2 тур 2014. Обзор от Анджея Иконникова-Галицкого

Литературный Фестиваль Рунета
ШОРТ-ЛИСТ (не по порядку совершенства, а по порядку нумерации):

№1, Александр Ковальчук Камчатка. "Отхрипели кони" http://www.stihi.ru/2013/05/27/137
№ 8, Братислава. "Лето далекого детства" http://www.stihi.ru/2014/06/13/10058
№ 13, Игорь Гонохов. "Пять" http://www.stihi.ru/2012/06/01/4217
№ 19, Наиль Мелиханов. "Число Авогадро" http://www.stihi.ru/2014/05/19/5902
№ 24, Попов Владимир Николаевич. "Хлебников" http://www.stihi.ru/2011/06/06/3756
№ 21, Наташа Самотой. http://www.stihi.ru/2014/07/02/7925
№ 26, Тейт Эш. "Сказки для рыбака на безрыбье" http://www.stihi.ru/2011/11/25/645



ОБЗОР

Свой обзор разделю на «хорошо» и плохо».

Хорошо:
Писать стихи умеют. Ну, если и не умеют, то, по крайней мере, хотят. А кто стихов хочет, тот доброго хочет.
Плохо:
Прежде всего – дефицит оригинальности. И в самых лучших стихах всё взято откуда-то, не изнутри себя. Нет выстраданности. Нет своей, не чужой боли – пусть маленькой, но только своей, до крика. И в лучших стихах всё очень расчётливо.
Общая проблема – невнимание к рифме. В очень многих случаях она никакая, порой даже ужасная, не скрепляющая, а разрушающая стих. Это – следствие незнакомства с классикой. Видно, что стихов своих великих предшественников в русской поэзии наши авторы не читают, или читают мало, на 1% от общей массы.
Заметьте ещё: начисто отсутствует проповедь и публицистика. Гражданственности – ноль. Единственное (кажущееся) исключение - № 17 Михаил Фокс со стихом про Сталина; но тут же видно: Сталина автор не знает, и знать не хочет, а пишет по комиксам – картинкам из телесериалов.

Хорошо:
№1, Александр Ковальчук Камчатка. http://www.stihi.ru/2013/05/27/137 Энергичный дольниково-тактовиковый ритм, соответствующий содержанию. Картинка есть – в духе зверской романтики Гражданской войны.
№ 8, Братислава. http://www.stihi.ru/2014/06/13/10058 Ритм жёстко-навязчивый способствует созданию картины московского жёлто-знойно-вязкого лета. Картина эта самая, с мальчиком, девочкой, квасной бочкой, пеной, тополиным пухом и толстой продавщицей, нарисована полностью, от начала до конца, как говорится, лаконичными мазками.
№ 13, Игорь Гонохов. http://www.stihi.ru/2012/06/01/4217 Хорошо, хотя и ни о чём – об одуванчиках. Стихотворение совершенно цельное, кроме одной строчки про «печальные дни».
№ 19, Наиль Мелиханов. http://www.stihi.ru/2014/05/19/5902 Скорее хорошо, чем плохо. Хотя детали довольно-таки маловыразительны, общий замысел есть, и он выявлен до конца, целостно. И, в принципе, оный замысел небезынтересен: тот, кому наше дыхание необходимо, не получает его, ни молекулы, потому что летит слишком высоко над нами.
№ 24, Попов Владимир Николаевич. http://www.stihi.ru/2011/06/06/3756 Образ создан. Образ мёртвого Хлебникова. Совсем не канонический, и поэтому неожиданно-интересный.
№ 21, Наташа Самотой. Признаюсь: меня смущает девичья лёгкость, с каковой это  написано. Я прямо-таки представляю себе какую-нибудь гениальную девицу из клуба «Дерзание» или из ЛИТО Кушнера восьмидесятых годов, произносящую, чуть запрокинувши голову и отведя волосы с лица, эти вот певучие строки. Но стихотворение сбито ладно, скроено крепко. Следует отметить афористичность и удачную рифмовку.
№ 26, Тейт Эш. http://www.stihi.ru/2011/11/25/645 Хорошо свободное обращение со строфикой, ритмикой, лексикой, умение разбить строки наиболее эффектным образом. Хорошо: «Время длится наощупь», «Ни в ком не болит река», «Мосты-динозавры склонились на водопой». Стихотворение заражает и подчиняет созданной в нём последовательностью эмоций и образов.

