Итоги одного ревью

Психоделика
Ян Бруштейн, Григоров Амирам, Сара Бет Бернар, Черный Георг и другие прекрасные и просто хорошие авторы в ревью №59

    Подборка составлена из стихотворений, показанных на последнем ревью, проведенном на странице ЛИТО «Психоделика». Ведущие: Михаил Микаэль, Аюна Аюна.  Цифрой «1» в скобках отмечены стихотворения, особо выделенные ведущими. Это стихотворения Яна Бруштейна «эти травы и эти деревья», Григорова Амирама «Мугам 7», Сары Бет Бернар «Синица», Черного Георга «проклятия благословений». Четыре названных стихотворения – лучшие, по обоюдному мнению ведущих.
 
Каждый из ведущих и оба совместно жалеют о том, что в подборку не вошли многие очень хорошие стихи, частью из-за разности мнений ведущих, частью из-за соображений о невозможности увеличения числа стихотворений, читабельности подборки.
Все стихи подборки можно считать «лонг-списком», хотя ревью не конкурс.  Это более разбор стихов, который все чаще становится, помимо прочего, и обсуждением общих вопросов поэзии. Приходите! Принимаются любые стихи авторов сайта.
 
ОГЛАВЛЕНИЕ

Ян Бруштейн  «эти травы и эти деревья» (1)
Настя Каменская «Спаленка».
Егор Мирный  «время цветов».
Михаил Микаэль «С небес …»
Маргарита Шмерлинг «Как натоптали мужики...»
Сара Бет Бернар  «Синица» (1)
Виктор Фишкин «Тело»
Чёрный Георг   «проклятия благословений (1)
Геннадий Акимов   «Дай понять»
Александр Ра 2
Аюна Аюна «янтарность»
Григоров Амирам   «Мугам 7» (1)
Комментарии к стихотворениям,
указанным  в оглавлении, и некоторым другим стихам.

********************************************


Ян Бруштейн    (1)
эти травы и эти деревья

эти травы и эти деревья приходят ко мне из земли,
из младенца зерна и давно постаревшего корня.
что узнали они, выходя из подменного сонного в горний,
что забыли они навсегда, что запомнить смогли?

я боюсь наступить неподсудным своим башмаком.
стебли выгнуты луком, но неуловимы их стрелы.
и рисуют они времена и зеленым и желтым на белом,
и нескошенным телом слепой утверждают закон.

кто еще в этом времени, мире по пояс навеки зарыт,
кто закрыт на тюремный замок и не может укрыться…
и стоят, и качаются, их растворяются лица.
вот и эта страница сгорает на углях зари.
http://stihi.ru/2011/07/26/6435
______________ _________________________




Настя Каменская
Спаленка.

прозрачен воздух спаленки моей
я снова здесь я стану у дверей
вдохну тебя знакомое пространство

отсюда в тайны бунинских аллей
я уносилась светом фонарей
чтобы сказать безадресности здравствуй

я не боялась растерять свой бег
мне ангелы играли на трубе
в местах где у земли ломался панцирь

не уронив рассудок к ворожбе
я на груди сжимала оберег
взволнованная длительностью странствий

казалось быть одною нет причин
радушны лабиринты паутин
опутавшие время беспристрастно

в безадресном потоке тишины
аллеи возбуждающе-темны
но всё же ими следовать напрасно

и вот я снова в спаленке своей
где виден свет минувших фонарей
оставившая глупые соблазны

мятежна как распахнутая дверь
как прежде только ставшая взрослей
и счастлива в ответ услышать здравствуй
 
http://www.stihi.ru/2011/12/04/9376
_____________  __________________



Егор Мирный
время цветов. 

было время цветов, питающихся цветами,
каждый новый день начинался с того, что не заканчивался вечер.
молчаливая соня от горластых горничных в тайне
выращивала жемчуг
в ушных раковинах своей младшей сестры,
которая видела только соню и которую видела только соня.
они могли целыми сутками друг на друга смотреть,
пока не становилось больно.
их анемичная, бритоголовая мать
в прошлом - летала /яблочная фея в отставке/,
в настоящем - варила из жемчуга едкую мазь,
выводила у сони сердечные бородавки.
папы не было дома, и не было дома у них,
всё происходило на фоне пульсирующей акации.
соня знала наперечёт все предстоящие дни,
записывала их на кассету и прокручивала у себя на пальце,
в плотоядном тумане собирала по косточкам тех,
кто лежал там с откушенными головами, с небесами проломленными,
кто до них не дошёл, кто не очень-то и хотел.
было время кузнечиков, насаженных на соломинки.

 http://stihi.ru/2011/10/12/6635
________________ _________________




Микаэль Михаил   
***
С небес срывал высокие слова,
Высаживал их на земные грядки…
Взошли ростками – лепеча едва,
И потянулись речью. Без оглядки
О женщине толкуя, о судьбе,
Переплетая облако и страсти…
Прошла зима. О чем сказать тебе?
В чернилах жизнь.
И на бумаге счастье.

из http://www.stihi.ru/2010/03/28/7042
________________________ _______________




Маргарита Шмерлинг
Его такого тихого с рыбалки принесли,
Он ни словечка не сказал ей. Умер, как уснул.
Она родного прибрала, прикрыла зеркала,
И тихо-тихо плакала, когда осталась с ним.

