Литературные практики - 1

Психоделика Или Три Де Поэзия
Итак, мы вплотную приблизились к итоговой подборке. Путь, который уже прошли и проходят в настоящее время авторы, показан сразу после стихов.



ШЕСТОЙ ШАГ (по желанию участников прозаическая миниатюра технике растворения)

Заглянувшим на страницу очень рекомендую прочитать  Улика. Реконструкция мифа (автор: Малютина Анна) http://www.stihi.ru/2011/05/16/3250




*** Город Снов  (автор: Ведь Мы Немы (Ульяна))

 Эта башня являлась частью средневекового алькасара. Я шёл вперёд, не ведая сомнений, винтовая лестница была настолько узкой, что приходилось кое-где, разбивая слои вязкой паутины, идти полубоком вдоль стен, казалось, впитавших сырость и столетья. Тоска, предчувствие неотвратимой беды, томившей с самого начала путешествия в Город Снов, чуть было заглушённых азартом исследователя, вспыхнули вновь, я как будто ощущал печаль, слышал плач инфанты, испытавшей весь ужас заточенья. Но был наградой «manuscripto antiguo», манускрипт старинный, по преданию инкрустированный семью магическими камнями, и я, представив безбедную старость на берегу залива, двигался дальше. Во мне росла вера – учитель прав, рукопись существует, Имя Розы, в котором скрыта тайна сотворения мира, она «рукой господней вписана навеки… стоит печать архангельского духа». Строчки пророчества всплывали из небытия давно истлевших архивов. Где-то колокол пробил полночь.
 Не для меня ли, пилигрима жизни, была сооружена эта башня несколько веков назад провидцем-зодчим, чьё время всегда идёт на шаг вперёд?
 Наконец, узкий фонарь осветил готический альков, надпись на латыни гласила: Agnosco veteris vestigia flammae.
 Открылись двери. Батарейка неожиданно села, и мой единственный светоч погас. Луна озаряла комнату со свойственной ей угловатой проницательностью. Зеркало блеснуло и вновь погрузилось в полумрак, где ужас притаился в каждом кусочке зыбкого бытия. Элиза. Она! Была здесь в обличье восковой фигуры! Ждала меня, чтоб заключить навеки в немые стражи этой обители!... Рукопись существовала. ОНА была ЕЮ. Я смог ещё различить поблескивающее ожерелье на высохшей шее. Каменеет сердце, едва слышимо его последнее трепетанье.
 Моя судьба, я лишь марионетка!... И ты – мой наставник, знал об этом с самого начала, выдав своё собственное сочинение на бесценную находку. Я надеялся на прощение! Боже! Как я надеялся, что несмотря на разрыв с его дочерью, наша дружба не прекратится. Мог ли я знать о её печальной судьбе? Но он знал.
 О, Город Снов, как пережить коварство?!
 Я жду тебя. Я всё равно нарушу этот обет, разорву цепи, сковавшие и душу и тело. Ведь есть надежда, что тебе, читатель, попадутся мои путевые заметки, оставленные в гостиничном номере, и ты отправишься на поиски таинственного. Человек всегда будет пытаться приоткрыть волшебную занавесь мироздания, разгадать абракадабру, которая есть не более, чем божественная ирония. Человек всегда будет пытаться… Если он, конечно, не дантист или финансовый инспектор.

***
 Я шёл вперёд, не ведая сомнений,
 Вдоль стен, впитавших сырость и столетья,
 Печаль инфанты, ужас заточенья,
 Но был наградой манускрипт старинный,
 В котором тайна сотворенья мира
 Рукой господней вписана навеки,
 Стоит печать архангельского духа.
 Не для меня ли, пилигрима жизни,
 Открылись двери бытия... Элиза!-
 ОНА в обличье восковой фигуры
 Ждала меня, чтоб посвятить навеки
 В немые стражи, каменеет сердце.
 Моя судьба, я лишь марионетка!
 О, Город Снов, как пережить коварство?!

***
 Вдоль стен, впитавших
 Печаль инфанты Розы,
 Печать архивов.

 Не для меня ли
 Провидцем-зодчим - время?
 Открылись двери.

 Луна в углу, где ужас
 В обличье стражи,-
 Марионетка Город,
 Ты – мой наставник.



*** Забытое письмо (автор: Лидия Косарева)

 Если ты не умеешь печалиться, даже не начинай грустить, если ты не умеешь образно думать, даже не садись писать хайку. А то у тебя, за неимением фантазии, будет в голове крутиться только одна фраза: «Опять рассвет. Опять томленье сердца». Но тебя, как поэта, это будет мало устраивать, так как эта высказанная мысль опять покажется тебе банальной, вычитанной в какой-то старой детской книжке со стихами, затертыми до дыр. И ты начинаешь понимать, что мысль поспешная, что ранним утром «в лучах зари все выглядит иначе»,— все такая же бесконечная банальность, от которой ты так стремительно пытаешься уйти, возвращаясь каждый раз к нелепым строкам давно избитых истин. Деревья, небо, дальних гор сказочные вершины. И облака, что становятся розовее от первых солнечных лучей,— все это видно из твоего окна, выходящего прямо на утро, так что у тебя есть прекрасная возможность встречать восход первой. нО ты мало об этом задумываешься и возвращаешься взглядом к листу бумаги, и рука твоя медленно выводит: «Перо. Бумага. Ветреная дверца». Но на этом мысль останавливается, и ты обращаешь внимание на скрипящую створку оконной рамы, которая по воле твоей фантазии, подружившись с ветром, теперь мечтает улететь так же страстно, как тебе хочется научиться писать замечательные стихи в японском стиле. Но вот солнце ворвалось в твою горницу первым золотым лучом, и распластались по поверхности бумаги зеленой лампы тени. Твое сердце плачет, милая моя, плачет, надрываясь болью о том, что не сбылось, и, возможно, не сбудется, и что эта ночь печали твои только умножила, не сумев нашептать новые красивые строки, хотя ты и просидела над блокнотом несколько часов. А еще и о том, что под грудой бумаг твоего преданного друга написанное о любви письмо забыто. Бархатное скерцо любовного признания из-за твоего томления непременно сочинить что-нибудь особое, небывалое, так и осталось лежать непрочитанным. Грустная тема для посланника! «Луны дорожка. Чья-то тень маячит», — повторяешь ты снова и снова, пытаясь настроиться на поэтическую волну, ускользая случайным взглядом в раскрытое окно. А в саду зеленом тихо. Перья перца тянутся в небо, качаясь на ветру и смеша тебя своим видом. Ростки на ножках тонких мало значат в твоей жизни, так как ты не любишь огорода и не понимаешь, что японский поэт только тогда поэт, когда он связан с природой воедино. Опять восходит солнце, с ветром споря, кто лучше, кто могучей в это время суток. Тебе бы затаиться, подслушать их разговор, вникнуть в их вечное соперничество и написать «в окно ворвутся соловьиной трелью, звеня и новой песней рассыпаясь, лучи оранжевые», но ты застряла на фразе «ветра звонцы, играя шторой, растворят потери», не понимая ни того, что это значит, ни того, с чем это можно соединить. «И возродятся вновь любовь и вера» неожиданно приходит тебе на ум, и ты вспоминаешь про забытое письмо, случайно бросив взгляд на кучу недописанных бумаг, которую ты никак не можешь убрать, чтобы освободить свой письменный стол, как и свою глупую непослушную голову от ненужных мыслей. В письме, которое ты, наконец, раскрыла, были его стихи, простые и корявые с точки зрения твоего поэтического опыта, но они были настолько искренни и добры, что сами собой полились долгожданным потоком горячие ритмические строки в твоей душе, которая теперь смеется. Очнувшись, ты неожиданно замечашь перед собой долгожданное стихотворение.

 Перо. Бумага.
 Зеленой лампы тени.
 Письмо забыто.

 Луны дорожка.
 В саду зеленом тихо.
 Ростки на ножках.

 Опять восходит солнце.
 В окно ворвутся
 Лучи оранжевые,
 Играя шторой.




*** Уроки поэзии (автор: Вера Рей)

 Был обычный тёплый вечер. Солнце приближалось к горизонту. Класс поэзии начался. Учительница внимательно посмотрела на единственную свою студентку.
 – Итак, начнём с классики. Детское стихотворение Агнии Барто "Идёт бычок качается" есть типичный пример того, как легко воспринимаются образы и события читателями любых возрастных и социальных групп. Ты, надеюсь, понимаешь о чём идёт речь?
 – Да, – робко ответила большеглазая студентка.
 – Хорошо, – опустив голову, проговорила учительница. Вздыхая, она подошла к окну, где по дощечке, на которой было написано её имя, скользил розовый луч света.
 – Могла бы ты отнести это стихотворение к какому–нибудь поэтическому направлению?
 Стало заметно, как блестят глаза студентки, как напряглось её стройное тельце и дрожат худые ножки.
 – О, я бы отнесла это к акмеизму...Когда роза – это роза, бычок – это бычок. Он идёт и он упадёт...
 Учительница опять посмотрела в окно скучающими глазами – там розовела в лучах заходящего солнца избушка на опушке. Урок продолжался.
 – Могла бы ты определить, какой стиль напоминают тебе вот такие строки:

 "...дым из печки
 на кухне всё готово вилки ложки
 ножи бликуют отражая пламя..."

