Виктор Шмелёв - написанные рецензии

Рецензия на «Поэтический салон Диа-Логин - 2024» (Сетевой Клуб Поэтов)

Здравствуйте, Елена, а также все участники "Диа-Логина"!

Ранее я представлял на ваш "конкурсный" суд свое рождественское стихотворение.

Вы написали комментарий, что "оно ооочень слабое во всех отношениях. Ошибок слишком много, чтобы писать здесь в рамках обсуждения в рецензиях. Если захотите, то после конкурса приносите его к нам в "Диа-Логин", там можно будет обсудить".

Хотелось бы получить более развернутое представление обо всех имеющихся ошибках, возможно, за исключением тех, на которые указала там же, в рамках конкурса, Ирина Полюшко.

Заранее спасибо и с уважением))

Рождественское.

Холод, свежий воздух, тишина.
Россыпь звезд из темноты мерцает.
Даже бледноликая луна,
Завернувшись в дымку, отдыхает.

В километре, в сумрачной тайге,
На покой уходят звери, птицы.
Царь лесной в волшебной дремоте,
Рядом с величавою царицей.

Спит деревня, дым ее печей
На морозом воздухе растает.
Снег с небес охапками летит
И, достигши тверди, оседает.

И с небес взирает к нам Звезда,
Та, что знает - все свершится скоро:
Бог родится на земных просторах,
И пробудит спящих ото сна.

Пусть дарует он не меч, но мир
Буйной, взбунтовавшейся эпохе,
И Любовь, что воссияет на пороге,
Словно в Новый Храм торжественный порфир.

Виктор Шмелёв   07.02.2024 14:12     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Виктор!
Хорошо, что пришли в Диа-Логин со своим конкурсным стихотворением. Оно действительно нуждается в серьёзной доработке. Только прошу не обижаться, раз уж пришли на разбор.

Я посмотрела замечания Ирины Полюшко. Они касались в основном плохих рифм. Я не так требовательна к рифмам, принимаю даже ассонансные рифмы и даже глагольные (если их не очень много), но в паре "печей - летит" рифмы нет совсем (т.е. даже ударные гласные не совпадают). Это надо исправить обязательно.

Смену рифмовки в последних двух строфах Ирина считает допустимой. Не соглашусь с ней в этом, так как смена рифмовки означает смену ритма. В классической поэзии просто так ритм не меняют - это ошибка.

Ещё ошибки ритма: с/т написано пятистопным хореем, но в последних двух строках он вдруг становится шестистопным. Так тоже нельзя.

Но даже это не так важно и можно исправить. Для этого вам нужно научиться составлять ритмическую схему стихотворения и проверять по ней ритм готового текста, обращая внимание на чёткость рифм на концах строк. Сложнее бывает с исправлением русского языка и избавлением от штампов. Наберите, например, в любом поисковике словосочетание "бледноликая луна" и посмотрите сколько ссылок с этим "редким" словосочетанием найдётся. А заодно поинтересуйтесь, куда должно падать ударение в слове "дремота" ("дремоте"). И Звезда (почему-то с заглавной буквы) с небес взирает всё же не "к нам", а "на нас" - как вы думаете? Я уж про ошибки орфографии и пунктуации даже не говорю.

Виктор, пока очень и очень слабо. К нам на конкурсы вам пока рановато. Могу посоветовать вам специально учебную площадку ТМ "Алкора".

Елена Чалиева.

Сетевой Клуб Поэтов   07.02.2024 19:38   Заявить о нарушении
Эта строка:

Россыпь звезд из темноты мерцает.

прямо говорит о чистом небе.
Вас не смущает, что при этом:

Снег с небес охапками летит?

Абрамов Олег   07.02.2024 21:46   Заявить о нарушении
Очень насторожило:

Царь лесной в волшебной дремоте,
Рядом с величавою царицей.

Неужели львы в заснеженном лесу!?