Соседка очень помогла во всём, давай ей Бог,
И документы выправить, и в церковь и в сельпо...
Она сидела с ним, ждала, - а вдруг проснётся? Вдруг...
Соседи заходили в дом, шептали - вот, судьба...

Она и не заметила, как третий день пришёл,
Его на кладбище снесли, зарыли глубоко.
Потом вернулись помянуть, сидели допоздна...
Она посуду убрала, все стулья - по местам.

Как натоптали мужики... Да что же это, Бог?!
Как натоптали мужики! - кричала, что есть сил.
Как натоптали мужики, - и билась головой
Об этот грязный, грязный пол.
Он не придёт домой.
http://www.stihi.ru/2011/11/19/9913
___________________ __________________________




Сара Бет Бернар  (1)
Синица

Вот синица смешная –
стучит и стучит по стеклу,
суетится, хлопочет,
бьет грудью в бесстрастную гладь.
Кто-то ловит себя
на болотную теплую мглу,
кто – толкает машину
и в ней – бесполезную кладь.
А синица все бьется –
ей нужен серебряный свет
«над» и «под», «в» и «между»
и даже, немного, «среди».
В оба смотрит, но оба
закрыты, и спрятан ответ
под прозрачностью век, и
его днем с огнем не найти.
Потому за стеклом
так светлы и нежны небеса,
милосердны так ветры –
летать желтобрюхой, летать, –
что стучи–не стучи,
дятлом стань - не поймать чудеса,
даже если увидел.
Но - в зеркале их не достать.
http://stihi.ru/2008/08/30/2140
_____________________- _____________________




Виктор Фишкин
Тело

Стоял на медленной дороге.
Был воздух вкусный, как халва.
Домой пойти хотели ноги.
Гулять хотела голова.

Вокруг меня ходили дети,
Жевали жёлтое драже.
И я решил – пусть ноги эти
Сидят на пятом этаже.

А на часах всего лишь девять,
Цветочки нюхает трава,
И дома нечего мне делать.
Пусть погуляет голова.

Погода в воздухе висела.
Я призадумался опять.
Вдруг быстро вытянулось тело
На раз-два-три-четыре-пять…

Домой пошли ворчливо ноги,
Пиная разные слова.
И, удаляясь по дороге,
Гулять помчалась голова.

http://stihi.ru/2010/07/13/3529
____________________ __________________________




Чёрный Георг    (1)
проклятия благословений

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . И сказал Иосиф братьям своим: я умираю; но Бог
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . посетит вас, и выведет вас из земли сей в землю,
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . о которой клялся Аврааму, Исааку и Иакову.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . (Быт. 50, 24)

вглядись: они опять пришли в пустыню,
где их водил, кругами, Моисей.

неужто пустота им не постыла?..
наверное, постыла, – но не всем.
ты видишь тупики предначертаний,
односторонних жизней города, –
где голод измеряется не ртами,
где фараону нечего подать...
для тех, кто сеет будущее в прошлом,
текучестью морей – песков и глин –
взовьётся мир из композитных крошев,
в который наши пращуры легли.
пророчество – волхвов и Иоанна –
исполнилось; теперь оно твоё.
и ангел дней, грядущих и туманных,
приблизится – на шаг – и перельёт
гул ветра в барабанных перепонках –
в слова, что бесполезно отрицать...

и ты узнаешь – в собственном ребёнке –
забытые давно черты отца.

.http://stihi.ru/2011/11/23/799
__________________ ________________________




Геннадий Акимов
Дай понять

дай же понять, что я ещё жив
напиши пару слов на стене – раньше люди черкали друг другу записки
ах как страшно звенят потемневшие витражи
неба недружелюбного, ставшего слишком низким

или не витражи – это, наверное, колокола,
только звонарь в вышине чем-то плохим надышался
марсиане орут, завывают “ула-ла, ула-ла, ула-ла”
их треножники гибнут, они проиграли войну… им, наверное, тоже страшно
http://stihi.ru/2011/11/29/359
_________________ __________________________________________




Александр Ра 2
Ближе к солнцу

Свет проливавший по капле дрожащими пальцами,
опохмеленный и неутомительно благостный,
словно бездомный, застенчиво всем улыбается –
город, умытый слезами блаженного августа.

Стерлись значения слов из проспавшейся памяти,
чтобы по-новому можно их было использовать
или сплетаться цветами в безбожном орнаменте,
белое с красным мешая в погоне за розовым.

Благословленные радостью чревоугодия
и сумасбродством снимать августейшую пошлину,
несогрешившие и неразменно свободные
люди – живут. А возможно, хотели бы большего.
http://www.stihi.ru/2011/08/23/6545
_____________________ ___________________________________




Аюна Аюна
янтарность

а глаза у нас были янтарными
до поры пока не уснули
но время настанет и встретим тигра опасного
как смерть тигра прекрасного
как смерть тигра с янтарными глазами
встретим и проснемся
http://www.stihi.ru/2011/11/26/5789
___________________ _____________________





Григоров Амирам   (1)
Мугам 7

Минуты считают меня чем-то вроде себя
А я их сочту по ночам чередою ягнят
Текущих по мягкому склону кусками огня
Туда где не гаснут плеяды пути серебря

