Двухнедельное ревью 57. Обзор Евгении Костюковой

Психоделика
  _________________ РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ СТРАНИЦЫ РЕВЬЮ _________________

день 1-10    —   Приём оригинальных авторских текстов со ссылками на первоисточники.
день 10        —   После специального объявления Обозревателя приём текстов прекращается.
день 11-12  —   Текущий Обозреватель отбирает на свой вкус 5 (или более, по желанию) лучших или наиболее интересных текстов и пишет на них развёрнутые комментарии, которые затем переносятся в "шапку" ревью.
день 13-14  —   Участники и все желающие обсуждают комментарии Обозревателя.
день 15        —   Открывается страница нового Двухнедельного ревью и начинается приём оригинальных авторских текстов.


 Обозреватель —  Евгения Костюкова   http://www.stihi.ru/avtor/evgenia777




Во-первых, спасибо организаторам, что пригласили. Во-вторых, спасибо всем, кто принял участие в этом действе, откровенно слабых стихов было не так много и это радует. В-третьих, мой выбор субъективный и на истину в последней инстанции не претендует :) В течении ревью, я высказывала мнение по каждому стихотворению, потому в итогах не буду разбирать техническую сторону, а просто поясню, почему эти семь произведений оказались мне близки более других.
 
 
 ЗЕ-БРА «Пустынная трасса» http://stihi.ru/2011/06/22/5869
 
 Такими пустынными трассы бывают только в провинции...
 Летим под сто двадцать, пейзаж залихватски свистит,
 А глупое радио совсем не желает ловиться,
 И магнитола упрямо выплёвывает CD.
 Ты, по привычке щурясь, глядишься в солнце закатное,
 А струйки дождя на стёклах видны лишь мне.
 В детских сиденьях свернувшись, дремлют наши котята,
 И шлейф золотистой листвы за машиной кружится во сне.
 И я в зеркалах отражаюсь - счастливая и спокойная,
 Но - где-то внутри - тревожно скулят тормоза.

 Ведь правда же, это не мы улетели, вспоров отбойник,
 за обочину мира
 тьму километров тому назад?
 
 Люблю стихи-новеллы, стихи-судьбы. Написать хорошее сюжетное стихотворение не так просто, как полагают многие, в таких стихах очень чувствуется фальшь. В «Пустынной трассе» я её не наблюдаю. Стихотворение яркое, эмоциональное и, в то же время, отстранённое. Словно посмотрела отличный фильм.
 
 АЮНА АЮНА
 
 рыбы без чешуи, змеи без кожи
 только они петь и умеют
 
 Рада, что открыла для себя стихи Аюны. Не буду долго говорить, они - маленькое чудо. А эта миниатюра поразительно точно определяет суть творцов.
 
 ВЯЧЕСЛАВ ЛОБАНОВ «Вспоминая коммуналки» http://www.stihi.ru/2011/10/10/2434

 ..Там в ночной тиши шуршит
 мышь бумажкой с маргарином,
 в доме выцветшем, старинном,
 где почтенно тени спят
 от деревьев выше крыши
 и сквозь стены шёпот слышен,
 а детишек, как опят...

 Кухни тёмный потолок.
 На двери - почтовый ящик.
 Наш сосед, всех матерящий, -
 враг, сидевший за подлог...
 Десять лет в одних стенах
 с этим бывшим офицером,
 как всегда послал нас нах...
 Чуть не сшибли тётю Веру:

 - Мы гулять!..
 Огромный двор,
 ряд сараев и кладовок...
 Пьяных дядек разговор,
 про Маринку из столовой,
 надоел уже...

 Бежим
 вдаль, к заросшим терриконам:
 - Что уроки и режим -
 интересней вверх по склону!
 Без тропинки, метров сто,
 по сухой траве примятой -
 там свобода и простор,
 солнце, ветер, запах мяты...
 
 Стихи-воспоминания – тоже моя слабость. Вячеславу удалось подарить мне частичку детства… Читала и чувствовала солнце, ветер, запах мяты...
 
 ЧЁРНЫЙ ГЕОРГ «Свинья» http://stihi.ru/2011/11/07/6966
 
 Длинный нож – и рука человека, который не юн.
 Мне не хочется видеть, и я закрываю глаза...
 Рождество.
 Человека позвали – зарезать свинью.
 Он был занят. А может, болел. Но не смог отказать.
 Пожилой человек, не колеблясь, заходит в загон.
 Мне не хочется знать, как испуганно дышит свинья...
 Мне не нужно – ни пряных копчёностей на Новый год,
 ни горячих домашних сосисок.

 Исполнено ям
 и провалов декабрьское небо с иголками звёзд.
 Закурив, я иду вдоль сараев.

