Георгий Яропольский - написанные рецензии

Рецензия на «Тоже о войне» (Елена Албул)

Очень соразмерно, по сути, миниатюрная баллада, спасибо.

Георгий Яропольский   02.06.2015 22:20     Заявить о нарушении
Спасибо Вам, Георгий.

Елена Албул   03.06.2015 18:13   Заявить о нарушении
Рецензия на «там, где...» (Анна Галанина Первая Страничка)

Анна Галанина сосредоточена на самом процессе говорения, а не на его итоге: у большинства её стихотворений нет развязок, речь повисает в воздухе, завершённая не точкой, но многоточием. Читатель, конечно, может додумать сам, но намёки на некую многозначительность, обозначаемые многоточиями, чаще раздражают, чем радуют. «Что ж во сне хоронится, словно виноватая, / наша вело-конница — войско конопатое...» — в этих строчках, да, присутствует ностальгия, но и только — стихотворение чиркает, но огонька не появляется. «Там всё взаправду и наоборот» — характерная по незавершённости строка: что означает её формальная грамматика? То есть, конечно, понятно, что имеет в виду автор: там, то есть в деревне, подлинно то, что неподлинно и ничего не значит в городе, и наоборот; однако эта неоригинальная (и спорная) мысль изложена крайне невнятно. Другой пример напрасной скорострельности — строка «Тучами небо небрежно скомкано». Исправить ошибку проще простого: «В небе тучи небрежно скомканы» или что-то вроде. А вот венчающая стихотворение «В кругу зонтов» мысль о том, что «люди — всего грунтовка / для тротуаров, домов и прочего», похоже, вплетена сюда исключительно ради красного словца. Симпатично стихотворение о поезде, где всё подано через отражения в окнах, но и оно остаётся неразрешённым: время в нём «тянет песенку незатейливо: / — Если раньше бы, если б раньше…» — гадайте, о чём это. Впрочем, если поэтесса ставила себе целью вызвать у читателей ощущение какой-то смутной тоски, то, возможно, у какой-то их части она своего добилась. Оценка в баллах — 7.

Георгий Яропольский   04.03.2015 23:16     Заявить о нарушении
Георгий, спасибо за развёрнутую рецензию!
Я попробую ответить по пунктам.
1. Я не очень люблю готовые ответы на вопросы в стихах - и в своих, и в чужих. Наверное, поэтому мне ближе открытые финалы. Понимаю, что это может раздражать.
2. "Там всё взаправду и наоборот" - о детстве, именно отсюда детское слово "взаправду", взрослые так не говорят. И вначале была строчка-репер "девчушка жмёт размеренно педали". И бабушкин дом, и домовой - это всё в детстве. Жаль, если это не считывается.
3. "Тучами небо небрежно скомкано". Строчка о том, что "Небо скомкано (чем?) тучами". Перед этим было про "дожди шелестят бумажно". Мне кажется, этот образ достаточно зрим. Жаль, если не так.
4. "Люди - всего грунтовка" не для красного словца. Именно поэтому вначале были и "человеков коконы", и "пузыри от граждан". Да, не очень уважительно по отношению к людям, но имеют право быть всякие мысли, и даже такие. Хорошо, если не часто...
5. "Если раньше бы, если б раньше..." Да, согласна. Песенка несколько неподготовлена. Исправить нетрудно - достаточно добавить первую строфу про опоздание или расписание, или что-то в этом роде. И эта строфа есть у меня, но с ней почему-то хуже. Или это сказывается моя любовь к открытым финалам, как Вы справедливо заметили.
И конечно, мне жаль, если подборка вызвала ощущение смутной тоски. Но по большому счёту, от большой радости стихи редко пишутся. Во всяком случае, у меня. Хотя есть и такие.
И ещё раз спасибо Вам огромное, Георгий!