 – Думаю, – дыхание студентки стало сбивчивым, – это близко к позднему символизму. Все перечисленные предметы скрывают некую тайну...Отсутствие знаков препинания приближает стиль к футуризму – нет жёстких рамок и...
 – Хватит!
 На потолок и кафельные стены класса проник тот розовый луч солнца, который учительница заметила раньше за окном. Возник тёплый цвет, в котором хотелось раствориться.
 – Продолжим! Что ты знаешь про обэриутов?
 – О, поэтика абсурда...Хармс:

 "— Знаете, — сказал один из —
 грех грех — из тут бывших —
 мне режет уши
 режет уши"...

 – Хорошо, хватит! Что ещё? – Учительнице явно не хватало воздуха.
 – Я, я...можно из моего? Я вчера сочинила, вот:

 "Два уха – два опущенные знамя
 Трепещут в них сиреневые вены."

 – И что? Это что? Есенин, имажинизм, что? Деревня? Почему не розовые вены? – Учительница следила за окном. Ей казалось, что давление у неё сильно подскочило, дышать стало тяжело. "Солнце упало в обморок за речкой "– мелькнуло у неё в голове:"Нет – это я падаю в обморок. Какой ужас!". Розовый свет исчез, возник гул в ушах, сиреневых ушах...
 –Что, что случилось? – Звуки долетали, как мамин голос из детства – эхом. На кончике сознания начал пульсировать робкий стук копытцев. Возник молочный запах. Учительница почувствовала, как её большой розовый сосок наполняет нежный рот студентки. Блаженное облегчение – тело возвращалось к жизни. На полу расползались крупными звёздами капли молока – Млечный Путь...
 Урок поэзии закончился. Учительница отдыхала. Студентка, напившись парным молоком, смотрела через окно на небо. В голове вертелись строчки: "Мостик деревянный – ухватиться бычок не может...кончилась дощечка...Завтра можно прочитать это учительнице,"– засыпая, думала тонконогая тёлочка. Её длинные белые ресницы слегка подрагивали. Уже совсем тихо, молитвой, в быстро убегающем сне, плыли слова:"Прости, дружок, прости нас...". И стайка каких–то человечков бежала по дощечке...


Идёт бычок, вздыхая, по дощечке.
Блестят глаза, дрожат худые ножки.
 Избушка на опушке, дым из печки,
 На кухне всё готово – вилки ложки
 Ножи бликуют, отражая пламя,
 На потолок и кафельные стены.
 Два уха – два опущенные знамя
 Трепещут в них сиреневые вены.
 .
 Упало солнце в обморок за речкой.
 Из детства эхом – робкий стук копытцев.
 Молочный запах наполняет Млечный
 Путь. Мостик деревянный – ухватиться
 Бычок не может...кончилась дощечка...
 Прости, дружок, прости нас, человечков.




*** Сиртос автор: Владэмир Ярыш
 

 Я сидел за широким деревянным столом, укрытым белой скатертью, сколоченным, видимо, на скорую руку, из подручных материалов, которые всегда найдутся в каждом хозяйстве. В шалаше, построенном родителями молодоженов ко дню свадьбы, было людно, шумно, дымно. На свадьбу, по обыкновению, собралась почти вся деревня. Мужчины сидели по правую сторону от молодого мужа, женщины – слева, на женской стороне. Так обычно бывает на греческих деревенских свадьбах. Старая и очень мудрая традиция. Старики сбились в небольшую группу и вели мирную беседу, покуривая трубки из орехового и вишневого корня. Молодежь веселилась.
 Многие из сельчан еще помнили меня. Изредка они подходили ко мне, спрашивали о здоровье и о том, как проходит мое обучение в городе, но ситуация не располагала к долгим беседам, да и мне не очень-то хотелось откровенничать, потому как, городской образ жизни не всегда был понятен и приветствовался среди деревенских жителей. От выпитого домашнего вина, надо сказать, очень неплохого даже по меркам городского жителя, искушенного огромным выбором и возможностями, мне стало душно, и я решил выйти во двор, освежиться и немного размяться. Еще и потому, что основная часть молодежи так же веселилась во дворе, где была организована небольшая танцплощадка, и под навесом из легкого материала играли музыканты, приглашенные из Наксоса. Скорее всего, это обошлось родителям жениха в кругленькую сумму, так как на наш, Богом забытый Серифос, трудно было заманить стоящих музыкантов, а они были, действительно, превосходны. Пожалуй, даже в Хоре трудно было бы сыскать музыкантов такого уровня.
 Солнце едва коснулось вершины холма, у подножия которого растянулся прекрасный, белый Серифос (Хора). Отсюда, из Куталаса, моей родной деревни, он казался белым ледником, сорвавшимся с вершины горы и неожиданно замершим у ее основания. Кипарисы стрелами пронзали небо, белые церквушки, словно мраморные вкрапления, окаймляли склоны главного холма.
 Звучит кеманча* и в ее разливах тонет мое сердце. Воспоминания нахлынули волной, и душу защемила сладкая тоска. И вдруг - Ты, в тени ореха*, что растет у самых окон хозяйского дома – Вновь в белом платье скромном*, юная и прекрасная… Свет струится* сквозь листву и ложится на твои нежные плечи, ласкает ветер пряди* твоих волос, играет в их смоляных волнах. Ты подруга невесты, нет, уже жены, и в твои волосы вплетена алая лента. Лента вьется* в легких порывах теплого вечернего ветра и обвивает твою белую тонкую шею. Ты не видишь меня, но знаешь, что я здесь. Кружатся пары* в медленном танце, их легкие движенья* скрывают меня от твоих глаз. Но ты ищешь… глазами жадно ищешь*, я знаю – меня. Я не сдержал свое обещание… любить тебя и быть с тобой всегда. Ты ищешь тщетно меня и веру в нежность*, что была между нами. Но ты сохранила ее – веру. Как ты смогла, как? Я прячу свой взгляд, я прячусь в толпе гостей, я прячусь от себя…
 Из шалаша под возгласы и радостный смех гостей вышел хозяин дома, отец жениха и подошел к музыкантам, что-то шепнул им и…, наступила тишина. Вот он, главный момент свадьбы – Сиртос – свадебный танец. Танец мужчин, мужей, братьев, соседей, односельчан. Мужчины обнялись за плечи, зазвучала музыка и танец начался. Медленно и ритмично мужчины, объединенные в круг, начали двигаться, постепенно ускоряя движения в ритм музыки.
 - Ты что, так и будешь стоять в стороне? – крикнул мне прямо в ухо Микос, друг детства и, наверное, единственный человек на этой свадьбе, который был искренне рад моему приезду. – Помнится, когда-то ты лучше всех танцевал Сиртос во всей Куталасе и даже Метало Ливади. Пойдем. Смотри-ка, какой скромный стал, на тебя это не похоже, дружище.
 Микос схватил меня за руки и втащил в круг, на мои плечи легли сильные руки, танцующих рядом мужчин, и я воссоединился со своими корнями…. Войдя в азарт, проникнув энергией танца и общим ликованием, я выскочил в центр круга и под аплодисменты и одобряющие возгласы, начал исполнять соло. Это разрешалось в нашей деревне тем, кто мастерски владел искусством этого старинного «танца мясников», в котором ярко выражалась душа греческого народа.
 Но вот, в какой-то момент, меня словно ударило током, руки и ноги словно сковала судорога – Ты стояла не далеко от танцующих, в стороне от всех и смотрела на меня, не сводя глаз. Господи, что только не увидел я в этих глазах за это короткое мгновение, которое показалось мне вечностью! Ты улыбнулась своей необычайно красивой улыбкой и посмотрела в сторону реки, туда, где мы когда-то проводили с тобой ночи, где я клялся тебе в любви и где я предал тебя…. Ты поправила волосы рукой и пошла. Я был уверен, что именно туда. И я пошел за тобой…. Ты привела меня к нашей иве, той самой, где мы впервые любили друг друга….
 - Здравствуй, Лукас, - сказала ты, не оборачиваясь ко мне. – Ты возмужал, стал еще более красив и все так же прекрасно танцуешь.
 Я стоял позади тебя, сердце бешено колотилось у меня в груди. Тишина и только шелест длинных ивовых ветвей нарушал наше молчание. Я подошел к тебе и обнял тебя за плечи. Ты поддалась, повернулась и прильнула ко мне…
 - Любовь в холодном сердце не проснется*, Лукас. Холодно твое сердце, как и тогда, я это чувствую. Я помню твои слова, каждое твое слово, но…, пусть не дрогнет голос в ночь моих признаний*тебе. Я помню…, с улыбкой губы шепчут клятвы*, обещанья… твои красивые губы. Больно* вспоминать…. Не говори ничего, слова напрасны*, а просто обними меня…
 Помнишь стихи, что ты читал мне в ту ночь? Конечно, нет…, а я помню:
 «Падают неслышно
 В рассвет багровый звезды ожерельем.
 Укроют ветви ивы нашу тайну,
 И нас с тобой укроют ветви ивы…».
 Ты посмотрела в мои глаза и прочла в них то, что я не мог сказать столько лет, вытащила алую ленту из волос, улыбнулась и сказала:
 - Давай повяжем ленту в дань ее молчанью*, и пусть она хранит нашу тайну…
-------
 А утром я уехал. Один. Навсегда.


--------------------------------------------------

***
 Звучит кеманча. Ты в тени ореха
 Вновь в белом платье скромном. Свет струится,
 Ласкает ветер пряди, лента вьется.
 Кружатся пары. Легкие движенья.
 Глазами жадно ищешь, ищешь тщетно
 Меня и веру в нежность. Я все тот же.

