Эволюция поэтического таланта

Маштаков
            о мотивации поэтического творчества

  Уважаемые читатели, право, не знаю, как лучше начать.
  Понимаю, что прежде всего надо обрисовать проблему нашего обсуждения. Но чтобы Вы лучше поняли меня, давайте, предложу Вам несколько вариантов предисловия.

1. Предисловие. Вариант 1
    Отправимся с вами на "Литературный фестиваль рунета", там есть уютное кафе, в котором можно свободно обсуждать принесённые с собой стихи.
  Не буду приводить текст ( стихотворение не моё), по поводу которого разгорелась дискуссия. Но хочу обратить ваше внимание подход к  оценке текста со стороны одного из экспертов.
  Татьяна Комиссарова.
 "Я один из редакторов этого конкурса, и взгляд, у меня редакторский: приняла бы я это стихотворение на конкурс или нет. С этой жесткой позиции скажу: не приняла бы. Это стихотворение «для своих», для близкого круга, домашнее, даже интимное. И в этом качестве оно вполне хорошо – есть неподдельное чувство, искренность, лиричность. Оно вызывает сопереживание. Большего и не надо.
Если же смотреть на текст как на художественное произведение, то интересным мне показалось только последнее четверостишие..."
   Итак. Есть стихи "для своих", искренние и вызывающие сопереживание, и есть "произведения искусства". Как бы понять, что такое произведение поэтического искусства, и как отделить его от непроизведения? И всегда ли искренность, столь ценимую многими и многими читателями, мы находим в "произведениях искусства",  отфильтрованных конкурсами? Продолжаю цитирование дискуссии.

  "Уважаемый Дмитрий Михаилович (Маштаков), было бы в корне неправильно противопоставлять профессионализм и искренность. Мастерство ничто без души, а первозданность чувства нуждается в огранке." - Т.К.

 "Да, в идеале так и должно быть. Но я вижу много искреннего и по житейски интересного, при недостатке мастерства в творчестве одних авторов, и множество мастерски сделанных, но совершенно для меня неинтересных стихов других авторов. И почему это? И кто из них лучше? Естественно возникает вопрос - а не мешает ли мастерство, или это и не мастерство вовсе, а что-то другое?..." - Д.М.

 "Практически - это в ремесленных поделках и в "творчестве" графоманов. Но мы ведь стремимся к совершенству." -Т.К.
   
Всё же, что происходит с талантом, и происходит ли, при эволюции творчества от стихов для "ближнего круга" к "произведениям искусства"? А если происходит, то почему?

2. Предисловие. Вариант 2.
   В интеллигентной семье, среди многочисленных книг рос мальчик. Отец его блестяще играл на рояле. А по соседству росла девочка с золотыми волосами.  Дети росли на природе, а когда подросли, то вместе устраивали театр, и играли в любительских спектаклях. Зачитывались стихами. Разумеется, что юноша и сам начал сочинять стихи, и слова "я шёл к блаженству" были очень естественны для него. О чём я хочу сказать - будущий великий поэт естественным образом вышел из культуры своего времени.
   Этот путь очень хорош, но во-первых, не все шли к будущему творчеству таким естественным путём, а, во вторых, на этом пути плохо просматриваются мотивы поэтического творчества, всё как бы идёт одно в продолжение другого, хотя, возможно, со сменой стиля и тематики. А я хочу заняться именно мотивами поэтического творчества - как и почему, человек, ранее стихов не писавший, вдруг совершает такой странный поступок, начинает писать стихи?

3. Предисловие. Вариант 3
  В интеллигентной семье, без многочисленных книг рос мальчик. Отец его блестяще играл на рояле. Стишки его -
  "Одуванчик золотой, скоро будешь ты седой.
  Одуванчик золотистый, скоро будешь ты седистый."
бабушка с удовольствием читала своим знакомым.
Потом он стихов не писал лет до 30-ти. А потом настал период, который мы назовём

  ПЕРИОД НАЧАЛЬНОГО ПОЭТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА.
  Каковы мотивы поэтического творчества, характерные для этого периода?

