Двухнедельное ревью 104. Обзор Михаила Микаэля

Психоделика
                _______________  РЕГЛАМЕНТ  РАБОТЫ  СТРАНИЦЫ  РЕВЬЮ  _______________

день 1-10    —   Приём оригинальных авторских текстов со ссылками на первоисточники.
день 10       —   После специального объявления Обозревателя приём текстов прекращается.
день 11-12  —   Текущий Обозреватель отбирает на свой вкус 5 (или более, по желанию) лучших или наиболее интересных текстов и пишет на них развёрнутые комментарии, которые затем переносятся в "шапку" ревью.
день 13-14  —   Участники и все желающие обсуждают комментарии Обозревателя.
день 15       —   Открывается страница нового Двухнедельного ревью и начинается приём оригинальных авторских текстов.

Обозреватель: Михаил Микаэль   http://www.stihi.ru/avtor/mikael2


                _______________  ПРЕДИСЛОВИЕ ОТ ВЕДУЩЕГО  _______________

Дорогие друзья! Буду рад поговорить о ваших произведениях и да не обидятся те авторы, о ком я говорить не стану. Вполне возможно, что в обзоре о них будет сказано немало добрых слов...

А так - большинство из вас меня знает, и что тратить время на представление? В путь!



                _______________ ОБЗОР  _______________

В ревю приняли участие 24-ре автора, я старался дать разбор или обсудить представленное в течение ревю. И, тем самым, облегчил горестную долю обозревателя – я могу перенести сюда сказанное. Впрочем, я сокращу свои речи, и скажу о тех, с кем говорил мало. В список вошли ВСЕ участники – это моя личная позиция и личное действие, направленное против всех этих поэтических «танцулек» и «спортчасти» нашего ревю. Разумеется, такое определение субъективно.

Итак (в порядке подачи стихотворений на ревю):

Ольвгрим Регин  Кладбище лир http://www.stihi.ru/2010/10/27/3709
Не самое удачное, «сырое» произведение способного автора. Его второе стихотворение куда лучше http://www.stihi.ru/2012/07/28/5974  Осколки 
Я полагаю, что в этом, втором, стихотворении известная «мелодия» несколько «забивает» сам текст.

-----------------------------------------------------------

Елена Элентух   http://www.stihi.ru/2014/02/02/9485 Читая Бродского
Мы с Еленой обсудили стихотворение-прародитель И. Бродского в связи с текстом автора. И был сделан вывод о некоторой общности тематики, хотя поначалу это было нелегко разглядеть.
«Вы пишете стихотворение о спортивном снаряде, гимнастическом коне. Многие пережили это чувство "распластанности" на этом снаряде, неумения выполнить упражнение, стыд "наготы" и "позы", главное публично все происходило, на глазах всех в спортзале. Память отодвигает такие воспоминания, "постыдные" в "дальние чуланы памяти"... и этим "доставанием из дальнего школьного чулана" и начинается ваше стихотворение... И так верно, что эти два впечатления - школьного стыда и более взрослого понимания получили еще и слой "Эрота, некоего лишения невинности". У Бродского "В паху его царил бездонный мрак." Сексуальное? Не думаю. Скорее о бесконечности воспроизводства зла, черных генов прошлого»...

---------------------------------------------------------

Эфа  Чистый лист. http://www.stihi.ru/2014/05/05/8687
Сам автор определила свой текст так: «Если пересказать
чистый лист обретает глубину и высоту - хочешь - летай, хочешь – плавай». Таким образом, речь идет о создании текстом собственного пространства и свободе автора в нем.

------  -------------------------------------------------

Андрей Мартынов Слово  джезказган http://www.stihi.ru/2014/04/29/8567
Одно из интересных мне стихотворений на этом ревю. «Я бы выделил главное для меня как бы новым названием стихотворения - " Похороны постмодерна и обретение двери в реальный, не игрушечный мир». Сам автор считает произведение – текстом «о возрождении азиатского духа, о реинкарнации СССР, если угодно, о грядущей войне цивилизаций в далёкой перспективе и о предчувствии, не дай бог, войны гражданской в перспективе ближайшей». Я в целом так и ставил вопрос – переход от «постмодерна к реальности новых времен»

---------- ------------------------------------------------

Тамара Барышева  Моей Одессе  http://www.stihi.ru/2014/05/08/1714
Хороший, плотный текст. В связи с его обсуждением возникла любопытная тема – как читатель воспримет реальные биографические факты жизни автора, если тот никак не сообщает нам этого? Думаю, надо практически учитывать этот момент. В любом случае стихи о собственном росте, о необходимости свободы. Неверное ударение в одном из слов, при полном понимании борьбы с пафостностью, все же стоит исправить.