Анна Галанина Первая Страничка   05.03.2015 20:01   Заявить о нарушении
Спасибо, Анна, что не принимаете критику в штыки — это большая редкость. Конечно, стихи, где всё разжёвано, читать не очень интересно. Но и полуфабрикаты не всем подходят (уж простите за этакие «гастрономические» аналогии). Ну а в смутной тоске нет ничего негативного — людям ведь нужно порою и тосковать.
С уважением,

Георгий Яропольский   06.03.2015 11:22   Заявить о нарушении
Георгий, критика ведь бывает хорошая и разная. Я - за хорошую:) Тем более, не так часто мне достаются рецензии профессионалов такого уровня.
Полуфабрикатом ведь можно при желании назвать любой стих. Но возможно, что-то в этом есть - есть о чём подумать...
С уважением,

Анна Галанина Первая Страничка   06.03.2015 17:36   Заявить о нарушении
Рецензия на «подборка, прочитанная Геннадием Банниковым на ВС» (Ms)

Прежде всего, хочу сказать, что не согласен с отрицанием понятия «лирический герой»: дистанция всегда присутствует, потому что субъект, говоря о себе и объективируя себя, неизбежно привносит в свой образ те или иные искажения, как правило, его приукрашивающие. Тем с большей симпатией принимаем мы образы не парадные, не приукрашенные, даже сниженные. Михаил Шерб создаёт образ этакого простодушного восторженного повесы, далёкого от «звериной серьёзности», за которым сам же с некоторой иронией наблюдает. Таков герой стихотворения «благодарственное», похож на него и слегка карикатурный персонаж из шутливых опусов «гретхен и кракен» и «гита идет по канату». В «кракене» хороши звуковые переходы между «Краковом», «Гретхен» и «Кракеном», но количество присосок лучше бы снизить до одной — тогда и рифма «киоска»-«присоска» будет звучать чётче. А в последнем стихотворении несколько непродуманным кажется то обстоятельство, что пухлые губы Гиты «сухи на вкус, как вата». Вряд ли сухие как вата губы способны породить «волны жара» в мужских взглядах. Менее удачными представляются стихотворения «дрёма» и «наслаждение»: оба построены как перечни, каталоги разнородных и достаточно случайных вещей (например, загадочный «белый дым в запотевшей банке»), которые можно длить и длить. Если в первом стихотворении, пополнившем мою коллекцию слов с дополнительным «ы» относительно редким примером «скафанд[ы]р», такой перечень просто воссоздаёт состояние полубреда из-за высокой температуры, то во втором впечатление от одноимённой картины Магритта выражено довольно сумбурно, а по-настоящему ценное ощущение недоумения от «различья между “внутри”-“снаружи”» портится ложной рифмой «обнаружил»-«снаружи». Особняком от всего остального стоит цикл «Primavera», где герой благоразумно скрыт за кадром, поскольку ни разу не употреблено местоимение «я», но самый взгляд безусловно узнаваем — пристальностью, углублённостью в подробности и тем, что можно было бы назвать романтическим натурализмом. Занимательно, что цикл этот и сам продолжает расти и видоизменяться: в «Интерпоэзии» (№1, 2014) он состоял из 4 стихотворений, из которых два теперь оказались за его рамками, а в «Сетевой словесности» и в «45-й параллели» два первых стихотворения цикла были представлены отдельно, то в подборке для «Вечерних стихов» «Primavera», обозначающая наиболее перспективное направление в творчестве Михаила Шерба, на мой взгляд, обрела наконец полную завершённость, хотя автору, конечно, виднее. Оценка в баллах — 8.

Георгий Яропольский   04.03.2015 22:55     Заявить о нарушении
Cпасибо, Георгий! Откуда же мушчинам знать, что губы сухие, пока не поцелуют. А Гита ведь женщина порядочная, она ж не Гретхен. :) С primaver-ой вообще беда: она дописывается и дописывается, каждой весной еще и еще кусочек.)

Михаил Замятин   05.03.2015 00:05   Заявить о нарушении
Рецензия на «Фото» (Тая Ларина)

Тая Ларина (на данном, по-видимому, этапе) принадлежит к тем авторам, что не идут путём гармонизации сущего, а склонны воспроизводить дисгармонию окружающего мира напрямую, никак не облагораживая помойку. Нервность, неровность, раздёрганность чувств и мыслей, равно как небрежность письма (особо умилительна рифма «совсем»-«всем») становятся в таком случае не избегаемыми недостатками, а своеобразным средством воссоздания хаоса и — одновременно — способом противостоять ему, поскольку запечатлённый хаос уже одним этим лишается основного своего свойства — бесформенности. Зафиксированная и могущая быть повторенной аморфность парадоксальным образом обретает форму. Мне кажется, что это временный этап в её творчестве, потому что среди ломающихся ритмов, преобладающих в подборке, два стихотворения — «Спящая» и «Мой поезд не уходит никуда» — всё-таки исполнены в классическом ямбе и даже с регулярной рифмовкой. Оценка в баллах — 7.

