367. О рифмах

Гавриил Тишков
ОПЫТ ПРАКТИЧЕСКОЙ КЛАССИФИКАЦИИ РИФМ, ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ  ПРИМЕРАМИ.

(набросок, расширяется)



Это пока черновик, и очень неполный, однако и он может  дать весьма интересную пищу и для неспециалистов, и для опытных стиховедов.

4. Рифмы:

а) (Примеры даю, если доля нижеупомянутых рифм в тексте не мала)
дактилические рифмы -
33.. Сокровищница души в лесной глубине
http://www.stihi.ru/2013/08/23/9696
12... Женщине
http://www.stihi.ru/2013/07/27/2972

А это произведение http://www.stihi.ru/2013/07/25/4307 всё состоит только из дактилических клаузул белого стиха, впрочем, по большей части (>2/3) ассонансных (в цепочке созвучий АЕИЕААИИ ЫОЕООЕАО ИИОАОАЕЕ - 10 элементов последовательных асс. рифм, ещё 7 элем-в чередуются ч/з 1 элем-т, считая за элемент и межстрофный интервал),   есть и единичная приблизительная рифменная пара "семенем-сеемы".



б) Гипердактилические рифмы.

171. Непросто иным на пирах аонид
http://www.stihi.ru/2013/08/28/5653


в) Составная рифма. (В тексте произведения присутствует хотя бы один качественный составной рифмент.)

33..http://www.stihi.ru/2013/08/23/9696 зёрна я - …
http://www.stihi.ru/2013/08/28/5653 … - дичи вали, … -  ила вели
http://www.stihi.ru/2013/09/10/5668
http://www.stihi.ru/2013/11/19/8250 субтитра я - … - пол-литра я.
http://www.stihi.ru/2015/08/14/5893 СИЗО' льда - …, пороль та - …, … - дозволь, да - роль "Да".


г) Поглощающие рифмы, условно-поглощающие (разной степени точности: графические, фонетические, абсолютные,  приблизительные) рифмы

33..http://www.stihi.ru/2013/08/23/9696 с[л]адости, озёрная
http://www.stihi.ru/2013/09/13/3191 человек, утопи[й], обветшал, крылат[ы]х
http://www.stihi.ru/2013/08/29/2359 хрус[т]аль, ощутишь, человека, далёко, пар[у]са
http://www.stihi.ru/2013/09/11/3819 прилавки, одно, юпитер, о[б]рёл
http://www.stihi.ru/2013/09/10/3901 морозы, бере[]жёт, неве[ди]мка, небосвод
http://www.stihi.ru/2015/05/13/9420 врага, булат, от[ч]изне, простором, роком
http://www.stihi.ru/2015/09/06/10593 ку[по]лов, волокна
http://www.stihi.ru/2013/09/09/5788  человек
http://www.stihi.ru/2013/08/27/6881  ночи, небосвод
http://www.stihi.ru/2013/10/23/248   вьюги, струн
http://www.stihi.ru/2013/09/10/6571 г[р]озы', вином, ви[т]ражи
http://www.stihi.ru/2013/09/14/7582 труда
http://www.stihi.ru/2013/07/31/3478 брони'
http://www.stihi.ru/2013/08/05/9573 [л][у]га-рога, высоты, цветы
http://www.stihi.ru/2014/01/05/1524 отворится, глаголы, небосвод
9.http://www.stihi.ru/2013/09/09/9629 текучесть,      
[р'][е]кой, бе[р]ечь, многого[л]осый
http://www.stihi.ru/2013/08/07/9673  ночи, человека
10.http://www.stihi.ru/2013/09/12/10070 где я, лета, снится
http://www.stihi.ru/2014/01/03/648   льда
http://www.stihi.ru/2013/11/01/8925  прост, краса
http://www.stihi.ru/2015/09/06/10119 юморком
http://www.stihi.ru/2015/09/03/4404 песок
http://www.stihi.ru/2015/09/03/3900 провал[а]ми, тьмы
http://www.stihi.ru/2015/09/03/3023 цветы, восторга
http://www.stihi.ru/2015/09/03/2773 здания, волокнами, плюща
http://www.stihi.ru/2013/09/10/5668 бумеранг
http://www.stihi.ru/2013/08/28/6559 драккары
http://www.stihi.ru/2013/09/06/10195 красоты
http://www.stihi.ru/2015/09/02/3302 потоком
http://www.stihi.ru/2015/08/14/8011 Одиссея, п[л]ен
http://www.stihi.ru/2015/08/14/6856 квазикрасотой
http://www.stihi.ru/2015/08/14/5893 забыт
http://www.stihi.ru/2015/08/14/2244 рубить, ка[л]еку
http://www.stihi.ru/2015/08/05/1518 песок
http://www.stihi.ru/2015/08/04/8737 края', п[ы]ль, от[ч]изне

