для меня теперь имеет большее значение проза, и эта страница, по сути, служит ссылкой на Прозу.ру, соцсети, страницу на Литрес.

Струкова Марина Васильевна   13.08.2023 22:33   Заявить о нарушении
Насчет пандемии - понятно, в этом-то и состоит особенность творчества выдающихся поэтов (в их произведениях возникает больше содержания, чем они сами закладывали в произведения, пример - пушкинский "Анчар", точная аллегория ядерной энергии (и даже "умных" ракет с разделяющимися боеголовками - "послушливых стрел"), хотя доподлинно известно, что Пушкин описывал ботанический феномен и не претендовал на обобщения).
Я тоже нормально отношусь к западной культуре, хотя некоторые ее особенности - экспансионизм и любопытство ко всяким уродствам (к бородатой женщине на Евровидении, к забинтованному пальцу в "Приключениях Тома Сойера" и т.д.) - держат меня постоянно настороже в контактах с ней. Тем не менее, на мой взгляд, западная культура сыграла заметную роль в распаде СССР и, таким образом, "виновна" в последовавших бедствиях. Упреждая Ваше замечание о нелюбви к СССР, скажу, что считаю Октябрьскую революцию необходимым возмездием для царской антинародной элиты (и этот подход применим к нынешней элите, наказать которую я жажду ценой даже собственной жизни за уничтожение моей среды обитания - сноса институтов и заводов, где я работал, уродования парков и скверов, где я гулял, принуждения эмигрировать тех людей, с которыми я общался и т.д.), а СССР считаю шагом вперед на пути поиска справедливости (основания для таких взгядов находятся на 30 стр. научной работы, которая почти наверняка никогда не будет опубликована (я уже посылал в разные журналы)).
Перенос Вами центра тяжести Вашего творчества из поэзии в прозу я понимаю так - поэзия схематизирует явления, а Вы перешли к задаче описания реальной жизни во всей полноте, к работе со сложностью (возможно, я неправ?). Меня крайне заинтересовала Ваша работа над историей антоновского мятежа. Есть, между прочим, книжка: В.В. Самошкин. "Антоновское восстание". - М.: Русский путь, 2005. - 360с. (по-моему, интересная, хотя и не столь художественная, как книжка Волковинского о Несторе Махно). Знакома ли она Вам?
Склоните все же свой слух к моей просьбе - не пренебрегайте поэзией, уж очень хорошо она у Вас получается.

Сергей Звонарев   14.08.2023 00:19   Заявить о нарушении
Сергей, насчёт книги про Антоновщину - конечно, я читаю много документальной литературы, и не только про саму Антоновщину, но и про Первую мировую, Февральскую и Октябрьскую революции. На мой взгляд, к революциям привёл комплекс проблем, в том числе вступление России в Первую мировую войну, слабовольный монарх на троне, который подписал отречение, политика Временного правительства, которое также решило продолжать боевые действия, несмотря на раздражение солдатских масс, недостаток земли у крестьян, которые только и думали, как отобрать помещичьи угодья. И большевистская агитация, для которой сложившаяся обстановка была хорошей почвой.

Струкова Марина Васильевна   14.08.2023 01:35   Заявить о нарушении
Самошкина читала, как и другие книги на тему Антоновщины. Я пишу не документальное, а художественное произведение, но нужно хорошо знать историческую обстановку. СССР я не считаю шагом к справедливости хотя бы потому что тогда были репрессированы миллионы людей. В числе их мои рязанские предки, которые, в отличие от тамбовских, не участвовали в борьбе с большевиками, просто не хотели вступать в колхоз и протестовали против разрушения местной церкви. Поэтому спорить со мной на эту тему бессмысленно, я не предам память своих предков.