 У дома с крыльцом
 исподлобый осёл, беспокойно жующий овёс,
 производит копытно-ледовую дробь: цок-цок-цок.
 В это время доносится возглас несчастной свиньи,
 и, обрушившись, вечер хоронит – меня и осла –
 в общей яме, где смерть, и смердит полусгнивший маис,
 где боятся и давятся кровью, где не удалась
 наша трижды паршивая жизнь – до таких степеней,
 что не жалко уже – ни себя, ни детей, ни семью...

 И, последним желанием, – снежная пустошь,
 и в ней
 нет ни нас, ни двора, где ножом убивают свинью.
 
 Поразительно… читая это стихотворение, полностью погружаешься в его атмосферу. Такая бездна отчаянья открывается, что страшно…
 
 МАРГАРИТА ШМЕРЛИНГ «Последний разговор с Петербургом» http://www.stihi.ru/2011/10/02/9454
 
 Под крышей облаков - седая туча крыш
 И улиц фонари, нарезавшие город
 Ломтями площадей с кусочками афиш,
 Буханками домов, черствеющими горько...

 Гастрономичный взгляд неверен и нелеп,
 Но в нём растут давно рассеянные споры.
 Ты, Питер - город-смерть, и, Питер, - город-Хлеб.
 Кто голодал, как ты, насытится нескоро.

 И много лет спустя, - простых, наивных лет, -
 На кладбищах блестят всё те же слёзы-р'осы.
 Внимательно следит, как продаётся хлеб,
 Там, в булочной, кассир, старуха с папиросой,

 (Батоны, кирпичи, - осьмушками не счесть), -
 И думает, что это - грех из величайших.
 Но самый смертный грех - детей слепая лесть,
 А ты сполна испил из этой сладкой чаши,

 И ты забыл, что кровь сочится из-под ног,
 Раздулся и разбух, прекрасный город-боров.
 Не больно ли тебе, что не услышит Бог
 Слова твоих молитв в молчании соборов?

 Из миллионов душ - с какой держать совет?
 Кто знал восторг и боль непонятых пророчиц?
 А в небе над тобой совсем не этот свет,
 И потому твой день едва светлее ночи.

 Я - первая в ряду влекомых на убой,
 Я плачу от любви, но мне восторг неведом.

 Нет, я своей души не разделю с тобой,
 Прости меня.
 Прощай.
 Я больше не приеду.
 .
 Сильное, написанное сочным образным языком стихотворение. Его хочется перечитывать, смакуя строки. У Маргариты ощущение Питера очень родственно моему…
 
 АЛЕКСАНДРА ИНИНА «О рыбках» http://www.stihi.ru/2011/10/12/7228

 ........................................"лишнее ни к чему
 ........................................в моем аквариуме
 ........................................только
 ........................................улитки и водоросли."
 ......................................../из *** (и волна изогнулась)Дмитрий Лазуткин/

 Он уже битый час созерцал свой аквариум,
 совершенно не обращая на меня никакого внимания.
 Я за этот же битый час швырнула о стену пятнадцать тарелок, вазу и соусник,
 кричала конечно, но совершенно диалектически обосновано.
 Я созидала атмосферу скандала, художественно обыгрывая каждую ее сторону.
 Творчески подходила к деталям, сплетала правду и вымысел, меняла тональность.
 Он пребывал в состоянии будды над лотосом,
 словно все мои бушевания происходили где-то заорбитально
 или вообще вне эклиптики нашей планеты.
 Я бы простила ему все, что угодно, но только не это,
 это - как если стрелы нет в плену натянутой тетивы,
 это трамвай в никуда с типа счастливым билетом.
 Скрипы не скрипки.
 Последнее перед тем как уйти шепотом: знаешь, не заводи рыбку,
 ей иногда тоже нужно немного любви...
 .
 Замечательное, шуточное стихотворение, герои узнаваемы и милы, даже чел «в состоянии будды над лотосом» :)) Но в глубине стиха понимание, что «в каждой шутке есть доля шутки, остальное…» Вот в этом-то и главная изюминка.
 
 ВИКТОР ФИШКИН «Нора» http://stihi.ru/2011/07/08/4609
 
 У равновесия не выдержал мосток,
 и пустота схватила за ботинок.
 Она живёт под ивовым кустом,
 в большой норе за тёмной паутиной

 Растущий страх коробочки полней,
 протёртый взгляд, осознанное – бездарь,
 смирение, падение планет,
 отчаянье сверчка без слуха – бездна.

 Но кто-то скрытый отведёт беду,
 ты оживёшь, они тебе солгали.
 Куда идти, когда тебя не ждут,
 стирая дни пугливыми шагами?

 Пунцовый щур щебечет над плечом,
 что можно жить, не выбирая места,
 мечтать о будущем, а значит – ни о чём,
 и смерть забыть, как беглую невесту.
 
 Лёгкий, танцующий слог, точные детали. Очень понравилось.
 Самоирония – редкая вещь, особенно, у поэтов))

Евгения Костюкова   16.11.2011