---------- ------------------------------------------------

Сара Бернар  Сергуна http://www.stihi.ru/2014/05/19/4903
Я благодарю Сару, несомненного поэтического мастера, за то, что она принесла на мое ревю это прекрасное, полное боли, трагическое произведение. Лучше его прочитать, чем говорить о нем. Не поленитесь и перечитайте, уже не в пылу обсуждений. Как трудно жить в трудные времена, делать выбор христианство или язычество, терять детей – когда они жертвы ритуалов, уже не слишком нужных, уходящих в прошлое.

----------------------------- ------------------

Сибирский Волк  Доеденный лисой собачий лай… http://www.stihi.ru/2014/01/13/4592
Интересное стихотворение, и вот чем: текст плотный до невозможности и при этом заданная музыка стиха. Так что читатель не всегда поспевает за образным рядом, сменой метафор – музыкальный ряд дает один темп, метафорический – другой. В результате не единая конструкция стихотворения, но череда стихотворений, долгая дорога на которой мы встречаем разные деревушки и города. Отсюда и финал во многом.. Иногда чудесные образы, скажем  «…детишек, что скребутся в рукавах
у воздуха морозного»...

--------------------------- -------

Виктор Фишкин Животноводческое http://stihi.ru/2014/05/22/6358
Не самое лучшее у автора, которого я давно очень ценю.

------------------ -----------------

Созерцающая Много Раз  Она молчит  http://www.stihi.ru/2013/12/27/2119
Автор определила свое интересное произведение, как образ (птицы), находящейся на границе реального и мистического мира, и рассмотрела свой текст как актуальный – о проблеме бездуховности России… Я бы в этом небольшом произведении отметил переход от черного квадрата Малевича к черной дыре – одновременно макро и микро явлению, с четкими ассоциациями из современной астрофизики, а также финал: исчезновение в черной дыре крика. Это верно, крик – материален, как и всякий звук, и «не вернется» из черной дыры. Можно было бы написать стихи об уничтожении музыки…

-------------------------- -----------------------

Чёрный Георг, поэт первого ряда, один из ведущих современных поэтов, принес 3 стихотворения, чем меня несказанно порадовал. На разбор стихотворений Георга мне нужно потратить не менее недели, чтобы разбор был существенен. Пример: http://www.stihi.ru/2011/02/02/2264

Также с анализом произведений Георга, Сары и Камирры можно познакомиться по ссылке http://www.stihi.ru/2012/01/18/2342

На этом ревю читайте стихотворения: «N;e verb lewd», «отписка Брэйлю», «мост». Поскольку Георг покинул Стихи.ру и бывает только на Пси и то редко, тексты среди текстов ревю. Кроме того вы найдете там краткую, но как мне кажется, содержательную переброску мнениями между нами на тему сюжета и поэтического сюжета… Поэтический мир Георга только начинает приоткрываться читателю, но со временем составит важную страницу русской поэзии. Читайте, где только найдете, в частности в журнале «Топос».

------------------------------- -----------

Аэлита Кулешова  Сердце разбилось   http://www.stihi.ru/2010/02/11/3358
Стихотворение и полностью понятно и таинственно, создает впечатление, ощущение грусти. Зеркала, отражения, трещины, которые всегда сопутствуют беде - через них врывается поломанный внешний мир, а поломанный, разбитый внутренний мир часто разбивает внешний... Я давно знаю стихи Аэлиты – за внешней простотой у автора много умений и, самое главное, это чистые и светлые стихотворения, на редкость…

---------------- ------------------------------

Юрий Семецкий  http://www.stihi.ru/2014/02/18/12171 Поэтесса В России.
На этот раз стихотворение Юрия оказалось «не моим», хотя я уважительно отношусь к автору и имел удовольствие хвалить его за другие произведения.

-------------------------- ----------------------------------

Сергей Богомолов  Всё, как всегда, под небом старым http://stihi.ru/2014/05/21/1719
Стихи Сергея всегда узнаваемы, поэт, как ни банально такое высказывание, имеет свой голос, и этот голос различим даже в беседах под стихотворением. В чем состоит «цепочка поэтических событий» текста? После рождения из энергии Ниагары, бежит вода, то есть мчится наша жизнь, и хочется, чтобы она была спокойной, «как всегда» жизнью. С ростом, свадьбой, беседами и поездками, хочется и перехода в сны других, то есть продолжения в жизни потомства и в памяти людей, «…то ты проснёшься в чьём-то сне и,/как вода, бежишь, бежишь»... Пара мелких неточностей вполне может быть устранена.

