Итоги февраля. Александр Коковихин

Большой Литературный Конкурс
При выборе я, конечно, исходил из того, что в стихотворении «всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…» Но не до такой степени, чтоб не выделить нечто новое, свежее, оригинальное и удивительное (здесь и далее в спорных вопросах следует добавлять: для меня, разумеется). Это и есть мои основные критерии. Если произведение зашкаливает по этим параметрам, а в список мой не попало, то виноват ещё  один важный пункт под названием «личное впечатление». Т.е. попавшие – впечатлили чуть больше.  Надо бы в преамбуле поговорить за поэзию, да не хочется повторять всем известные формулы, которые мало что объясняют. Да и к теории я отношусь с уважительным подозрением. Поскольку опыт нам показывает, что у профессора-литературоведа (уж он-то, казалось бы, знает рецепт успеха) шансов написать стОящее стихотворение не больше, если не меньше, чем у его студента. Прорывы осуществляют наспех подкованные дилетанты и создают свои правила игры. Поневоле задашься вопросом: а не вредит ли доскональное знание теории? (Я не про азы ремесла и базовую технику). Не знаю. Может быть, гораздо важнее личный опыт стихосложения? Важнее. Каждый же знает, что от произведения к произведению происходит пресловутый рост. Происходит-то, происходит, но тогда талантливый автор, начиная с какого-то (кто-то с 21-го, а кто-то с 221-го) стихотворения должен творить только шедевры.  И опять мимо, т.е. совсем не обязательно. А потому что пишет 222-й стиш, как в первый раз, и слова могут сложиться, а могут и подумать. Как повезёт. Сложатся  – и всем понятно: вдохновение, божья искра, космическая связь и т.п. мистика. А не сложатся – вот тебе и опыт, вот тебе и теория, не в дугу, брат, выпей йаду… Так что, слава богу, много неясного остаётся в этом вопросе. А сколько зависит от постороннего восприятия? Ещё авторский шифр должен подойти к замку читателя. Одно неподходящее слово – и дверца не шелохнётся. То, что двум – гениально, для третьего – нелепый выпендрёж. Поиск универсальных ключей – дело безнадёжное. Но некоторым кое-что удавалось. Некоторых из некоторых даже в классики определили.
По стихам, которые мне нравятся, я вывел для себя казалось бы  подходящее (и тоже мало что объясняющее) определение: поэзия – эта та магия слов, которая заставляет читать вторую строку после первой, третью  – после второй и т.д. И уж точно то, что заставляет неестественно организованный текст (досужее упражнение в стихоплетении, грубо говоря) дочитать до конца и не пожалеть об этом. Определение такое поверхностное и демократичное, что почти все стихи лонга сразу под него попали. Или я слишком добрый, или поэзия присутствует почти в каждом.
Итак, оставляем пустую болтовню и переходим к главному, к выбранным стихам. Осторожно, выбор напрочь субъективен, и моё мнение не является истиной в последней инстанции (надеюсь, эти предупреждения излишни и уже никого не удивляют).


1. ВАЛЕРИЙ НОСУЛЕНКО АПОФИС «Пуговица»
http://www.stihi.ru/2010/02/11/8098
Неплохо, что три комнаты у нас -
Ты в дальней на меня обиду прячешь
И, плача, увеличишь в сотни раз
Мою вину, потом переиначив -
Последние слова, движенья, взгляд,
Припомнишь все мои грехи на свете...
И вот уже кругом я виноват,
На всей твоей заплаканной планете.
 
А через час, когда весь мир в ружьё
Поставишь на меня идти войною,
Ты пуговицу к ватнику пришьёшь,
Чтоб я не мёрз в снегах на поле боя.


Органичное и цельное. Удачно выстроено: усиление идёт по нарастающей и достигает апофеоза в концовке. Знакомая всем (женатым точно) житейская ситуация превратилась в ёмкую и глубокую притчу о человеческих чувствах. Потрясающе раскрыт феномен любящей женщины. На одной чаше весов – вечная борьба с «врагом номер один» за каждую пядь, накопленное столетиями желание отомстить (за весь женский род) и уничтожить (хотя бы морально). На другой – инстинктивное желание позаботиться о нём, пожалеть и обогреть. Весы постоянно раскачиваются, как маятник. Автору посчастливилось остановить его в выгодном положении для обоих, симпатию вызывает не только лиргерой, но и лиргероиня.