1. Баловство.
   Не улыбайтесь, это и есть самый начальный росток творческого мотива, из которого будут получаться "произведения искусства". Пока именно творческого мотива, как стремления к творчеству, у автора ещё нет.
   "Я сижу на берегу, не могу поднять ногУ.
    Не ногУ, а нОгу.
    Всё равно - не мОгу."
- вот характерный текст баловства.

2. Осмеяния.
  Дружеские шутки в стихах над друзьями. Шуточные стихи в стенгазете.

3. Поздравления.
   Даже если поэтического таланта напрочь нет, поздравления делают обычно в поэтической форме. Почему? Рифма - один из способов украшения речи.
   У рифмы есть масса других функций, но будущий поэт об этом ещё не подозревает.
И я поздравления тоже писал http://www.stihi.ru/2010/03/15/6644

4. Осознания  5. Запечатления
  Следующие мотивы поэтической деятельности дают более серьёзные результаты. Назовём эти мотивы "осознания" и "запечатления".
Очень часто не мотивом, но ситуацией, в которой эти мотивы стихосложения возникают, является влюблённость. Для осознания новых для себя чувств и для запечатления образа любимой стихотворная форма очень подходит.
  Не следует путать мотивы написания стихов с их тематикой. Приведу примеры осознания и запечатления не из любовной лирики.

Всю ярость прошлого и кислоту обид
И всю неправду, что придумать мог,
Всю грязь, которую сумею соскоблить,
Все, что больнее может оскорбить,
Я в это зелье постараюсь влить,
Чтобы живым уйти никто не смог.
   А после, когда зелье разолью,
   Им потчую родных и сам его же пью.

  Следующее стихотворение - запечатление, основывается на наблюдении. Солнечным зимним утром в сосновом лесу стволы сосен освещаются рефлексами от снега. Образуется некая световая перспектива - стволы сосен, если на них смотреть из глубины леса, светлеют ближе к опушке.

На прозрачную опушку
Солнце лучики пустило
И еловые верхушки
И стволы позолотило.

Но в тени, в снегу лиловом
Блики света заблудились,
Золотистым ореолом
В волосах твоих забились.

 Перечисленную выше мотивацию по пунктам 2,3,4 и 5 можно назвать жизненной мотивацией или ситуационной мотивацией, поскольку она возникает как ответ на конкретную жизненную ситуацию.
  Мотивация по пункту 1 обусловлена диспозиционно. Диспозицией в психологии называют внутренние свойства личности или сознания, обуславливающие  то или другое действие.
   Отметим это различие в мотивации поэтической деятельности. Оно играет важную роль в эволюции поэтического таланта. В частности, появление так называемых графоманов тоже связано с этим различием.

  Стихи в период начального творчества появляются спорадически - как ответы на конкретные жизненные ситуации. Сильного диспозиционного стремления к творчеству пока автором не ощущается.

Рифмованные строчки - блажь
Надежда Грищук  http://www.stihi.ru/2013/05/07/1427

Рифмованные строчки - блажь,
И что их нет - душе не больно.
Построю у реки шалаш
И буду жить легко и вольно.

Бродить притихшими лесами,
Смотреть в огонь костра, мечтать...
А песни - что ж, родятся сами,
Когда их будет не хватать.

  Какова роль этих осознаний и запечатлений в начальный период творчества автора? Как оценивать собственные стихи, и нужно ли их публиковать?
  Стихи пишут, в первую очередь, для самого себя. И оценивать их нужно соответственно. Если Ваш стих Вам нравится, если Вам с ним уютно - значит, Ваш стих удался.

   Почему верна именно такая оценка? Потому, что ваш стих это акт развития вашей души, в нём создаётся некая зацепка, некая устойчивая структура, чаще всего морально этического плана, на которую вы будете опираться в вашей жизни. Это очень важная вещь, а не просто рифмованные строчки. Поэтому относитесь к написанию стихов серьёзно. А нужно ли публиковать? Это зависит от вашей смелости. Неопубликованные стихи "висят" и как бы тяготят. Опубликовав их, вы от них освободитесь, ваше творчество будет продвигаться легче.
 
