Георгий Яропольский - написанные рецензии
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Очень соразмерно, по сути, миниатюрная баллада, спасибо.
Георгий Яропольский 02.06.2015 22:20 Заявить о нарушении
Анна Галанина сосредоточена на самом процессе говорения, а не на его итоге: у большинства её стихотворений нет развязок, речь повисает в воздухе, завершённая не точкой, но многоточием. Читатель, конечно, может додумать сам, но намёки на некую многозначительность, обозначаемые многоточиями, чаще раздражают, чем радуют. «Что ж во сне хоронится, словно виноватая, / наша вело-конница — войско конопатое...» — в этих строчках, да, присутствует ностальгия, но и только — стихотворение чиркает, но огонька не появляется. «Там всё взаправду и наоборот» — характерная по незавершённости строка: что означает её формальная грамматика? То есть, конечно, понятно, что имеет в виду автор: там, то есть в деревне, подлинно то, что неподлинно и ничего не значит в городе, и наоборот; однако эта неоригинальная (и спорная) мысль изложена крайне невнятно. Другой пример напрасной скорострельности — строка «Тучами небо небрежно скомкано». Исправить ошибку проще простого: «В небе тучи небрежно скомканы» или что-то вроде. А вот венчающая стихотворение «В кругу зонтов» мысль о том, что «люди — всего грунтовка / для тротуаров, домов и прочего», похоже, вплетена сюда исключительно ради красного словца. Симпатично стихотворение о поезде, где всё подано через отражения в окнах, но и оно остаётся неразрешённым: время в нём «тянет песенку незатейливо: / — Если раньше бы, если б раньше…» — гадайте, о чём это. Впрочем, если поэтесса ставила себе целью вызвать у читателей ощущение какой-то смутной тоски, то, возможно, у какой-то их части она своего добилась. Оценка в баллах — 7.
Георгий Яропольский 04.03.2015 23:16 Заявить о нарушении
Я попробую ответить по пунктам.
1. Я не очень люблю готовые ответы на вопросы в стихах - и в своих, и в чужих. Наверное, поэтому мне ближе открытые финалы. Понимаю, что это может раздражать.
2. "Там всё взаправду и наоборот" - о детстве, именно отсюда детское слово "взаправду", взрослые так не говорят. И вначале была строчка-репер "девчушка жмёт размеренно педали". И бабушкин дом, и домовой - это всё в детстве. Жаль, если это не считывается.
3. "Тучами небо небрежно скомкано". Строчка о том, что "Небо скомкано (чем?) тучами". Перед этим было про "дожди шелестят бумажно". Мне кажется, этот образ достаточно зрим. Жаль, если не так.
4. "Люди - всего грунтовка" не для красного словца. Именно поэтому вначале были и "человеков коконы", и "пузыри от граждан". Да, не очень уважительно по отношению к людям, но имеют право быть всякие мысли, и даже такие. Хорошо, если не часто...
5. "Если раньше бы, если б раньше..." Да, согласна. Песенка несколько неподготовлена. Исправить нетрудно - достаточно добавить первую строфу про опоздание или расписание, или что-то в этом роде. И эта строфа есть у меня, но с ней почему-то хуже. Или это сказывается моя любовь к открытым финалам, как Вы справедливо заметили.
И конечно, мне жаль, если подборка вызвала ощущение смутной тоски. Но по большому счёту, от большой радости стихи редко пишутся. Во всяком случае, у меня. Хотя есть и такие.
И ещё раз спасибо Вам огромное, Георгий!
Анна Галанина Первая Страничка 05.03.2015 20:01 Заявить о нарушении
С уважением,
Георгий Яропольский 06.03.2015 11:22 Заявить о нарушении
Полуфабрикатом ведь можно при желании назвать любой стих. Но возможно, что-то в этом есть - есть о чём подумать...