2. АЛЕКСАНДР КРУПИНИН «Черендыб»
http://stihi.ru/2013/01/30/12402 

Тебе до моих дел нет никакого дела.
Наверно, ты замуж вышла, может быть, родила,
Однако, в толк не возьму я, как тебе не надоело
Писать дурацкие письма и спрашивать, как дела.

Дела мои вовсе не плохи, купил набор черендыбов:
Чёрные, цвета маренго и даже цвета экрю,
Ещё приобрёл аквариум, там плавают разные рыбы,
И я, наблюдая за рыбами, сижу весь день и курю.

С тех пор, как тебя забыл я, прошло уже много месяцев.
Как тебя звали? Анюта? Или, быть может, Рахиль?
А ты мне всё пишешь письма, в которых несёшь околесицу.
Слова какие-то тусклые, похожие больше на пыль.

Неделя идёт за неделей, качаюсь в кресле-качалке я,
Сижу, уставясь в аквариум, кручу в руке черендыб,
И только время от времени читаю слова твои жалкие,
И только время от времени кормлю червяками рыб.


Странным образом загадочные «черендыбы» работают на стихотворение.  Обычно непонятные вещи меня немного раздражают, но здесь… Как говорится, если их нет в природе, то их стоило выдумать. В общем, купился я на эти очень правдоподобные «чередыбы», на правдоподобную доверительную интонацию, на простецкую вроде бы, но опять же правдоподобную историю… Пусть кто-то не верит, а я говорю: верю каждому слову.


3. МАЙК ЗИНОВКИН «Два билета на Бетельгейзе»
http://stihi.ru/2011/04/19/1833

В день, когда меня перестанут узнавать зеркала и рюмки,
Отворачиваясь брезгливо, опрокидываясь не в рот,
Я достану из-под дивана – из потрёпанной жизнью сумки –
Два билета на Бетельгейзе и игрушечный луноход.

Ты мечтала поехать в Сызрань или, может быть, на Мальорку…
Уговаривать бесполезно. Гладко выбрит, шершаво хмур,
Соберу в полчаса манатки, словно знал, что меня вдруг торкнет.
И отправлюсь на остановку – ждать маршрутку на Байконур.

Ближе к вечеру, весь промокший, я вернусь под родные окна.
Ты сломаешься – молча впустишь, разогреешь вчерашний суп.
Но игрушечный луноход мой будет тут же в сердцах растоптан,
И ромашки с ближайшей клумбы положения не спасут.

И придётся до самой смерти мне ночами грустить на небо
Без возможности окунуться в атмосферы чужих планет.
Я летал уже дважды раньше: к Фомальгауту и Денебу,
Так что больше – ты точно знаешь – луноходов в запасе нет.


Мне показалось, или я выбираю уже третье стих-е о любовных разборках? И одно лучше другого…  Возможно, сам я недостаточно повзрослел,  но всерьёз переживаю за ЛГ, отлучённого от космических странствий. Если читать буквально. Но речь-то идёт об отказе от остального мира ради любви. О вечном различии и противостоянии полов при всей невозможности существовать друг без друга.


4. ЛАДА МИЛЛЕР «Когда человек смеется»
http://www.stihi.ru/2011/02/26/10346

Очнёмся -  темно и рано. Откроем на небе свет.
Поставим на стол стаканы, да силы на радость нет.
Когда человек... Непросто - решиться: Теперь - пора.
Покатимся, как напёрстки, в шершавый пролом двора,
Из сумрачного ,,всё в прошлом,, -  в ошибку и кутeрьму,
Где осень мешает ложкой распаренную хурму,
Где листья глотают ямы, где ветер летит в плаще,
Где дворник еще не пьяный, а праздничный и вообще.

Когда человек смеется... Ты знаешь, я даже рад,
Что все холоднее солнце ( зато беззаботней взгляд ).
Из окон - то брань, то Шнитке, то юшка, то контрабас.
Оглянемся на пожитки, взлетим и ...помилуй нас!


Какие замечательные стихи удалось отловить!  Ничего конкретного, несколько неуловимых волшебных штрихов – и я очарован. Невольно и кстати вспоминается, что «поэзия – это первое, что теряется при переводе»…


5. АЛЕКСАНДР РА 2 «Изобретение велосипеда»
http://www.stihi.ru/2010/12/16/7459

А я сегодня изобрел велосипед.
Там две педали и фигня посередине.
На левой ручке, для солидности – будильник
(но не прикручен, только временно надет).

Таким изделием гордилась бы страна.
В нём много разных шестерёнок-семерёнок,
других штуковин – и попроще, и мудрёных
(уже не помню, если правда, нахрена).

