Садовников - написанные рецензии

Рецензия на «эта осень сдаётся внаём» (Роза Ветров)

--- Полцарства за рецензию или поиграем в садовника?---


Все цветы мне надоели кроме...
розы конечно. Благо, на нашей клумбе ассортимент цветов небогат. Согласитесь, вымирают авторы с никами одуванчиков, цикориев и незабудок. Сложно им, незамысловатым, выдержать естественный отбор, вот и вянут, вот и превращаются в чернозём для подпитки породистых, шипастых растений.
Если Вы ещё не догадались о ком идёт речь, то это означает, что Вы либо новичок на нашей поэтической клумбе, либо слабоумны. В любом случае не гнать же Вас теперь, и раз пришли, занимайте место на узенькой окололитературной скамеечке и инетовский ветер навеет на Вас нечто прекрасное и пахучее.

...Чувствуете?
Её ещё не видно, но тонкий и дразнящий аромат выдаёт, что вот-вот из-за угла странички покажется девушка, на вид лет ХХ-цати, в красном платье от Баленсиага, кроссовках Reebock, с рюкзачком от Byberry, до отказа набитым сборниками стихов, и c неизменной усмешкой в голубых (почему-то хочется чтобы они были именно голубыми) испытующих глазах... Картинка? Да.

Но, не обольщайтесь. И не спешите приблизиться. Так как наша героиня - недоступна, неподсудна и неподвластна. Более того, она хранит в себе некую тайну, а точнее – последнюю:

неподсудна.
последняя тайна.
выход в красном, отметка на коже -
Ваш бинокль из царственной ложи
в мою спину
споткнулась
случайность?
или снова игра на пределе,
или снова как марионетка,
или снова заметка в газете
о недорого проданном теле?
(неподсудна/неподвластна)


Хм... о каком маскараде идёт речь? И кто им правит - пишет роли, настраивает бинокль, дёргает мирионеток за строчки-ниточки? Чьё же это тело пущенно в продажу, а точнее растиражированно многочисленными рецензиями на страницах коллег?

Увы, автор не спешит раскрыться в своих стихах. Зато портрет её избранного мы можем воссоздать с точностью до химического состава:

он был создан из кофе со сливками,
из записок, оставленных мной,
из стихов, что читала урывками
по дороге с работы домой.
а ещё - он был создан из лампочки,
ловко вкрученной в старое бра,
а ещё - из разношенных тапочек,
а ещё - из любви и добра...
(я его создала)

Её герой прост и притягателен:

под скрип пружин - от осени к зиме.
и, с головой укрывшись одеялом,
он засыпал,
и
вздрагивал во сне.
(под скрип пружин)

Широк в плечах (“свитер с плеча богатырского”), юн (“непосредственность мальчишеской улыбки”), одарён (“твой голос с магнитной ленты”) и спешит жить (“и сверяю часы по извечно спешащим твоим”).

Казалось бы, идельный избранник. Тем не менее, наша героиня неcчастна в любви, или скорее неудовлетворена:

...а утром в Москве
всё не так, и угрюмые люди
заполняют вагоны метро;
безысходность истоптанных троп,
и не скажет никто: я-люблю-те...
(кольцевая)

Она находится в постоянном движении из настоящего в прошлое, из фантазии в реальность, из неопределённости в обустроенность, из юности в зрелость. Похоже, что она потеряла что-то сама в себе и никак не может найти. Кажется, что любить её трудно. Она старается ускользнуть из рук, оставляя тех кто её любит в полной неуверенности:

уноси меня,
лёгкий кораблик
растворяй меня, море, по капле,
потерявшее лоцмана судно...
(неподсудна/неподвластна)

опять завожу себя и
не подхожу к телефону.
(заканчивается август.)

выбираю
как ход спускового крючка
сотню лет без тебя
(отпускаю)


В нашей героине присутствует постоянная раздвоенность – в ней существуют как бы два человека (романтик/прогматик, поэт/критик) и следить за их непредвиденными реакциями очень интересно.

роза-поэт – женственна, романтична, мечтательна. Рутина и обыденщина заставляют её чувствовать себя птицей в клетке. Она создана для лета и тепла:

я остаюсь. лететь на юг -
ни смысла нет, ни даже денег.
ещё десяток дней рождений?
увольте. я не узнаю
саму себя в озябших лужах,
октябрь - прописанный врачом
рецепт, упавший за плечом
листком багровым. стынет ужин,
ночь остаётся не у дел,
ни тени лета на лице,
как нет ни смеха, ни утех,
мне только хуже...
только хуже...
(соната вырванных страниц)

розе свойственна впечатлительность и синтезия, непроизвольное перетекание зрительных и слуховых ощущений друг в дргуга. Для неё в едином узоре существуют звук, свет, объём, движение:

я зажигаю фонари
моя Москва полна желаний
меняет образы и ткани
а ты мне тихо говоришь
что не оставишь
навсегда Москва и ты
мои игрушки
не веришь мне? тогда послушай
как неизбежно поезда
спешат к хранилищу огней
и я меняю на зелёный
все семафоры
для влюблённых нет a priori слова "нет"
(я зажигаю фонари)