Узнай о безмолвье когда отзвучит шаарит
Как брошенный голос крылами во тьме шелестит
Ордынский вкушая набег и ордынский ярлык
И клёкот нагорий когда умирают орлы

Узнай о безмолвье когда завопят базари
На старом Бакинском базаре, ещё до зари
И высушит ветер что месяц адар подарил
Сефардское влажное сердце с монеткой внутри

Аман-аман джан Амирам завершает мугам
Послушай как наши несчастья идут по рукам
Идут как проказа как стадо овец по лугам
Не слышит Вс-вышний и некого больше ругать

И молится ночь виноградные кисти воздев
Туда где качаема ветром висит на гвозде
Кипа полнолунья прошитая светом и где
Не гаснут плеяды над башней нетронутых дев

А с девою рядом не может уснуть падишах
Как высшей из казней бессильной любви подлежа
И смотрится в перстень на тусклый рубин подышав
Узнав что упали твердыни в чужих падежах

Что ангел усевшись за нарды не трубы продул
А судьбы людей и кочевник качая звезду
Несётся по кочкам скользя по хазарскому льду
Когда-нибудь стану минутой и тоже пройду
http://www.stihi.ru/2009/05/28/4847






КОММЕНТАРИИ

Ян Бруштейн  «эти травы и эти деревья».    http://stihi.ru/2011/07/26/6435

Как всегда у Яна Бруштейна – глубоко по мысли и отлично написано.  Пройдем по стихотворению последовательно:
 «эти травы и эти деревья приходят ко мне из земли»,

Сразу дана личная, субъективная опора – «приходят ко мне», но вот, не излишество ли «из земли»? Откуда еще? И травы, и деревья растут именно из земли, не правда ли? Да, правда, но это иная «земля», личного опыта автора – его судьбы и его культурного пространства…

«из младенца зерна и давно постаревшего корня.
что узнали они, выходя из подменного сонного в горний,
что забыли они навсегда, что запомнить смогли?»

Четкий слог. Отмечу  «из подменного сонного в горний».

Здесь самое важное «подменного». Я задавался вопросом – «почему»?  Выходит есть иной мир «подземного, подсознательного?» А его подменили… достаточно сложный вопрос. Некий «Принц и нищий»… И я начал размышлять, Ян, а что я бы написал здесь? И не выходило особо иного, улучшающего. Я понял –  подземелье лишено света и ясности, и Аполлону там не место. Будущее выходит из темноты ростками, не из света – в свет. Из мира собирания сил, общения с предками – в мир творца.

«я боюсь наступить неподсудным своим башмаком.
стебли выгнуты луком, но неуловимы их стрелы»

О башмаке понятно, а вот «выгнуты»… Ветер реальности? Думаю, что скорее – тянутся к свету. А что за «стрелы такие»? Не  ботаника же, не «стрелы лука»? Я, естественно, смотрю всякие «интуитивности», а не разбираю ход мыслей автора… «Стрелы Амура», горечь лука, «наказание неподсудным башмакам», и многое еще… Трава может мстить… какую бы дать аналогию? Сила творчества может мстить, если «наступить на собственное горло».

«и рисуют они времена и зеленым и желтым на белом,
и нескошенным телом слепой утверждают закон».

Здесь сильно особенно. «Рисуют времена» - это уже вошедшее в поэзию сплетение пространства и времени… Но вот, цвет возник, спектр, и плюс – белый лист бумаги, между прочим. Ян, а так ведь и видно – складывается в архетип, у тебя в «Тоскане на Нерли» этот выход из некоторой нашей хмури в широкий, цветной мир. И у Георга в «Одиночке» близко. Взрыв цвета, ростом экспрессии, энергии стиха. Оскар Рабин, художник из Лианозово, рисовал катящийся рубль –  я был на выставке, и как только Рабин оказался в Париже, вдруг в картинах вспыхнул цвет… У молодых этого уже нет, невозможности просто глянуть где и что, они ездят по всему свету… А «слепой» - превосходно: и Фемида с повязкой на глазах, и растения, которые не видят…

«кто еще в этом времени, мире по пояс навеки зарыт,
кто закрыт на тюремный замок и не может укрыться…
и стоят, и качаются, их растворяются лица.
вот и эта страница сгорает на углях зари».

Я думаю, что нет нужды более комментировать. Белая страница времен заполнена, идет следующая, другие люди и письмена…
Что мне припомнилось в связи с твоим стихотворением? Библейская песня Моисея, из «Второзакония» - « … как роса речь моя, как мелкий дождь на зелень, как ливень на траву…»
___________________Микаэль


Настя Каменская «Спаленка».   http://www.stihi.ru/2011/12/04/9376


Очень интересно - соединение  "шага стиха", полного энергии и элегического начала. Здесь, в стихотворении Н.Каменской три уровня бытия - "спаленка", "аллеи бунинские", "нечто безадресное". Первое - привычное, замкнутое, опора и родное, где можно спрятаться, так ребенок прячется в подоле матери. Второе - "аллеи". Они в некотором известном нам культурном пространстве, их таинственность относительна. Скорее смысл в сопряжении текста Бунина и собственных мыслей автора.