Георгий Яропольский   26.02.2015 10:21     Заявить о нарушении
Благодарю за то, что так серьезно подошли к чтению представленного на передаче материала)
А у меня там ещё «слёзы»-«розы» есть, по-моему это даже милее «всем»-«совсем» :))

Тая Ларина   27.02.2015 21:25   Заявить о нарушении
Рифмовать «слёзы»-«розы» вполне приемлемо, но вот «звание»-«призвание» — явный перебор))

Георгий Яропольский   27.02.2015 21:40   Заявить о нарушении
Ой, а это тоже у меня где-то? Я беспокоюсь))

Тая Ларина   27.02.2015 21:43   Заявить о нарушении
Нет, это для примера. Некоторые так рифмуют. А вы присылайте уже подборку новую — это я от лица «45-й параллели».

Георгий Яропольский   27.02.2015 22:24   Заявить о нарушении
Прямо вот правда можно?)))

Тая Ларина   12.03.2015 22:25   Заявить о нарушении
Рецензия на «Майолика тбилисских лиц. А. Раппопорту» (Александр Лебедев Старший)

Александр Лебедев подкупает хорошей техникой, профессиональным глянцем. Это, конечно, один из необходимых ингредиентов поэтической состоятельности. «Майолика тбилисских лиц, / цветная вязь прицельных улиц...» — такая реверберация мужских и женских рифм в одной строфе («лиц»-«улиц») сразу привлекает слух. Это стихотворение, наиболее удачное в подборке, отмечено чёткой строфикой из пяти строк с опоясывающей мужской и сквозной троекратной женской рифмовкой, причём последняя строфа изящно удлинена, что и подаёт интонационный знак о финале. При этом звуковая вязь не отвлекает от основного содержания — того «ужаса, который / Был бегом времени когда-то наречён» — но, напротив, позволяет выразить его тонко, колоритно и не в лоб. К сожалению, такие не лобовые ходы не наблюдаются в остальных стихотворениях подборки: «Я окна; не открою», несмотря на множество удачных словесных перекличек, остаётся топтанием на одном месте, «Питерские стихи» представляются обычной двухходовкой из разряда «как с тобой всё в мире изменилось», а «Это поле устало», в котором есть возможность прорыва, намеченная броскими строками «Телефонная книжка моя превратилась в либретто / поминальной молитвы», всё-таки не выходит из рамок добротной бардовской песни. Кстати, идиома «ни дать ни взять» пишется с частицей «ни», а не «не», причём безо всякого союза. Впрочем, вернусь к первому стихотворению, поскольку в нём есть более интересный случай, отчасти касающийся фразеологии: если идиома «пить горькую» означает «пьянствовать», то в строке «выпьют горькую друзья» куда уместнее родительный падеж: «выпьют горькой». Чем заставлять читателя нервничать, лучше бы автор написал «выпьют водочки друзья» или подыскал какой-то иной синоним. Однако в таких случаях милость к падшим, как всегда, призывает Пушкин, примерно сто восемьдесят лет назад заметивший, что, «кроме права ставить винительный падеж вместо родительного и еще кой-каких так называемых поэтических вольностей, мы никаких особенных преимуществ за русскими стихотворцами не ведаем». Что ж, не будем и мы лишать русских стихотворцев их и без того немногочисленных прав. Стихотворения «Сад Эрмитаж» и «Москвичка» внешне представляются безупречными, но внимания, увы, не задерживают — они подобны дверным ручкам, отполированным миллионами прикосновений. Обещающе выглядит зачин стихотворения «2014», но оно оборачивается незатейливой инвентаризацией некоторых из человеческих горестей, которую можно было бы длить бесконечно, а вот концовка у него не решена, смазана (в частности, сильно портится мнимой рифмой «условно»-«словно»). Оценка в баллах – 7.

Георгий Яропольский   26.02.2015 10:18     Заявить о нарушении
И не лень Вам тратить время на мои убогие вирши?! Тем не менее, спасибо за внимание. Оценка в баллах- 7.