 Любовь в холодном сердце не проснется…
 Не дрогнет голос в ночь моих признаний.
 С улыбкой губы шепчут клятвы. Больно.
 Слова напрасны. Падают неслышно
 В рассвет багровый звезды ожерельем.
 Укроют ветви ивы нашу тайну,
 И нас с тобой укроют ветви ивы.
 Повяжем ленту в дань ее молчанья.

 *
 Звучит кеманча
 Вновь в белом платье
 Ласкает ветер

 Кружатся пары
 Глазами жадно ищешь
 Меня и веру

 Любовь в холодном сердце
 Не дрогнет голос
 С улыбкой губы шепчут
 Слова напрасны





---------------------------------------------------------

*** Брошь с рубином для Ли Бо (Анатолий Страхов)

   В доме повешенного не говорят о верёвке, поэтому я говорю о воде и Офелии. Гости в трауре. Женщины в белых платьях, а мужчины в белых сорочках от Жанны д-Арк и инквизиции. Иллюзия - примерное начало всего того, что скоро станет пеплом, благоухающим ароматами весенних цветов. И если кто-то подумает о том, что в этом мире всё очень сложно, то я обязательно подумаю о том, что в этом мире всё очень просто.
   Вечер. Хлопья снега неторопливо кружат, как будто выводят на стекле китайские иероглифы, возможно это стихи Ли Бо, выученные девочкой нимфеткой для того, чтобы в богатом алькове шептать их на ухо своему седому другу вместо слов о любви. В окне над облаками грезят зверем луна и звёзды. В комнате веселье, пренепременно веселье по случаю.. Смерть - хороший и верный повод встретиться старым знакомым, разбросанным жизнью по белому свету. В который раз я притворяюсь равнодушным к сплетням, вдыхаю дымный воздух, понемногу пью виски с колой, раздаю советы и знаю, что рано или поздно всё это закончится, что мне с этого нужно обязательно оставить себе на память любую малость, сущую безделицу. Я трогаю губами край бокала, так чувственно словно это женская упругая грудь. Я вижу как приходит в движение плоскость оконного стекла, исписанная тонкими белыми перьями, вижу, как в ней отражается незнакомка, как она приближается ко мне, проходит сквозь меня, не причиняя боли и с моего языка начинает слетать чёрными стайками птиц строчка за строчкой:
   .
   С рубином брошку изучаю взглядом
   И тает платье дамы опьяневшей
   со взглядом кошки. Я хочу быть рядом
   хочу быть страстным и хочу быть нежным.
   .
   Поймав рифму мои мысли стали легче. Иллюзия - это верёвка, окончание всего того, что готово стать пеплом в доме повешенного. Чёрные стайки птиц продолжают слетать с моего языка:
   .
   И опустела комната в мгновенье
   Нас только двое. Сброшена одежда.
   И жизнь и смерть уже не откровенья
   а то, что будет после, было прежде.
   .
   .
   Оказавшись в мартовской метели перед чужими окнами за которыми спорили изрядно выпившие люди я вдруг осознал, что мне некуда идти. Мой путь почему-то оборвался, утратил свой смысл именно здесь. Я попытался согреть свои пальцы дыханием, но оно оказалось не горячим, а ледяным, настолько ледяным, что руки превратились в снежные хлопья, которые тут-же подхватил ветер и швырнул в стекло, за которым стоял я и смотрел на опьяневшую даму со взглядом кошки.
   .
   .
   .
     .
   *** сонетный верлибр из "материнского" текста:
   .
   Иллюзия. Примерное начало
   всего того, что скоро станет пеплом.
   .
   Всё очень просто. Вечер. Хлопья снега.
   В окне над облаками грезят зверем
   луна и звёзды. В комнате веселье.
   .
   Я притворяюсь равнодушным к сплетням,
   вдыхаю дымный воздух, понемногу
   пью виски с колой. Раздаю советы.
   .
   Я трогаю губами край бокала,
   с рубином брошку изучаю взглядом
   и тает платье дамы опьяневшей,
   со взглядом кошки. Мысли стали легче
   и опустела комната в мгновенье.
   .
   Нас только двое в мартовской метели.
   .
   .
   *** японский сонет из сонетного верлибра:
   .
   Всё очень просто
   В окне над облаками
   Луна и звёзды
   .
   Я притворяюсь
   Вдыхаю дымный воздух
   Пью виски с колой
   .
   Я трогаю губами
   с рубином брошку
   И тает платье дамы
   со взглядом кошки.





СОНЕТНЫЙ ВЕРЛИБР (пятый шаг):




*** автор: Павлова Лена

Тростник играл печальной флейтой ветра.........А-С(01(01010)10)
Открывшимся кувшинкам песню неба...............С(0101(010)1010)
Таилось утро. В чистоте рожденья......................С(01010)-А
У стрекозы на крыльях отражались....................С(0101(010)1010)
Алмазов капли. Юной ивы косы..........................С(01010)-А
Ласкала речка медленным теченьем....................С(01010)-А

 
Пустынный жёлтый берег. Друг за другом..........С(0101010)-А
Шагают чайки важною походкой.........................С(0101(0)101010)
Следы ложатся в строчки длинной цепью,..........С(0101(010)1010)
Как в старых письмах. Выцветшие буквы...........С(01010)-А
Уже не разобрать, да и не стоит............................А-С(01010)
Но высохшие чувства словно горечь,...................С(010101(0)1010)
Читают губы. Раны лижут волны..........................С(01010)-А
Рисунок на песке недолговечен…...........................А-С(01010)



*** автор: Дина Ясная

на крыльях птиц гнездится утром небо...............С(0101(010)1010)
а тихий вздох в тиши всё множит эхо..................А-С(01010)

хмельное солнце брызжет светом в окна.............С(0101010)-А
клубок из снов распутал ветер шалый..................С(0101(010)1010)
котёнок майский под окном- будильник..............С(01010)-А

в кофейной гуще-лук, Амура профиль.................С(01010)-а-С(01010)
прогноз погоды в доме-шутки дочки....................С(01010)-А
минут пять ливня из под крана. точка..................С(01010)-А

за дверью мир. движенье, звуки, краски..............С(0101(010)1010)
акаций запах. тень стрекозьих крыльев...............С(01010)-а-С(01010)
дробится час в мгновеньях, тает, тает..................С(0101(010)1010)
сквозь пальцы утра-россыпь карт бубновых.......С(01010)-А

судьба свернёт день в трубку и прикурит............С(0101(010)1010)
оставит пепел горсткой на пороге.........................С(0101010)-А



*** Ночной счёт (автор: Наталья Стикина)

 Бессонница - скучнейшая подруга,.......................А-С(0101010)
 Наполнит ночь верлибрами Превера....................А-С(0101010)
 Страничный шелест вышепчет химеру................С(01010)-А
 О белокожем принце. .. И по кругу.......................С(0101010)-А

 Одно и тоже. Ночь за ночью – слёзы.....................С(01010)-а-С(01010)
 Окно и ветер. Трепет занавески.............................С(01010)-А
 Игра для нервных пальцев, не по-детски:.............С(0101010)-А
 Бумага, камень, ножницы…
 ……………………………….И бритва...................С(01010)-А
 Потерянное время режет в клочья…......................С(0101010)-А

 …Овечье стадо, слоников, минуты, ….................С(0101(0)101010)
 Подсолнухи ван Гога, капли пота..........................С(0101(010)1010)
 Сочту под утро. Тьма уйдёт, но прежде................С(01010)-а-С(01010)

 Последний стих покажет многоточьем,................С(0101(010)1010)
 как между строк рождается надежда.....................А-С(0101010)


*** автор: Ведь Мы Немы  (Ульяна)

Ты вылил ночь в чернильницу пустую,.............А-С(0101010)
 Луна одним крылом в окне сияла,.....................А-С(01010)
 Клевала птицей каменные зёрна,.......................С(01010)-А
 Бутылочные стёкла, черепицы,..........................С(0101010)-А
 Остатки ливней, сон пером прозрачным...........С(01010)-а-С(01010)
 Перемешала с выдуманной явью,-.....................С(0101(0)101010)
 Давно двойник за дверью ждёт, когда же..........С(0101(010)1010)
 Ты голос свой ему опять подаришь....................С(0101(010)1010)
 Постукивает тросточкой железной,...................А
 Отсчитывает полночи монеты............................А
 Его вопрос остался без ответа,............................С(0101(010)1010)
 Всё изменилось на твоих полотнах,-..................С(01010)-А
 Ты в розе свет чужой души увидел....................А-С(0101010)
 И стал таким же стражником молчанья.............С(01010)-А


*** автор: Вера Рей   

Идёт бычок, вздыхая, по дощечке......................С(0101(010)1010)
 Блестят глаза, дрожат худые ножки..................А-С(0101010)
 Избушка на опушке, дым из печки,...................С(0101010)-А
 На кухне всё готово – вилки ложки...................С(0101(010)1010)
 Ножи бликуют, отражая пламя,..........................С(01010)-А
 На потолок и кафельные стены..........................А-С(0101010)
 Два уха – два опущенные знамя.........................А
 Трепещут в них сиреневые вены........................А-С(0101010)
 .
 Упало солнце в обморок за речкой....................С(01010)-А
 Из детства эхом – робкий стук копытцев..........С(0101010)-А
 Молочный запах наполняет Млечный..............С(01010)-А
 Путь. Мостик деревянный – ухватиться...........С(0101010)-А
 Бычок не может...кончилась дощечка...............С(01010)-А
 Прости, дружок, прости нас, человечков..........А-С(0101010)
 