  Всякие творческие советы воспринимайте очень осторожно, будьте всегда уверены, что вы всегда всё знаете лучше других. Но за советы вежливо благодарите. Если идёте на конкурсы, приготовьтесь к тому, что там Вас совершенно не поймут, но сопротивляйтесь, так вы выработаете своё собственное мнение.
  Есть общий совет и общее правило - пишите по возможности с натуры и как можно точнее.
  Увлечение своими мечтами и воображаемыми сюжетами до добра не доводит.  Наблюдательность, точность и выразительность - вот стержень поэтического творчества. Наблюдательность на первом месте, выразительность - на последнем, это я к тому, что использовать образную метафорическую речь вовсе не обязательно. Обычно она только вредит.
Попробуйте обойтись без неё. Если сможете, значит вы уже кое чего достигли.

  По мере взросления автора  появляются новые жизненные мотивы, побуждающие к более сложному творчеству, но и появляется мастерство, помогающее с этими сложностями справится.  Внутренний мир автора, обогащаясь жизненным опытом, предоставляет возможности к творчеству не ситуационному, а обусловленному диспозиционно, к творчеству самомотивированному.
  В самомотивированном творчестве заметным становится именно творческий мотив - стремление к творчеству, как к таковому. Будет ли это творчество жизненным и искренним зависит от того, насколько богат к этому времени жизненными впечатлениями внутренний мир автора.
  Период перехода к зрелому поэтическому творчеству можно назвать временем поэтического становления. И чтение классиков, и собственное эмоциональное состояние автора в этот период очень важно. Если стихи классиков счастливо ложатся на собственные эмоции, вот тогда и приходит осознание того, что поэзия это не просто рифмованные строки.
  И наоборот, по моему мнению, чтение классиков без достаточных эмоций и вне собственного творческого опыта может привести в будущем к "книжности" в стихах.


ЗРЕЛЫЙ ПЕРИОД ПОЭТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА.
   
  Продолжим перечисление мотивов поэтического творчества.

6. Поэтические игры.
   Опыт начального творчества приносит не только мастерство, но и осознание эмоциональной радости, приносимой творчеством

Зачем-то надо рифмовать... http://www.stihi.ru/2011/12/30/5739
Владимир Николаевич Новиков

Зачем-то надо рифмовать,
Зачем-то надо изъясняться,
По-птичьи будто ворковать,
Хоть чувства в форму не ложатся.

Но невзначай возникнет связь
Меж окончаньями и сутью, -
И сполохом в ночи зажглась
Блаженства лишняя минута!

(из ранних стихов)

   Так появляется яркая диспозиционная мотивация поэтического творчества. Можно сказать, что личность автора претерпевает изменения. А если автор и до этого момента был творческой личностью, то, возможно, что мотивация к поэтическому творчеству для него устанавливается быстрее. Талантливый человек творчески мотивирован ко всему - так можно пересказать известную поговорку.
   Избыток мотивации к поэтическому творчеству приводит автора на различные конкурсы и поэтические игры. Он начинает штудировать теорию стихосложения, пробовать себя в различных формах стиха.
   Появляется желание самореализации, в стихах появляются первые штампы, а в среде  авторов появляются графоманы. Интересно, что появляются эти вещи и личности по разным причинам. Штампы появляются потому, что мастерство автора отстаёт от его творческих амбиций. Графоманы получаются тогда, когда жизненный опыт и искренность автора отстают от его творческих амбиций.
   Опасная это штука - стремление к самореализации.

   Дефицит жизненных мотивов может привести к фатальным изменениям даже в творчестве очень талантливого автора. И пусть критики говорят об этом как о положительной тенденции:
"За последние два года в его творчестве произошли разительные перемены. Длительные углубленные рефлексии о метафизике мира, проблеме зла, поиске смысла жизни всё  более разрешаются в обращении к "вековым прототипам". В глубинных истоках бытия поэт находит ответы на волнующие его проблемы." 
   Всё это означает, что автору следует насторожиться, и обратить внимание на мотивацию своего творчества.