Александр Лебедев Старший   28.02.2015 22:19   Заявить о нарушении
Рецензия на «В лодочке глаз» (Елена Семёнова)

Стихам Елены Семёновой свойственны ненавязчивая музыкальность и сновидческая алогичность и своеволие. Например, стихотворение «В лодочке глаз», начатое вроде бы намёком на песню Михаила Анчарова («Глаза серо-зелёные, / Лукавые, солёные» сразу отзываются «цветастым полушалочком»), тут же опрокидывается в иную стихию, колышущуюся, водную, и не только потому, что море здесь называется по имени, но и благодаря некоторым качающимся, как волны, рифмам. Так, рифма «тёплое»-«топлёное» примечательна тем, что в ней повторяются почти все звуки, но со сдвигом на слог, что создает иллюзию зыбкого отражения. «Ресничка, соринка на радужке» вкупе с «вершинкой языка» ассоциируется с эпизодом из романа Катаева «Белеет парус одинокий», где герою попадает в глаз паровозная сажа. При этом грамматика выражает желание героини как стать такой соринкой, так и убрать эту соринку кончиком языка: раздвоенность очень крупного плана, узорчатая и целомудренная эротичность. Узорчато и стихотворение «Мурано и Бурано», хотя по красочности и глубине оно, в общем-то, не превосходит вояжных фотографий. Обращает на себя внимание строка «Рвут занавески, как вдаль улететь паруса» — задумываешься, стоит ли так курочить синтаксис? Но, видимо, синтаксис здесь смят тем самым ветром, который живописуется. (Однако то появляющимся, то пропадающим знакам препинания не хочется подыскивать даже такого сомнительного объяснения.) Интересны ассоциации стихотворения «Памяти папы» и зигзагообразные ходы «Ветра с дола». Стихотворения подборки, записанные в так называемом формате А4, отличаются нестрогой метрикой, и читателю приходится дополнительно напрягаться для поиска рифм, не обозначаемых обрывом строки. (В скобках замечу: говоря о таком способе записи, пора бы обновить определение стиха, даваемое М. Гаспаровом: тот утверждал, что стих делают стихом следующие формальные признаки: членение на соизмеримые отрезки; подчеркивающие это членение рифмы; облегчающие это соизмерение метр и ритм. Если строго следовать такому определению, то любое классическое стихотворение, записанное не в столбик, автоматически обращается в прозу, а любая проза, разбитая на приблизительно равное отрезки, как оно и происходит при вёрстке, автоматически делается стихами. По-моему, такое определение — своего рода «двуногое существо без перьев».) Оценка в баллах — 8.

Фрагмент из Обзора ВС 18.02.15
http://www.stihi.ru/2015/02/25/10454

Георгий Яропольский   26.02.2015 10:15     Заявить о нарушении
О, благодарю Вас!

Елена Семёнова   28.02.2015 01:32   Заявить о нарушении
Не за что, Елена. Приглашаю с подборкой в «45-ю параллель».
С уважением,

Георгий Яропольский   28.02.2015 10:44   Заявить о нарушении
Спасибо большое за приглашение, Георгий! С удовольствием =) А какой нужен объем и куда присылать?

Елена Семёнова   28.02.2015 16:02   Заявить о нарушении
Подборку объёмом до 400 строк с общим заголовком и четверостишием-визиткой (для анонса), а также биографическую заметку и фотографию можно прислать по адресу, указанному на сайте 45parallel.net или непосредственно мне (yargeo2008@mail.ru).

Георгий Яропольский   28.02.2015 16:42   Заявить о нарушении
Да, спасибо, Георгий, все пришлю! =)

Елена Семёнова   02.03.2015 21:58   Заявить о нарушении
Георгий, добрый день! Совсем недавно обнаружила, что напечатали мою подборку на "45 параллели". Безмерно Вам благодарна! =)))

Елена Семёнова   29.06.2015 16:47   Заявить о нарушении
Рецензия на «Скатерть. Манифест в рифмованной прозе» (Елена Албул)

Двойственное впечатление, Елена. С одной стороны, стилизация под Маяковского предполагает, казалось бы, пропаганду чего-то модернового, с другой — и само его новаторство давно уже подёрнулось флёром архаизма. С одной стороны, «горлан-главарь» всегда выступал против «оголтелых канареек» быта и подмены любви «чаем и штопкой носков», с другой — общеизвестен тезис о том, являет собой любая новизна. В общем, стих запутывает, а срединная его часть показалась мне слишком затянутой.