*** автор: Лидия Косарева

Опять рассвет. Опять томленье сердца................А-С(0101010)
 В лучах зари все выглядит иначе........................А-С(0101010)

 Перо. Бумага. Ветреная дверца,...........................С(0101(0)101010)
 Зеленой лампы тени. Сердце плачет....................С(010101(0)1010)
 Письмо забыто. Бархатное скерцо —...................С(010101(0)1010)

 Луны дорожка. Чья-то тень маячит,.....................С(010101(0)1010)
 В саду зеленом тихо.  Перья перца —..................С(0101010)-А
 Ростки на ножках тонких мало значат..................С(0101010)-А 

 Опять восходит солнце.  С ветром споря.............С(0101010)-А 
 В окно ворвутся соловьиной трелью....................С(010101(0)1010)
 Лучи оранжевые. Ветра звонцы............................А

 Играя шторой, растворят потери...........................С(01010)-а-С(01010)
 И возродятся вновь любовь и вера........................С(01010)-а-С(01010)
 В душе, которая теперь смеется............................А-С(0101010)


*** автор: Владэмир Ярыш

 Под пенье ветра танец желтых листьев
 Наполнит сердце болью и томленьем
 Осенний вечер.  Вырастают крылья(?)

 Две тени, крыши.  Мысли  выше, выше…
 Рыдает флейта в парке одиноко
 И прячет звуки в ветвях старой липы.
 Излучина реки и левый берег.
 Шуршит пластинка, и желтеют травы,
 И, как всегда, Вы правы… многоточье.

 Досрочно выпал первый снег  в ладони,
 Мне волосы седым покроет светом,
 А я так юн и…  Вырастают крылья(!)
  «Где ты – там я… Ты слышишь Ночь, ты слышишь?»

 И птиц прощальный крик застынет в небе…
 




СОНЕТНЫЙ ВЕРЛИБР (четвёртый шаг):


***  (автор: Здравствуй  http://www.stihi.ru/avtor/hello4 )
 
Любовь моя, послушай, не перечь мне...............................С(0101(010)1010)
 Когда все слёзы выплаканы с болью,.................................С(01010)-А
 Осталось только - быть самой собою,................................С(01010)-а-С(01010)
 Коснуться словом нежным, взглядом встречным,............С(0101010)-А

 С мольбой последней, тихой, человечной.........................С(0101010)-А
 Уйти с рассветом с майскою грозою..................................С(01010)-А.
 Босой по бездорожью за судьбою.......................................С(0101010)-А
 К пескам зыбучим, вдаль за светом млечным...................С(01010)-а-С(01010)

 Голубкой сизой, хрупкой, но отважной..............................С(0101010)-А
 Вспорхнуть над миром и землёю тленной..........................С(01010)-а-С(01010)
 Хранить тебя от горя и
 До смерти самой легкой и нестрашной...............................С(0101010)-А
 Стать для тебя навеки  Молитвой, божеством, поэмой, песней...............................А-С(01010)
 

*** (автор: Наталья Стикина  http://www.stihi.ru/avtor/natasha77 )

Мой сон некрепкий, словно пыльной тряпкой,...................С(010101(0)1010)
 смахнёт с очей полночная хозяйка,.....................................А-С(0101010)
 заставив слушать музыку…И мысли..................................С(01010)-А
 Текут свободно. Но к тебе ль? Не знаю…..........................С(01010)-а-С(01010)

 Всё это было. Как это не ново!............................................С(01010)-А

 И ты, мой демон, в скучности повторов..............................С(010101(0)1010)
 своих терзаний, мук о бедной  не разродишься новым откровеньем....................................С(01010)-А
 о смерти двух  ………………………………..От миноров...........................
 твоих молитв — мигрень......................................................
 ……………………………В шкафу, на полках...................А-С(01010)
 истрёпанные книги  твоё лицо и лилий запах
 Так что же мне печально этой ночью..................................С(0101(010)1010)
 когда звучит струна не первой скрипки?............................А-С(01010)


***  (автор: Лидия Косарева http://www.stihi.ru/avtor/mirtra58 )

Вдвоем мы плыли по реке В одной весомой связке зла и боли, -.....................................С(0101010)-А
В скорлупке песен и стихов
Ты греб, я пела о своей И ночь казалась синей  до предела,.........................................С(01010)-А
Я знала мысли, чувства и
Поэзии печали, грусти Единства силы и единства Душ наших помыслы и  плач о воле,.......................................А-С(01010)
Тел наших станы,  свитых воедино..........................................С(01010)-А

И в нашем плаче, в этом Мне сразу слышатся стихи святые...........................................А-С(01010)

И в этих строках, в этих Вся наша жизнь от самого рожденья…...................................А-С(0101010)


*** автор: Вера Рей  http://www.stihi.ru/avtor/verarey

Ты знаешь, мой любимый, что не сплю я –............................С(0101010)-А
 Луна пол мира заливает  Читаю книгу – музыка  Звучит – страницы тонкие
 Под звёздами остались твои  Поэта жизнь бездарно  Слепая зависть; жаждая  Твои сломала крылья... Люд жестокий................................. С(010101(0)1010)

 Рассвет смягчает краски и ошибки.........................................С(0101010)-А
 Печален сад твоих  В зелёных травах утопают кони –..........................................С(01010)-А

 Тела большие, как живые  О–лЕй! И не забыть твоих страданий....................................А-С(01010)
 Я чувствую тепло твоих

*** автор: Дина Ясная http://www.stihi.ru/avtor/strannik10
 
цунами мощь, крушит. шторма и темень...............................А-С(0101010)
 молитва к небу-белый голубь к тучам...................................С(01010)-А
 дыханье сбито. выше, выше. Круче!...................................... С(01010)-А
 в глазах лишь ночь и искры сыпет кре'мень..........................А-С(0101010)

 гореть в костре, рыдать от хлада взгляда,.............................А-С(0101010)
 стеклом разбиться! в сердце брошен камень........................С(01010)-А
 в озёрах глаз, на дне, лишь пара капель................................А-С(0101010)
 твоё презренье..горькая
 мне б просто жить. паучьей сетью держит............................А-С(0101010)
 любви безумство. падать жертвой в вечность.......................С(01010)-А
 я так давно к ногам твоим повержен......................................А-С(0101010)
 сыграла шутку лёгкая  лишь милость губ твоих  меня утешит,..................................А-С(01010)
 твой тонкий стан и нежность, и сердечность........................С(0101(010)1010)



*** автор: Дина Ясная http://www.stihi.ru/avtor/strannik10

мучитель мой, любви клинок коварный!...............................А-С(0101010)
 по старым шрамам кровь течёт, по свежим..........................С(01010)-А
 повсюду боль. и свет едва забрезжит.....................................А-С(0101010)
 как снова ночь вскрывает страхом раны................................А-С(01(010)1010)

 бездомный пёс, едва обрёл обитель........................................А-С(0101010)
 вновь гонят в шею , прочь, за двери рая.................................С(01010)-а-С(01010)
 и тьма любви, дыша во мне, живая..........................................А-С(01010)
 как зверь рычит..как дикий мой воитель.................................А-С(0101010)

 чернеют камни, спёкшись в центре жара................................С(01010)-А
 вскипАют магмой чувства в жажде выжить...........................С(01010)-а-С(01010)
 и голос нежный, звонкий вновь услышать..............................С(0101010)-А
 коснуться страстных, сладких уст нектара..............................А

 любовь моя, терзая плоть и дух  спаси меня от мысли:"Это

*** автор: Павлова Лена  http://www.stihi.ru/avtor/ep2008

О, как прекрасен ворох  Когда ты рядом. Тёплый след на коже-...................................С(0101(0)101010)
 Тату на день, неделю или  А может через час или  Удар цунами вновь закроет
 Осталась боль, текущая из пальцев...........................................А
 На простыни холодных  Но стоит ли? Зачем все эти  Венец терновый страшен красным цветом...............................С(01010)-А
 И все труднее мысли о
 Гроза пришла. Вот-вот ударит бубен,........................................А-С(0101010)
 Но что сравнится с абсолютным светом....................................С(0101(0)101010)
 В твоих глазах, измученных желаньем......................................А-С(0101010)

 Я раб любви подаренного


*** автор: Ведь Мы Немы (Ульяна)  http://www.stihi.ru/avtor/vbzib

Кому – терновник и  Следы разлуки – нити на  Их тонкий обруч крепок,  Ни снам, ни акведукам, ни
 В пустой колодец тщетно шепчешь имя,...................................С(0101010)-А
 Земля впитала горечь вод  Луна в ущербе обнажила  Лучом подвижным, словно хвост
 Одна отрада, скинув с плеч  Глотнуть туманы пряного  Осенней ночи своды, всплеск  Потерянного где-то в прошлом  Оно твоей молитве тихо  И лёгкий ветер гладит


*** автор: Владэмир Ярыш   http://www.stihi.ru/avtor/vlademir1

Войдем неслышно в холод темных комнат, …........С(0101(010)1010)
 Где бродит ветер, тускло светит люстра,.................С(01010)-А
 Где пылью ляжет время.И так пусто........................С(0101010)-А
 И руки наши ничего не помнят.................................С(0101(0)101010)