«Все проходит, мой друг, — забормотал он. — Любовь, молодость — все, все. История пошлая, обыкновенная. С годами все проходит». (И. Бунин. «Темные аллеи»)

Третий уровень - холодного одиночества, почти космических пустошей, где нет и Бога, и не к кому протянуть руки, назвать Имя… Именно нечто "безадресное" .
Поэтический сюжет, при ряде совмещений, есть побег из "своего" в неизвестное и холодное, через известное ("аллеи") - и обратный путь. Умозрительно ли это путешествие или нет - не имеет значения в полях культуры, где реальна любая фантазия...

Особо отмечал уже:

"я не боялась растерять свой бег
мне ангелы играли на трубе
в местах где у земли ломался панцирь"

Это не Бунинское, это Дант. Центр безадресности, темные провалы в бездну. Эта "труба" звала, указывала на опасность и делала шаг по воздуху - возможным.

"казалось быть одною нет причин
радушны лабиринты паутин
опутавшие время беспристрастно"

Отмечу и это. Паутина - символ неволи. Здесь наиболее хорошо вышло:"опутавшие время". То есть, время - невольник, оно поймано, остановлено.... чистое "очарование",  согласно  теории пси-текстов...  Одинокое странствие в остановившемся мире и поэтому звучит горько "казалось быть одною нет причин"... мол, будь как все остальные в этом сне времени...

Чудесные стихи. Автор скажет - "все я не так"... Авторы ошибаются так часто в своем, что и слушать их незачем.
___________________Микаэль


Егор Мирный  «время цветов».     http://stihi.ru/2011/10/12/6635


Хорошая, на контрасте - будничная интонация, так можно говорить о семейных делах, покупках, мелком ремонте... Подобное  решение позволяет звучать каждой "выстреливающей" фразе, она становится особенно весома. Само желание так говорить я встречал у современного поколения авторов - противодействие всеобщему истерическому визгу, мордобоям на ТВ... При этом абсурдный мир таким и остается, но говорится о нем, как о привычном, примелькавшемся... Абсурд не совсем здесь абсурд, скорее и вовсе не абсурд, а некоторое построение сказочного или фэнтези сюжета, уже стремящегося к ироничному мифу.

Я давно говорю о неосредневековом романе,здесь чуть ли не фрагмент некоторого "новорыцарского произведения", странного мира встретившегося на каком-то кафкианском пути. Поэтому, Егор, я и говорю, самым положительным образом, о "неостихах", проживающих на территориях общих краткой, плотной, эмоциональной прозы и "отодвинутого от автора", достаточно развитого, включающего прозаические моменты сюжета, поэтического произведения.

__________Микаэль
_____________________ _________________________

Михаил Микаэль «С небес срывал…»    из http://www.stihi.ru/2010/03/28/7042

Миша, цикл действительно замечательный получился. А стих такой вертикальный, о творчестве, о посредничестве. О связи неба и земли. Несколько перекликается с Генезисом Георга " заросли фонем", но у тебя другое. У Георга о зарождении, а у тебя о связи. Финал мне очень нравится.
В чернилах жизнь.
И на бумаге счастье. - И даже не странно, что в чернилах жизнь, а на бумаге счастье. Потому что, как это ни печально, но самое сокровенное бумаге. И может это самое сокровенное и есть настоящее счастье. И кто может определить какая жизнь ценее- внутренняя или внешняя?

Красиво, лирично и о любви.

____________ Аюна Аюна
___________________ ______________________



Маргарита Шмерлинг «Как натоптали мужики...»
http://www.stihi.ru/2011/11/19/9913

Основное то, что стихи удались. Четкий ритм, и замечательный переход по энергетике (экспрессия). Стихи длятся - 3/4 длины текста в некотором полусне и, вовсе не на "золотом сечении",  резкий взлет энергетики, эта сцена понимания, которая превращается в истерику. Так и слышится, как эта женщина кричала на мужа при его жизни: "Ноги! Ноги, вытри!" И вот, увидела мужской след, чужой, после смерти мужа - и сорвалась. Видел подобное, и, увы, не один раз... И как катаются по полу вдовы - видел.

Возникал вопрос об употреблении слова "сельпо". Повествование ведется здесь не от лица автора, а от "авторской подставной фигуры", некоторого рассказчика истории, то есть успешно применен прием прозы без нарушения поэтики. И вот эта "рассказчица" и говорит "Давай Бог", то есть сама вдова может быть интеллигентной, городской особой, а рассказчица - деревенской женщиной... Обобщая - в стихотворении некая простая (судя по лексике) женщина, рассказывает печальную историю (так же, как рассказчик, а не Федор Михайлович повествует об истории Карамазовых). И в том числе отдает долг некоей соседке, хлопотавшей по делам несчастной... Что касается "сельпо", то приехавшая из деревни женщина-рассказчица могла так назвать и супермаркет...  Достаточно сложное построение, и при этом не мешающее чтению - в плюс автору.
___________________Микаэль



Сара Бет Бернар  «Синица»
http://stihi.ru/2008/08/30/2140


"Синица" очень хорошее стихотворение. Я даже не знаю, что сказать... Может быть об особой плотности, "телесности" стихотворения, не только этого твоего, впрочем... Четкость каждой детали, именно поэтический сюжет, работа с вроде бы очевидными, но, в контексте, с особенными построениями - "Но - в зеркале их не достать". И книги твоих стихов нигде не достать, потому что ее нет и не было. И вот это безобразие!

"А синица все бьется –
ей нужен серебряный свет
«над» и «под», «в» и «между»
и даже, немного, «среди»."

