2 - О привычке пускать пыль в глаза

Анатолий Косенко
                Продолжение. Начало на http://www.stihi.ru/2012/06/24/1339



Продолжая разговор о нашем менталитете, я хотел бы часть эссе отдать примерам того, как мы любим пустить «пыль в глаза».

Что интересно – срабатывает!



Я - человек неправильный. И образ моей жизни – неправильный. Мотаясь по городам и весям, я раз за разом перекусываю наскоро где попало, вместо того, чтобы сесть и в удовольствие свое поесть в каком-нибудь хорошем кафе или ресторане. Вот и в один из приездов в Москву, заглянул в SUBWAY, чтобы съесть чего-нибудь, а когда принялся за еду, заметил в углу рекламный плакат, на котором огромными буквами было написано «Мы – первые в мире!»… 

«Первые в мире» - значит, лучшие! Другого понимания и быть не могло у фразы! Но антураж забегаловки спорил с этим…

Заметив еще одну - едва различимую - надпись на плакате, я подошел к нему и прочел набранную мелкими буквами приписку, что «первой в мире» система SUBWAY является по числу своих ресторанчиков быстрого питания – их по всему свету уже 32 000. Но из этого не следовало, что эта система – лучшая в мире! А еще ниже было приписано совсем уж маленькими буквами, что «объява» такая сделана по публикациям какого-то неизвестного мне, как и миллионам россиян, западного издания в давно забытом году… Я улыбнулся… Хитрицы - эти «менеджеры» SUBWAY… Не соврали! Попробуй привлечь их к ответственности за что-то! Дудки! Написали правду! Они действительно были когда-то первыми в мире! По числу забегаловок, если верить не понять какому журналу... Просто не стали писать это одной фразой и крупно... Не поместится! Вот и разбили на куски! Для лохов - крупно «Мы – первые в мире!»... А для таких зануд, как я - мелко все остальное, чтоб претензий не было…

И эти хитрости всюду! Рассчитанные на менталитет непритязательных посетителей!

Оглянитесь на рекламы! Там – «лучшие рестораны»! Тут - «первые из первых»! Здесь и только для Вас - «самые свежие продукты»! Хотя продукты бывают «свежими» или «не свежими»! Самых свежих нет! Это - для лохов! О чем устал уже ёрничать даже М.Задорнов! Помните его: «продукты первой свежести» и «продукты не первой свежести»?!

Таких реклам надо бояться, потому что пишут их не чистые на душу люди! Это мое мнение, конечно, а потому не обращайте внимания на него! Такой уродился! Когда вижу или слышу, что где-то что-то «самое-самое» - улыбаюсь и ухожу или выключаю телевизор…

Пока писал – вспомнил целую школу, которую посчастливилось пройти когда-то, работая бок о бок с американскими юристами…



                УРОКИ МЕНТАЛЬНОСТИ ДИКА


Судьба подарила мне знакомство с великолепнейщим человеком - сиэтлинским адвокатом Ричардом Ойтингером, у которого многому научился, работая в Штатах в 1994-1999 годах.

Открытая мной в Сиэтле юридическая фирма располагалась рядом с Генеральным консульством России на 23 этаже Westin Building по Шестой Авеню, а его фирма находилась в том же здании десятью этажами выше… Не помню уж, как мы познакомились, но сошлись сразу. Меня подкупило то, что у него были удочеренные девочки-кореянки. Это о многом говорило: когда усыновляют или удочеряют сирот своего народа - одно, а когда азиатских или африканских - другое. Это особая философия, целая религия, в которой не важен цвет кожи и разрез глаз дочери или сына, а важно, что она или он - божьи дети, нуждающиеся в опеке, покровительстве, защите, куске хлеба, наконец…

Дик - я его звал всегда именно так - был высок, худ, лыс, с маленькой головкой и непомерно большими ступнями ног, если судить по его туфлям 40-последнего размера... Ему было около 50 лет, а потому он напоминал мне видом своим состарившегося мальчика-акселерата в огромных очках от близорукости... Когда он улыбался, то улыбался и ты: не мог не улыбаться! Потому что непосредственность в общении с ним была полной!