 Рисуешь пальцем на оконных стеклах.....................С(01010)-А
 Слова и знаки, линий перекрестки,...........................С(0101(0)101010)
 Цветов гирлянды. Странно как-то, хлестко.............С(01010)-а-С(01010)
 Стучится дождь, разбрасывая блестки.....................А-С(0101010)

 Звучит шершаво старая пластинка,...........................С(01010)-А
 Неслышен шепот губ моих усталый:........................С(01010)-А
 "Тебе к лицу печальная слезинка".............................А-С(0101010)

 Теперь не важно, левый или правый.........................С(0101(0)101010)
 Был этот берег, словно на картинке:..........................С(01010)-А
 Разбилась лодка… пожелтели травы.........................С(01010)-а-С(01010)




*** Непрочитанное письмо (автор: Анна Малютина  http://www.stihi.ru/avtor/spiritstranger)
 
 ты снова пишешь по пунктирам  наметив абрис будущей  цитируешь мне Кафку, чьи  на коже выжигают  но не до писем – сердце  взамен пера дарованный мне  потворствуя и вторя: «всё простилось…»,................................С(0101010)-А
 рисует птицу в оперенье  .
 пусть ангел мнится… я бреду по  судьбы иль не написанной страницы…......................................А-С(0101010)
 немая жизнь и слепота по  где так равны Венеция и  и всё равно, что завтра не  письмо твоё, что я не  


***  автор: Анатолий Страхов

Закрыты окна. Ветер белый в стучится утром, вечером и как будто помнит клятву, тайну волчью....................................С(0101(010)1010)

Три статуэтки бронзовых на пастушка, менестрель и с тонкой тростью.................................А-С(01010)
нездешний господин. Три жёлтых розы. ....................................А-С(01010) 

Гитары ренессансной звуки. уходит в зиму нищенкой Растрёпаные волосы,
Не надо ждать того, что будет Почтовый голубь кружит, кружит, кружит.................................С(0101010) -А

А я с другою птицей
Мой мир простужен и уже не нужен............................................С(01010)-А
Мне вид из окон, ставший мёртвым, город.................................С(0101(0)101010)




СОНЕТНЫЙ ВЕРЛИБР(3-ий шаг):


*** Наталья Стикина

Какой-то город... Снулые туристы....................С(01010)-А
сегодня тихо бродят. Между улиц.....................С(0101010)-А
песок и ветер быстро разминулись....................В1(01010)-А
Ещё прохладен воздух утром. Чистый..............В2С(01(01010)10)-А

холодный берег глух и нем. И грустный...........В3(01010)-А
апрель у моря скучен. И к чему бы....................В4(01010)-А
часы остановились ночью? Глупый,..................В5(01(01010)10)-А
опять не к месту, твой звонок. Безвкусной........В6(01010)-А

водой бокал наполнен, ноты блюза....................В7С(01(01(010)10)10)-А
и сигарета... Бешара’ проказы.............................В8(01010)-А
сквозь дым два силуэта, по заказу:.....................В9(0101010)-А
Дали и Эшер…Время для окклюзий..................В10(01010)-А
в каком-то N. оптических иллюзий,...................А-С(0101010)
где кто-то станет профилем для вазы.................С(01010)-А



*** Ведь Мы Немы (Ульяна)

Четырнадцать, пятнадцать,- вновь считаю,........С(0101(010)1010)
Ступени стёрты в эти два пространства,-...........В1(01010)-а-С(01010)
Чердак, подвал, а между ними дремлют.............В2С(0101(010)1010)
Часы с кукушкой - братья из Сиама,...................В3С(01(010)1(0)1010)
Что потерпели кораблекрушенье.........................С(01010)-А

Игральной кости чужды все сомненья................В4С(0101(0)101010)
Ребро. Пустая клетка. Карта мира.......................В5С(0101(010)1010)
Глотает воздух сквозь дверные щели..................В6(01010)-а-С(01010)

И, может быть, ты не найдёшь прощенья...........С(0101(0)101010)
Смакуя одиночества верлибры............................А

За пёстрой занавеской небо в небе,.....................В7(0101010)-А
Деревья мокнут, плечи их продрогли.................В8(01010)-А

Молчанье патефона, круг очерчен,.....................В9(01010)-а-С(01010)
Молитва вуду. Два речетатива............................В10(01010)-А


*** Павлова Лена

Упавший рядом…рядом, но не в руки...................В1(01010)-А
Звезды хрустальный шарик. Выпал жребий..........В2(0101010)-А
Осколки неба метят ярким светом..........................В3С(0101(0)101010)
Бессмертие для избранных поэтов..........................А-С(0101010)

Сквозняк под дверью воет безнадежно..................В4С(01(010)10)-А
Бессонницей собаки в полнолунье,........................С(0101(010)1010)
Метёт с листвою вместе рифмы строчек...............В5(0101010)-А
В углы прихожей. Только одиноким.....................В6(01010)-А
Молчание привычно. Сумрак входит,...................В7С(0101(010)1010)
Ровняет стены рая или ада......................................В8(01010)-А
Пустого дома мальчика Верлена............................С(0101(0)101010)

Ложится серым пеплом символизма......................В9(0101010)-А
Дымок сигары «короля поэтов»…..........................В10(01010)-А

Обманчива порою эта внешность...........................С(0101(010)1010)



*** Владэмир Ярыш

Сорвавшись с крыш, карнизов окон шалый............С(0101010)-А
Осенний ветер падает под ноги,...............................В1(01010)-А
Седые треплет кудри неба. Пеплом.........................В2(0101010)-А
Глаза слезятся, в поисках напрасных.......................В3(0101(0)101010)
Я прочь от боли в облако из пыли............................В4(0101(0)101010)
Иду, пытаюсь слиться с ним и скрыться,.................В5(010101(0)1010)
Ломая грани замкнутого круга..................................С(0101(0)101010)

Ползут две тени рядом неотступно..........................В6(0101(0)101010)
Вылизывая след с брусчатки старой........................А-С(01010)
Одна мне в спину камнем метит. Поздно................В7(0101010)-А
Из прошлой жизни сделан вывод четкий................В8(0101(0)101010)
Вторая вдаль несется. Стынью, вытью,...................В9(0101(010)1010)
Как пес бродячий к каждой двери жмется,.............В10(01010)-А
Ненужной жизнью в занятых пространствах..........С(01010)-А



*** Дина Ясная

Всё дело в пустоте, не в интеллекте....................А
и ум собою полнит эту нишу................................С(0101010)-А

вода в канале-недержанье неба............................В1(01010)-а-С(01010)
течёт на запад, к морю хоть ты тресни!..............В2С(01(01010))-А
из всех отверстий как мозгов утечка...................В3(01010)-а-С(01010)

фонтан из мыслей на свету искрится..................В4(01010)-А
идей поток словесный словно рыба....................В5С(0101(010)1010)
имеет запах, пластику движений.........................В6(01010)-А

всю эту жидкость вместе добровольно...............В7(0101010)-А
насос качает одержимый волей............................В8(01010)-А
дискретность соблюдая на свободе.....................В9(0101010)-А
в струе из крана слишком много капель.............В10(01(010)01010)-А

пустая речь лишь разливает воду........................А-С(0101010)
кто много пьёт, тот много её тратит....................А



 ***Лидия Косарева

 Окно раскрыто настежь ночью этой.............................В1С(01(010)10)-А
 В истерике безумной развопились................................В2(0101010)-А
 Фонарь и звезды. Только поглядите,............................В3(01010)-А
 Луна – соперник, сильный и коварный,.......................В4(01010)-А

 Опять затмит собой нас, бледных мумий,....................В5С(010101(0)1010)
 Взошла на горе! Скалит глаз открытый!......................В6(01010)-А
 Что делать нам? Смириться? Прыгнуть в тучи?..........В7С(0101(010)1010)
 Подружка ночи, мы готовы спорить,............................В8(01010)-А-С(01010)

 Кто больше светит всем без перерыва?........................В!(01010)-А-С(01010)
 Кто ярче, круче!? Кто желанней людям!?....................В10(01010)-А-С(01010)
 Луна не захотела с ними спорить,.................................С(0101(010)1010)
 И закатилась быстро. Убегая,........................................С(0101010)-А

 Шепнула фонарю: свети, любимый!.............................А-С(01010)
 А он от гордости с ума свихнулся….............................А-С(01010)



*** Вера Рей

Очнуться, чтобы быть самой собою..............................С(01010)-а-С(01010)
Прозрачным утром в домике у речки............................С(01010)-А
Проснуться рано*, шум услышать птичий...................В1(01010)-а-С(01010)
Открыты двери настежь* в сад весенний,....................В2С(0101(010)1010)
Водой омыться* свежей родниковой............................В3(01010)-А

В одежде лёгкой*, мягкой, как барашек,......................В4(01010)-А
На белом парашюте*, улыбаясь,....................................В5(0101010)-А
Лететь комочком* ярким, я – лечинка...........................В6(01(010)10)-А

Вдруг, чёрный ворон каркнет* – принц ошибся!.........В7(0101010)-А

Но, выше, чем надгробья, ветер быстро.......................С(0101(010)1010)
Меня подхватит,* тучами играя....................................В8(01010)-А

Сияя телом сильным* – совершенство –......................В9(0101010)-А
Конь чистый красный* – символ доброй веры –.........В10(01010)-А