Его колёса, как цепные вертела,
вращают Землю равномерно и упрямо,
и освещает он своими фонарями
весь белый свет. Точнее, тёмный – добела.

Такой красавец, хоть не ездит никуда
и для надежности  к стене прибит-привинчен –
как вертолёт у гениального Да Винчи:
чертёжик есть, а остальное – ерунда.

Настанет день, когда во мне добро и зло
займут места согласно купленным билетам,
труба вструбит, душа ответит флажолетом –
и сяду я в его бездонное седло,

и унесусь в седую даль, куда глаза
глядят безвылазно (уж лучше б не глядели)...
И как прекрасно, что к придуманной модели
я поленился присобачить тормоза.


Мимо этого стих-я просто невозможно пройти. Светится и лучится. Это ж надо эдакое чудо придумать! Заражает безудержной энергией и фантазией. С великолепной самоиронией и со знанием дела показан творец и его глобальное творение. Разве не каждый из нас носится со своим любимым произведением так, как будто оно способно Землю перевернуть или осветить «весь белый свет»?


6. ДАНИИЛ ВЕРЕТЕННИКОВ «Тихое»
http://stihi.ru/2012/12/12/10814

...Сразу за поворотом белой Фонтанки к Ротам
странные ходят люди, ищут чего-то, ждут;
даже не скажут, что им, даже не спросят, кто ты, -
молча тебя обступят, под руки поведут.

И приведут под своды, за вековые стены,
в полуподвальный холод, в средневековый мрак.
Баба - коса и ямочки, платьице до колена -
встретит тебя, усадит рядом и скажет так:

"А на Седьмой на Роте люди живут в болоте;
голод, клопы да крысы заживо жрут людей.
А на Шестой на Роте, той, что стоит напротив,
косит людей чахотка - чёрной чумы лютей.
Дальше. На Пятой Роте дикий живет народец:
пьянство, ****ёж да драки - близко не подходи.
А на Четвёртой Роте всё поспокойней, вроде:
бьют с сожаленьем, грабят с крестиком на груди.
Дальше. На Третьей Роте люди живут вольготней;
там у стола сытнее и у печи теплей.
А на Второй на Роте - чистые подворотни,
кованые скамейки, шубы из соболей.
Ну а на Первой Роте - золото в позолоте;
возле дверей - лакеи. Мрамор! Столы в шелках!

Знай же: смиренье духа - шаг ко спасенью плоти," -
так тебе скажет баба с ямками на щеках.

Скажет - и удалится, мягко закроет двери.
Ты остаёшься. Каяться в чьей-то чужой вине.
Эхо шагов раздастся, словно в пустой пещере,
и растворится вскоре в каменной тишине.

А тишина такая, будто ещё немного,
и разразится взрывом, лишь догорит фитиль;
будто нервюры свода - щупальца осьминога -
сдавят тебя, как губку. Я изменяю стиль.

Между тобой и прошлым - занавесью фанерной -
неразрывнАя плоскость. Мейерова стена.
Можешь казаться храбрым. Можешь смеяться нервно:
только страшней от смеха вся эта тишина.

Каждому человеку место в своей квартире;
кайся теперь, что вздумал переступить порог,
ибо любой порядок, что существует в мире,
всё-таки есть порядок, как бы он ни был строг.

Сходятся строки улиц, строят свои кроссворды.
Ветры летят по Ротам, розовый снег клубя.
Не разомкнутся своды. (Не разомкнутся своды!)
Не разомкнутся руки, держащие тебя.


А вот тёмное стих-е. Но завораживает и уводит в свои тёмные подворотни с первых строк. Понятно, что мир устроен неправильно. Понятно, что ЛГ с миром один на один. И ничего не сможет ни остановить, ни изменить. Но сказано об этом так по-своему, так неожиданно, так искренне и горько, с долей мистики и где-то даже наивности, что невольно сопереживаешь ЛГ, вместе с ним удивляешься, вздрагиваешь, ужасаешься, но опускаешься в беспросветные глубины.