   Простите меня за то, что я стремлюсь к классификации мотивов творчества. Всякая наука начинается с классификации. Рост мастерства, обогащение внутреннего мира и изменения в мотивации творчества - вот двигатели эволюции поэтического таланта.

  Мне кажется, что помимо уже названных, к мотивам творчества можно добавить ещё четыре - Рассуждения, Описания, Убеждения и Излияния. Это общеситуационные мотивы.    К ним можно добавить ещё и частные мотивы. Например, если автор увлечён историей, то в его поэтическом творчестве вполне может появиться Исторический мотив. Если автор путешествовал по Италии... Ну, вы меня поняли.
   Перечисленные общие мотивы стихосложения совпадают с мотивами общения, которые рассматривает психология.
   Обратимся к этим общим мотивам.
   
7. Рассуждения.
   Естественное развитие мотива "Осознания" из начального творчества.
   Хочется обсудить некую проблему, и неплохо бы иметь для этого заинтересованного собеседника. У поэта такой собеседник есть, это - его подсознание. Необходимость писать в рифму отсекает обыденные логические пути рассуждений, и автор, подыскивая рифму, обращается к своему подсознанию. А подсознание ему и выдаёт... ( !?! )
   Процитирую слова Михаила Айзенберга
" Искусство (если это искусство) выполняет один заказ: «Пойди туда, не знаю куда; принеси то, не знаю что». По пути туда спутники и свидетели скорее помеха. Но это «челночная дипломатия», и в обратную сторону челнок идёт как-то вопросительно: туда ли шёл? то ли принёс? Тут и нужен «внутренний» читатель — соавтор. Этому неведомому читателю можно сообщить лишь то, что секунду назад было неведомо тебе самому. Остальное ему неинтересно."
Что же это за странное место "челночной дипломатии"? Это - подсознание.

   Привожу пример использования подсознания в рассуждении. Я задал себе вопрос, что такое человеческая душа, и начал писать стих, совершенно не зная ни его содержания, ни его окончания. Так сказать, размышления в форме стихосложения. Художественных красот от такого стиха ждать не надо, он писался с совершенно другой целью.

Рабы любви, рабы своих страстей,
Инстинктов низменных, наполненных желудков,
Желаний, любопытства, предрассудков,
Похабных зрелищ и возвышенных идей,
А если в Бога веруете Вы,
То, кроме прочего, и божие рабы -

       Скажите мне: что может быть на свете
       Свободы личной выше и ценней ?
       Ан нет - рождаются и вырастают дети,
       И каждый будет раб души своей.

Душа же - механизм психологический насилья.
Насилья над собой. Чтобы горел
Огонь желанья в нас, нужны усилья.
А нет желаний, скажут - постарел.

       Ты думаешь - душа твоя свободна,
       И слушает лишь шелест крыл своих ?
       О нет. И рыскает она как будто волк голодный,
       Следит твои шаги, подталкивает их.

Ты думаешь, что ты - божественный избранник,
Душа - флюид разлитый ? Следует понять,
Что также, как рабами кнут и пряник,
Душою правят злость и благодать.

И также, как идет на расстоянье
По проводам к машинам и моторам ток,
Душа выстаивает наши все мечтанья
В целенаправленный и движущий поток.

       Не только наши. Тем то и опасна
       Душа, что приглашает слабых в рабство взять,
       И, веруя в свой идеал возвышенно-прекрасный,
       Насильно насаждает благодать.

И многие слова при этом говорятся,
И мысли красятся в лилейные цвета,
Но в драпировках свадебного платья
Насилья проступает нагота.

       Свой идеал ты холишь и скрываешь.
       Другие - тоже. Так всегда, везде.
       Подумай, что же о других ты знаешь,
       И что другие знают о тебе ?

Как грустно: прозаические фразы
Стихами я пересказать хочу.
Простите. Это для того,
       чтоб Вы не догадались сразу:
Серьезно я ? А, может быть, шучу ?