---------------- -----------------------------------------

Игорь Брен  граница добра и зла  http://www.stihi.ru/2014/05/24/1139
Простите, Игорь, наверное, это так умно, что я ничего не могу понять.

---------------- -----------------------------------------

Аюна Аюна  потери
У Аюны собственный взгляд на свои произведения, редко скажешь о них верно. Она протянет «ну, да» и выдаст абсолютно неожиданное соображение… Поэтому говорить о смысле ее стихов себе дороже)) Абсолютный поэт… Я рад, что некогда Аюна вняла мне и приняла собственное решение – соединять стихи в ленты стихов. Одна такая «лента» перед вами. Разные стихи под общим именем «потери». Иногда это стихи парадоксальные, и оттого отражающие истину - «древние знали о жертвах и смерти/их боги прожили долго”. Выходит, сейчас наши боги умирают быстро, потому что в мире комфорта не желают знать о смерти. Или: «великий гуманизм/все его ступеньки/рушатся вниз». Так точно выражен протест против тупой прогрессисткой модели и ложного гуманизма. Мы видим, что вроде бы абстрактные построения оказываются необыкновенно современными. И это один из секретов ее успеха… Такие вот «маленькие» стихи…
Чем, собственно, занимается Аюна? Берет долгое стихотворение и доводит его до размеров мысли.

-------- -------------------------------------

Наиль Мелиханов   Ola!  http://www.stihi.ru/2014/05/09/7689
«Знаете, Наиль, это любопытно. Некая сценка стихами - я давно говорю попусту, о том, что возникла ничейная земля между поэзией и прозой, за счет движения прозы к плотности и цветности текста и встречного движения поэзии. Эта земля будет заселяться, и вот вы один из колонистов»...

-------------------- ------------------------------------------

Юрий Колобов  http://www.stihi.ru/2014/05/26/8848 рефлексивное
А вот вроде бы и актуальное стихотворение, но в стилистике авторов 50-ти летней давности. По большому счету. Никаких подтекстов, ни малейшей многослойности… Есть, конечно, современное в ткани стиха, не спорю, но… О чем мне говорить-то?..

------------------- ------------------------------

Геннадий Акимов  http://www.stihi.ru/2014/05/24/5976   Ключ
Стихотворение очень хорошее. Мне нравится отдаленный гул событий, без прямого указания. "Пахнет порохом - слабо, издалека". Этого довольно...И, честно, не знаю - нужен ли "партизан"? Ясно же, не об охотниках речь... "Бессмертник" в финале - удачно. Первая строфа - резкое начало. Тоже прекрасно. "Кто-то носит с собой золоченый ключ,/Открывает клетку - выпустить зверя весны./И тогда умирает империя серых туч,/И приходит утопия голубизны".
Отлично, работает всякое слово - и в финале, опять же, "На брелок нанизав золотистый луч", стихотворение замкнуто. Несомненно, удача...

------------------ -----------------------------------

Виктор Коврижных 2 http://www.stihi.ru/2011/04/27/1413 Х Х Х
В ходе обсуждения было выяснено, что это «не мое» стихотворение. Поэтому все что говорилось читатели могут прочитать и сделать собственные выводы. Благодарю автора за коректность.

------------------ -----------------------------------------------

Сергей Калугин Эсвэ  http://www.stihi.ru/2014/05/21/4262   Повержен дуб.
Очень интересно. Четкая мысль проведенная через текст, классический слог объединенный с современной поэтикой, легкая ирония, хорошая метафорика, неожиданный, изменяющий все произведение финал. Казалось бы экологическая тема, но нет, о нас, о милосердии и возможности будущего.

--------- ----------------------------

Марина Гареева ласточка http://www.stihi.ru/2012/03/18/1649
                Белки http://www.stihi.ru/2012/12/21/1726
Обсуждение сосредоточилось на вопросе о дожде, который идет вверх. «Что касается падения вверх, то его можно обнаружить во многих стихотворениях, в том числе психоделических. Я был, кажется, одним из зачинателей, а, может, ошибаюсь... Если бы у Вас дождь шел вверх, это было бы понятно, хотя старомодно. Некоторое время тому назад я понял, что падение вверх можно понимать как движение времени вспять - это сходно с кинорядом, запущенным в обратную сторону. Ласточка - образ-символ Мандельштама. "Свивая" - говорят о гнезде, раз птица. Или о нити - раз есть образ "нити дождя". "Дождь" мог появиться из "свивая" и тогда вот почему "крыша" - под ней можно свить гнездо, из ладоней - но это уже дополнтельные образы. И в целом выходит так как-то ("психологический подстрочник"): Она (ласточка, любящая свободу) поит небо, чтобы пролились скрученные (из переживаний и эмоций) нити дождя и появится под крышей общий дом - желанное ограничение свободы...)) Кстати, ласточки строят гнезда из сырой земли, находя ее в лужах, так что без дождя никак и с этой стороны».