С уважением,
Анна Галанина Первая Страничка 06.03.2015 17:36 Заявить о нарушении
Прежде всего, хочу сказать, что не согласен с отрицанием понятия «лирический герой»: дистанция всегда присутствует, потому что субъект, говоря о себе и объективируя себя, неизбежно привносит в свой образ те или иные искажения, как правило, его приукрашивающие. Тем с большей симпатией принимаем мы образы не парадные, не приукрашенные, даже сниженные. Михаил Шерб создаёт образ этакого простодушного восторженного повесы, далёкого от «звериной серьёзности», за которым сам же с некоторой иронией наблюдает. Таков герой стихотворения «благодарственное», похож на него и слегка карикатурный персонаж из шутливых опусов «гретхен и кракен» и «гита идет по канату». В «кракене» хороши звуковые переходы между «Краковом», «Гретхен» и «Кракеном», но количество присосок лучше бы снизить до одной — тогда и рифма «киоска»-«присоска» будет звучать чётче. А в последнем стихотворении несколько непродуманным кажется то обстоятельство, что пухлые губы Гиты «сухи на вкус, как вата». Вряд ли сухие как вата губы способны породить «волны жара» в мужских взглядах. Менее удачными представляются стихотворения «дрёма» и «наслаждение»: оба построены как перечни, каталоги разнородных и достаточно случайных вещей (например, загадочный «белый дым в запотевшей банке»), которые можно длить и длить. Если в первом стихотворении, пополнившем мою коллекцию слов с дополнительным «ы» относительно редким примером «скафанд[ы]р», такой перечень просто воссоздаёт состояние полубреда из-за высокой температуры, то во втором впечатление от одноимённой картины Магритта выражено довольно сумбурно, а по-настоящему ценное ощущение недоумения от «различья между “внутри”-“снаружи”» портится ложной рифмой «обнаружил»-«снаружи». Особняком от всего остального стоит цикл «Primavera», где герой благоразумно скрыт за кадром, поскольку ни разу не употреблено местоимение «я», но самый взгляд безусловно узнаваем — пристальностью, углублённостью в подробности и тем, что можно было бы назвать романтическим натурализмом. Занимательно, что цикл этот и сам продолжает расти и видоизменяться: в «Интерпоэзии» (№1, 2014) он состоял из 4 стихотворений, из которых два теперь оказались за его рамками, а в «Сетевой словесности» и в «45-й параллели» два первых стихотворения цикла были представлены отдельно, то в подборке для «Вечерних стихов» «Primavera», обозначающая наиболее перспективное направление в творчестве Михаила Шерба, на мой взгляд, обрела наконец полную завершённость, хотя автору, конечно, виднее. Оценка в баллах — 8.
Георгий Яропольский 04.03.2015 22:55 Заявить о нарушении
Михаил Замятин 05.03.2015 00:05 Заявить о нарушении
Тая Ларина (на данном, по-видимому, этапе) принадлежит к тем авторам, что не идут путём гармонизации сущего, а склонны воспроизводить дисгармонию окружающего мира напрямую, никак не облагораживая помойку. Нервность, неровность, раздёрганность чувств и мыслей, равно как небрежность письма (особо умилительна рифма «совсем»-«всем») становятся в таком случае не избегаемыми недостатками, а своеобразным средством воссоздания хаоса и — одновременно — способом противостоять ему, поскольку запечатлённый хаос уже одним этим лишается основного своего свойства — бесформенности. Зафиксированная и могущая быть повторенной аморфность парадоксальным образом обретает форму. Мне кажется, что это временный этап в её творчестве, потому что среди ломающихся ритмов, преобладающих в подборке, два стихотворения — «Спящая» и «Мой поезд не уходит никуда» — всё-таки исполнены в классическом ямбе и даже с регулярной рифмовкой. Оценка в баллах — 7.