Читатель по капелькам перетекает за розой в пространство стиха и становится элементом общей картины -

колючие капельки влаги по коже
в осколке стекла от витрины - не я ли
на фоне бегущих куда-то прохожих
а помнишь, как мы неподвижно стояли
у пруда за парком под старенькой ивой?
и тоже шёл дождь,
ты шептал торопливо
слова, что я слышала раньше от многих
вся разница в том, что промокшие ноги
к романтике температуру и насморк
добавили.
капельки влаги,
витрина,
и происходящее с нами - картинно
как глупо "вчера", как заманчиво "завтра"...
(капельки)

С технической стороны – сколько бы роза не украшала свои стихи причудливой разбивкой строк, изощрёнными рифмами, отсутствием знаков препинания, - в её лирике преобладает ямб и амфибрахий, размеры наиболее инерционные.

У розы нет узколобого намерения стать поперёк всей культурной традиции, где вершины отечественной поэзии и ямб нераздельны. Её лирика по преимуществу ямбична, потому что содержит строгий отстой чувств и мыслей, которые в русской классической поэзии издавна принято было препоручать ямбу. Зато, обратите внимание, как звучат её хореи и дактили:

Август, суровый по-питерски,
почерк холодных мостов,
свитер с плеча богатырского
мерять на сорок шестой
тонкий баланс на поребрике
с фантой в озябшей руке
отблеск далёкого берега
видеть в печатной строке
Бродский, Пелевин, Ахматова –
полный рюкзак до Москвы
“рондо” во рту перекатывать
холодом тёмной Невы
(по-питерски)

Замечательно, что даже в её опытах со внутренним слухом, каждый из которых осуществляет умозрительно представимую конфигурацию ритма, нет ничего нарочито иллюстративного, вымученного, тут виден всё тот же лирик с его узнаваемым взглядом на природу и судьбу:

не дари своё дыханье отраженью на стекле.
нарисованное сердце - смоет дождь.
почти не жаль, что уходит понедельник. заколдованный браслет
пересчитывает время.
уезжая - уезжай!

в записную книжку брошу, словно кубики, слова,
и, страничку вырвав, тихо уложу печаль в конверт.
где-то там, за океаном, знаю - будет целовать
эти строчки сумасшедший одинокий человек,
распечатавший бутылку.

персональный гороскоп - разорву, пустив на ветер стаей белых голубей,
пусть летят прохожим в лица, по Арбату и Тверской.
уезжаешь? уезжая - обернись, вернись, добей.
(голуби)

Строки льются одна за другой и читатель, наделённый талантом внутреннего слуха, без особого труда различит мотив – слышите как курлыкают её голуби?

И всё же, стихи розы ветров – всего лишь уголок её бытия внутри мира поэзии, но уголок заветный. Они не только входят вглубь её многообразно одарённой личности, не только являют образцы лирики созерцательно-философского строя, - они дают урок творческой этики: бескорыстная любовь к поэзии, простёртая и на каждого из настоящих поэтов, душевная открытость навстречу впечатлениям жизни, свобода от умственной предвзятости, талант к несуетности, умение шагнуть из наружного шума во внутреннюю область духа. Всё это раскрывается в полную меру в розе-критике.

роза-критик быстра и грациозна, с удовольствием удивляет тугодумов быстротой своих умственных процессов. Её окружает нервная энергия. Она слышит, видит и чувствует больше других людей.
роза - ценитель нелицеприятный и абсолютно равнодушный к пересудам о репутациях. Если сочинителю, по её мнению, нечто удалось – пускай только одна строфа, концовка, рифма, мир должен вместе с розой подивиться и порадоваться находке. Но в считанные минуты её восхищение Вами может сменится критикой и едким сарказмом:

“мда, временами у Вас бывают прозрения, но времена эти скоротечны, Саша.
"Сомневаюсь, что это возможно, но ты уж попробуй" - не хватило слога, вставили ужа? :)
"Ювелир?! Проверял наши чувства, брал их на пробу" - не хватает слога;...
"Душу прячут поглубже, застегнут затасканный лацкан" - а куда делся второй лацкан? затаскали до полной его потери?
"Иногда слово ранит больнее, чем мерзкий москит" - нешто москит ранит? а я грешным делом думала - кусает :) вообще, эта сентенция претендует на крылатость, но слишком вяло, ибо заведомо проигрывает выражению "злые языки страшнее пистолета";
последнее четверостишие - в принципе, неплохо, но общее впечатление от стиха загублено нелепыми первыми двумя; собственно, первая строка тоже хороша, но так же бездарно загублена.
и вообще, заявленная в названии "философия" сводится к банальному стакану с каким-то пойлом и любви за бабки, "что само по себе и не ново", прямо какое-то самолюбование собственным алкоголизмом на фоне неразделённой любви...”
Рецензия на Философия Любви (Вылюбить до дна) (Asmodeus)