Как же написано необыкновенно и точно.
___________________Микаэль


Сара Бет Бернар  «Синица»

 В этот стих Сары  я влюбилась. Хотела бы его сравнить с матрешкой - читаешь, и с каждой строчкой видишь этот стих по-новому, но это сравнение недостаточно верное. Скорее так, поднимаешься по высокой каменной лестнице и на третьей ступеньке ты видишь только улицы городка, на 25-ой видишь прилегающие окрестности, а на 70-ой уже видно синеющее далеко море.

 Вот синица смешная –
 стучит и стучит по стеклу,
 суетится, хлопочет,
 бьет грудью в бесстрастную гладь. - Синица. Смешная. ЖИВАЯ. Что-то потеряла, что-то ищет. Движения ее на данный момент кажутся бесполезными, мы смотрим и не понимаем, но она, синица, или знает, что ей нужно или просто ищет выход. Ищет и не может понять, что ей мешает, ведь стекло прозрачно. Преграда. Живая синица и мертвая гладь. Движение и неподвижность. Желание и бесстрастность.

 Кто-то ловит себя
 на болотную теплую мглу,
 кто – толкает машину
 и в ней – бесполезную кладь. – удобные иллюзии, мягкие теплые сны, просто непонимание. Майя.

 А синица все бьется –
 ей нужен серебряный свет
 «над» и «под», «в» и «между»
 и даже, немного, «среди». – Можно закрывать глаза, уговаривать себя, жить в рациональном мире, но синица тут выступает как существо бессознательное и нерассудочное. Серебряная внутри, она не может жить не в серебряном мире. И она ищет, пусть даже со стороны ее действия кажутся хаотичными и бессмысленными.

 В оба смотрит, но оба
 закрыты, и спрятан ответ
 под прозрачностью век и
 его днем с огнем не найти. - И вот здесь начинается самое интересное. Закрытые глаза и прозрачные веки. Внешняя прозрачность и внутренняя недоступность. Видимое и невидимое. И здесь, можно по- разному читать, прозрачные веки бога, твои прозрачные веки? И даже не хочется разгадывать, потому что вот она тайна.

 И где- то небеса светлы и нежны. Кажется, что они где-то нежны, но возможно они нежны внутри синицы?

 Потому за стеклом
 так светлы и нежны небеса,
 милосердны так ветры –
 летать желтобрюхой, летать –
 что стучи–не стучи,
 дятлом стань - не поймать чудеса,
 даже если увидел.
 Но - в зеркале их не достать.

 Ты видишь, что–то, но зеркала это только отражения, отражения наружного,
 А что там внутри? И синица летит.


__________Аюна



Виктор Фишкин «Тело»     http://stihi.ru/2010/07/13/3529

Замечательное стихотворение, серьезное и, одновременно, детское. Стихи опытного поэта, ироничные.  Мы всегда раздираемы противоречиями, и нам хочется и того, и другого, причем сразу.  В. Фишкин  нашел способ «решения проблемы» - уставшие ноги отправились отдыхать, а голова «пошла своими путями»:
«Домой пошли ворчливо ноги,
Пиная разные слова.
И, удаляясь по дороге,
Гулять помчалась голова».
Такого рода стихи могут быть применимы к любой ситуации, украсить академическое собрание или быть прочитанными ребенком «стоящим на стульчике»
Стихотворение изобилует чудесными находками: «Стоял на медленной дороге./
Был воздух вкусный, как халва», «Погода в воздухе висела»...
Хвала автору и халва читателям…
___________________Микаэль



Чёрный Георг   «проклятия благословений»   .http://stihi.ru/2011/11/23/799

Поэтический мир Георга – уникален. Не так много, а точнее почти нет авторов, которые с такой последовательностью, преодолевая когда косность, когда непонимание, когда зависть окружающих, строили бы, ткали  особенное пространство стиха. Разногласия, размолвки, иногда периоды отрицания его поэтики с моей стороны, никогда не могли скрыть от меня значительности этого большого поэта, которому будущее, скорее всего, присвоит громкие именования.
Высокая техника стиха и всегда ищущая новое мысль – в основе того огромного здания, которое возведено этим удивительным автором. Но, как и всегда, горько наблюдать за насмешками глупцов и стараниями унизить со стороны завистливых.
Итак, Георг дал на это ревю сильное стихотворение - о повторении в шаге к новому, и о проклятии этого повторения … Если первая часть идеи связана с прогрессистской моделью мира, то вторая с «кругами Экклезиаста» или религиями Востока. Для размышления о соотношении наследственности и изменчивости человека  или народа, Георг, как он часто поступает, выбирает некую «пару противоположных по смыслу понятий» и «растит текст на таком костяке».
Эта «пара», «сложное единство» здесь «проклятие» и «благословение». Если вы обратитесь к «яндексам», то быстро разберетесь в сложности каждого из этих, понятий, их соотнесенности с той или иной верой и так далее.   
Эпиграф (из «Иосифа») отсылает нас к модели поступательного развития. Стихи же начинаются так: «вглядись: они опять пришли в пустыню,/где их водил, кругами, Моисей». Речь, разумеется, о людях вообще, сузив – о людях европейской культуры. И далее на редкость единый текст, который невозможно цитировать фрагментарно… Цепь констатаций и пророчеств, видений – о крушении мира, о вредоносности городов с их искусственными ценностями «где голод измеряется не ртами», с бессилием власти («фараонов»), о свершении сказанного в Апокалипсисе, разверстых могилах («взовьётся мир из композитных крошев,/в который наши пращуры легли»), о происшедшем по словам волхвов и Иоанна…

