Рецензия на «Палех» (Александр Кокора)

Браво, Александр!!! Снимаю шляпу!!!
Так мощно и тонко сказать о Палехе, не побывав в нём ни разу, это просто великолепно! Первый раз я был в Палехе году, наверное, в 68-м. Ещё пацаном. Классом ездили на экскурсию, познакомились с технологией производства палехской лаковой миниатюры, а не только с музейными экспонатами. Первые впечатления - неописуемый восторг! Были и другие поездки в последущие годы, последняя - лет десять назад. Много воды утекло, многое изменилось и в жизни палешан, и в творчестве палехских художников с приходом ельцынских "демократов". И далеко не в лучшую сторону, к сожалению. Сами знаете: всё, чего коснулась рука "младореформаторов", пришло в упадок в лучшем случае, а в худшем - приказало долго жить. Может, именно поэтому никогда не возникало мысли писать рифмой о Палехе: писать о том, что известно всему миру, даже как-то в голову не приходило, а о том, во что превратилось палехское искусство сегодня, о его проблемах (поправьте меня, палешане, если я чересчур мрачно настроен) - это обидеть своих земляков, которые стараются сохранить то, что есть, и выжить в стране культурного упадничества.

В общем, всё то, что Вы описали в этом стихотворении - это старый Палех, пусть даже советский, но старый. Этим можно и нужно гордиться, это ОБЯЗАНО сохранить государство, как хранится у нас дома старая брошь палехской работы или красочный (советский ещё) альбом палехской живописи. Но пока в стране верховодят "эффективные менеджеры", боюсь, мы можем потерять если не производство палехской миниатюры, то сам дух, традиции и технику письма нашего русского Палеха...

Ещё раз, низкий поклон Вам за стих, Александр! Кстати, известный русский художник П.Корин (ваши фамилии перекликаются :) ) - уроженец Палеха!
С уважением, Владимир

Сказочник-Робинзон   04.02.2024 21:51     Заявить о нарушении
Благодарю, Владимир!
Я учился в ИЭИ в городе Иваново и впервые в натуре, а не на иллюстрациях увидел палехские миниатюры, которые произвели на меня большое впечатление. После окончания института я стал работать в Подмосковном НИИ в качестве инженера-конструктора и тогда я впервые попал на Арбат в Москве. В одном из магазинов Арбата я увидел огромное количество возможно лучших работ палехских художников.
Я был потрясен, испытал неописуемый восторг, правда денег у меня едва хватило только на приобретение небольшого рекламного проспекта. Возвращаясь из Москвы в электричке у меня возникло вдохновение и я написал несколько строк для своего будущего стихотворения. Во время работы над этим стихотворением я несколько раз приезжал на Арбат, чтобы черпать вдохновение, созерцая гениальные творения палехских художников. Окончательный вариант стихотворения был готов уже в начале двухтысячных годов, тогда я уже работал ведущим конструктором в московском НИИ, который в конце девяностых годов захватили либералы и потихоньку разваливали. Помещения сдавались в аренду различным ООО, мне платили маленькую зарплату и когда меня попросили освободить помещение оказалось, что я уже более полгода как уволен, а "зарплату" получал из тех денег , что платили арендаторы помещений. Пришлось срочно искать новую работу, а когда нашел то долгое время мне было не до стихов, потом всё утряслось, появилось свободное время, я открыл свою страничку на нашем сайте в 2008 году, но "Палех" разместил на своей страничке только в 2014 году. Такая вот история рождения этого стихотворения.
С уважением,

Александр Кокора   04.02.2024 23:08   Заявить о нарушении
Ещё до 2000 года решили мы как-то с коллегами съездить в Палех: как оказалось, не все там были, даже ивановцы, да и повод отдохнуть в местном кабачке был у нас вполне уместным: какой-то юбилей фирмы. Уже тогда там начали появляться какие-то "музейчики" деревенского быта, никакого отношения к палехской росписи не имеющие. Кушать хотелось всем... В том числе и молодым художникам, воспитанникам старых мастеров. Уже тогда основная масса шкатулок, пластин и брошей шла в Москву, и сдавалась чуть ли не оптом с минимальной выгодой для изготовителей, и качеством явно отличающимся от истинно палехского искусства прежних лет. Холуй, кстати, тоже гнал свою продукцию в Москву, только ценилась она подешевле, но торгаши не гнушались выдавать её (особенно иностранцам) за Палех. ))) Вот тогда, как мне кажется, в 90-е годы начала увядать чисто палехская роспись в угоду скорости написания, а значит, и качества изделия, а так же быстроты реализации продукции. Затоваривание коснулось и Палеха, а для снижения цены (издержек) упало качество прорисовки, минимализации фонового рисунка, количества золота и т.д. и т.п. Видел подобные "шедевры" у нас в магазине "Сувениры" в те годы... Дорого и не "вкусно"! Не могу сказать, как обстоят дела сейчас: тема стала как-то не актуальна для меня. Но воспоминания детства и юности, когда Палех был "на высоте", до сих пор греют душу.

А про фокусы и выверты московских "предпринимателей" нулевых годов знаю не понаслышке: дочь как раз года с 2005, наверное, работает и живёт в Москве. А что говорить про НИИ? В Иванове из старых, если я не ошибаюсь, остался только один - Охраны труда. Из плюсов: отгрохали новые корпуса НИИ Материнства и Детства.

Сказочник-Робинзон   05.02.2024 02:00   Заявить о нарушении
Владимир, я начал работать в подмосковном НИИ ещё в советское время и видел в магазине на Арбате шедевры старого Палеха. Вы совершенно правы. Именно старый Палех я описал в своем стихотворении. Упадок, к сожалению, не только в культуре. Нас упорно подталкивают к деградации до уровня тупого потребителя товаров и продуктов, преклоняющегося перед Западом, которым легко управлять и манипулировать и которого легко контролировать. Сейчас стало многое понемногу меняться возможно в лучшую сторону, но этот процесс идет медленней, чем хотелось бы.
С уважением, Александр

Александр Кокора   05.02.2024 10:12   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Александр Кокора
Перейти к списку рецензий, написанных автором Сказочник-Робинзон
Перейти к списку рецензий по разделу за 04.02.2024