Абрамов Олег   07.02.2024 22:02   Заявить о нарушении
Олег, со звёздами соглашусь. А вот насчёт льва - нет: лев всё же считается царём зверей или царём пустыни (хоть второе и не совсем верно), но не царём леса.

В этом стихотворении есть ещё много о чём написать по содержанию, но я этого аспекта даже не касалась: слишком много чисто технических ошибок.

Е.Ч.

Сетевой Клуб Поэтов   07.02.2024 22:10   Заявить о нарушении
Уважаемые редакторы, спасибо за комментарии.
Про ритм, рифмовку, бледноликую луну et cetera - все понятно. По поводу "дремоты" - такое смещение ударения недопустимо?
Елена, если вам не трудно, прошу также кратко (или подробно - как вам удобнее) раскрыть ваш тезис: "в этом стихотворении есть ещё много о чём написать по содержанию", чтобы я мог иметь полную картину.
P.S. Насчет "россыпи звезд вместе со снегом", Олег - ну вот наших пенатах именно так, да, может быть если просто прочитать, то это выглядит нелогичным/невозможным.
Насчет "Царя зверей", собственно, Елена уже высказалась, я бы ответил примерно то же самое, думаю, что подобная ассоциация тут весьма далека. Если же мыслить "царя лесного" вот так буквально, то речь скорее должна идти о медведе))

Виктор Шмелёв   08.02.2024 18:40   Заявить о нарушении
Царь зверей - это устойчивое словосочетание (фразеологизм или фразеологический оборот), смысл которого необходимо прояснять лишь в случае если это не о льве. Хозяин тайги (про зверей) также требует пояснения только если это не о медведе. Устойчивого фразеологизма “царь лесной” в русском языке нет. Странно, что автор не совсем уверен, что он имел ввиду в тексте:

Если же мыслить "царя лесного" вот так буквально, то речь скорее должна идти о медведе))

Если речь о медведе:

Царь лесной в волшебной дремоте,
Рядом с величавою царицей.

тогда это явное противоречие природе медведей. Супруги медведи зимой вместе в одной берлоге только в мультиках.

Россыпь звезд из темноты мерцает.
Снег с небес охапками летит

Цитата: «Насчет "россыпи звезд вместе со снегом", Олег - ну вот наших пенатах именно так, да, может быть если просто прочитать, то это выглядит нелогичным/невозможным.»

Не может снег охапками лететь при ясном/чистом небе. Попробуйте в снегопад выйти на улицу и посмотреть на небо. Я понимаю, что автор так видит. У меня, как читателя, картинка/образ рассыпается. По-Станиславскому: «Не верю».

Абрамов Олег   08.02.2024 19:32   Заявить о нарушении
Виктор, не обижайтесь, но больше ничего добавлять к сказанному лично я не буду. Не потому, что мне трудно, а просто не вижу в этом смысла. Считаю, что углубляться в художественные тонкости имеет смысл тогда, когда техника стихотворения если не на высоте, то хотя бы на хорошем уровне. А когда глаз цепляется за корявости текста (а у меня глаз именно такой), то уже не до смысла и красоты стихотворения. Но, возможно, другие авторы что-то ещё вам напишут.

Для всех:
Друзья, у нас на площадке раньше работала Творческая мастерская Валерии Салтановой, где Валерия, профессиональный поэт и критик, не просто критиковала стихи разных авторов, но и помогала с исправлением текстов, причём совершенно бесплатно, хотя это сложная работа. Сейчас её мастерская работает на сайте "Литпоэтон". Даю вам и другим желающим попасть в мастерскую Валерии ссылку: http://litpoeton.ru/поэтическая-мастерская-валерии-салт/

Е.Ч.

Е.Ч.

Сетевой Клуб Поэтов   08.02.2024 21:52   Заявить о нарушении
Если говорить про "царя лесного", то лично я сразу вспомнил балладу Жуковского, которая так и называется.

"Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?
Ездок запоздалый, с ним сын молодой.
К отцу, весь издрогнув, малютка приник;
Обняв, его держит и греет старик.

"Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?"
"Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул:
Он в темной короне, с густой бородой".
"О нет, то белеет туман над водой".

"Дитя, оглянися; младенец, ко мне;
Веселого много в моей стороне;
Цветы бирюзовы, жемчужны струи;
Из золота слиты чертоги мои".

Алексей Пчельников   09.02.2024 02:26   Заявить о нарушении
И еще одно вам хотел сказать, Виктор.

Техника стихосложения это все фигня, в ней нет ничего сложного.

Что бы у вас получилась "нетленка" для конкурсов, надо другое.

Сейчас скопирую отрывок из одной рецензии недавней что я прочитал.

"..А между тем, написание нетленки подразумевает вполне конкретный и несложный алгоритм:
1. 3-4 катрена, не более (10-16 строк).
2. Тема актуальная не только для автора, но и для целевой аудитории, но авторская вовлеченность обязательна. И тут болючая искренность скорее в плюс!
4. Желательны конкретные привязки к реальности - актуальные якоря, как-то известные бренды (тема спиртопринятия для вас актуальна более чем, добавьте названия предпочитаемого и стразу станете аудитории ближе и роднее, дадите понять, что в теме по самые помидоры). Географические привязки очень цепляют: описываете местность - конкретизируйте, населенный пункт, район, улица, кабак, река (лучше в столицах, конечно, но и местный колорит хорошо может сработать). Марки машин, да что там, тут много фетишей можно насобирать. Литература и искусство опять же, жонглировать именами и цитатами не мне вас учить ◔‿◔. Известные личности, если они в тему. Курт у Вас уже был, но там подкачала финальная строка, выпала из размера. А между тем, это следующий пункт алгоритма:
5. ФИНАЛЬНАЯ СТРОКА! (Может быть две финальные строки). Они должны быть безукоризненно афористичны! И в идеале должны выворачивать суть стиха наизнанку. Вот читатель читал-читал и думал, стих про одно, а в финале – бац! – и совсем про другое стих оказался!
Многие, кто просек эту фишку, особо не заморачиваясь, берут какой-нибудь забойный афор, пусть даже и широко известный, и внаглую его перефразировав, чтоб гладенько в размер стиха ложился, забубенивают его в финал. И всё: кто молодец? Я молодец!"

Алексей Пчельников   09.02.2024 03:17   Заявить о нарушении
Алексей, рассуждения интересные, но спорные. И техника - вовсе не "фигня", как вы выразились. Во всяком случае, на площадке СКП: здесь нужен определённый уровень техники, чтобы стихотворение хотя бы попало в лонг-лист. Я уж не говорю про призовые места. В связи с этим вспомнилось: "Только владея в совершенстве техникой, можно заставить зрителя забыть о ней". Огюст Роден. Думаю, что к поэзии это также относится. Впрочем, как к любому виду искусства. И, если нетрудно, то продемонстрируйте нам ваши личные "нетленки", написанные по этой методе.

Сетевой Клуб Поэтов   09.02.2024 11:12   Заявить о нарушении
А ещё стало интересно, кто автор данной методы. Дайте ссылку на высказывание, плиз.

Е.Ч.

Сетевой Клуб Поэтов   09.02.2024 11:20   Заявить о нарушении
Вот под этим стихотворением речь о методе этом идёт.

http://stihi.ru/2023/10/31/3207

Алексей Пчельников   09.02.2024 18:14   Заявить о нарушении
Сам я этот метод не использовал.

Алексей Пчельников   09.02.2024 18:17   Заявить о нарушении
Забавно. А почему не использовали?

Сетевой Клуб Поэтов   09.02.2024 19:15   Заявить о нарушении
Если сказать честно, то я просто афоризмы не очень люблю.

А метод, да, должен быть действенный.

Алексей Пчельников   09.02.2024 19:35   Заявить о нарушении
Говоря же про технику что это "фигня", я имел ввиду что овладеть ею не составит никакого труда.