Георгий Яропольский 26.02.2015 10:21 Заявить о нарушении
А у меня там ещё «слёзы»-«розы» есть, по-моему это даже милее «всем»-«совсем» :))
Тая Ларина 27.02.2015 21:25 Заявить о нарушении
Георгий Яропольский 27.02.2015 21:40 Заявить о нарушении
Георгий Яропольский 27.02.2015 22:24 Заявить о нарушении
Александр Лебедев подкупает хорошей техникой, профессиональным глянцем. Это, конечно, один из необходимых ингредиентов поэтической состоятельности. «Майолика тбилисских лиц, / цветная вязь прицельных улиц...» — такая реверберация мужских и женских рифм в одной строфе («лиц»-«улиц») сразу привлекает слух. Это стихотворение, наиболее удачное в подборке, отмечено чёткой строфикой из пяти строк с опоясывающей мужской и сквозной троекратной женской рифмовкой, причём последняя строфа изящно удлинена, что и подаёт интонационный знак о финале. При этом звуковая вязь не отвлекает от основного содержания — того «ужаса, который / Был бегом времени когда-то наречён» — но, напротив, позволяет выразить его тонко, колоритно и не в лоб. К сожалению, такие не лобовые ходы не наблюдаются в остальных стихотворениях подборки: «Я окна; не открою», несмотря на множество удачных словесных перекличек, остаётся топтанием на одном месте, «Питерские стихи» представляются обычной двухходовкой из разряда «как с тобой всё в мире изменилось», а «Это поле устало», в котором есть возможность прорыва, намеченная броскими строками «Телефонная книжка моя превратилась в либретто / поминальной молитвы», всё-таки не выходит из рамок добротной бардовской песни. Кстати, идиома «ни дать ни взять» пишется с частицей «ни», а не «не», причём безо всякого союза. Впрочем, вернусь к первому стихотворению, поскольку в нём есть более интересный случай, отчасти касающийся фразеологии: если идиома «пить горькую» означает «пьянствовать», то в строке «выпьют горькую друзья» куда уместнее родительный падеж: «выпьют горькой». Чем заставлять читателя нервничать, лучше бы автор написал «выпьют водочки друзья» или подыскал какой-то иной синоним. Однако в таких случаях милость к падшим, как всегда, призывает Пушкин, примерно сто восемьдесят лет назад заметивший, что, «кроме права ставить винительный падеж вместо родительного и еще кой-каких так называемых поэтических вольностей, мы никаких особенных преимуществ за русскими стихотворцами не ведаем». Что ж, не будем и мы лишать русских стихотворцев их и без того немногочисленных прав. Стихотворения «Сад Эрмитаж» и «Москвичка» внешне представляются безупречными, но внимания, увы, не задерживают — они подобны дверным ручкам, отполированным миллионами прикосновений. Обещающе выглядит зачин стихотворения «2014», но оно оборачивается незатейливой инвентаризацией некоторых из человеческих горестей, которую можно было бы длить бесконечно, а вот концовка у него не решена, смазана (в частности, сильно портится мнимой рифмой «условно»-«словно»). Оценка в баллах – 7.
Георгий Яропольский 26.02.2015 10:18 Заявить о нарушении
Александр Лебедев Старший 28.02.2015 22:19 Заявить о нарушении
Стихам Елены Семёновой свойственны ненавязчивая музыкальность и сновидческая алогичность и своеволие. Например, стихотворение «В лодочке глаз», начатое вроде бы намёком на песню Михаила Анчарова («Глаза серо-зелёные, / Лукавые, солёные» сразу отзываются «цветастым полушалочком»), тут же опрокидывается в иную стихию, колышущуюся, водную, и не только потому, что море здесь называется по имени, но и благодаря некоторым качающимся, как волны, рифмам. Так, рифма «тёплое»-«топлёное» примечательна тем, что в ней повторяются почти все звуки, но со сдвигом на слог, что создает иллюзию зыбкого отражения. «Ресничка, соринка на радужке» вкупе с «вершинкой языка» ассоциируется с эпизодом из романа Катаева «Белеет парус одинокий», где герою попадает в глаз паровозная сажа. При этом грамматика выражает желание героини как стать такой соринкой, так и убрать эту соринку кончиком языка: раздвоенность очень крупного плана, узорчатая и целомудренная эротичность. Узорчато и стихотворение «Мурано и Бурано», хотя по красочности и глубине оно, в общем-то, не превосходит вояжных фотографий. Обращает на себя внимание строка «Рвут занавески, как вдаль улететь паруса» — задумываешься, стоит ли так курочить синтаксис? Но, видимо, синтаксис здесь смят тем самым ветром, который живописуется. (Однако то появляющимся, то пропадающим знакам препинания не хочется подыскивать даже такого сомнительного объяснения.) Интересны ассоциации стихотворения «Памяти папы» и зигзагообразные ходы «Ветра с дола». Стихотворения подборки, записанные в так называемом формате А4, отличаются нестрогой метрикой, и читателю приходится дополнительно напрягаться для поиска рифм, не обозначаемых обрывом строки. (В скобках замечу: говоря о таком способе записи, пора бы обновить определение стиха, даваемое М. Гаспаровом: тот утверждал, что стих делают стихом следующие формальные признаки: членение на соизмеримые отрезки; подчеркивающие это членение рифмы; облегчающие это соизмерение метр и ритм. Если строго следовать такому определению, то любое классическое стихотворение, записанное не в столбик, автоматически обращается в прозу, а любая проза, разбитая на приблизительно равное отрезки, как оно и происходит при вёрстке, автоматически делается стихами. По-моему, такое определение — своего рода «двуногое существо без перьев».) Оценка в баллах — 8.