Но что далее в этом видении?
«и ангел дней, грядущих и туманных,
приблизится – на шаг – и перельёт
гул ветра в барабанных перепонках –
в слова, что бесполезно отрицать...»
Что же, снова пустыня?
И в завершение мужественная и четкая постановка вопроса об истине, причине безысходности, когда видение закончилось…
«и ты узнаешь – в собственном ребёнке –
забытые давно черты отца».
Страшные слова, и вопрос из мучительных. Но без мучительных вопросов пустыня, в том числе и культурная, обеспечена нам всем уже без всяких вопросов.
__________________ ________________________

Геннадий Акимов   «Дай понять"  http://stihi.ru/2011/11/29/359

Рад видеть, Геннадий. Проснулся, вот ваши стихи... Крайне любопытные, надо сказать. И чуть улыбнусь - Ян Борисович у него запретная трава, а у вас - небо.

Небо, потому что оно враждебно, оттуда приходит зло (условно - марсиане).

"дай же понять, что я ещё жив
напиши пару слов на стене – раньше люди черкали друг другу записки"

Это очень необычные две строки, кто именно должен сказать что "я" жив? И "стена", странная стена - не темницы, вообще не внутренняя, внешняя поверхность... Мне на ум сначала пришла какая-то одинокая, чудом устоявшая среди боя стена, а затем и вовсе "стена facebook"... пара слов - "мне нравится". Этот "говорящий", кто угодно - Всевышний, некто из виртуальных пространств, или разговор "с самим собой"... все равно, что ущипнуть себя за руку - жив. Налицо многоплановость.

В следующих двух строках - уже сказанное мной о недружелюбии небес. "Слишком низким" - зло приблизилось... Хотелось мне «вцепиться» в "звон витражей", бьют их, что ли... стекло, но автор перехватил инициативу: "или не витражи – это, наверное, колокола"... Все хорошо, правда - витражи почти плоские(интуитивно, так-то всякие бывают), могут "замостить небо", а колокола - нет... Но образ из сильных, Геннадий, само небо звонит, и "звонарь" снова по списку, что назвал, а может и небо-звонарь…

Далее. Вот очень больное какое-то:"только звонарь в вышине чем-то плохим надышался"... Может от «взрывов и залпов», а может иное, но только не совсем он в себе, и звон соответственный…

Последняя строка отличная – «их треножники гибнут, они проиграли войну… им, наверное, тоже страшно». Множественность миров и один, общий, страх… Наверное, о каждом из нас – разных мирах, вообще-то.
___________________Микаэль


_______________________________________ ____________


Александр Ра 2  «Ближе к солнцу"  http://www.stihi.ru/2011/08/23/6545

Вот сижу, читаю, перечитываю и наслаждаюсь. Хорошо. Красиво. Просто отлично. Ни убавить, ни прибавить.

И свое почему-то вдруг вспомнилось:

и удержаться
я не смогла
и пошла по следам
этого одуряющего солнца
этого ослепительного солнца
и стала
совсем ненадолго счастливой

Извините, Александр, может быть попозже, если получится напишу немного подробней. Но критиковать ничего здесь не хочется, а хвалить - это дело, требующее большого количества свободного времени.
____________ Аюна Аюна


____________________________________________
Аюна Аюна «янтарность» 
http://www.stihi.ru/2011/11/26/5789
Система этого стихотворения таинственна, как всякая, связанная со сном.

Сюжет: Поэтический сюжет следующий - у двоих янтарные глаза, и есть (возможно)мечта - стать одним. Мечта может быть достигнута во сне, но это единое предстает тигром, который символизирует смерть. Такое происходит по ряду причин, в том числе, потому что желаемое достигнуто и нет более оснований к движению, то есть жизни. Собственно, этот сон сам по себе уже смерть.

Но выход из такой «смерти» существует - от этого сна еще можно очнуться...

Образы: Янтарь, тигр, глаза, смерть.
Янтарь вовсе не всегда "медовый", он бывает всякого цвета, вплоть до черного. Здесь, скорее всего, "желтизна" и "прозрачность". Сам по себе янтарь не так уж неприятен, в буддизме, к которому автор испытывает интерес, янтарь передает энергии высокой концентрации. Но глаза...глаза они имеют зрачок, то есть инородное в прозрачности. По отношению к янтарю это насекомое, вкрапленное в янтарь. Возможно пчела, полосы желтизны, перерастание в образ тигра.

Источники образного ряда. Это(для меня), прежде всего, картина Сальвадора Дали «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения». На картине два тигра, и метаморфоза пчелы. Кроме тог, мне припомнилась книга «Кошмар на улице Вязов, связь, ставящая под некоторое сомнение относительно оптимистический финал стихотворения. Источников много больше, но я выделяю эти два.