--------------------- -----------------

Кола Гамбино  мы выщелкнули:  http://www.stihi.ru/2014/05/13/1239
"Выщелкнули дно" - я прекрасно понимаю о чем речь, но, заодно, возникает у меня впечатление о мире-конструкции, лего, сборка, игрушка... щелк! и вылетело дно моря, щелк! и вылетела деталь " небо". Это здесь уместно - веселость, страсть, забавы... игрушка становится реальностью - бездной бездонной. Хорошо и омега (последняя буква греков) не в лоб связанная с первыми буквами - могикане, печенеги... возникает вечное, вневременное пространство страсти, бездна оборачивается "околоплодными столетьями", персиком=недолговечным и медью=вечностью - и, наконец, отличная мысль о яблоке Эдема (из околоплодного к плоду) сказать как о плоде дерева книг... эту мысль я давно высказываю, но вы ее изобрели сами. Мой друг, верлибрист Марк Виноградов по моим письмам выразил ее так
http://www.stihi.ru/2008/06/05/1491
Эдем был город, экологический, но город, поскольку был огорожен, иначе как понять "24 И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни"... У входа в Сад.

---------------------------------- --------------

Тейт Эш Сказки для рыбака на безрыбье http://www.stihi.ru/2011/11/25/645
В стихотворении есть герои – Река, Время (это неразлучная пара, такие я называю поэтическими синонимами), Рыба (белуга) и подобная Рыбе Лодка. И, разумеется, Город (Петербург)… существуют и менее значимые персонажи – Шпрот (усопший), Сквозняк… Оставаясь в поэтической ткани текста, эти персонажи (предметы и понятия) ожили и именно поэтому стихотворение названо сказкой. Но сказкой по задаче грустной, не детской… «Вдоль гранитных опор/пробираясь во тьме, тайком,/рыба трогает город/раздвоенным плавником./Размываются контуры, гасится свет в домах…» Единственное замечание не «гаснет», как вроде бы должно быть, а «гасится», то есть выключается жильцами.

Итак, задано интересное пространство – оно сжато, пространство города, оно ограничено, и через него, в строго ограниченном русле течет река-время, еще без именования «река» (оно появится только в 11-й строке). Здесь же пока Рыба (река на заднике). Я некоторое время размышлял над словом «раздвоенным», интуитивно ощущая его верным и важным для произведения. Мне думается, это раздвоенность прошлого и будущего и вот почему. Рыба – особое поэтическое слово. Она движется и по течению и против течения реки-времени. И в городе, по прибытии рыбы, может наступать прошлое, и мосты тогда станут динозаврами.
Когда Рыба касается плавником города, тот может исчезнуть, быть смытым с фотографий, как в фильме «Назад в будущее»… «Размываются контуры»… И далее, во тьме, «Время длится наощупь», реки нет, или это слепые Брейгеля идут вдоль реки…
«В ресторанном дыму,/где ни в ком не болит река». Речь идет, разумеется, о безразличии ко времени, но не только. Поедание рыбы есть поедание некоторого типа свободы. В контексте, само собой. Но свобода плыть в прошлое – штука страшная. Лодка замещает рыбу, но эта лодка, хоть убей, кажется мне плотом, способным плыть только в будущее…А там, как и позади, тьма…
Разумеется, есть связка между Рыбаком и Петром, Петром и Петроградом, Рыбаком Петром и камнями гранита… Город безверья и Рыбак, ловец душ человеческих… Это само-собой и очевидно.

Стихи хорошие. Аюна в замечании верно сказала и о Босхе. Я не знаю и не хочу размышлять на тему насколько эти стихи изменяют мой мир, но они достойны быть особо отмеченными.

------------------------------------------ -------------------------

Ольга Домрачева  http://www.stihi.ru/2014/05/23/2310  бывают облака...
Стихотворение не содержит в себе откровений, но написано искренне и с непосредственностью. Финал требует доработки…

------------------- ----------------------------

Итак, обзор завершен, ревю оказалось достаточно сильным по составу участников, да я и не ожидал такой их численности. Я мог бы провести определенную агитацию, и тогда число авторов на ревю достигло бы человек 40-ка)) Но зачем мне такая работа)) Мы входим в июнь – всех с началом лета и всем удач и свершений!