7. АЛЕКСЕЙ ЕФИПОВ «Глиняное солнце»
http://www.stihi.ru/2011/05/30/7334

Глиняное солнце,
фарфоровая луна -
ЗАО "Поэт-консорциум",
директор - Сатана.
Директор даёт франшизу
на стих - и считает роялти,
а вы - по привычке - снизу
директора матом кроете.
Проверьте, либо
поверьте:
жизнь - верлибр,
рифмы в ней нет и не может быть,
кто-то поймает другую-третью -
и рухнет, обезвоженный.
Кто-то директору бросит перчатку,
большая часть побоится -
и вытянутся - кукурузными початками -
лица.
А лица цвета редиски
считают риски.
Изобрести "перпетуум
мобиле" сможет один на миллиард -
а тот возьмёт и поленится.
Лишь ухмыльнётся играющий планетами
в бильярд
владелец вселенской поленницы.
Он из полена выточит кий -
и ныне, и присно -
укажет зарвавшимся за буйки
на пристань.


Несмотря на лёгкий налёт маяковщинки, а может быть благодаря ему, стих-е вызывающе выделяется. Свежее, яркое, смелое. Мне кажется, автор всё-таки идёт своим путём и на тяжёлую поступь революционного классика не оглядывается, вобрав и умело используя  не только его приёмчики, но и классиков традиционной поэзии. А главное – явно ощущается свой, ни на кого не похожий, голос.


8. СВОБОДНАЯ ПОЧТИ «просто дыши»
http://www.stihi.ru/2013/01/28/7315

вышла из детства – и бах! – за спиной стена
сразу возникла /попробуй-ка вынь кирпичик/
выбора нет, и шагаешь почти одна
с болью сиротства и памятью чёрных спичек
путь обрывается чаще, чем нить в мотке
свяжешь концы, если пальцы не будут плакать
гладить пропавшие в прошлом следы от кед

бабушка, где ты? сплети мне последний лапоть
дай мне ещё раз немного грибной лапши
маленьких птичек из доброй домашней сдобы
ты разучилась готовить?..тогда дыши
просто дыши иногда на мои сугробы…


Не все строки легкодоступны для моей заскорузлой мужской логики, но стих-е настолько живое, неожиданное и непосредственное, что обойти его вниманием невозможно. Явно присутствует то самое поэтическое волшебство, когда сочетания слов образуют магические цепочки, бесповоротно затягивающие в текст. И по градусу необычаинки стих-е по праву входит в уже отобранный ряд.


9. ЙЕГРЕС ВОКАШУ «он и она»
http://www.stihi.ru/2013/01/29/7900

настало время, он пришёл.
спокоен внешне, отрешён.
видать совсем нехорошо.
а в чём причина?
печаль, тоска, судьбы печать?
стоял, не знал с чего начать.
привык раздумывать, молчать
велеречиво.

присел на землю, закурил.
дымок опаловой зари
втянул в себя, заговорил,
начав с начала.
о том, как жил… родился, рос…
не докучал тщетою просьб.
он был естественен и прост.
она молчала.

язык людей ужасно сух.
читала мысли, жесты рук,
слова несказанные вслух,
души движенье.
чтоб различимые едва
из глубины, из естества
текли осмысленно слова,
без искажений.

он разговаривал с водой
и опускал в неё ладонь.
старик ли, парень молодой,
безумный кто-то?
потом затих. в душе покой.
туман струится над рекой,
а день рождается такой,
что жить охота…


Далеко не сразу удалось мне дочитать стих-е до конца. После первой же строфы в голове назойливо звучал Высоцкий, мешая дальнейшему восприятию:
«Наутро там всегда покой,
И хлебный мякиш за щекой,
И без похмелья перепой,
Еды навалом,
Никто не лается в сердцах,
Собачка мается в сенцах,
И печка — в синих изразцах
И с поддувалом.»
Разумеется, это мои личные тараканы (когда-то в отрочестве перекушал В.С.), и совпадения ритмических рисунков в нашем деле неизбежны, как берёзки в средней полосе…   Чем больше читал, тем больше проникало в меня это стих-е. Простые слова (без выпендрёжа и литературных прибамбасов), но выверенные и точные, крепко спаяны в  слиток. А как играет и переливается неожиданный переход от вроде бы женщины к реке! С одной стороны посмотришь  –  река, как женщина, с другой  – женщина, как река…  Мне кажется, именно в этом секретный механизм стих-я, благодаря которому оно работает.


10. АМАРО «восемнадцатого одиннадцатого десятого»
http://www.stihi.ru/2012/06/19/7000

В мой сон с утра неслышно входит кот
подшёрсток - пепел,
шерсть - зола и сажа
он тут хозяин,
я  - почти никто
но я кормлю и значит тоже важен

Упав в ногах,
выказывает лень
нахальный, томный,
полосатый, праздный
бесстыдно лижет тонкий красный член
с пренебрежением к человечьим расам

Потом восходит важно
на живот
и когти мне впивает сволочь в кожу
но и под пыткой этой ножевой
его люблю сильней всех прочих кошек

Мы нежимся обнявшись и мурча
то по-кошачьи,
то по-человечьи
и силою своих котовых чар
меня он привораживает, лечит...