Струкова Марина Васильевна   14.08.2023 01:41   Заявить о нарушении
Дело не только в исторической обстановке. Историческому романисту требуется не только глубокое знание исторической обстановки, но и понимание границ художественного вымысла, когда он еще не противоречит исторической правде (а роль художественного вымысла я вижу в том, чтобы содавать образы, проясняющие сущность исторических явлений). Как рассказывал один из моих учителей, все историки делятся на 2 группы: историки-хронисты и историки-концептуалисты. Вторые как раз прослеживают направления нитей исторического процесса, причинно-следственных связей. Сейчас по альтернативной истории даже защищаются диссертации. Насколько Вас интересует Антоновщина, меня интересует Декабрьское восстание и революция 1905-1907гг. Только я не смогу написать серьзное художественное произведение, а Вы можете превзойти Шолохова.
Насчет предательства памяти предков - я уверен, что разумная и взвешенная оценка советского строя никак не может быть таким предательством. Я могу сказать, в чем камень преткновения, но это "многабукофф", пресловутый научный труд. если совсем кратко - 2 вещи: собственность на средства производства и эксплуатация человека человеком. Вы наверняка знаете, что были такие кулаки (я знаю от родителей), они давали хлеб и деньги под процент даже родному брату (реальные факты). Отсюда ожесточенность бунта, а его русская бессмысленность и беспощадность обрушились на миллионы невиновных.
Между прочим, у меня, наряду с полтавскими, есть и рязанские предки. Прадед по профессии машинист депо Рязань, 1885-1922, что за жизнь он прожил - вот сюжет для романа! И ведь успел оставить четверых детей. Он работал там же, где машинист Ухтомский. Восстание на жд там подавлял Георгий Алескандрович Мин, впоследствии казненный эсерами. Стихотворение, посвященное памяти Г.А. Мина, написала Лидия Кологривова (когда мне попалась ее книжка, круг замкнулся).

Сергей Звонарев   14.08.2023 04:34   Заявить о нарушении
Сергей, Вы пишете о границах художественного вымысла, но были ли эти границы у советских писателей? Вот читаю художественные книги про Антоновщину, одну, другую, а там лидеры Антоновщины пьяницы, пьют вместе и поодиночке. Потом читаю документальную книгу, всю построенную на якобы амбициозности и честолюбии Антонова. И я даже знаю, откуда автор взял, точней сплагиатил эту идею – есть книга про Тухачевского, написанная ранее, где говорится о его амбициозности. То есть валят с больной головы на здоровую. Оказывается, амбициозным был Антонов, а не Тухачевский. И так далее. Или один из лидеров восстания Васька Карась, он, судя по советской литературе, был бездельник, пьяница, бабник, уголовник, да ещё и урод типа Квазимодо. Также в нескольких местах встречается, что он был арендатор садов. Я ищу какие-то архивные сведения об этом, но их нет. Фото тоже нет. То есть этот отталкивающий образ – плод измышления советских авторов. Карась им особо не угодил потому, что был жесток к врагам и их семьям. И вот они сводят счёты. И тут всплывает факт, что один малолетний сын Карася был убит большевиками при попытке его ареста, вот и корни его жестокости. Второй сын, кстати, вырос и погиб на фронте в годы ВОВ. Получается, что этот повстанец, – молодой лет тридцати арендатор садов, сын крестьян, его родители упомянуты в документе, которого революция лишила всего и убила его ребёнка. Советские писатели лгут, а теперь кто-то хочет беспристрастности от нас – потомков репрессированных.

Струкова Марина Васильевна   15.08.2023 17:57   Заявить о нарушении
И, кстати, среди моих предков кулаков не было, был один середняк, которого всё равно раскулачили, а остальные просто крестьяне.

Струкова Марина Васильевна   15.08.2023 17:58   Заявить о нарушении
Хороший вопрос! (о художественном вымысле у советских писателей)
Я знаком с эпохой между 1905 и 1922 годами помимо исторических документов и научных трудов, по многим, крайне разношерстным и весьма неравноценным в художественном отношении произведениям. Навскидку назову несколько: Василий Аксенов "Любовь к электричеству", Владимир Беляев "Старая крепость", Пастернак "Доктор Живаго", Булгаков "Дни Турбиных", конечно же, Александр Степанов "Семья Звонаревых" (и "Порт-Артур"), Николай Островский "Рожденные бурей", Юрий Кларов "Черный треугольник". В целом, я бы сказал, что их вымысел держался в разумных границах, а изъяны реализма я вижу двух типов: умолчания о наиболее страшных делах (кажется, только через упоминание у Кожинова я вышел на Константина Лагунова "И тихо падает снег") и однобокой подачи материала. Ну нельзя было при Соввласти показывать, что у противоборствующей стороны была своя правда. Вот кое-кто и хочет беспристрастности и даже большего - правды.

Сергей Звонарев   29.08.2023 22:09   Заявить о нарушении
"Сильно падает снег", я чуток напутал.

Сергей Звонарев   29.08.2023 22:12   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Струкова Марина Васильевна
Перейти к списку рецензий, написанных автором Сергей Звонарев
Перейти к списку рецензий по разделу за 13.08.2023