Блестит глазами – я его


 *** Здравствуй   
 
шрифт заголовкa, привкус катастрофы................С(01010)-а-С(01010)
 бессменная газета "Globe and Mail" на.................В2(0101010)
 (!) скорый завтрак утром у семей, где..................В4(01010)
 жизнь при достатке, тост и черный кофе.............С(01010)-а-В3(01010)
 костюм и галстук, новый внедорожник,...............В1(01010)
 обвал на рынке и падненье акций.........................С(01010)-а-С(01010)

 во мне ты ищешь Бога, потерявшись,..................А-В6(0101010)-А
 а я давно - отчаянный безбожник.........................А-В5(0101010)
 к тебе свои протягиваю руки................................А-В7(0101010)
 к губам напротив, властным и горячим...............В8(01010)-А
 померкнет свет и растворятся звуки,....................С(01010)-а-С(01010)
 в глаза твои вернется юный мальчик,...................СВ9(0101(010)1010)
 еще свободный и  пока не в небе, но уже крылатый...........................С(01010)-а-В(01010)



*** Анатолий Страхов

невысказаный свет расколот болью....................А-С(01010)
.
стена к стене. огонь к огню. Молитва.................А-С(0101010)
о дыме утром - серые осколки..............................В1(01010)-А
.
у страха ты не спросишь о прошедшем..............В2С(0101(010)1010)
.
нет слов у ветра. платье незнакомки...................В3С(0101(0)101010)
ему ловить губами интересней............................С(0101(010)1010)
.
окно открыто. приглашенье к небу.....................В4С(0101(0)101010)
.
ты подойди поближе и танцуя.............................В5С(0101(010)1010)
успей стать птицей - тенью серафима.................В6(01010)-А
.
твой голос - время ночи, сумрак речи.................В7(010101(0)1010)
молчанье - вечер, поцелуи плечи.........................В8(01010)-А
абстрактное начало песни песен,.........................В9С(0101(010)1010)
забытой встречи и игра в наречья........................В10(01010)-а-С(01010)
назло, нарочно, спьяну, сдуру, в шутку..............С(0101010)-А






Начиная литературные практики с разумной уверенностью в том, что  в ближайшей перспективе они будут востребованы, хочется сказать о нескольких вещах:

1. Эта страница не группы авторов и не для группы авторов, её участником может стать любое заинтересованное лицо.
2. Здесь показываются те наработки, которые есть и могут быть полезны в творчестве. Ничего не навязывается. Основной принцип уход от демагогии. Попробуйте сами, попробуйте вместе с ведущими данной странички, сочтёте для себя полезным - берите себе на вооружение. 
3.  Литературные практики это игры у которых есть правила, точнее одно правило: взялся за гуж... желательно дойти до конца. 
4. Вехи простые:
- малые формы: хайку и мини-верлибр;
- техника совмещения - классический(?) сонет (сонетная матрёшка)
- техника растворения -  от сонетного верлибра до прозаической миниатюры.
- небольшое обсуждение и рассказ/показ того, как данные тексты записываются схематически.

Будем стараться итоги каждого такого мероприятия анонсировать на главной странице.

ЛП жёстко модерируются. Не допускается пренебрежительное отношение к авторам участникам и их пробным текстам. Регламентируемое обсуждение только после каждого этапа, с возможным участием авторов со стороны.   


Литературные практики - 1

авторы участники:
http://www.stihi.ru/avtor/verarey  - Вера Рей
http://www.stihi.ru/avtor/vlademir1  - Владэмир Ярыш
http://www.stihi.ru/avtor/vbzib    - Ведь Мы Немы (Ульяна)
http://www.stihi.ru/avtor/strannik10  - Дина Ясная
http://www.stihi.ru/avtor/mirtra58   - Лидия Косарева
http://www.stihi.ru/avtor/ep2008    - Павлова Лена
http://www.stihi.ru/avtor/hello4    - Здравствуй (Инна)
http://www.stihi.ru/avtor/natasha77  - Наталья Стикина

ведущий:
http://www.stihi.ru/avtor/astra11  - Анатолий Страхов


;) Начнём с "засады"

Давайте попробуем написать по три строчки будущего стихотворения, стихотворения к которому мы придём в самом конце Литературных практик.  Две строчки будут соответствовать первым двум строчкам стихотворения, одна - последней строчке будущего 14-ти строчного стихотворения.

Стихотворение должно быть написано ямбом (вот ведь кажется затёртый до дыр ямб :) а куда же без него)  размер каждой строки (всех строк будущего стихотворения)   01010101010,   где "0" - безударный слог, "1" - ударный слог.

Пример (строчек, которые нужно написать):

Взгляну - и роза больше не смеётся.  (первая строка)
Заговорю - всё мелко, всё неясно...  (вторая строка)
…........................................................... (как бы пропущенные строки)
И стало сердце выжженым и старым.  (четырнадцатая)



На самом деле это стихотворение Назрула Ислама звучит примерно так:

Взгляну - и роза больше не смеётся.
Заговорю - всё мелко, всё неясно,
и музыка во мне слабее, гаснет,
и сердце глуше, медленнее бьётся.

Луна зашла - её не видно, юной.
Ослепло небо - ни зарниц, ни молний.
Уже весною пахнет ветер южный,
но соловьи весенние безмолвны.

А дикие соцветья по оврагам
не пляшут, не звенят при лунном свете,
и ночь тебя захлёстывает мраком,
и волосы твои лохматит ветер.

И кажется, что всё непоправимо.
И стало сердце выжженным и старым.


Маленькое условие авторы не должны писать ничего кроме трёх строк (середина стихотворения должна только подразумеваться).

:)  Жду результаты до утра  28.04.2011 года. После чего идём дальше (с меня тоже вариант). До этого времени к нам может присоединиться любой автор (или записаться на следующий заплыв).


ПЕРВЫЙ ШАГ:

***
Под пенье ветра танец желтых листьев
Наполнит сердце болью и томленьем
........................................................
И птиц прощальный крик застынет в небе
Ярыш 

***
на крыльях птиц гнездится утром небо
а тихий вздох в тиши всё множит эхо.
........................................................
знакомо до беспамятства, до боли.
Ясная

***
Ты вылил ночь в чернильницу пустую,
Луна одним крылом в окне сияла.
........................................................
И стал таким же стражником молчанья.
Мы Немы (Ульяна)   

***
Идёт бычок, вздыхая, по дощечке.
Блестят глаза, дрожат худые ножки.
........................................................
Прости, дружок, прости нас, человечков.
Рей

***
Опять рассвет. Опять томленье сердца.
В лучах зари все выглядит иначе.
........................................................
В душе, которая теперь смеется.
Косарева 

***
Тростник играл печальной флейтой ветра
Открывшимся кувшинкам песню неба.
........................................................
Рисунок на песке недолговечен.
Лена   


***
открой окно, пусть ветер нежит шторы
теплом весны, на месяц запоздалым
........................................................
а я уйду, свой главный выбор сделав.
(Инна)

***
бессонница – скучнейшая подруга.
наполню ночь верлибрами Превера
........................................................
как между строк рождается надежда
Стикина   





***
и широко закрытыми глазами
смотреть холсты Мане, Дали, Матисса
........................................................
и видеть дождь вне веток старых клёнов
Страхов



ВТОРОЙ ШАГ

   Первое, что стоит освоить в первом приближении (когда речь идёт об «объёмных» текстах) это малыее формы и прежде всего хайку
   
   Кратко о том, чего не стоит делать при написании хайку (более подробно можно посмотреть: http://www.aif.ru/dosug/article/23957)
   .
   1. Не пишите в рифму, она дает чувство ложной завершенности, а в хайку всегда есть приоткрытая и приглашающая дверь недосказанности.
   2. Не пишите назидательно, высокопарно или сентенциозно, не давайте оценок.
   3. Не выдумывайте хайку «из головы», не оперируйте невещественным, абстрактным, но делайте предметом хайку окружающий мир и собственный опыт, пусть даже воображаемый.
   4. Не пытайтесь объяснить что-то в хайку, а лишь покажите это.
   5. Не пишите афоризмы, навязывая то единственное представление, которое возникло у вас.
   6. Не пишите дневник или рассказ на тему «Как я провел лето».
   7. Не пишите об иных временах, кроме настоящего, или пишите через призму настоящего – хайку должно создавать ощущение, что события разворачиваются у вас на глазах.
   8. Старайтесь избегать явных метафор, сравнений, олицетворений и т.п. Метафора допустима, если равновозможно и метафорическое и буквальное ее прочтение.
   9. Прием ради приема, красивость ради красивости и т.п. делает хайку плоским и лишает непосредственности. Игра слов, графические ухищрения и пр. хороши только в случае их смысловой адекватности – как и в любом художественном тексте.
   