Ну где, как не в стихосложении можно так свободно общаться со своим подсознанием? Разве что во сне. И что Вы думаете, я и сны свои записываю
http://www.stihi.ru/2008/10/20/3450 но эту мотивацию мы отнесём к запечатлениям.
====

8. Описания.
   То же что и "Запечатления", но в более развёрнутом виде. В психологии общения это просто-напросто рассказ. Такова обычно, пейзажная лирика. Также обычно, в этой лирике описание природы связывают с переживаниями человека. Я подобрал, однако, такую пейзажную лирику, в которой переживания автора отсутствуют, для того, чтобы показать, что и такое описание может быть интересным.

Гроза прошла, и голубые
Ручьи струятся по шоссе,
И тучи, в золото литые,
Блестят на встречной полосе.

  А впереди ещё черно -
  Машины фарами мигают,
  С трудом завесу раздвигают
  Дождя. Сырое полотно

Дрожащей нитью дальний лес
Накрыло. Музыка небес
Удары гулкие доносит.
Блестят зарницы. Ветер носит

  Остатки влаги по опушке
  Вовсю чирикают пичужки,
  И брызги от велосипеда
  Летят. Но быстро я не еду,

Да мне и некуда спешить,
Одежду можно обсушить -
Пока я еду, мне тепло.
Небес лазурное стекло

   Лучами солнце заполняет,
   И пар промокнувшей земли
   Как парусами закрывает
   Грозу, гремящую вдали.
====

9, Убеждения
   Стремление высказать свои мысли и изничтожить противника обычно возникает после просмотра дискуссий на политические темы по ящику. Не сдерживайте своих эмоций. Приятно высказать всё, что Вы о них думаете.

А на экране - сериалы,
Чай Липтон, сникерсы, игра.
И вдруг, такое показали!
Пора в политику, пора.

Кормушка новая открылась,
В народе моден ё-мобиль,
И даже песня появилась:
Ах, Куршевель мой, Куршевиль!

Ну как от жадности не хрюкнуть,
Как не примчаться на харчи,
В свою тарелку ложку плюхнуть
(молчи электорат, молчи ).

"И, онемев от удивленья,
Ты узришь новые миры"-   
Корыто и столпотворенье,
Создание пиар-игры.

Владельца даже потеснили
И от корыта гонят прочь.
Он вышел вон - остались силы,
Но как России-то помочь?

Зима грядёт - мороз крепчает,
Привычно хочется рулить,
Источник из Кремля вещает:
Не надо было истерить.

Марионетки, кукловоды,
Всяк должен своё место знать -
Ломать спектакль перед народом
И тайно на него плевать.

А наш народ оценит это,
Чай Липтон с сникерсом попьёт
И смеха звонкою монетой
Воздаст. И в крышку гвоздь вобьёт.

Как всё-таки это приятно, согласитесь. Жаль, что политические завороты скоротечны и на произведение искусства  стих явно не тянет.
====   

10. Излияния
   Как пример душевных излияний я приготовил для вас стих про горящую свечу. Сделал это специально, потому что тема не просто избитая, она пример того, что про это писать ни в коем случае не надо.
   А вот и нет. Дело в том, что я писал не про некую воображаемую свечу, льющую слёзы над прошедшей любовью, а писал горящую свечу с натуры. Хотя и про слёзы вы там вскользь найдёте. Дело было так, на даче отключили электричество. Передо мной горящая  свеча, лист бумаги и ручка. Справа темное окно в сад. Что ещё делать, хоть тема избита, но попробую. Сощурил глаза...

Пламя свечки расплылось на сомкнутых ресницах,
Золотистые блики, словно ткань из огня.
Ожидание чуда больше не повторится,
В новой сказочной пьесе нету слов для меня.

Только яркое пламя, блеск дрожащий и ясный
Отражается в окнах и глядит в свою тень.
Ошибаться и верить, ждать и верить - напрасно,
Так, как вечером помнить улетающий день.