Хорошо и плохо:
№ 7, Берта Лучева. http://www.stihi.ru/2014/05/11/8729 Хорошо: «так безразлично тянется живот ну то есть жизнь», а дальше всё плохо, ибо ни о чём, пустая болтовня. Бить надо за такие рифмы, как казни - опасней. Лучше бы вообще без рифм.
№ 10, Владимир Цюпин. http://www.stihi.ru/2014/05/06/980 Хорошо: «О месяц можно уколоться, подпрыгни только на аршин». Плохо то, что очень уж густо замешаны лубочно-деревенские мотивы про ярок, зорьку, плетень, сеновал, хлев, лизунец… Вот не верю, что автору это всё родное. Говоря его же словами, «шайка всклянь наполнена» сельским экзотизмом.
№ 18, Мурашко Андрей. http://www.stihi.ru/2011/06/13/8393 Хорошо: «Как будто детство закатилось потёртым мячиком за шкаф». Всё остальное – никакое и ни о чём.
№ 20, Наталья Крофтс. http://www.stihi.ru/2014/05/13/4376 Хорошо: «взлетаю … туда, где слова понятны ещё, но уже невозможны». Всё остальное ходульно и плохо.

Плохо:
№ 4, Алёна Рычкова  http://www.stihi.ru/2014/04/28/1212 с речевыми и фонетическими ошибками (играться, коленей), с тоскливо-приблизительными рифмами (удода-воду, тряпках-лапки). А главное – всё в единообразно-вялом тоне с претензией на детскую трогательность.
№ 5, Алма Селесте http://www.stihi.ru/2014/05/06/6889 : «Когда нам небо станет по колено» (вспоминается, увы, scabreux «во мху я по колено») . Невозможные рифмы: жестом – на месте; тонешь – небосклона; цветком – такой. Не в том дело, что они неточные, а в том, что зарифмованные слова никакие и друг с другом не вяжутся.
№ 9, Виктор Коврижных. http://www.stihi.ru/2011/10/01/7230 «Люди в белом», «утопленницы тело», «туман», «печаль судьбы», «судьбы неведомой», «тая» (от глагола «таить»), «печаль судьбы неведомой тая», «в сердце скорбь», «туман клубился», «глазами незабудок»... «И я подумал: это соловей». Нет, это не соловей. Как сказал один иностранец, попробовав советского портвейна «Три топора»: «Нэт! Это – нэ портвейн!»

Очень смешно: № 11, Гольгертс http://stihi.ru/2014/07/19/8202 . Это ценно, как невольная пародия на компьютерно-игровой эстрадный слэнг современности. «И ты далеко не пушистая зая», но «Когда ты вернёшься из мрака пустыни», то случится (уже случилось) вот что: «в Эдеме тайком партизаня»,«не зная любви, мы сплелись волосами». В общем – «эмоцией чистой меня обними», после чего – «Пусть нас разорвут беспородными псами».

Остальные стихи не вызвали эмоций и желания высказаться.

............

От редакции фестиваля

О нашем эксперте:
АНДЖЕЙ ИКОННИКОВ-ГАЛИЦКИЙ
Поэт, археолог. Родился в 1961 г. в Ленинграде. С 1990 г. участник археологических экспедиций в верховья Енисея, в Туву, Хакасию, на Алтай. В 1990-1991 гг. преподаватель истории древней Церкви в Независимом Университете Санкт-Петербурга. С 1992 г. учитель истории в гимназии «Земля и Вселенная», с 2002 г. преподаватель эссеистики В Санкт-Петербургском институте гуманитарного образования. Автор сборников стихов «Ангелос» и «Фавор», книги «Пропущенное поколение» о поэтах Ленинграда/Санкт-Петербурга (2005), публикаций в "Литературной газете", "Независимой газете", многих журналах и антологиях.
http://andrzeiig.narod.ru

Благодарим Анджея за выбор и обзор!