Фрагмент из Обзора ВС 18.02.15
http://www.stihi.ru/2015/02/25/10454
Георгий Яропольский 26.02.2015 10:15 Заявить о нарушении
С уважением,
Георгий Яропольский 28.02.2015 10:44 Заявить о нарушении
Елена Семёнова 28.02.2015 16:02 Заявить о нарушении
Георгий Яропольский 28.02.2015 16:42 Заявить о нарушении
Елена Семёнова 29.06.2015 16:47 Заявить о нарушении
Двойственное впечатление, Елена. С одной стороны, стилизация под Маяковского предполагает, казалось бы, пропаганду чего-то модернового, с другой — и само его новаторство давно уже подёрнулось флёром архаизма. С одной стороны, «горлан-главарь» всегда выступал против «оголтелых канареек» быта и подмены любви «чаем и штопкой носков», с другой — общеизвестен тезис о том, являет собой любая новизна. В общем, стих запутывает, а срединная его часть показалась мне слишком затянутой.
Георгий Яропольский 23.01.2015 12:55 Заявить о нарушении
Елена Албул 23.01.2015 14:53 Заявить о нарушении
Елена Албул 23.01.2015 15:00 Заявить о нарушении
Георгий Яропольский 23.01.2015 17:21 Заявить о нарушении
Очень благодарна Вам за отзывчивость, Георгий!
Елена Албул 23.01.2015 18:18 Заявить о нарушении
Александр Даниленко 4 09.02.2015 09:44 Заявить о нарушении
Елена Албул 09.02.2015 16:20 Заявить о нарушении
Здравствуйте, Наталья!
Прошу Вашего согласия номинировать это стихотворение в сентябрьском туре БЛК.
С уважением,
Георгий Яропольский 11.09.2014 21:15 Заявить о нарушении
С уважением,
Наталья Викторовна Лясковская 12.09.2014 08:04 Заявить о нарушении
Вы правы, Михаил, когда пишете: «Обращаться к исследованию и оценке текстов без какого-либо понятийного инструментария по меньшей мере не продуктивно». Свой инструментарий Вы продемонстрировали, но как он конкретно работает, не показали. Обзор получился честный и вполне себе субъективный, покоящийся на трёх китах: «не нравится», «нравится, но не удивляет», «нравится, открывая пути к “освобождению”, рождая ощущение катарсиса». Жаль, что две последние рубрики ограничены простыми списками, подробно не прокомментированными. Важно ведь, что именно понравилось, что именно удивило. Создаётся впечатление этакой изящной почтовой миниатюры в три цвета — и массивной рамы, инкрустированной алмазами прекрасной цитаты и бериллами культурологических терминов, но к самой миниатюре по сути ничего не добавляющей. Ну что ж, это ещё одно свидетельство в пользу того, что любая оценка в сфере поэзии всегда пребудет субъективной, вне зависимости от намерений оценивающего. Хочется только поинтересоваться: почему Ваша «ниша молчания» оказалась настолько широка, что в неё угодило и стихотворение http://www.stihi.ru/2014/08/14/4529 Алексея Королёва?
С уважением,
Георгий Яропольский 11.09.2014 22:07 Заявить о нарушении
Если более серьёзно, то скорее всего в момент атрибуции, а точнее выстраивания вот этой самой пресловутой иерархии стихов, оказался он на периферии моей заинтересованности, какие-то контексты не совместились. С уважением...
Михаил Фокс 11.09.2014 21:38 Заявить о нарушении