Хорошее стихотворение, плотное и зримое, при необычности событийного ряда сохраняет яркую эмоциональность. Можно говорить, как о пси тексте, с осторожностью, в силу небольшого размера текста.
________ Микаэль



____________________ ___________________________________

Григоров Амирам   «Мугам 7»   http://www.stihi.ru/2009/05/28/4847

Это совершенно превосходные стихи, Амирам. На меня они действуют сходу и втягивают невероятно... Огромное спасибо, что принес. Вот - буду читать и разбираться в них. Причем, конечно, и голос слышу, это очень важно, природное свойство стихов, изначальное - петься...

Оно заменяется или, вернее, поддерживается, какими-то способами письменности, аллитерациями, ритмами, но всегда растет в настоящих стихах сквозь текст, и, кажется, - из души и сердца, двух самых главных человеческих свойствах, о которых ныне неприлично стало упоминать... Но можно не упоминать и иначе, сходно с тем, как не произносится имя Б-га. Иногда мне кажется, что в стихах главное - "неупоминание", "косвенное имя", любая метафора уже имеет такое значение. "Произношение слов похожих на обычные" в каких-то других, "культурных, сплетенных из времени и координат" пространствах, певчий крик над постоянно плутающим в грязи миром. Он только и делает, что бредет вдоль потоков нечистот в средневековых городишках, даже если это самый современный город, с асфальтом, вымытом шампунем... Этот мир постоянно пытается забраться на ходули прогресса, и так вот, в неудобной позе, на уже не деревянных, но пластмассовых ходулях, с чипами в них для измерения уровня грязи, горделиво оглядывается - ай, да молодец! Но птичий голос, он куда выше, и только он обозначает небеса...  Замечательное произведение!
Пояснение автора стихотворения.  «Это такой жанр, мугам. Очень тоскливая по содержанию восточно-еврейская песня, где:
1) Плачут об Иерусалиме
2) Плачут о Кавказе
3) Плачут о несчастной любви
4) Плачут о молодости
5) Плачут обо всём сразу
Вот горско-еврейская версия - наиболее традиционная, сакральная, так пели тысячи лет.
http://www.youtube.com/watch?v=lRvfoObYz7c&feature=related
Грузинско-еврейская версия - почти застольная песня, приспособленная под европейские музыкальные инструменты.
http://www.youtube.com/watch?v=Tuc97kKfItM






================  о стихах не вошедших в подборку   ====
Микаэль.
Стихи не вошедшие в подборку, но вполне достойные ее.

Хороших стихов было много, и ряд из них на мой взгляд не сильно отличался от вошедших в подборку

Саша Тесла «После апокалипсиса»
http://www.stihi.ru/2011/11/30/8851
Стихи любопытные по задумке - герой стихотворения добивается своего с использованием самого Апокалипсиса и соответствующих сцен. Сходным образом нередко действуют, в несколько иных целях, и политики… Неплохая оперетта, весьма.

При том, что стихи нравятся и есть много хороших образов, я, все же, не «совсем любитель» сбоев ритма… но здесь органично. Интересно "вплетены" канцеляризмы типа "пучок проблем", "наслаждаться текущим днём». Просто превосходно "ход конем по стерильным улицам" - это очень хорошо, на уровне высокой поэзии, потому что при соединении слов "Апокалипсис" и "Конь" возникает вполне понятная связка. И при этом "ход конем - прямо и в бок" вносит "танцевальный, именно оперетточный привкус. "Каждое небо", "наледь героина" - все это очень радует (поэтически, конечно). "Грыжевые руины" не совсем мне ясно. "На герметично распахнутых площадях" - просто отлично, здОрово.

Ах, вот оно что! Дошло до меня - просто я такая фигура, "шахматный жираф"... "грыжевые руины" - здания, надорвавшиеся от собственной тяжести, огромные, они же ее как бы поднимали... да и люди, иногда так рушатся... Талант у вас, Саша. И образы - чудесные.
Что касается меня, то "истолковывание" кажется простым, после того, как сказано. На самом деле, вы правы, за этими "разборами" лежит очень специальная техника, которую я отрабатывал много лет. Она заключается в некотором "резонансе с текстом", особом состоянии и чрезвычайно увлекательно. Все несколько напоминает Шерлока Холмса, и, в некоторый момент, ты ощущаешь "определенное вдохновение", сходное с тем, что бывает при написании стихов, но здесь оно сопряжено с "вдохновением автора при написании его текста". Я иногда думаю, что это и результат моей долголетней привычки письма в соавторстве, когда ты должен воспринимать текст другого человека, как свой. Этот факт я обнародую здесь впервые. Важен и еще один момент - это не логический анализ текста, но использование интуиции, то есть того механизма, который работает и при написании стихов... Слишком много вариантов - выбор одного из них дело интуиции...


Диана Беребицкая  «Театр. Замысел»
http://www.stihi.ru/2010/07/01/6672

Стихотворение входит в  "театральный" цикл стихотворений Дианы... Можно прочитать на странице автора… Что сказать, хорошие стихи. Они афористично и глубоко определены последней строфой:

" Жизнь – назови пригожею
Или дрожи затравленно –
Только пролог, прихожая,
Вешалка театральная."