Примечание: даны "поглощающие слова" (бОльшие по длине),  квадратными скобками обозначены звуки  приблизительно соответствующие их "двойникам" во втором рифменном (поглощаемом) слове, единичные (излишние или недостающие) звуки одного из рифменных слов рифмопары.
Как дополнительный результат выявлено наличие особого  семантического строя вышеописанного (половинного) рифморяда - для многих стихотворений, это можно отнести к закономерностям. Объяснить факт данного наблюдения можно повышением энергии речи на волне улавливающе-слышаще-анализирующего вдохновения - до появления в тексте значимых слов, которые могут образовывать частичный или даже полный смысловой кристалл. Увидеть подобные структуры, похожие порой на афоризмы (необычные словосочетания), а иногда даже на изречения Пифии, Сибиллы, можно довольно просто если дать творческому  воображению несколько больше простора и "увидеть" во фразе-кристалле должную пунктуацию.


д) Усечённо-недописанная рифма 229.http://www.stihi.ru/2013/09/11/9552 "Бальд…"


е) Примеры удачных неточных (несколько приблизительных) рифм
191.http://www.stihi.ru/2013/09/09/710
http://www.stihi.ru/2013/08/26/3582


Примеры удачных тавтологических (однокоренных и более того) рифм, не обязательно явно соседствующих: http://www.stihi.ru/2013/09/11/3819
http://www.stihi.ru/2013/09/14/7582


ё) рифмы-ассонансны
http://www.stihi.ru/2013/07/25/4307 дактилические клаузулы, составляющие всё тело данного необычного стихотворения по большей части (>2/3) ассонансны (в цепочке созвучий АЕИЕААИИ ЫОЕООЕАО ИИОАОАЕЕ - 10 элементов последовательных асс. рифм, ещё 7 элем-в чередуются ч/з 1 элем-т, считая за элемент и межстрофный интервал), есть здесь и единичная приблизительная рифменная пара "семенем-сеемы", которую тоже по некоторым терминологическим шкалам можно отнести к ассонансным.


ж) стихи нерифмованные (белый стих), в т.ч. когда жанр (форма) не предусматривает рифм.


з) так называемые "сверхоткрытые" рифмы:

148. Первобытный сонет http://www.stihi.ru/2015/02/08/8226


и) омонимические рифмы

http://www.stihi.ru/2014/12/23/1217 под стать
http://www.stihi.ru/2015/08/14/5893 Вольта

й) авторские рифмы:
http://www.stihi.ru/2013/08/28/5653
http://www.stihi.ru/2013/10/27/615 "зло-повторны - кромешно-чёрный", "храмах-Приамах"


к) частные случаи:

- Оне - Они (близкие к рифмоидам, если не происходит "усреднения" безударного гласного в рифме)

- неглубокие глагольные (без какой-либо схожести заударных звуков) - "лепил-удивил"

л) холостые:
http://www.stihi.ru/2013/08/16/7564

м) банальные (избитые): http://www.stihi.ru/2013/10/27/615



_________НАБРОСОК КЛАССИФИКАЦИИ_________


____По точности (в порядке убывания): рифмостихотворения (или рифмострофы) -- рифмостроки -- сверхглубокие составные каламбурные рифмы -- сверхглубокие -- омонимические -- абсолютные -- глубокие -- приблизительно глубокие -- условно-глубокие -- с элементами глубины -- точные -- "точные" типа "ручьи-любви, любви-твои" --  "точные" английские -- разного вида рифмоиды: неточные рифмы, приблизительные, двоюродные рифмы и т.д. -- ассонансы.
Впрочем, жёсткая упорчдоченность этой цепочки условна, т.к. многие категории наслаиваются, взаимопроникая, друг на друга. Хотя можно, конечно, попробовать усовершенствовать графику этой формулы.