Алексей Пчельников   09.02.2024 19:36   Заявить о нарушении
Алексей, "метод", приведённый вами, порадовал))
Если же по существу говорить далее не о чем, то разрешите откланяться.

Виктор Шмелёв   11.02.2024 08:17   Заявить о нарушении
Удачи вам, Виктор.

Единственное, что могу ещё сказать, при создании стихотворений, нам всем следует избегать "слипов"

Это производное от "слипаться, слипать", это когда в стихотворение при чтении его вслух, два слова слипаются вместе.

Классический пример - "Нас рать"

Или самый свежий пример - " Пророчит выси рая."

Алексей Пчельников   11.02.2024 20:38   Заявить о нарушении
Алексей, ну как вам не стыдно? Могли бы и не повторять этот "свежий пример". Кстати, слипания здесь нет, просто неудачное по звучанию сочетание слов. Слипание происходит, когда короткое слово в 1-2 слога попадает в безударную зону стопы. Тогда оно как бы "присоединяется" к соседнему слову, образуя общее слово. Здесь важно, чтобы главным по смыслу было то слово, к которому присоединяется дополнительное слово.

Е.Ч.

Сетевой Клуб Поэтов   11.02.2024 20:50   Заявить о нарушении
Алексей, Елена, Олег, ещё раз спасибо за конструктив.

Виктор Шмелёв   11.02.2024 21:25   Заявить о нарушении
Рецензия на «Т59. Конкурс Зимние радости» (Сетевой Клуб Поэтов)

Рождественское
http://stihi.ru/2024/01/07/5542

Холод. Свежий воздух. Тишина.
Россыпь звезд из темноты мерцает.
Даже бледноликая луна,
Завернувшись в дымку, отдыхает.

В километре, в сумрачной тайге,
На покой уходят звери, птицы.
Царь лесной в волшебной дремоте,
Рядом с величавою царицей.

Спит деревня, дым ее печей
На морозом воздухе растает.
Снег с небес охапками летит
И, достигши тверди, оседает.

И с небес взирает к нам Звезда,
Та, что знает - все свершится скоро:
Бог родится на земных просторах,
И пробудит спящих ото сна.

Пусть дарует он не меч, но мир,
Буйной, взбунтовавшейся эпохе,
И Любовь, что воссияет на "пороге",
Словно в Новый Храм торжественный порфир.

Виктор Шмелёв   11.01.2024 18:22     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Виктор!
Стихотворение принимаю на первый этап конкурса, спасибо. Но оно ооочень слабое во всех отношениях. Ошибок слишком много, чтобы писать здесь в рамках обсуждения в рецензиях. Если захотите, то после конкурса приносите его к нам в "Диа-Логин", там можно будет обсудить.

Е.Ч.

Сетевой Клуб Поэтов   12.01.2024 10:20   Заявить о нарушении
Елена, спасибо, загляну.

Виктор Шмелёв   12.01.2024 13:23   Заявить о нарушении
После «мир» запятая не нужна. Некоторые рифмы не очень хороши.
Смена схем рифмовки в двух последних катренах допустима.
Последняя строка нуждается в доработке.

Ирина Полюшко   14.01.2024 22:14   Заявить о нарушении
Ирина, спасибо за комментарий.
Подскажите пожалуйста, какие именно рифмы не очень хороши?
Какая доработка требуется последней строке?

Виктор Шмелёв   15.01.2024 12:32   Заявить о нарушении
Тайге/дремоте, Звезда/сна
печей/летит — вообще без рифмы.
Пороге — не надо кавычек.
В каком значении употреблено слово «порфир»?

Ирина Полюшко   15.01.2024 21:59   Заявить о нарушении
"Порфир" - в значении минерала, цвета и ткани.