Георгий Яропольский   23.01.2015 12:55     Заявить о нарушении
Я правильно понимаю, что вы считаете, что форма противоречит содержанию? Или вас запутывает именно ощущение стилизации? (На всякий случай - стилизация получилась не намеренно, и эпиграф пришёл позже).

Елена Албул   23.01.2015 14:53   Заявить о нарушении
Ох, Георгий... Я обычно "Вы" с большой буквы пишу, а тут что-то недоглядела, увлеклась содержанием. Прошу прощения.

Елена Албул   23.01.2015 15:00   Заявить о нарушении
Мне, Елена, кажется, что классической скатерти больше подошла бы классическая форма. Да и реклама, пусть даже грубовато-простодушная, то есть в некоторой мере ироническая, — это не совсем то, чего мы ожидаем от поэзии. Впрочем, ни за одно из утверждений не поручусь.

Георгий Яропольский   23.01.2015 17:21   Заявить о нарушении
Спасибо, мне было очень интересно Вас послушать. Само по себе стихотворение Вас, как мне кажется, не заинтересовало; наверное, именно это дало возможность посмотреть на него под совершенно неожиданным для меня углом.
Очень благодарна Вам за отзывчивость, Георгий!

Елена Албул   23.01.2015 18:18   Заявить о нарушении
А мне понравился совет, как уйти от одиночества... Браво.

Александр Даниленко 4   09.02.2015 09:44   Заявить о нарушении
На мой взгляд, Александр, одиночества не существует. Но только Вы бы лучше свою рецензию написали, чтобы Георгия от дел не отрывать...

Елена Албул   09.02.2015 16:20   Заявить о нарушении
Рецензия на «боюсь цветаевой» (Наталья Викторовна Лясковская)

Здравствуйте, Наталья!
Прошу Вашего согласия номинировать это стихотворение в сентябрьском туре БЛК.
С уважением,

Георгий Яропольский   11.09.2014 21:15     Заявить о нарушении
Георгий, большое спасибо за внимание к моим стихам. Разумеется, я согласна.
С уважением,

Наталья Викторовна Лясковская   12.09.2014 08:04   Заявить о нарушении
Рецензия на «Экспертный обзор. Михаил Фокс. Август-2014» (Большой Литературный Клуб)

Вы правы, Михаил, когда пишете: «Обращаться к исследованию и оценке текстов без какого-либо понятийного инструментария по меньшей мере не продуктивно». Свой инструментарий Вы продемонстрировали, но как он конкретно работает, не показали. Обзор получился честный и вполне себе субъективный, покоящийся на трёх китах: «не нравится», «нравится, но не удивляет», «нравится, открывая пути к “освобождению”, рождая ощущение катарсиса». Жаль, что две последние рубрики ограничены простыми списками, подробно не прокомментированными. Важно ведь, что именно понравилось, что именно удивило. Создаётся впечатление этакой изящной почтовой миниатюры в три цвета — и массивной рамы, инкрустированной алмазами прекрасной цитаты и бериллами культурологических терминов, но к самой миниатюре по сути ничего не добавляющей. Ну что ж, это ещё одно свидетельство в пользу того, что любая оценка в сфере поэзии всегда пребудет субъективной, вне зависимости от намерений оценивающего. Хочется только поинтересоваться: почему Ваша «ниша молчания» оказалась настолько широка, что в неё угодило и стихотворение http://www.stihi.ru/2014/08/14/4529 Алексея Королёва?
С уважением,

Георгий Яропольский   11.09.2014 22:07     Заявить о нарушении
Спасибо, Георгий, за интерес, проявленный к обзору, и за шикарный живописный образ почтовой открытки в громоздкой раме))...Каяться в своём махровом субъективизме не буду), без него "родимого" нам очень непросто...Претензию Вашу понимаю и принимаю, хотя замечу, что другой номинированный Вами стих попал в категорию "нравится, но не удивляет")...Думаю, что к "нише молчания" стоит отнестись в духе восточного мироощущения - о подлинном не говорят, но молчат.
Если более серьёзно, то скорее всего в момент атрибуции, а точнее выстраивания вот этой самой пресловутой иерархии стихов, оказался он на периферии моей заинтересованности, какие-то контексты не совместились. С уважением...


Михаил Фокс   11.09.2014 21:38   Заявить о нарушении