   На разных сайтах и от разных авторов встречал следующее определение хайку: теза-антитеза-катарсис,  этот принцип и есть основа ВТОРОГО ШАГА

   Построчная ренга:
   Участвуют два автора, каждый автор пишет по одной строчке (форму немного удлиняем до японского сонета (ямб) или 10-ти строк 5-7-5/5-7-5/7-5-7-5)

   например:

   апрельский вечер (1) теза
   скамья на Патриарших (2) антитеза
   пока пустая (1) катарсис

   дорога к дому (2) теза
   четырнадцать ступеней (1) антитеза
   до старой липы (2) катарсис

   садится солнце в тучи.. (1) строчка связующая вводная для строфы

   наверно плачут (2) теза
   по тем кто не вернулся (1) антитеза
   дверные петли (2) катарсис


   таким образом должны получиться три хайки



   ---------------------------------------- и ещё немного подсказок:

   ***
   кусты сирени.
   вновь аромат знакомый
   подарит встречу

   Минусы:
   1) «аромат» в хайку не может дарить, нужно стараться избегать даже косвенной персонификации; поэтому это трехстишие;
   2) «подарит» - будущее время лучше не использовать, действие в хайку – настоящее;
   3) дарить в хайку можно лишь предметы, а не «встречу»;
   4) хайку – композиция материальных (желательно отстоящих друг от друга) явлений; здесь же аромат является следствием «сирени».


   Другие примеры:
   1) «томится роза» - выражение не для хайку. Роза – не более чем просто цветок. Цветок может качаться, может цвести и т. д., но не томиться. Авторское олицетворение цветка нужно исключить.
   2) «душа наверх летит» - строчка не для хайку. Душа – понятие невещественное, нематериальное. В хайку оперируют лишь тем, что можно осязать, что объективно существует. Поэтому невозможно в хайку увидеть слова: «вечность», «бесконечность», «добро», «душа» и т. д.
   3) «желанье прячет» - не для хайку. «Желанье» - невещественное понятие. Оперировать им в хайку нельзя.
   4) «замки не прочны» - утверждение. В хайку показывают, а не утверждают. Попробуйте нарисовать эту фразу.
   5) «в огне прекрасней роза» - утверждение. Можно нарисовать «розу в огне», но не утверждение «в огне прекрасней роза».
   6) «я не страшусь» - субъективное утверждение, делать которые не принято в хайку.

   Другие тонкости:
   в хайку лучше избегать отрицаний
   в хайку надо стараться не возвращаться к предметам, о которых уже шла речь.

 
   Желательно допустить минимум ошибок.



ВТОРОЙ ШАГ (первая часть)

Мы Немы (Ульяна)

***
Окно открыто.
На столике сосновом
Фонарь бумажный.

***
Вспорхнула птица.
За ветками акаций
Монах и гейша.

***
Открыта книга
О Духах Сновидений.
Лимон и мята.


Ярыш

***
На стенах тени
Стучат в окошко ветви
И стынет кофе

***
Кружатся листья
Напротив, в старом парке
Оркестр играет

***
Перо упало
В раскрытые ладони
Птиц крик прощальный


Стикина 

***
вино и свечи
твой взгляд такой тяжёлый
мигаю первой

***
на шёлке птицы.
ещё вчера вернулся
скворец соседский

***
большая лужа
по облаку проходит
собака. странно...



Рей

***
Прохладный вечер
Целует плечи ветер
Тебя нет рядом

***
Кусочек хлеба
Комок обиды в горле
Огрызок горький

***
Одна под небом
Сижу – пишу три хайки
Волшебной ручкой



Лена

***
знакомый город
осенний цвет вокзала
фонарь разбитый

***
в картинку детства
добавлена реклама
японской суши

***
почтовый ящик
щербатые ступени
шаги считаю


Косарева 

***
Луны дорожка.
Всплеск на реке. Вернулась
Семья из уток.

***
Перо. Бумага.
Зеленой лампы тени.
Письмо забыто.

***
Уходит туча.
Упали капли с веток
В мою ладошку.


Ясная


***
туман. скамейка.
не зги не видно в парке
идёшь на ощупь.

***
воркует голубь.
трава слегка примята
и россыпь крошек.

***
прохладный ветер.
стучит тихонько ветка
о столб фонарный.



***
горчит сок клёна
ствол дерева надломлен
летящим смерчем

***
кусочек неба
синеет гиацинт мой
на клумбе голой

***
за поворотом
дорога по ухабам
рассвет дождливый



Капель. Будильник.
На стёклах в отраженьях
Две чёрных птицы.

Плед на балконе
Висит вторые сутки.
На небе туча.

Скамейка парка.
Осенний лист застрявший
на слове «Вера...».


Страхов

***
Капель. Будильник.
На стёклах в отраженьях
Две чёрных птицы.

***
Плед на балконе
Висит вторые сутки.
На небе туча.

***
Скамейка парка.
Осенний лист застрявший
на слове "Вера.."
















ВТОРОЙ ШАГ (вторая часть)

Мы Немы (Ульяна)


Столы и стулья (1)
Давно не ждут хозяев (вмн)
На стёклах - небо (ps)

Портовый город (вмн)
Прибой, привоз, приметы (ps)
нет постоянства (вмн)

Чернильница и ручка (ps)
Альбом этюдов (вмн)
Всё то о чём сказали (ps)
Дождливый вечер (вмн)


Ярыш
 
Кривые тени (1)
Наполнен дом дыханьем (вя)
Свечи погасшей (ps)

Часов молчанье (вя)
На циферблате муха (ps)
Пора, быть может...(вя)

Качнулась стрелка влево (ps)
Дрожащий голос (вя)
Рисунок акварелью (ps)
вода живая (вя)
 

Ясная 

бреду(во сне ли?)(1)
размыты краски лета(дя)
трава, тропинка (ps)

пчелы жужжанье(дя)
шагов шуршанье. ветер (ps)
смолистый запах(дя)

и занавеска в хвое (ps)
уютный домик (дя)
в бреду ночном потерян (ps)
ботинок в поле(дя)


Рей

Что хочет сердце? (1)
Пульс бьётся в ритме ямба (вр)
Капель всё громче (ps)

Рисует ветер (вр)
Ручей, кораблик детский (ps)
Барашки–тучки (вр)

С берёзы чёрный ворон (ps)
Согретый солнцем (вр)
Не "детский" - каркнул - "датский" (ps)
Принц знает правду (вр)


Ярыш

Под звуки флейты (вя)
Качается улитка (ps)
Дождей унынье (вя)

На тонкой ветке (ps)
Непрошенные гости (вя)
Две ярких капли (ps)

Вино в моем бокале (вя)
Горчит немного (ps)
Горят в камине письма (вя)
Их лёгок пепел (ps)


Стикина

в остывшей чашке (1)
кофейной гущи знаки (ns)
пион с изнанки (ps)

затёрта скатерть (ns)
созвездья хлебных крошек (ps)
темнеет небо (ns)

гадалка - кукла - Вера (ps)
разбитый веер (ns)
к её руке привязан (ps)
цветок увядший (ns)


Косарева   

Привет небрежный (1)
С букетом астр послал ты (лк)
Снежинка тает (ps)

Окно. Вздох ветра (лк)
На шторе тень. Что дальше? (ps)
Загадка ночи (лк)

Тетрадный лист. Три строчки (ps)
Луна - соавтор (лк)
И чёрная безбрежность (ps)
Опять отступит. (лк)


Мы Немы (Ульяна)

Цветок сирени(вмн)
Четыре танцовщицы (ps)
В шелка одеты (вмн)

В весеннем солнце (ps)
Сосна и дом кирпичный(вмн)
Холст Дун Цичана (ps)

За ширмой из бамбука (вмн)
Палитра, кисти (ps)
В широкополой шляпе(вмн).
Вольтер из гипса (ps)


Лена 

Ныряю рыбой (1)
часы пробили полночь(пл)
луна за тучей (ps)

перо,чернила(пл)
открытой книги тени (ps)
собака воет(пл)

за дверью, перед дверью (ps)
стою в сомненьях(пл)
за смертью, перед смертью (ps)
звонок в прихожей(пл)


Наталья

песком вечерним (ns)
просыплю сад весенний (ps)
под птичий щебет (ns)

висит на ветке (ps)
воздушный змей. забытый (ns)
журнал на лавке (ps)

монетка в луже. небо(ns)
забыть. придумать (ps)
три ноты. новой песне (ns)
малыш-кузнечик (ps)


Рей

Газета "Правда" (вр)
На содранных обоях (ps)
Слова читаю (вр)

Клей, штукатурка (ps)
Портрет знакомый – брови (вр)
Жука личинка (ps)

Зеркальных фраз пугаюсь (вр)
И паутинки (ps)
Прилипли... Тихо звуки (вр)
В ведро сметаю(ps)
 



Волос колечко (1)
щекочет мочку уха (здр)
пух тополиный (ps)

в гнезде у славки (здр)
кричит птенец кукушки (ps)
горячий полдень (здр)

дорога к дому. ветер. (ps)
столбом из пыли (здр)
за незнакомцем в сером (ps)
стена безмолвья (zdr)


Лена


пылит дорога(пл)
собака с дранным боком (ps)
бежит по следу(пл)

скрипит телега (ps)
колючки у обочин(пл)
совсем седые (ps)

краснеет запад.тихо(пл)
трав шорох. вечер (ps)
приносит на закланье (ps)
с востока ветер(пл)


Косарева   

Вернись к началу (лк)
Ограда старой школы (ps)
И шепот ветра (лк)

в цветочной клумбе (ps)
Ищу приметы детства (лк)
стекла осколок (ps)

И в дырках муравейник (лк)
По ржавой тёрке (ps)
Дождя скатилась капля (лк)
В сухую землю (ps)


Ясная   

свечи огарок(дя)
луна в весенней луже (ps)
забор, калитка.(дя)

но тянет гарью (ps)
тайком мальчишка курит(дя)
девчонка плачет (ps)

к реке идёт соседка(дя)
с большою сумкой (ps)
кудлатая собака(дя)
вздыхает громко (ps)



















ТРЕТИЙ ШАГ - три мини-верлибр

Если в построчной ренге мы отрабатывали вертикальное видение через строчку и вероятно поняли эффект обманутых ожиданий (когда, просчитывая возможный вариант строчки другого автора вдруг находили его совсем иным). С помощью мини-верлибра мы отработаем горизонтальное видение, такой своеобразный акростих/месостих.