Виктор Шмелёв   17.01.2024 11:02   Заявить о нарушении
Рецензия на «Малый страж порога из драмы 13 знак» (Генрих Фауст)

Уважаемый Генрих,
обратил внимание на вашу начальную ремарку и возник вопрос: а есть в художественной литературе хотя бы приближенно близкое описание Малого Стража (помимо широко известного "Занони")?

Виктор Шмелёв   12.10.2021 16:52     Заявить о нарушении
Добрый день. Спасибо за понимание. Мало людей "в теме". Много - около темы. Для Европы, которая веками была лишена наследия Святых отцов, существовали, усилиями так называемых Посвященных, на самом деле - активно действующих и неназываемых Святых,"народные сказки", которые тоже народные только условно, их специально сочиняли и рассказывали обычным людям те самые Святые. И так из замковых кухонь и конюшен эти сказки шли в мир. ТАМ есть ВСЁ, вся "Тайная Доктрина"-))))
Можете почитать мой ЖЖ, внизу этой страницы есть ссылка.

Генрих Фауст   13.10.2021 09:07   Заявить о нарушении
Спасибо, был у Вас в ЖЖ, интересно пишете.

Виктор Шмелёв   13.10.2021 15:50   Заявить о нарушении
Рецензия на «В гостях у сказки, или каждая кухарка может написать бестселлер» (Генрих Фауст)

Здравствуйте, уважаемый Генрих,
Интересный комментарий, однако вот по п. 8 что-то не припомню, чтобы Дж. Роулинг где-либо указывала или как-либо еще намекала на ангельскую природу человека.
Или это подспудно следует из способности растворяться и собираться в воздухе?..

Виктор Шмелёв   07.10.2021 16:48     Заявить о нарушении
Она просто разрешает эти темы по модальностям, действительно - по спокобностям, не прописывая. Но вся её картина мира - вытекает из нормальных РЕЛИГИОЗНЫХ и Христианских предпосылок, так как иного ей просто не дано, туда неизбежно примешивается кельтика и проблемы уживчивости разных представителей Людей Писания, с этими вечными национальными вопросами и "кто к Богу поближе"

Генрих Фауст   10.10.2021 14:02   Заявить о нарушении
Рецензия на «Алхимик» (Генрих Фауст)

Очень доставляющий стиш! Видимо, в настоящее время мы все являемся "Сынами Кузнеца".

Виктор Шмелёв   07.10.2021 16:48     Заявить о нарушении
Советую прочесть сказку "Кузнец из Большого Вуттона" Дж. Р. Толкиена.

Первый кузнец у нас вроде как Каин - это ровно половина человечества -)

Генрих Фауст   10.10.2021 17:23   Заявить о нарушении
Рецензия на «Б18. Осень-Зима 2020» (Сетевой Клуб Поэтов)

***
Я печку растопил умелыми руками,
Огонь души с ее теплом соединил,
Прочистил дымоход и настежь поддувало
Открыл, чтоб жар любви сильнее выходил.

Он вылетел в трубу, взметнулся над полями,
Над крышами домов, под мерный капель стук,
И верить я хочу: средь осени туманной,
Тебя согреет он, мой неизвестный друг.

Заслонки все закрыл, береза догорела,
Но в сердце был огонь все также негасим,
И продолжал пылать, покуда без оглядки
Тепло души своей я отдавал другим.

Виктор Шмелёв   10.12.2020 18:15     Заявить о нарушении
Я печку растопил озябшими руками... Виктор, такая тема требует особого отношения к Слову и эпитетам, которые Вы применяете. Удачи!

Василий Мельников 3   10.12.2020 19:57   Заявить о нарушении
Извините, но я не совсем вас понял, Василий.
Если по существу, то "умелыми" - нерелевантный эпитет
или это касается всего с/т? Отношение к Слову, наверное,
всегда должно быть особым в таких случаях,
но я бы хотел понять как можно улучшить именно это с/т.

