Мой земляк Симеон Бекбулатович

Сергей Никифоров -Старший
     Начало здесь http://www.stihi.ru/2014/07/04/4320
На снимке слева направо: Духовская церковь; церковь Смоленской Божией Матери;
трапезная, в которой располагался до 1974 г. сельский клуб; колокольня.

     В письменных источниках село Кушалино впервые упоминается в XVI веке. Само село и земли в округе в разные времена были государственными, монастырскими, дворцовыми. В XVIII-IX веках,  по причине расположения на пересечении трёх значимых тогда дорожных путей, Кушалино представало  крупным торговым узлом. Из собственных ремёсел культивировались ткачество, сапожное дело, плетение корзин, изготовление берд, тряпичное дело. Наличие в XIX веке земского училища весьма положительно сказалось на грамотности населения.
     В 2008 году село  отметило 550-летие. Дата, разумеется, весьма условная, поскольку точного указания на начало отсчёта просто не существует. Для меня же в этой цифре есть своя, особая притягательность – разница между нашими с селом годами составляет ровно 500 лет.
     В самом центре Кушалино сохранился церковно-храмовый комплекс, представляющий целый пласт истории как села, так и Российского государства. В средней части комплекса возвышается церковь Смоленской Божией Матери – памятник архитектуры XVI века. Это настоящее чудо, которое мало кто ожидает встретить в почти никому не известном ныне селе. Построена она была предположительно в 1594 году по повелению Симеона Бекбулатовича, который прожил в Кушалино более двадцати лет ("Церковь Смоленской Божией Матери" http://www.stihi.ru/2014/08/05/5587).
     Летописные источники не дают убедительного ответа на вопрос, почему царь Иван Грозный, пользовавшийся неограниченной властью, вдруг решил отказаться от царствования и передал трон Касимовскому хану Саин-Булату (в крещении Симеону Бекбулатовичу). Случилось это в 1574 году. Однако через два года Грозный на трон вернулся. При этом не только не подверг опале смещённого Симеона, а осыпал его великими милостями – выделил ему в правление Тверское княжество. С тех пор недавний царь стал именоваться Великим Князем Тверским.
     Вот цитата из книги «Историческая записка о древней церкви Смоленския иконы Пресвятыя Богородицы Одигитрии в селе Кушалине, и о самом Кушалине с прилежащими к нему местами», изданной в 1851 году : «… и носил титул Царя, но он был исполнителем только Иоанновых тайных повелений. Когда же Иоанн Васильевич, убежденный всеобщим молением и просьбою, вступил снова в управление Царством, тогда Царю Симеону, дав великия богатства, пожаловал и город Тверь, с новым титулом: Великий Князь Тверский».
     Исследователь истории с. Кушалино Г.П. Келейников, которого я помню как дядю Гошу, в своей рукописи (http://vlad18102010.narod.ru/index/0-16) указывает на несомненное сходство  некоторых деталей внешнего оформления церкви Смоленской Божией Матери с декором Архангельского собора Московского Кремля, служившего усыпальницей всех русских великих князей и царей. Вполне возможно, если учесть, что белокаменная церковь строилась по царскому повелению. А многие на Руси ещё долгое время продолжали считать Симеона царской особой, требующей к себе особого уважения и почитания.
     С восточной стороны практически вплотную  к упомянутой выше церкви в 1839-1847 г.г.  на средства прихожан был построен Храм Во Имя Святого Духа (на фото – слева). Построен по проекту Тверского губернского архитектора Ивана Федоровича Львова (род. в 1797г.). Будучи выпускником школы экспедиции кремлевского строения в Москве, Иван Федорович сорок лет своей жизни, с 1824 по 1864 годы, посвятил строительному делу в Тверской губернии, руководил работой местных зодчих. Он же являлся автором проектов многих общественных и жилых зданий в Твери, в том числе здания Благородного собрания, церкви Вознесения на Тверском проспекте, колоколен и приделов многих Тверских церквей.
     Новый храм по своим размерам оказался ничуть не меньше кафедрального собора. Расписан же был кушалинским крестьянином, художником-самоучкой Федором Спиридоновым, совсем, якобы, без вознаграждения. Сохранившиеся изображения двенадцати апостолов в большом куполе хорошо видимы и сегодня. А в Кушалино и ныне живут родственники живописца.
     В 1857-58 г.г. опять же по проекту И.Ф. Львова в Кушалино уже с западной стороны церкви Смоленской Божией Матери построены колокольня (на фото – справа) и трапезная с двумя приделами. Кстати, в трапезной долгое время располагался сельский клуб, а в нижней части колокольни – кинобудка.

Здесь фото храмового комплекса на закате
http://www.stihi.ru/2003/10/29-1404