Тот случай, когда не нужно раскодировать сложное построение, а есть лаконично сформулированная истинная мысль. Известные высказывания «Жизнь – театр, мы в ней актеры», и «театр начинается с вешалки», объединены, и «жизнь земная» предстает только началом огромной, бессмертной жизни… но все – театр… «Жизнь земная», как только замысел всего дальнейшего.
Александра Инина  «Иероглиф»
http://www.stihi.ru/2011/02/17/4503
Красивые стихи. Но, когда речь идет о другой культуре, то требуется комментарий.
У меня есть книжка Ёсано Акико, "На ложе любви", это известнейшая поэтесса 1878-1942, и подробнейшим образом рассказано и что такое танка, и о регламентации образов, а каждое стихотворение снабжено комментарием, из суммы которых читатель узнает многое о культуре Японии. 
А элита Кулешова «Никто»               
http://stihi.ru/2011/11/25/9480
Есть своя интонация, голос, это самое главное вообще. Стихи мрачноватые, но что же... Стихи разгоняются эти, вот: "И смотришь в небо, рёбрами сжимая,/Накопленную кем-то пустоту..." - это весьма, но "кем-то" лучше заменить… "Черный человек" Есенина вспомнился сразу, но можно же вспомнить и Андерсена... и множество раз было написано на эту тему - соединения в человеке светлого и темного, добра и зла...Но у тебя несколько иначе. "Никто - чужак, не помнит наших снов"... То есть для тебя "Никто" - не часть нас, синтеза светлого и темного, это нечто даже не "мефистофельское", а "иное". Некое чуждое человеческому начало. "Никто не скажет сколько вёсен/Оставят в прошлом собственную тень". Присутствие в нас чуждого жизни, иначе именуемого "смертность" входит в круг смысла твоего стихотворения. Чуждое в нас изначально и поэтический сюжет состоит в "развитии нашего взаимодействие с ним". Очень понравилось:"Никто тогда не требовал разбивки/И отделенья крика от мольбы"...
Юлия Елина  «Длящаяся зима с ноября по март...
      http://www.stihi.ru/2011/11/30/7581
Мне так легло: раз указаны две координаты, пронзившие "судьбу чужую", то речь идет о двух людях, разлученных "разными измерениями» - встретится они могут только в нуле, точке пересечения осей.

Но есть и иные толкования. Скажем, о несовпадении Божественного и человеческого, разошедшегося между собой... Это придает многоплановость, которая есть следствия раскрытия общей идеи, а в этом произведении она есть... Финал отличный и дает еще один смысл - "спицы" приводят на ум "вязание пространства", то есть его созидание и выход за пределы линии своей судьбы, ее одномерности...
 Не знаю, как другим, но мне ясно. "Точка возврата"?... Заметил, конечно, и не только в смысле "возвращения к началу координат, "близости осей", при том, что пройти точку возврата - это уже никогда не вернуться. Но и поразмышлял над темой в мифологии, к примеру о "золотом веке", от которого мы всегда удаляемся... А еще о том, что виртуальный мир вносит и новшества - например, "выполняется восстановление компьютера путем возврата Windows к самой последней точке восстановления". "Мир, четко запоминающий свои особо-помеченные состояния и способный к ним вернуться" - вполне интересная тема для фантастического или иного произведения, это нечто отличное от "Конца вечности" Азимова, "кругов Экклезиаста"... речь идет о "ветвящемся дереве возможностей, "многовариантности встреч"...

Вот чем и отличаются стихи основанные на идее, как у вас, они не несут одного лишь эмоционального движения, но "производят" многие пласты реальности, делают стихи многослойными, и, часто, ставят их на "землях искусства" и "землях науки" одновременно. И это и есть основа пси-текстов, в понимании Георга, кстати. Работа с идеей. Стремление к поэтике интеллектуального типа. А такая поэтика может привести к себе нового читателя - образованного, нередко университетского, но не читающего, как и большинство читателей, стихов. Все это вовсе не отвергает блистательных, вроде бы иных стихов, завораживающих, и, кажется основанных только на эмоциональном переживании. Но на самом деле все не так. И превосходные сочинения Яна Бруштейна и Амирама Григорова, не говоря уже о стихах Георга, наполнены знанием, идеей. Я пытаюсь выделять это при анализе... Конфронтации и мелким придиркам давно уже не место. Очень жаль, что статья Георга недостаточно читается и вызывает смехотворные опровержения. Да и я стал писать "Колонки", но обсуждение не касается мыслей, которые в них высказаны, и содержит только пикировки, в которых люди не пытаются слышать один другого... так что зачем мне трудиться?
Гаэлина «Дачное»
http://www.stihi.ru/2010/12/02/694
Для "гурмана" интересно смотреть на превращение "покатых крыш в точки", в "точках" уже все равно, какая у крыш была форма... "Покатые" некоторая наклонная "плоскость падения", разумеется со стороны тех, кто "судачит", это четко. "Кем-то" - нормально, а еще лучше, когда обозначено кем. Дальше совсем хорошо, и финал - калитка, которая скрипит "забыто", это зримо, и очень по делу, вместе с началом образует поэтический сюжет стихотворения.
Роберта Ро  «Идеально»
http://www.stihi.ru/2011/02/27/6605
И замерло время, свернувшись в часах" - это то, что "доктор прописал". Пружина в часовом механизме именно замирает, скопив энергию, чтобы вновь начать отсчет времени... Некая "высшая точка покоя", когда хочется, чтобы мгновение стало вечностью... И лучше, когда без сделки с Мефистофилем…




                *******Объявление*******


                Приглашаем  всех  желающих  на наш Маскарад!!!!

                http://www.stihi.ru/2011/12/08/360