Как-то я дал ему подготовленный мною проект буклета, в котором расписал все сервисы своей юридической фирмы. Хотел, чтобы он оценил, все ли написано в нем так, как принято в США, потому что я написал так, как писал бы все об этом в России...

Через день он зашел ко мне и, расположившись за столом переговоров, принялся обсуждать буклет…

- Что бросилось в глаза, Анатолий… - Дик разложил перед собой бумаги с текстом проекта буклета и принялся их перебирать. - Вот, здесь, - он приблизил к близоруким глазам в очках лист. - Пишешь, что твоя фирма - первая в США российская юридическая фирма для обслуживания американских компаний, которые идут на рынок России…

- Да, - подтвердил я.

Он посмотрел на меня поверх очков.

- Я б этого не писал…

- Почему? – удивился я.

Он вздохнул и как-то виновато пожал плечами.

- Я б вообще не писал на твоем месте нигде «первая», «лучшая», «супер», потому что может оказаться, что ты не первый, не лучший, не супер… Это Америка - тут все судятся! – он улыбнулся. - Причем, из-за мелочей! Ты написал, что первый в Штатах - из русских юристов, но ведь ты знаешь ситуацию лишь в Сиэтле - то есть в северо-западном углу Америки! А вдруг где-то на северо-востоке - в Бостоне есть уже такой, как ты, который на день раньше открыл там свой офис?! И получится, что ты «второй»! А он узнает, что ты «отобрал» у него первенство и подаст на тебя в суд! Что, мол, приписал его достижение себе! И заплатишь полста - сто тысяч долларов только за это! За упущенную его фирмой выгоду! Оно тебе надо?!

Я задумался…

Вроде и ерунда все это, если посмотреть по-русски, но если взглянуть по-серьезному, то смысл в рассуждениях был… А как действительно кто опередил уже меня там…

- А в чем вопрос, Дик?! – развел я руками. - Давай напишем, что я тут «один из первых»!

Дик, оценив мое предложение, поднял указательный палец и улыбнулся улыбкой школьника-акселерата.

- Это другое дело, Анатолий!



Что интересно, чуть позже я познакомился в Филадельфии с Димой Афанасьевым - юристом из известной сейчас юридической фирмы «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры». Он прибыл в США в одно время со мной. Основатель его фирмы - профессор Санкт-Петербургского университета Н.Егоров - окончил юридический факультет ЛГУ в 1975-м вместе с В.Путиным и считается его другом. Но это я сейчас знаю, а в 1995 году откуда мог знать?!

У фирмы «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» (дальше буду писать «ЕПАиП») огромный послужной список, если заглянуть в Интернет:

   - в 1999 году ЕПАиП представляла в суде Нью-Джерси (США) компанию «Ависма» в иске на 150 млн. долларов против Кеннета Дарта. Через два года стороны заключили мировую на выгодных для «Ависмы» условиях.

   - в 2003 году  Кемеровский суд после протеста адвокатов ЕПАиП, отменил решение об изъятии у «Илим Палп» 61% акций Котласского ЦБК.

   - в 2004 году ЕПАиП защищала в Катаре интересы россиян, обвинённых в убийстве Зелимхана Яндарбиева. Их признали виновными и приговорили к пожизненному заключению, но сразу отправили отбывать наказание в РФ.

   - ЕПАиП представляло интересы Константина Титова по возбуждённому прокуратурой Самары уголовному делу о злоупотреблении служебным положением. Титов стал всего лишь свидетелем по этому делу, а позже дело вообще было признано судом «возбужденным незаконно».

   - в 2005 году ЕПАиП защищала в суде интересы Sibir Energy против «Сибнефти».