_____По нетривиальности (в порядке возрастания): тавтологические -- полутавтологические -- грамматические глагольные (неглубокие, неточные) -- прочие грамматические-бедные (также неглубокие, неточные, банальные) -- избитые, банальные (они слабы в слабом тексте) -- … -- редкие -- богатые (разные части речи в рифменной паре) -- каламбурные-значимые -- авторские.

_____По сложности (количеству заударных слогов): мужские - женские - дактилические - гипердактилические (их называют ещё "ипердактилическими", относя к этой категории 4-хсложные рифмы, в другой трактовке 4 и 5-сложные, и ещё в одной - относят к ним все рифмы от 4 до 9-сложных включительно) - 5-сложные-   …  - 9-сложные.

_____По др. аспектам: открытые (гласные), сверхоткрытые, усечённые, разноударные, составные, графические, палиндромические и т.д. (Вообще, видов и подвидов рифмы есть весьма большое количество - многие десятки, если не малые сотни…)

О ЙОТИРОВАННОЙ РИФМЕ

"ЙОТИРОВАННАЯ РИФМА - наиболее распространённый вариант усечённых (надстроечных) рифм; равносложная рифма из слов с открытым и закрытым слогом, при этом последний заканчивается на "й" (j - йот). Поле - волей, этой - лето, бури - фурий, почила - могилой, оковы - новый, думы - угрюмый, волны - полный, грозящи - возносящий, нашей - чаше...
Чаще всего в роли слова с замыкающим "йот" выступают прилагательные.

Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи…
( М.Ю. Лермонтов)

Мы растём, развёртывая плечи,
Завоёвываем воздух, радио, кино;
Но - сквозь новый облик человечий
Просквозит внезапно век иной.
(Н.Асеев)

Прошла гроза. Дымился лес,
Густой, просмоленный и едкий,
И дым, приподымая ветки,
Как бы тянул их до небес.
(Лев Озеров)"

Это цитата (вероятно, компилятивная "перецитата") из… - легко найти искомый сайт по яндекс-… или др. поисковику). Однако замечу, что йотированная йотированной - рознь. Одно дело у Лермонтова и др. классиков 19-го века "летучий-тучи", где наблюдается почти поглощающая рифма, можно дать подобное же гипотетическое созвучие "наши-монаший", вспомнить редкое "жребий-небе" (рифм к словоформам слова "небо" немного) или глубокое "жребий-Эребе". К подобным примерам отношу и "едкий-ветки" (заударные согласные не самые далёкие по звучанию - [й] и [в'], рифма также не  банальна и богата (по Брюсову), т.е. не грамматическая. Уже "свечи-человечий" будет чуть лучше, чем "плечи-человечий". "Бури-фурий" - хорошо, вспомним о глубинной взаимосвязи звуков "в"/"ф" и "б"("т") - "библиотек-вифлиотек", Бетлеем - Вифлием. Теос - Фео. Феодосия, Теодор - Феодор. И не будем ссылаться на баранов Гесиода, которые, сбегая с гор, не могли блеять: "ви-ви!" Продолжим: "иной - кино" - эта рифма относительно близка к поглащающей. Другие примеры можно рассмотреть самостоятельно. Конечно, в той или иной мере, элемент субъективизма присутствует в любой оценке. Но можно сделать вывод о том, что красота, сила йотированных рифм может значительно различаться, у каждого автора, осознанно использующего их, своя палитра, свои критерии отбора.