Только пламя все светит, светит не угасает,
Как твой образ любимый, светел и одинок.
Воск расплавленной свечки как слезами стекает,
Лижет яркое пламя черный свой фитилек.

    Вот то, что я увидел, пусть не оригинально, простенько, но своё.  А скажите, какое слово является семантическим центром этого стиха? Нет, не светлый образ любимой. Нет,  не расплавленный стекающий стеарин. Это слово - "свой". Ничтожнейший член предложения, слово вставка для соблюдения ритмики. У пламени есть СВОЙ фитилёк. И мне хотелось бы. Но в "новой сказочной пьесе нету слов для меня".
   Я так думаю. Всё дело в дифракции лучей на ресницах. Вы можете думать иначе.
   Мотивацию по п.9 иногда связывают с компенсационной функцией искусства http://azps.ru/sch/frd/frd50.html

10 Ухохатывания
    Чуть не забыл об этом важнейшем мотиве поэтического творчества. В продолжение "Осмеяний" начального периода стихосложения. Ухохотывания в форме шуток, ироний, пародий, издевательств и поддевательств.
    Все мы понимаем, что эти формы - главные в поэтическом общении.
    Примеров приводить не буду, вы сами этим увлечённо занимаетесь на всяких конкурсах.

ОСОБАЯ РОЛЬ ТВОРЧЕСКОЙ МОТИВАЦИИ

    В профессиональном творчестве творческая мотивация, по видимому, превалирует. Она не просто сливается с другими мотивами, но и проникает в житейскую сферу существования автора. Он начинает активно ходить на всякие поэтические вечера, участвует в поэтических чтениях, печётся о бумажных публикациях. Творческая мотивация начинает сопровождаться авторскими амбициями.
    Автор попадает в зависимость от языка.
"...равенство дара души и глагола - вот поэт. Трудно говорить о такой безмерности, как поэт..." - М. Цветаева. Для поэта выражаться стихами так же естественно, как для простых смертных - говорить.

"Пишущий стихотворение пишет его прежде всего потому, что
стихотворение – колоссальный ускоритель сознания, мышления, мироощущения.
Испытав это ускорение единожды, человек уже не в состоянии отказаться от
повторения этого опыта, он впадает в зависимость от этого процесса, как впадают в
зависимость от наркотиков или алкоголя. Человек, находящийся в подобной зависимости
от языка, я полагаю, и называется поэтом" - И.Бродский.

СФЕРЫ ЭВОЛЮЦИИ ПОЭТИЧЕСКОГО ТАЛАНТА

  Мы с вами прошли от начинающих до великих. Отметили некие изменения в их творчестве, обращая внимание на мотивацию творчества. Бросим более общий взгляд на  сферы, определяющие эволюцию поэтического таланта. О них уже говорилось. Сфера мотиваций творчества. Сфера, представляющая внутренний мир автора. Сфера мастерства.

СФЕРА МОТИВАЦИЙ

  Движение в сфере мотиваций мы с вами только что обсудили. Обозначим буквой "Т" творческий мотив, а буквой "А" - творческий мотив, переходящий в авторские амбиции.
 
СФЕРА МАСТЕРСТВА

   Поэтическое мастерство обозначим буквой "М". Все мы понимаем, что это такое. И понимаем, что мастерство растёт не просто так. Чтение классиков, приобретение собственного стихотворческого опыта, и целенаправленное обучение тоже.

   Далее я буду цитировать статью о развитии театрального таланта
http://teatr.scaena.ru/page.php?id=550
поскольку о поэтическом таланте нашёл только очень краткое, и там же: "«Всякий талант неизъясним» — сказал Пушкин" (!!)
    О развитии таланта "самотёком" -

   "Вот к какому заключению пришла скульптор А. С. Голубкина: «Бессознательная непосредственность незнания долго удержаться не может. Даже дети очень скоро начинают видеть свои ошибки, и на том их непосредственность кончается... У самоучек в конце концов вырабатывается свой шаблон и, по правде сказать, очень противный. Осторожная скромность незнания превращается в бойкость невежества, да еще при таком расцвете самодовольства, что моста к настоящему искусству и быть не может» ".
    О вырастании мастерства из интуиции -