   - в 2006 году ЕПАиП представляла в суде интересы владельца судов компании «Архангельский траловый флот». Тогда у Шпицбергена были задержаны российские траулеры «Дмитрий Покрамович» и «Капитан Горбачёв». Норвежские власти обвиняли наших рыбаков в незаконной перегрузке рыбы. Но стараниями этой юридической фирмы обвинения были сняты.

   - в том же году ЕПАиП консультировала мэра Самары Георгия Лиманского, подозреваемого в незаконном выделении земельных участков и добились того, что суд не дал согласия на привлечение его в качестве обвиняемого.

   - в 2007 году ЕПАиП, якобы, участвовала в освобождении сотрудников «Русала», похищенных в Нигерии.

   - в 2007-2008 годах ЕПАиП представляла интересы правительства Москвы в судах, которые не позволили Шалве Чигиринскому строить новый комплекс на месте снесенной гостиницы «Россия» и так далее.

Мы познакомились тогда и несколько раз перезванивались с Д.Афанасьевым, представлявшем эту фирму в США. У нас не было проблем. Но я не раз вспоминал совет Дика "не объявлять, что я - первый российский юрист, открывший свой офис в США"... А как не первый?! Во было бы весело, если б такая «бригада», как ЕПАиП, навалилась бы на меня, чтоб доказать свой передо мной приоритет в Штатах…



Так что менталитет – это не просто образ мышления, мировосприятие, духовная настроенность, присущие какой-то группе. Это прежде всего сумма знаний такой группы, сумма опыта, сумма примеров, которые ты видел в своей жизни или о которых тебе рассказали, которые определяют в дальнейшем все твое поведение и поведение твоей группы в тех или иных ситуациях… 

Вот и сейчас я пишу это эссе, рассказываю Вам о том, что знаю, делюсь им - своим знанием - с Вами, а между тем - формирую менталитет маленькой своей группы читателей-сотоварищей...
 


- И вот еще что, - продолжал Дик, перебирая листы с текстом того буклета. – Ты пишешь, что у тебя успешная практика и что ты ни одного дела не проиграл…

Я кивнул.

- Да…

Менталитет у меня тогда был такой еще – русский... Беззаботный… Откровенный... Как у деревенской простодыры... Ну, сказал и сказал – что тут?! Главное, не вру!   

- Так нельзя писать, Анатолий! – развел руками он. – Это сработает против тебя!

- Почему? – удивился я. – Если действительно еще не проиграл ни одного дела. Что ж мне теперь писать, что проигрывал?!

Дик вздохнул и принялся рассматривать меня. Для него услышанное было нонсенсом.

- Анатолий, у нас нет в адвокатской среде таких, которые б не проиграли в своей практике ни одного дела…

- Ну, и… - улыбнулся я, гордый тем, что в их сообществе, наконец, появился тот, кто еще никогда ничего не проигрывал…

- Ты этим подорвешь доверие к себе всех наших коллег в Америке! - продолжил грустно он, видя, что я его не понимаю.

- Почему? – уперся в ответ я.

- Да потому что такого не бывает, чтоб не проиграть ни одного дела! - возмутился, наконец, и он. - Это все равно, что заявить «Я - Христос!»… Ну, не бывает такого, чтобы хоть одно дело кто-то из нас не проиграл!

Ситуация становилась комичной…

То, чем я по-русски хотел козырнуть, оборачивалось против меня же! Я тихо понимал уже это. Мои дела в России, где я мог выбирать лишь «выигрышные» иски, были не показательны в такой стране, как США… Да и вообще ситуация в России, где покупаются судьи и прокуроры, где ты можешь "купить" один за другим и "не проиграть" десяток-другой процессов - не показательна для Запада...

Дик прислонил лист с текстом буклета к своим - с толстенными стеклами - очкам.

- Напиши так… «Успешно защищал дела большинства своих клиентов»… И все встанет на места! Ты скажешь, в принципе, то же самое, но к тебе появится доверие! Больше того - оно увеличится! Человек не кичится своими достижениями, а скромно сообщает, что большинство дел выигрывает… - улыбнулся он…

Я пожал плечами.

