По конкурсу Мастер класс-2015

Творческая Мастерская Алкоры
http://www.stihi.ru/2015/06/05/1854 - Конкурсная страница
http://www.stihi.ru/2015/09/15/5860 - Итоги конкурса

Быстро пролетело лето, и вот уже опубликован протокол с итогами ежегодного летнего конкурса поэтического мастерства «Мастер класс-2015», прием заявок на который продолжался три месяца. Пояснять условия участия в этом конкурсе вряд ли стоит: вот уже четвертый год - с июня по август - я принимаю заявки на участие в нем ОТ ВСЕХ желающих, надеясь, что они выбрали у себя САМОЕ ЛУЧШЕЕ свое стихотворение, написанное за последнее время. Такое, с каким не стыдно выйти на виртуальную сцену и заявить: «Вот на этом стихотворении вы МОЖЕТЕ ПОУЧИТЬСЯ  У МЕНЯ МАСТЕРСТВУ!»

Страшно? Пожалуй. Самонадеянно? Возможно. Но, если не стремиться вверх, то никогда над собой не вырастешь. Пытаться нужно, но…

Чтобы ваш выстрел не стал холостым, нужно ПОДГОТОВИТЬ отобранное вами стихотворение к конкурсу. Потому что, если в нем найдутся какие-то бросающиеся в глаза ошибки СТИХОСЛОЖЕНИЯ, то они (к моему глубокому сожалению) не будут включены в пакет для голосования, потому что в своей судейской команде  Ликбеза я (зануда проклятая!) не разрешаю членам жюри номинировать стихи с безграмотным способом выражения авторской мысли, с полным отсутствием связной мысли и с ошибками техники исполнения (потерянными по невнимательности рифмами и с переходами  на другой стихотворный размер - случайными потерями ритма). С такими стихами не стоит выходить на виртуальную сцену и заявлять о своем пока ещё непрофессионализме!

Посудите сами: я приняла я за лето 201 заявку на участие, а в пакет для голосования включила только 84 произведения! Сначала их было даже меньше - менее 70, но потом я не удержалась и добавила еще десяток - с небольшими техническими недочетами, но интересные по содержанию или исполнению. Мне хотелось дать их авторам шанс, а заодно и послушать мнение судей: а вдруг я ошибаюсь в оценке качества исполнения…

Чтобы закончить тему, подскажу, как нужно  готовить свои стихи на серьезный конкурс. После того, как устранены ошибки исполнения (почитайте об этих ошибках статьи Ликбеза или учебники), стоит записать их грамотно! То есть, расставить все запятые (на нужные места!) и убрать ненужные запятые. Начать все предложения с заглавных букв, а закончить их точками. (Никогда и никому не прибавляла успеха одна только «современная поэтическая» форма записи: она только юных профанов приятно удивит, а настоящие мастера либо вовсе не оценят ваших вывертов, либо только разозлятся, что будет не в вашу пользу на конкурсе).  Еще полезно правильно расставить знаки препинания в прямой речи и в диалогах - иначе легко  смысл исказить и этим стихи свои испортить… Про использование тире и двоеточий - это вообще отдельная песня, но о ней - позже.

Итак:
 
1. Проверка на ошибки исполнения (обязательное условие).

2. Проверка орфографии и пунктуации записи текста (скорее необходимое и полезное, чем обязательное условие).

3. Проверка жанра и темы.

Об этом мы тоже много раз говорили на Ликбезе. Выбранный вами жанр написания предполагает, что  ему должен соответствовать  стиль лексики - подбор слов и  степень поэтичности изложения. Что хорошо и необходимо для одного жанра, то может повредить другому…

Тема. Тема  должна быть. И она должна быть связно, внятно и толково изложена.
Стихи ни о чем - это лирический этюд, зарисовка. Её в сто раз труднее писать, чем стихи с темой: вам просто таланта может не хватить написать нечто «ни о чем» так, что у читателя дух захватывает и становится понятно больше, чем сказано словами. Даже не рискуйте!

Просто задайте себе вопрос, что вы хотите сказать своим стихотворением? Точнее, что НОВОГО вы хотите сообщить? И удалось ли это вам?
 
Поэзия бывает очень разная. Если не рассматривать сейчас специальные формы и жанры,  то все  конкурсные стихи делятся на две группы.

Одни - это отлично ЗАРИФМОВАННАЯ ПРОЗА. В них есть интересная авторская мысль - не придуманная искусственно или по заданию, а лично пережитая, выстраданная и именно благодаря этому она, как правило, «цепляет» читателя, находит в его душе ответный отклик. То, что язык у этих стихов скорее прозаический (литературный, но в то же время, живой - разговорный) - это не преступление, не недостаток. Такие стихи тоже нужны, и они справедливо нравятся читателям. Им ВЕРЯТ, и они могут быть глубоки.