   "Искренность подкупает. А в театральном искусстве ей принадлежит едва ли не решающая роль. И на вступительном экзамене в театральную школу и при воплощении сложнейшего образа мировой драматургии прославленным мастером первое, что привлекает, подчиняет, очаровывает, — это искренность. Она убеждает в подлинности. Но, как ни велико ее значение, одной искренности в искусстве мало. Совершенно искренен всякий спящий человек, всякий действительно испытывающий физическую боль...
Два актера совершенно искренни в одной и той же роли или сцене: разве это значит, что работы их равноценны? Отличия объясняют чаще всего уровнем дарования, таланта того и другого. Такие объяснения нельзя опровергнуть, их бесполезно оспаривать; более того — с ними нельзя не согласиться. Но объяснять успехи талантом, а неудачи недостатком дарования — это значит уклоняться от вопроса, переадресовывать его в ту инстанцию, которая вообще ответов не дает."
   "Область таланта безгранична. Поэтому любые адресования таланту только в том случае не похожи на письмо «на деревню дедушке», когда указывают, в чем именно обнаруживается его мощь или его недостаток, а не только космические пространства неисследованного. ... Более точное адресование в принципе возможно; это доказано многовековой практикой человечества буквально во всех отраслях деятельности. Значит, у таланта можно «отвоевывать» территорию — переводить ее из ведомства интуиции в ведомство сознания и мастерства."

СФЕРА ТРЁХ "И"

    Мы с вами заговорили об искренности очень кстати. Обратимся к третьей сфере - сфере, представляющей внутренний мир автора. Искренность - вот черта особо ценимая в творчестве начинающего автора. Поскольку в молодом авторе его формирующийся внутренний мир не всегда может адекватно представлять мир окружающий, искренность легче всего достигается при письме с натуры, с использованием пристального вглядывания в эту натуру. Разумеется, и собственный внутренний мир может быть предметом поэтического творчества, но именно - предметом ( а не источником). В него надо тоже пристально вглядываться, как и в мир внешний, а не просто изливать свои незрелые чувства в стихах.
   Итак, искренность и письмо с натуры. Что ещё? Интуиция, об этом говорилось выше. Интуиция идёт прямо из подсознания. И искренность идёт оттуда же. Вместе они оформляются в сознании в виде импровизированного, и проговариваемого в этой импровизации, текста. Далее вступает в свои права Внутренний читатель Автора. Он делает свои оценки, и по этим оценкам Автор решает, выбросить ли строку в мусорное ведро, принять ли её, или записать как черновую для продолжения стиха. Так примерно происходит работа с подсознанием. Всё стихосложение - именно такая работа.
   Эти три "И" - искренность, интуиция и импровизация составляют инструмент стихосложения. Автор взрослеет, его внутренний мир увеличивается по жизненной протяжённости, широте и глубине - он всё более начинает черпать из него, а не только из природы. Это естественный процесс. Трудно бывает при письме "изнутри" достичь той жизненности, которая достигается при письме с натуры. Но нужно к этому стремиться, в этом также заключается мастерство.
   Искренность автора, жизненность его творчества и внутренний мир, в лице самого автора - вот суперпозиция, определяющая читательский интерес. Дадим этой суперпозиции некую оценку, назвав эту сущность "искренностью" и обозначим её буквой "И".
   Теперь мы готовы к написанию мнемонических формул, характеризующих поэтический талант. С этими формулами нам легче будет обсуждать возможные пути эволюции таланта.

ФОРМУЛЫ

   Период начального творчества выразим так -   (МИ           ). Искренность автора обгоняет его мастерство, но автору ещё расти и расти.

    Автор начитался чужих стихов, классикой он пренебрегает, читает всякие рекомендации, и хочет попробовать себя в стихосложении, участвует в конкурсах на сайте
     (ИМ           ) - тревожная ситуация, из Вас может получиться графоман или дизайнер. Дадим формулы и для них.