- Да какие вопросы?! Согласен…

Дик кивнул и с минуту сидел, смакуя свою победу надо мной, затем, приблизив очередной лист к очкам, продолжил.

- И еще это… Ты пишешь, что можешь предоставить своим клиентам «лучшие российские юридические сервисы»…

- Ну… - насторожился вновь я: его придирки к мелочам начинали уже «доставать».

Дик снова долго смотрел на меня.

- Так тоже нельзя, Анатолий… Никогда в жизни своей не употребляй слово «лучший» по отношению к себе и своим делам, по отношению к клиентам своим и их делам…   

- Почему?! – удивился я.

Он покачал головой и засмеялся.

- Потому что ты можешь из-за этого потерять все деньги, а кого-то сделать миллионером!

- То есть?! – не понял я.

Он вздохнул, тешась надо мною – глупцом.

- Потому что «лучший» - «худший», «первый» - «второй», «самый» - «не самый» и другие такие же прилагательные элементарно проверяются в американском суде! Ты написал, что у тебя «лучшие российские юридические сервисы в США», а кто-то в штате Юта или в Северной Дакоте посчитает, что таким образом ты воруешь у него клиентов! Подаст иск в суд, что ты вводишь в заблуждение миллионы американцев своей рекламой, и - выиграв суд - станет миллионером! Тут целые банды адвокатов рыщут в поисках тех, кто вот так вот, как ты, подставляется, рекламируя себя! Выиграют процесс-другой - и можно не работать больше! А ты потеряешь все деньги из-за одной фразы в буклете! Зачем тебе это?! Доказать, что ты не «лучший» - раз плюнуть!

Я опешил…

- Да не разбогатеет он, Дик! У меня нет миллиона…

- А зачем тебе вообще эта фраза?! Это не в американском менталитете! – потряс листком Дик, чем и подписал приговор буклету…

Без таких фраз он стал ненужным мне… 




                И СНОВА О РЕКЛАМЕ


После того разговора я не употреблял уже в превосходной степени фраз в рекламах своих сервисов. Больше того, стал обращать - как и в случае с «SUBWAY» - внимание на чужие рекламы вокруг. И если в Штатах менталитет очищен в какой-то степени от лукавых «зазывалок», то у нас - а я пишу это, чтобы передать свои знания моим соотечественникам, россиянам – такое можно встретить повсюду…

Что поражает – рекламным манкам верят! Как верят птицы манкам охотников! Это наш менталитет! Нас - еще не обжигавшихся! Тех, кому еще не вбили в головы, что верить рекламе надо осторожно!



Открываю Интернет и заказываю словосочетание «лучшие продукты»…

Сколько ответов высыпало? Не угадали… 8 миллионов! В переводе на русский язык - «все продукты у нас - лучшие»!

Хотите «лучшие продукты для похудания»? Тогда Вам на сайт http://eshtut.ru/luchshie-produkty-dlya-poxudeniya/...

Нет... Лучшие продукты все же на сайте «10 лучших продуктов для похудания»

Впрочем, нет... Есть вообще "5 лучших продуктов для похудания" http://www.eshape.ru/blog/2010/11/28//-.html …

Хотя…

Господи, да они все тут - лучшие…

8 миллионов лучших продуктов! Счастье какое! Я и мечтать не мог о нем!

Не понятно лишь, куда делись не лучшие продукты и откровенно просроченные…



Ирония, конечно…

Но я возвращаю Вас к уже ранее сказанному мною, смысл которого один «Дикий Запад строился и умнел столетия! Всматривайтесь в его опыт! Не будьте лохами!».

Да-да, проверяйте, действительно ли рекламируемые 8 млн. продуктов – лучшие…

Проверяйте, действительно ли у этого лекарства - 100-процентная гарантия вылечивания вашей болячки…

Проверьте, действительно ли у вашей подруги Вы - единственный, на кого она сделала ставку… Впрочем, это уже из другой оперы… Хотя проверки требует и оно! Это я уже из своей, юридической, практики! Жизнь такая! И женихов, и невест тоже надо проверять на каждом шагу! Врут потому что частенько, как и рекламодатели многие… Все научились играть, привирать, улыбаться, делать честные-честные глаза... 




