2. 42. История души. Это Есть

Титана Светлая Татьяна Седанкина
Начало: 2.41. История души. Я нашлась // http://www.stihi.ru/2011/09/20/1502

Это сокровенное состояние души не поддаётся объяснению, по словам Аль-Газали – это «Высшая из Наук откровения», которую способен воспринять только тот, кто хотя бы на миг испытал состояние самоисчезновения и растворения личного «я», и уход из бытия в небытие.

Не могу сказать, что Это Состояние у меня было долгим, но даже этого момента оказалось достаточно, чтобы понять, что Это – Есть, что Это – Существует, что Это – Высшая Реальность, то, к чему по наитию стремятся все ищущие сердца, жаждущие постижения Истины.

Находящийся же в состоянии постоянного духовного экстаза, по словам Аль-Газали «сочетался с истиной и соединился с оком созерцания, такого не трогают удары состояний, сердца их укрепились и обрели новую силу, так что смогли выносить постоянный экстаз во всех состояниях».

Это состояние невозможно объяснить путём систематических доказательств или упорядоченных аргументов. Как пишет Ибн Араби: «человеку, овладевшему подлинным мистическим знанием, язык вообще не нужен; более того, потребность в нём свидетельствует об ущербности мистического знания. Оно не нуждается в языке, ибо в принципе не может быть передано: пока мы остаёмся в рамках этого знания, нам просто некому его передавать, нет никакого «ты», есть лишь всеобщее «я». Непременным атрибутом всесубъективности является молчание. В мистицизме общепризнанный принцип: «МОЛЧАНИЕ – ЗНАК ВЫСШЕЙ МУДРОСТИ»; «ЗНАЮЩИЙ НЕ ГОВОРИТ, ГОВОРЯЩИЙ НЕ ЗНАЕТ».

В связи с этим вспоминается прекрасная притча «Бабочки и огонь»:
Три бабочки, подлетев к горящей свече, принялись рассуждать о природе огня. Одна, подлетев к пламени, вернулась и сказала: «Огонь светит».
Другая подлела поближе и опалила крыло. Прилетев обратно, она сказала: «Он жжётся!»
Третья, подлетев совсем близко, исчезла в огне и не вернулась. Она узнала то, что хотела узнать, но уже не смогла поведать об этом оставшимся.
ПОЛУЧИВШИЙ ЗНАНИЕ ЛИШАЕТСЯ ВОЗМОЖНОСТИ ГОВОРИТЬ О НЁМ, ПОЭТОМУ ЗНАЮЩИЙ МОЛЧИТ, А ГОВОРЯЩИЙ НЕ ЗНАЕТ. СИЛА НЕ НУЖДАЕТСЯ В ПРОЯВЛЕНИИ.

Говоря о мистицизме, мы переступаем предел, за которым привычные нам понятия и схемы рассуждений оказываются неэффективными и заводят в тупик противоречий. Знания обычно понимается, как знание о том, что есть, в данном же случае речь идёт о знании того, что по мнению человека, не ступившего на Путь Мистического Озарения – просто не существует.

По мнению Ибн Араби существует специальный МИСТИЧЕСКИЙ ЯЗЫК, который прямо противоположен языку рационалистическому: «Если второй стремится максимально однозначно зафиксировать смысл каждого слова и каждой фразы, избегая двусмысленности как величайшего недостатка, то первый стремится к максимальной многосмысленности… Текст на мистическом языке требует особого прочтения: каждая словесная форма его – есть лишь форма, в которой читатель должен сам открыть бесконечное богатство содержания, не предзаданного однозначно и не зафиксированного никакими терминологическими определениями… Это значит, что всякий термин и всякая категория могут и должны пониматься во многих, в том числе и в противоположных смыслах» [Смирнов].

Состояние Определённости,
Достижение Брега Заветного,
От мирской суеты отрешённости,
Единение сердца Ответное.

«Всё во всём» и «Ничто» обвенчалися,
Пустота до краёв переполненная,
Тишина, Звуки Мира вбирающая,
И Покоем пространство заполненное.

Нет ни время здесь, ни направления,
Нет отдельного взятого «я»,
Состояние Достижения
Дома Вечности – Небытия. 8.03.11.
http://www.stihi.ru/2011/03/09/1597

Так значит такие слова как «Всё и Ничто», «Громозвучная Тишина», «Пустота до краёв переполненная», встречающиеся в стихах употребляясь в мистическом значении вовсе не Абсурд, а вполне Реальные Явления, а ощутивший их на себе прикоснулся к состоянию Духовного Экстаза, которое, по словам Аль-Газали не поддаётся объяснению:

«Если врата Высшей из Наук откровения открылись перед тобой, ты поймёшь это гораздо лучше, чем путём видения только взглядом. Людей, обладающих по милости Аллаха такой степенью веры, ведёт дух достоверного знания, ими познано действительное положение дел.  'Али, да почтит Аллах его лик, сказал о них так: «они нашли мягким то, что изнеженные считали жёстким и неровным, они возрадовались тому, от чего невежды отворачивались, они жили в этом мире телами, а души их парили очень высоко. Эти люди – наместники Аллаха на его земле и проповедники его религии» [Аль-Газали, Воскрешение наук о вере / Абу Хамид Аль-Газали; пер. с араб. В.В.Наумкина. – М.: 1980. – 266с.].

Так как же узнать испытывали ли вы когда-нибудь в своей жизни прикосновение Духовного Экстаза? Аль-Газали описал его главные признаки, знакомство с которыми поможет ответить на заданный вопрос:

- чувствовать стеснённость сердца от дружбы с людьми, тяготиться ею и страстно предаваться сладостному поминанию.
- Если человек и общается, в обществе он одинок, в уединении общителен,
- на родине – странник, в странствии – домосед;
- когда его нет, он присутствует, когда он здесь, он отсутствует,
- он общителен телом, нелюдим душой, погружён в сладострастие поминания [Аль-Газали].

Как же мне всё это было знакомо… Но вот с Ничто я встретилась впервые. В стихах приходили разъяснения этому понятию, которые, проникая в сердце, принимались им без сомнения, а ум всё больше и больше сходил «как облако тумана с вершины сияющей».

Ничто рассмотрим поподробней: не-эго – чистый белый лист,
От чувства «я» всяк всход бесплодный, напрасно взращенный Нарцисс.
Его удел лишь любование ветшалой формой бытия,
Ничто не требует признания, Ничто – Мир Вечного не-я.

Ничто во всём и в тоже время оно Нигде и Никогда,
Оно не знает формы бремя, но Суть сияет в Нём всегда.
Она Одна во всём Творенье, Един Аккорд Небытия,
Ничто – Частица Откровения из Ниоткуда для Всея.
12.03.11. http://www.stihi.ru/2011/03/12/1730

И вот наступил день, когда, похоже, ум сошёл с меня полностью. Я ощущала себя горсткой пепла, в своих же ладонях, причём мои ощущения подтвердились записанным стихотворением:

В Горниле Огненной Печи дотла себя испепелила,
Из сердца самости Ключи для Новой Вехи получила,
Из пепла встав совсем иной, пройдя Обряд Преображенья,
Приобрела Души Покой – плод самости самосожжения.
Став горсткой пепла, эго яд нейтрализован, побеждённый,
Надет безличностный наряд – Плод Изначалья возрождённый.
12.03.11. http://www.stihi.ru/2011/03/13/2220

Продолжение: 43. Я ДОМА! // http://www.stihi.ru/2011/09/21/1236