Рецензия на «Чудо рядом с нами» (Священник Алексий Тимаков)

Ваше мини-эссе, дорогой батюшка,
даёт мне, бесконечно грешному, возможность хотя бы попытаться провести личную границу между ЧУДЕСНЫМ и ОБЫКНОВЕННЫМ, между случайностью, совпадением и подсказкой-подзатыльником от Бога.
Что есть "обыкновенное чудо" для меня и, вероятно, большинства?
Предполагаю, это то, что происходит, но не должно происходить, так как противоречит моим (нашим) абсолютным представлениям "о естественном порядке и законам природы". Получается, батюшка, что НАСТОЯЩЕЕ ЧУДО это нарушение законов природы. Но не уверен, что мы достоверно знаем фундаментальные её законы.
Вторая мысль - православная традиция понимания, что Бог постоянно присутствует в сотворённом им мире и ежесекундно способен каждой частичке этого мира придать чудесные признаки(свойства)

Творец Вседержитель в каждое мгновение выступает в Своём творении не как фокусник-факир, а в качестве Инженера- Изобретателя Своих чудес. Отсюда два
разных взгляда людей на жизнь. Атеист коллекционирует "непонятное" и пытается объяснить их законами видимого мира, а верующий воспринимает весь этот мир, себя, свою жизнь как ЧУДО и проявление чудесной Божией силы.

У Н.Н.Бердяева: "Чудо должно быть от веры, а не вера от чуда".

И то, что показывал Иисус Христос Свои ученикам и другим страждущим людям - вероятно, не чудо (исцеления, усмирение стихий, превращения одного в другое), а демонстрация непостижимых возможностей Бога. Для Бога это не чудеса, "а обычная творческая работа и воля".
Вероятно, главные чудеса всё же происходят в душе человека, когда силой веры и Божией благодати человек не "горы сворачивает и реки вспять направляет", а изменяет в себе завалы, трясины, бездны личных грехов, пристрастий, богопротивных привычек.

В начале нашего чуда знакомства, батюшка,
Вы рекомендовали мне труды владыки Антония Сурожского. Полистал конспект и нашёл по теме: "...чудеса - это действия Божии, которыми вещественная тварь освобождается от рабства греху и последствий человеческого греха.
ЭТО МОМЕНТ ОСВОБОЖДЕНИЯ.
Это момент, когда силой Божией и благодатью Его, обращённый к твари, готовой ответить на Его зов и на Его действие, эта тварь хоть на какое-то время снова делается собой - чистой, освобождённой от человеческого греха" (СурожскийАнтоний, "Труды", стр.236".

Для меня, батюшка, практическая польза Ваших эссе в том, что они проиллюстрированы не цитатами, аживыми примерами из личного опыта общения с Живым Богом.

Господи, помоги мне слышать, понимать, принимать
и исполнять волю Твою - сам я ничего не могу!

Анатолий Евстафьев   17.04.2024 08:02     Заявить о нарушении
Навернре, дорогой Анатолий, эта граница проходит по неверию (о чём, собствнно говоря, Вы и напишете во второй половине Вашего эссе)...
Когда веруешь, тогда всей душой ощущаешь Божие присутствие в повседневности, Божьего присутствия в твоей жизни.
Это как у Пастернака:

"Но чудо есть чудо, и чудо есть Бог.
Когда мы в смятеньи, тогда средь разброда
Оно настигает мгновенно, врасплох".

Именно этого нет у Ремарка — есть смятение, есть Божие присутствие, но нет опознания этого самого присутствия... Мне дорог это отрывок именно потому, что автор честен: всё достоверно и честно описал, не опознав присутствия Творца рядом с собой!
Наверное, бывают ситуации, когда нарушаются законы природы, хотя я сам не до конца понимаю, зачем Богу нарушать то, что установлено Им Самим? С той же смоковницей происходит вполне для всякого дерева естественное усыхание. Но оно происходит по слову Христа и непостижимо быстро для человеческого ума — в этом, собственно говоря, и есть чудо: в спресованности времени! Но, наверное, мы сами в своём житейском опыте неоднократно ощущали и ощущаем то растяжение времени, то его сжатие, и это никогда не воспринимается нами как нечто противоестественное — просто это особенности восприятия течения времени и его особое свойство, о чём говорил Эйнштейн...
Вы справедливо сказали, что это "противоречит моим (нашим) абсолютным представлениям "о естественном порядке и законам природы". (Только вот никак не абсолютным, а именно моим, нашим...) — то есть, вторгается в мою обыденность! И действительно мы достоверно не знаем фундаментальных законов Божьего мира.
Вторая Ваша мысль безусловно верна и не требует комментариев.
Очень понравилась Ваша мысль о "демонстрацииш непостижимых возможностей Бога. Для Бога это не чудеса, "а обычная творческая работа и воля"". Да и вообще Вы, на мой взгляд, сами изрядно поднаторели в жанре эссеистики, дорогой Анатолий!
Храни Бог Вас и Вашу Татьяну!

А.Т.

Священник Алексий Тимаков   23.04.2024 10:36   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Священник Алексий Тимаков
Перейти к списку рецензий, написанных автором Анатолий Евстафьев
Перейти к списку рецензий по разделу за 17.04.2024