Мини-верлибр можно определить как малый текст в котором присутствует только один троп (изменение одного состояния,  одного качества на другое)

В нашем случае надо написать не только мини-верлибр, но умудриться вписать его в японский сонет.

Тема для каждого автора должна быть близка к тем темам которые отрабатывались в предыдущих заданиях и близка к теме стихотворения Игоря Конова (для каждого автора стихотворение будет индивидуальное)

Пример (в дактиле, но в нашем случае должен быть ямб)

……………..шёпот
……………..хлопает
……………..дверью
……………..в долгом
……………..времени
……………..ветра

Шёпот всё тише
Хлопает ветер всю ночь
Дверью подъезда

В долгом желанье
Времени радости нет
Ветра из снега

Тысячи жизней внутри
Каждой снежинки
Сепия белых пустынь -
Краска для шёлка


---------------------------------------------------------

Тексты стихотворений Игоря Конова для авторов-участников

1)...............Ведь Мы Немы (Ульяна) - http://www.stihi.ru/2010/11/16/2623
2)...............Владэмир Ярыш - http://www.stihi.ru/2010/05/11/931
3)...............Наталья Стикина  - http://www.stihi.ru/2010/10/27/1495
4)...............Вера Рей - http://www.stihi.ru/2010/10/27/1570
5)...............Павлова Лена  - http://www.stihi.ru/2010/05/04/5088
6)...............Лидия Косарева  - http://www.stihi.ru/2010/05/04/5230
7)...............Дина Ясная  - http://www.stihi.ru/2010/05/04/5258
8)...............Здраствуй (Инна) -  http://www.stihi.ru/2010/10/28/823

9)...............Анатолий Страхов - http://www.stihi.ru/2010/10/28/764

и вариант для любого желающего - http://www.stihi.ru/2010/05/30/3874
---------------------------------------------------------



Немного о верлибре:
-----------------------------------------

Весь текст: http://resheto.ru/lexikon/glossary2792.php

Перед тем, как процитировать интересные мысли о верлибре, я бы хотел совсем немного сказать о своём понимании данной формы.  Свобода, это умение преодолевать НЕ свободу  (классического стихотворения, смысловую пустоту, ритмический хаос в пользу ритмического акцента на нужном слове, на вздохе или выдохе).
-------------------------------------------

"Свободный стих представляет собой качественный скачок — переход от слогового стиля речи к новой стихии — к стихии полнозначного слова. Основой, единицей в свободном стихе становится любое значимое слово…" 
Метc

"На первый взгляд, писать стихи верлибром проще простого. Не требуется тщательно подбирать рифмы, не надо мучительно биться над попаданием в размер. Верлибр освобождает от всего этого, давая поэту полную свободу.
Но эта легкость обманчива. Верлибр требует от автора труднейшей работы над образностью. Любая фальшь и пафос высвечиваются в верлибре, словно прожектором. Некоторые исследователи считают верлибр мостиком между поэзией и прозой, органичным слиянием этих двух литературных разделов. Верлибр — это поэзия в высшем ее проявлении, с одной стороны не ограниченная рамками размера и рифм, а с другой — опоэтизированная проза, подчиняющаяся уже законам поэтики, отказавшаяся от целостности прозаического текста.
В чем же основная особенность верлибра?
Разбивание поэтического текста на сегменты, гипнотизирующие читателя повторами, на акценты, смещение которых в любую сторону ведет к смысловому искажению стихотворения.
Как и классическая поэзия, верлибр требует … виртуозного владения словом. Свобода от размеров и рифм не означает отказа от собственно поэтики, просто эта поэтика уходит в подсознание как автора, так и читателя."
Нейман:

"В … своей видимой вседозволенности верлибр чертовски привлекателен — на первый взгляд. Демонически соблазнителен — на первый взгляд. Я помню, как в детстве мне казался гнусной профанацией белых стих, — типа, большое дело — писать без рифмы, дурная работа нехитрая. Верлибр с виду еще легче — писать без размера, без навязанной строфики… Ощущение такое: берешь любой текст, разбиваешь как попало — получается верлибр. Например:
          верлибр
          чертовски привлекателен
          на первый взгляд
          демонически соблазнителен
          на первый взгляд
          я помню
          как в детстве
          мне казался гнусной профанацией
          белых стих
          типа, большое дело — писать без рифмы —
          дурная работа нехитрая…
          Так ли просто все обстоит?
Нет, не так. Верлибр требует от автора удивительной интуиции, очень тонкого чувства интонационной фальши. Я не хочу вдаваться в разговор о том, где лежит верлибр на шкале поэзия-проза. Орлицкий утверждает, что верлибр — фактически проза, из любого прозаического текста можно сделать верлибр. По Буричу, верлибр — это поэзия в ее высшем проявлении, не отягощенная фальшивыми рамками. Хватает мнений и на тот счет, что верлибр — переходная стадия, мост между двумя большими континентами литературного текста. Мне это сейчас неважно. Важно мне другое: верлибр отказался от основных выразительных средств “обычного” стиха — ритма и рифмы. Отказался он и от завлекающей цельности прозаической речи. Что же в таком случае является для верлибра основным выразительным средством, инструментом, придающим тексту нужный эмоциональный строй и делающим его насыщенным, бьющим, захватывающим сознание?
…Верлибр — это шаг с небесного Олимпа к Олимпу на Земле. Верлибр позволяет автору взять повествовательный тон, в верлибре плохо смотрится пафос, ему не идет надуманность. Верлибр человекообразен. Верлибру свойственна иная метафоричность, равно как и иная образность в целом, нежели “несвободному” стиху".
Горалик

"Верлибр - это система стихосложения, характеризующаяся нерегламентированной (непредсказуемой) сменой мер повтора."
Русский свободный стих. - М.: 1984. - с.29.


"Верлибр - стих, в котором произвольно количество ударных и безударных слогов; не обязательно одинаковое число ударений в стихотворных строках, нет повторяющихся единообразных строф; может не быть и рифмы. В его основе лежит однородная синтаксическая организация, определяющая однородную интонацию, в которой произносят каждую из стихотворных строк - фраз свободного стиха. Эта повторяющаяся интонация, выраженная в синтаксическом построении фразы, и определяет своеобразный ритм стихотворения."
Л.И., Венгров, Н.П. Краткий словарь литературоведческих терминов. - М.: 1963. - с.137.


"Верлибр сохраняет верность стиху и является стихом, а не прозой, потому что в нем обнаруживается корреспондирование рядов, графически выделенных авторской установкой на стих. В верлибре, в отличие от всех "несвободных" систем, нет сквозных мер повтора (слог в силлабической, стопа в силлабо-тонической, ударение в тонической системах). Свободный стих строится на повторении периодически сменяющих одна другую фонетических сущностей разных уровней, причем компонентами повтора в соотносимых рядах в русской поэзии может быть фонема, слог, стопа, ударение, клаузула, слово, группа слов и фраза."
А. От чего не свободен свободный стих?/А. Жовтис// Стихи нужны… - Алма-Ата: 1968. - с.35-36.


"Верлибр - современный свободный стих, если взять его с внешней стороны, - это стихотворение, не подчиняющееся правилам классического стихосложения и состоящее из строк, каждая из которых качественно не зависит от предыдущей, может содержать в себе различное количество слогов, разный порядок следования интенсивных временных, мелодических (тонических), гармонических (тембровых) структур. Эти стихотворные строки объединяются в группы, называемые "лессы", каждая из которых может включать в себя различное количество строк внутри одного и того же стиха."
Zygmunt, Le vers libre francais.


"Верлибр - (франц. vers libre - свободный стих) - форма метрической композиции, характерная для ХХ в. В целом В. определяют по негативным признакам: у него нет ни размера, ни рифмы, и его строки никак не упорядочены по длине (см. система стиха). Это означает, что можно взять любой кусок прозы, произвольно разбить его на строки - и в результате должен получиться верлибр. Формально это так и есть. Но здесь чрезвычайно важно следующее: один и тот же кусок прозы может быть разбит на строки по-разному, и это уже момент творчества - сам факт этого разбиения.
Второе, что очень важно: в результате этого произвольного разбиения появляется феномен стихотворной строки, то есть единицы, лишь потенциально присутствующей в нестиховой обыденной речи. Вместе со стихотворной строкой появляется закон двойной сегментации, или двойного кодирования, стихотворной речи - наложение обыденного синтаксического разбиения на ритмическое, которое может противоречить первому."
В. Словарь культуры ХХ века




ЧЕТВЁРТЫЙ ШАГ:


Давайте представим, что нашим наставником (учителем) стал Гарсия Лорка

Надо выбрать себе любой его сонет и написать на него (в том же размере) отклик. (ясы/мини-верлибры сознательно прятать не надо, единственная просьба/условие, чтобы строчки откликов были (как-бы) разбиты на 5-ти и семи-сложные фрагменты)

ссылка на Сонеты тёмной любви http://www.stihi.ru/2010/01/23/9162   

Давайте попробуем успеть не спеша до 21-00(мскв) 04.05.2011