Я просыпаюсь - комната пуста
давно кота отсюда время вычло
он на кошачьих, верно, небесах
дугой гнет спину, 
солнечно мурлыча

А я опять пересыпаю прах
случившегося,
тот осенний вечер,
как уносил из дома на руках
уже не друга - неживое нечто

И пеленал его и хоронил
и пялилось зрачком потухшим небо
на то, как вечер - босх иероним
закрашивал кота
землей и снегом


Знаю-знаю, такое никого не может оставить равнодушным. Тронуло и меня. Одно из лучших на кошачью тему. Яркие подробности во второй строфе немного коробят меня, но признаю, что схвачены реалистично, с юмором и впервые. Не скажу, что обрадовался «закрашивальщику босху», он уже поднадоел своим присутствием в стихах, но тут вроде бы и к месту, поскольку отличился мрачностью красок и жуткостью сюжетов некоторых своих полотен.


По моим расчётам в десятку ещё должны были войти сильные стихи МИХАИЛА ЗАМЯТИНА http://www.stihi.ru/2013/01/19/843 , ЕВГЕНИЯ ПЕТРОПАВЛОВСКОГО http://stihi.ru/2010/07/26/6902, АЛЕКСАНДРА СПАРБЕРА http://www.stihi.ru/2012/10/18/5630 , БРАТИСЛАВЫ http://www.stihi.ru/2011/10/27/10484,  душевные стихи АНДРЕЯ ПШЕНКО http://www.stihi.ru/2012/12/02/5035.  Не уместились, чёрт возьми. Надеюсь, другие эксперты их отметят и народное голосование не подведёт. Есть только две причины, по которым я не напечатаю эти 15 произведений крупным шрифтом в своём журнале. Во-первых, крупный шрифт – это дорого и глупо, а во-вторых – у меня нет журнала…
Ещё порадовали интересные стихи ГЕННАДИЯ РУДНЕВА http://stihi.ru/2009/10/18/3522,  ТАТЬЯНЫ ЛЕРНЕР http://www.stihi.ru/2013/01/01/3983,  ВАСИЛЕНКО КСАНЫ http://www.stihi.ru/2012/01/10/6196 ,  ИВАНА ЗЕЛЕНЦОВА http://www.stihi.ru/2005/12/22-845,  ДМИТРИЯ УНЖАКОВА http://www.stihi.ru/2012/11/13/9394,  ДАРЬИ СЕРЕНКО http://www.stihi.ru/2013/01/17/2418 ,  СТРАН-НИКА http://www.stihi.ru/2013/01/01/2072 ,  КАДАЙ http://www.stihi.ru/2010/02/13/3881   и, конечно, КАРАБИСТРА http://www.stihi.ru/2010/02/12/8419 . Не удивлюсь и обрадуюсь, если заметят и их. Но к ним  есть чисто имховые придирки-замечания или вопросы.
Оценил изящные миниатюры АРСЕНИЯ КОВАЛИКА  http://www.stihi.ru/2013/02/04/2877  и КОНСТАНТИНА НИКИТЕНКО http://stihi.ru/2013/02/13/9891 . Но мне они показались всё же набросками, легковесами на этом ринге.
Понравились и детские стихи КСЕНИ ГОЛУБ http://stihi.ru/2012/12/18/7070   и МАРИ-ШИ http://www.stihi.ru/2013/01/17/3016 . На соответствующих конкурсах, думаю, их оценят по достоинству, но здесь они выглядят плюшевыми медвежатами среди настоящих гризли.
Только три стих-я из лонга  «не легли», не совпали со мной, заскучал я. Не хватило огня. Подозреваю, что дело не в стихах, а во мне. Недопонял всех тонкостей и прелестей. Это стихи ИГОРЯ БРЕНА http://stihi.ru/2012/12/23/3562  , АЛЕКСА ИЗ ОСЕНИ http://stihi.ru/2012/09/22/9805  , МАКСИМА ОЛЕГОВИЧА http://stihi.ru/2012/12/27/7122  (это даже раздражение вызвало, нервы-то не железные). Просто несовместимость какая-то. Бывает. Ведь их кто-то номинировал, значит, что-то в них есть.