                УРОКИ МЕНТАЛЬНОСТИ ДЖИМА


В мой американский офис в конце 90-х повадился ходить главный редактор издаваемой в Сиэтле «Русской газеты» Павел Аклипи.

Как и все большинство «русских» иммигрантов, русским он не был. Переселился в Штаты, если мне не изменяет память, из Одессы или из-под нее, где занимался строительным бизнесом… Но надо было выживать в чужой стране, а потому принялся выпускать «боевой листок» на 8 полосах, который стоил в продаже 75 центов... Дохода газета не давала...

- Паш, зачем газету выпускаешь эту? – спросил я его, узнав о мизерном ее тираже.

- А она не коммерческая, - ответил он. – Специально так сделал, чтоб у благотворительных фондов побираться… Там стрельну, там стрельну деньжат - на зарплату и набираю… Большего мне не надо, да и не дадут! Так что я поддерживаю ее ради зарплаты лишь... С нею побираться легче: «У русских нет газеты!», «Русским нужна газета!», «Денег на нее нету!», «Дайте денег!»… Придурки и дают! Менталитет у них такой! У нас бы не дали...

Я качал головой, слушая его...

- Кстати, Анатоль! Подкинул бы и ты деньжат! Дай рекламку! А то «маней»* совсем нет! – вздыхал, спохватившись, он.

- Так сам же говоришь, бОльшего тебе и не надо! - ехидничал я. - Да и какая реклама?! Посмотри на газету свою! Портянка какая-то!** Опубликуй я рекламу в ней - люди перестанут ходить! А не публикую - ходят пока!

Павел вздыхал в ответ. Он уже привык, что я не публиковал у него рекламу. Но надо было что-то ответить и он возражал.

- Не прав ты, дорогой! Реклама – двигатель продаж, знаешь ли! Тех же твоих сервисов!

Он еще что-то говорил…



А я тем временем вспоминал уроки другого адвоката – Джима Остина из фирмы «Karr Tuttle Campbell». В Сиэтле тогда было несколько десятков юридических фирм, но главными были три: самая крупная на северо-западе "Perkins Coie", за ней шла фирма "Preston Gates & Ellis", в имени которой значился, кстати, отец Билла Гейтса, и упомянутая выше, существующая уже более 100 лет, фирма "Karr Tuttle Campbell", директором которой Джим и являлся. Впрочем, директорами в ней почему-то значились все партнеры фирмы...

Меня по приезду в США убивала мысль, что я не рекламирую в американской прессе свои сервисы. Полагал, именно потому и не было клиентов. А их действительно, как уже писал выше, не было целый год! В то время как в выходившей ежедневной газете «Seattle Times» на трех-четырех десятках страниц публиковались тысячи реклам! Значит, читают их! Значит, есть спрос на них и польза от них есть! Коль не была б - не оплачивали б рекламодатели рекламы!

С просьбой, объяснить, как быть, я и обратился к Джиму, с которым подружился в ходе начавшегося совместного судебного процесса, который мы - его фирма и моя - вели в защиту Московского ликеро-водочного завода КРИСТАЛЛ против ПЕПСИ-КОЛЫ (http://www.stihi.ru/2011/01/02/213).

Джим меня успокоил.

- Да эти рекламы никто не читает, Анатолий! Сумасшедших нет, чтобы просматривать десятки страниц! Заглядывают на какие-то разделы единицы читателей, конечно, в поисках чего-то конкретного, но не это двигает бизнес! Это сложившийся веками стереотип, от которого не просто отделаться! Вот мы... не даем рекламы своих сервисов... Разве что иногда, когда надо поставить свою рекламу рядом с рекламой конкурентов! А микроскопические кубики-рекламки… который в газетах миллионы... мы не публикуем... Да и никто из умных не публикует... Потому что их не читают… 

- Так почему ж тогда рекламодатели выбрасывают миллионы долларов на «кубики»?! - не понимал я.