Зато её комплименты - шедевры искренности и наблюдательности. Прислушайтесь:

“я вне себя от постигшаго мя горя: в который раз за прошедшее время я вынуждена изменить своему правилу писать авторам гадости в рецензиях... судьба с завидной регулярностью сводит меня с представителями немногочисленного поголовья авторов, чьи неуёмные мозги хранят тот бесценный клад, имя коему - поэзия с большой буквы. до тошноты неприятная самой себе, оставляю Вам крайне позитивный отзыв, заключающийся в признании Вашей гениальности и обещании остального цимеса по прочтении пары десятков творений, размещённых Вами на сайте. убила бы номинатора, честное слово, только решила сегодня снова начать писать что-то похожее на критические рецензии, так нет - явился, не запылился, с кульком эмэндэмок, и чего теперича делать-то? читать, ёпрст... приобщаться к разумному, доброму, вечному... осознавать собственное ничтожество, плакать от невозможности переплюнуть эту прищуренную бестию с гитарой.
настроение ни к чёрту, ну куда мне с хорошим-то?
грехи мои тяжкие...”
Рецензия на УВИДЕТЬ ЗВЕЗДЫ, СЛОВНО ЯБЛОКИ ЗИМОЮ (Эмэндэмс)


роза-критик – энтузиаст, а это окрылённость восторгом перед красотой, когда от простых чувств восхищённый ум устремляется к восприятию прекрасного целого. К сожалению, такой энтузиазм – редкость на нашем поэтическом сайте. Он хрупок, эфемерн и истощим. И боязно, что в какой-то момент он может истощиться, высохнуть капля за каплей:


"это ветер. разорвана.
стынет
каплей крови
последняя нежность.
никому
не достанусь.
в молитвах
не забудьте о той, что не с Вами.
мы не встретимся.
миг расставанья
тонет в прошлом.
простить и проститься."
(неподсудна/неподвластна)


Возможно, мы никогда так и не встретимся с той, что не с нами... а возможно, мы уже встречались, просто прошлая поэтическая реикарнация старательно стёрта из нашей памяти по замыслу всевышнего модератора. В любом случае, пожелаем нашей неперелётной птице удач в дальнейшем и отпустим её на волю, надеясь на её скорое возвращение -
"не грусти зпт я вернусь тчк"
...

Садовников   16.01.2004 22:03     Заявить о нарушении
Н у и пыль поднял эстет.
Много ветра - розы нет.

Вийон   17.01.2004 09:56   Заявить о нарушении
что я Вам сделала такого, г-н Садовников? :) за что??? :)))
какой диагноз мне поставлен, мама мия... одно только не приму, пожалуй: платье от Баленсиага никак не сочетается с кроссовками, будь они хоть от Ямамото или Фенди :) а в остальном, милейший доктор, Вы тысячу раз правы. я напишу Вам письмо, пожалуй, т.к. рамки данного сайта не позволяют мне продемонстрировать всю широту моей улыбки и глубину расположения :)

Роза Ветров   19.01.2004 11:34   Заявить о нарушении
( sad_ovnik@yahoo.com :)))

Садовников   19.01.2004 16:33   Заявить о нарушении
Удивительно светлое, что в наших краях
редкость, и, вместе с тем, ироничное эссе.
Поначалу кажется даже, что тон несколько покровительственный, что г. Садовников играет,
как кошка с мышкой, в игру, где "ХХ-летняя" ученица
вот-вот получит увесистую оплеуху за все свои
стихотворные шалости, но... Но на поверку оказывается,
что окучивший розу Садовник, не просто бережно отнёсся
к поэту и его миру, а совершил самый главный читательский подвиг - понял, почувствовал, услышал другую вселенную,
имя которой - роза ветров.
""не грусти зпт я вернусь тчк"...

Номинация.

Михаил Гофайзен   06.02.2004 22:44   Заявить о нарушении
Михаил, моя Вам огромнейшая и теплейшая благодарность.
Радостно, что таким образом, эта "услышанная другая вселенная" хотя бы на какое-то время ещё побудет с нами, здесь, на главной странице.

Искренне Ваш,
г. Садовников

P.S. Хочу воспользоваться случаем и извинится за множественные опечатки в тексте - хотелось успеть разместить эту рецензию до ухода розы ветров и "Word spelling" под рукой не оказалось:)

Садовников   07.02.2004 00:11   Заявить о нарушении
Если бы я был розой – повесился от счастья…
Стихи у нее действительно хорошие и роза – Поэт.
А вот статья супер!!!
Я, к сожалению, не имею возможности долго находиться в сети, ибо мой директор рьяно отслеживает мои поползновения: заниматься поэзией в рабочее время…
Автору статьи - огромное спасибо за удовольствие. Так редко общаешься с умными людьми, а разговоры с самим собой надоели.

Олег Полудницын   11.02.2004 11:53   Заявить о нарушении
Спасибо Вам!

Саша Лавренчук   08.10.2004 02:35   Заявить о нарушении