      (ИМ       ТА) - махровый графоман, слишком быстро возникшая творческая мотивация находит своё удовлетворение в массовом написании плохих стихов, с небольшим мастерством, однако. Желания писать по-другому, или хотя бы подтянуть мастерство не возникает - автор удовлетворён своим творчеством и так. Имеет успех, в соответствии со своими амбициями.

        (М И       Т) - бедняга, пишет рифмованные "кондовые" стихи, впрочем, иногда прочесть интересно. Если он самокритичен - переходит на прозаическую миниатюру, набирается жизненного опыта и достигает успеха.

         (И          МТА) - блестящий дизайнер, многие без ума от его (её) творчества, пишет исключительно про свой внутренний мир, или на заёмные темы. Обожает участвовать в конкурсах стихов на заданную тему, а также в коллективном творчестве. Часто является экспертом в поэтических соревнованиях.

    И, наконец, нормальный путь развития таланта:
   (МИ       ) =>(        МИ).=>(       МИТ) =>(      ИМТ)
обратите внимание на последний переход, он связан с тем, что мир старого человека уже, увы, не может вместить молодое мировоззрение, он его может только имитировать. Мастерство возрастает, но круг тем сужается.
Кроме того и мир, в котором находится автор, ставший профессионалом, отличается от того мира, в котором живут обычные люди, у автора появляется свой, специфичный круг общения, изменяются житейские поведенческие мотивы и интересы. И автор вполне может стать неинтересным для читателей.

     Как видим, появление творческой мотивации и переход её в определяющий мотив творчества явление опасное. Оно может застопорить развитие таланта в сферах искренности и мастерства.
   И даже привести к деградации  => (   И     МТА) - матёрый мэтр, страшно амбициозен. Переводчиков классики, которые переводили эту классику до него, костерит почём зря, пишет исключительно верлибр, свои мысли выдаёт за афоризмы и публикует их по отдельным строчкам, сопровождая ссылкой на первоисточник. Читать его произведения несколько жутковато.

   (            А) - остальные буквы в произвольном порядке. Фанатик, неадекватный в психическом плане, рубящий правду-матку, или, наоборот, затаившийся в своих произведениях. От общения с ним следует вежливо уклониться. Чтобы выявить такого вовремя, лучше заранее почитать его рецензии. Если он ссылается на свой литературоведческий труд, например, под названием "Введение в теорию ХХХ", где ХХХ - непонятное вам название, почитайте этот труд, может быть это - основание для медицинского диагноза.
    
   Лично мне больше всего нравятся  любые "М" с опережающим "И". И больше никаких буковок. Буковка "Т", если она есть, то пусть плетётся за ними где-нибудь в хвосте. ))
Главное в поэтическом творчестве - это буква "И" - это жИзненность, а не диспозиционно мотивированные строки на общие темы. Тема, мотивированная жизнью - переживается, сам текст стихотворения и есть тогда переживание, а не описание  переживания. И даже если Вы представите читателям эмоциональное описание Вашего переживания, со столь ценимыми метафорами и образами, то поэзией оно всё равно не будет.
    Я понимаю, что стихотворческий зуд труднопреодолим, поэтому хочу закончить свои рассуждения текстом, с содержанием которого я полностью согласен -
с разрешения автора
                "О гадких утятах" http://www.stihi.ru/2010/07/31/1768
Ашот Шаров

Кому дано поэтом стать,
Тот жалок, как утёнок гадкий.
Желанье вечное сваять
Гнетёт природные задатки.

Один - всю ночь перо вострит,
А получается всё тупо.
Другой - такое сочинит,
Что в пору лоб ему пощупать.

Но то прощаемы грехи:
Глупить всю жизнь - дано нам свыше.
Кто знает, как писать стихи,
Тот почему-то их не пишет.   


=====
   Что касается "произведения искусства", то о нём лучше поговорить в отдельной статье, поскольку обсуждение этой темы не сильно связано со сказанным выше.
Спасибо за внимание.