- Менталитет такой, говорю ж! - смеялся он. - Привыкли! Я так скажу, наша с тобой реклама идет не через газеты, а через клиентов! Обслужил одного - он приведет тебе еще двоих! Обслужил тех - они посоветуют тебя еще четверым! И это не только в юридической сфере - так происходит и во многих других! 



Я не редко вспоминаю о том разговоре, когда кто-то подбивает меня на публикацию реклам в газетах и разных буклетах! Особенно в бизнес-журналах и рекламных сборниках! Потому что в большинстве своем это выброшенные на ветер деньги!



Мои Вам советы:

   1. Вы прочли в газете или журнале чью-то рекламу. Как к ней отнестись? Скажу одно - адрес рекламодателя в ней правилен! Почти всегда... А вот остальное надо проверять, а не принимать на веру!

   2. Вы увидели в прессе, по ТВ или в Интернете рекламу чего-то «самого-самого» - самого лучшего, самого первого, самого 100-процентного?! Насторожитесь! Будьте осторожны вдвойне! Нормальный продукт и так разбирают!

   3. Вы хотите написать в своей уже рекламе, что предлагаете что-то «самое-самое» - самое лучшее, самое первое, самое 100-процентное?! Протрезвейте! Пожалуйста!

   4. Вы все же купились на нечестную рекламу и не проверили ее достоверность?! Это ваши проблемы!

 

Впрочем, это все - лично моё, МОЁ ЛИЧНОЕ, мнение о достоверности реклам в нашей стране, и я имею право на него, как и имею право высказать открыто свою точку зрения на эту проблему... Тем более, что судьба одарила меня, юриста, возможностью сравнить американское рекламное дело и российское... 

Скажу так. Не далек день, когда большое число российских юристов изберут специализацией именно ЗАЩИТУ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ людей и организаций, нарушенных недостоверной рекламой... Если кто из коллег хочет взяться за это, могу научить, потому что у самого - из-за загруженности другими делами, руки до этого не доходят...
 

   *  мани - деньги
   ** газета "Русский мир" была куплена богатыми инвесторами у Павла Аклипи и превращена из 8-полосной в 36- или 40-полосную, с большим тиражом.



                Продолжение на http://www.stihi.ru/2012/07/22/1147
                Продолжение на http://www.stihi.ru/2012/07/22/1141
                Продолжение на http://www.stihi.ru/2012/07/31/1352
                Продолжение на http://www.stihi.ru/2012/08/03/1065
                Продолжение на http://www.stihi.ru/2012/08/11/1160




                ОТКЛИКИ ДРУЗЕЙ

 
3дравствуйте, Анатолий. Прочла Ваше эссе о рекламе и пускании пыли в глаза.))) Абсолютно согласна с Вами, т.к. сама в своё время занималась рекламой.))) Для предпринимателей это действительно выброс денег на ветер - рекламу не читают. Но предприниматели "тупо" продолжают её давать в надежде, что сработает и деньги потекут рекой. А чаще происходит наоборот: затраченные на рекламу деньги не оправдывают себя...))) С нетерпением буду ждать продолжения... С улыбкой,

   Татьяна Томина
   http://www.stihi.ru/avtor/taisia5


Анатолий! Замечательно написано! Хоть и читается с грустной улыбкой, увы... Но ничто не ново под луной... вспомнился роман М.А.Булгакова "Мастер и Маргарит" (рассуждение об осетрине "второй свежести", которая может быть только "первой" и единственной).  Интересно написано... Спасибо

   Лилия Сорока
   http://www.stihi.ru/avtor/liraelsa


Ты хорош, как всегда.))) Отличное, поучительное произведение. Умница. С удовольствием бы приобрела твою книгу, где собраны все твои рассказы. Думаешь ли об издании?