Виктор Шмелёв   10.12.2020 22:03   Заявить о нарушении
Виктор, здравствуйте!
Спорная идея, что топя печку у себя можно согреть кого-то далёкого и неизвестного. Даже если в виде метафоры это соединить с жаром души. Тут бы близких согреть. )
Спасибо!

Саша Неместный   11.12.2020 17:46   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Александр!
Идея спорная, безусловно - этим она мне и нравится.
Спасибо за комментарий)

Виктор Шмелёв   11.12.2020 18:15   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Виктор!
Что-то мне подсказывает, что подруге вашего ЛГ "жар любви" из "поддувала" не по нраву придется)))

Елена Элентух   14.12.2020 17:22   Заявить о нарушении
Елена, здравствуйте!
Видимо, подруге ЛГ пока придется довольствоваться
только "поддувалом"))
Спасибо за комментарий)

Виктор Шмелёв   15.12.2020 15:52   Заявить о нарушении
Рецензия на «Т48. Один. Конкурс» (Сетевой Клуб Поэтов)

Рождество

На пороге стоит Рождество,
Неподвижные звезды смиренно взирают из далей,
Механизмов чудесных его
Алгоритмы нейронные все еще не разгадали.

Одиноко, молчит телефон –
В тишине слышен стон испещренного мыслями нерва,
В закольцованном беге бесплотный бозон
Мухой кружит в огромном коллайдере ЦЕРНа.

Стук колесный в вагоне метро,
Словно пульс из артерий подземных механикой ритма
Искажает лицо,
Что и так синтетическим битом от мира укрыто.

Рождество, магнетический век,
Белый лист предо мной, словно снег,
В рифму дух облачу слог за слогом,
Чтоб не стал он в сети протоколом,
Алгоритмом – не стал бы вовек.

Виктор Шмелёв   28.10.2020 16:20     Заявить о нарушении
"На пороге стоит Рождество"... Да, Виктор, что в этот раз там, за этой вехой? И зависит ли что-нибудь от нас? От каждого из нас? Зацепила и тема, и страстность Вашего стихотворения. Понравился ритм, эти удлинённые чётные строки гармонируют с полифонией звуков, которыми насыщен текст. Когда форма под стать содержанию, возникает эффект синергии, и впечатление ещё усиливается.
Ещё бы заменить на более точную рифму "метро – лицо" )

Илина Гумер   31.10.2020 00:29   Заявить о нарушении
Илина, спасибо за вашу оценку и теплые слова.
Рифма "метро-лицо" мне тоже не вполне нравится,
попробую как-то ее уточнить.

Виктор Шмелёв   02.11.2020 11:25   Заявить о нарушении
Виктор, и "слогом – протоколом" тоже попробуйте "подточить" )

Илина Гумер   02.11.2020 11:44   Заявить о нарушении
Рецензия на «Т46. Мысль. Конкурс» (Сетевой Клуб Поэтов)

"Бег времени"

Бег времени нельзя остановить,
И жизнь течет сквозь каждую минуту,
Водой меж пальцев, в ритме суеты,
Моментов прерванных, воспоминаний трудных.

И смыслы копятся, тесня друг друга в даль
Тех будущих познания мгновений,
Где сердце просит новых вдохновений,
И радость сменит старую печаль.

Ход времени нельзя нам изменить,
Но все же стоит уповать на чудо,
Молитвой повторяя фразы нить:
"Я был, Я есть, так дай же Бог – "Я буду".

Виктор Шмелёв   02.07.2020 16:11     Заявить о нарушении
Стиль несколько архаичный, но почему бы нет.

"И смыслы копятся, тесня друг друга в даль"
точнее было бы "гоня вдаль"

"Молитвой повторяя фразы нить"
Строчка не очень удачная по звучанию и смыслу (повторяя нить).

Лев Щукин   03.07.2020 05:10   Заявить о нарушении
Здравствуйте,спасибо за конструктивный комментарий!
Подумаю,как изменить на более удачный вариант.

Виктор Шмелёв   06.07.2020 08:41   Заявить о нарушении