   Лена Север
   http://www.stihi.ru/avtor/severylena


Анатолий, дорогой, благодарю за прекрасное продолжение. Благодаря Вам, мы умнеем и набираем опыт... Пора издаваться. Встаю в очередь на приобретение будущей книги. Жду продолжения. Удачи, Мастер. = С искренним уважением и симпатией. Людмила.

   Мила Григ
   http://www.stihi.ru/avtor/milagrig


И всё же - такой подход к делу мы взяли от них! Я вспоминаю начало 90-х годов, когда начали показывать первые рекламы, в основном, иностранные, и первое, что меня тогда поразило - слова: "Вы этого достойны"... И мы глотали, решив, что это всё для нас... А первые наши рекламы так и были набиты "самым лучшим товаром"! Но мы теперь многому научены, как и построению рекламы, правда, продукты не стали лучше, а остальное давно уже не изготавливается в нашей стране... Спасибо!!! С удовольствием читаю твои эссе!!!

   Наталья Исаева Горецкая
   http://www.stihi.ru/avtor/nvg48 


Понравилось, Толя. Жду дальше.)))

   Ольга Студенцова
   http://www.stihi.ru/avtor/ivolga2426


Как жалко средств на рекламу, особенно предвыборную! Уходят сотни тысяч рублей! Добро бы на что путнее, а то... по почтовым ящикам... и тут же работа дворнику.

   Елизавета Яворская
   http://www.stihi.ru/avtor/zalezt


Толя, пишешь верно, готов согласиться с каждой строкой, но боюсь, что на тебя обозлятся все рекламные агенства!

   Леонид Дьяченко
   http://www.stihi.ru/avtor/yandex4

ОТ АВТОРА: Это они, Лёнь, пусть боятся, что я озлюсь! Да и не полезут они в друку со мной! Кто ворует - не дерется! Зачем им прилюдные скандалы, привлечение к себе внимания, разборки, суды?! Плевать им на нас с тобой, на меня! Чем со мной связываться и проиграть, они лучше еще десятка два забегаловок своих по СНГ откроют или еще пару сотен сайтов с "лучшими продуктами" организуют для лохов! Сенокос у них! Уборочная страда! Некогда тут на умников внимания обращать!

   
Прочитала с удовольствием! Жду продолжения! Интересно...

   Лидия Дунай
   http://www.stihi.ru/avtor/ldunai


Интересно и умно!

   Вадим Константинов 2
   http://www.stihi.ru/avtor/silver61


Анатолий, местами хотелось возразить, местами - подтвердить правоту слов. В целом это целая психология!!! Выбрать верное слово,тон и даже время- очень важно.
С добрыми пожеланиями,

   Роза Красная
   http://www.stihi.ru/avtor/seika


В Америке не была, с американцами не зналась, но мировой лохотрон усекла в те же годы. А "кто хочет быть первым, тот будет последним" уяснила из Библии, которую американцы хорошо знают, в отличии от россиян! Но рассказ интересный, увлекательный и познавательный. Удачного продолжения!

   Дева Духа
   http://www.stihi.ru/avtor/deva21


Привет,Толя! Читаю с удовольствием, так интересно всё, о чём ты пишешь! Жду продолжения!С теплом!

   Александра Клеменцова
   http://www.stihi.ru/avtor/aklemensandra


С интересом прочла эссе. Понравилось то, как увлекательно и познавательно Вы рассказываете о случаях из Вашей практики и будней! С тем, что у нас любят "пускать пыль в глаза", наверное, согласятся многие. Даже просто в действительности, зачастую, многие были, и не раз, свидетелями показухи, временно приукрашенного факта перед прибытием вышестоящих и т.д. В результате - фактических улучшений и преобразований не проводилось, т.к. на момент проверки всегда чуть ли не прекрасно... А в результате - постепенный развал... И по поводу реклам самых-самых... Вы правы! С уважением,

   Елена Тамарич
   http://www.stihi.ru/avtor/elena369


Анатолий, спасибо за дельную и интересную информацию!

   Наталья Челышева
   http://www.stihi.ru/avtor/kunak