Другие - это ЛИРИКА. Здесь иной подход. Мысль и тема там тоже нужны, но еще очень важен и необходим ЯЗЫК ПОЭЗИИ - особый язык, не тот, на каком мы в жизни говорим, а с продуманными и уместными метафорами, преувеличениями, олицетворением и очеловечиванием природы и предметов… Такие стихи не просто сообщают факты, а передают нам настроение автора, говорят чуть больше того, что выражено словами - то, что стоит за ними, в сердце ЛГ.

Спорить на тему, какие стихи - поэзия, а какие - нет, не нужно. И то, и другое  -поэзия, просто РАЗНАЯ.

Стихи скверны только тогда, когда им не веришь. Когда видишь в тексте интересные рифмы, необычную рифмовку, непривычную разбивку текста на стихи (строки) - с неестественными для обычной речи паузами в конце строк, когда ты восторгаешься интересными сравнениями, хотя  не сразу их понимаешь (с чего вдруг такое вИдение?), когда видишь, что автор талантлив, но совершенно не можешь вспомнить в конце стихотворения, что же было в его начале и, вообще - о чем идёт речь? О чем стихи-то?!  Понять их и объяснить другому можно как угодно, но ты все равно сомневаешься, что сам автор знает, куда он ведёт…

То есть, если не форма работает на стихи, а стихи подстраиваются под оригинальную форму, то для меня это - не стихи. Это игра со словами, это стихи только для конкурса.
 
В моем понимании (на котором не настаиваю!) конкурс - это в первую очередь возможность проверить качество своих стихов и увидеть стороннюю реакцию на них. (что возможно лишь при анонимном пакете, «народное» голосование - это пустое развлечение ради рейтинга). Поэтому я не понимаю и никогда не пойму, зачем Магистр Фонда и финалист «Поэт года» третий или четвертый год подряд посылает на разные конкурсы ОДНО ТО ЖЕ СТИХОТВОРЕНИЕ-ПОБЕДИТЕЛЬ - его «беспроигрышный билет». Стихи эти точно хороши: они уже не раз побеждали, но зачем в этом еще и еще раз убеждаться? Вывод один: автору нужно ЧИСЛО ПОБЕД, а конкурс для него - только средство еще раз беспроигрышно прославиться. Бывает так, что новое и достойное прежним, пока почему-то не пишется… В этом нет ничего страшного: это у всех бывает, это пройдет. Только зачем толкаться в толпе тех, кто еще не проверил свои возможности и занимать место в таблице номинантов?

А теперь о наших номинантах. Их было много - 51 произведение. И в первый же день публикации протокола началось волнение и обращения ко мне: почему эти стихи получили столько очков, а эти - гораздо лучшие - столько? ( «Кого вы набрали в жюри?») Почему не все стихи оказались отмеченными судьями? («Судей на мыло!»)

Ответить на эти вопросы так, чтобы всех удовлетворил мой ответ, невозможно. Потому что, когда ВСЕ СТИХИ в пакете относительно хороши по исполнению и достойны номинации (не обязательно на 10, 9 или 8 очков, но уж на 1, 2 и 3 - совершенно точно!), то вступает в силу единственный критерий выбора: «МНЕ нравится». А мы все разные. И, наблюдая, как идет голосование, я каждый раз поражаюсь несходству этих «нравится»: один судья ставит стихам 10, другой - вовсе не замечает их….

Разброс предпочтений очень большой, кроме того, каждый судья имеет право  номинировать не более 12 стихов, а ему симпатичны все 20, и он тоже мучается, не зная, с какими из них он должен расстаться при написании шорт-листа...

В этом конкурсе я не голосовала. Мое мнение выразилось только в отборе подходящих для номинации стихов - за всех этих авторов я проголосовала при первичном отборе, сказав им свое «Да». Вот список этих авторов:

Леди Дождик ,Орловаи , Валентина Калёва, Юлия Долгановских, Ольга Хворост,
Посредник Для Связи, Юрий Октябрёв, Елена Севрюгина 3, Ольга Альтовская, Мурашко Андрей, Нина Аксёнова-Санина, Ольга Веденеева 2, Светлана Левченко Донецк, Эльвина Шумовская, Фаина Садко, Лора Важинская, Светлана Груздева, Рита Круглякова, Хелена Фисои, Станислав Фишель, Ольга Янцен, Галина Шкавронская, Михаил Рогачёв,Татьяна Овчинникова 4, Николай Шумов, Борис Поляков 2, Алексей Еленин, Натали Бугаре, Нина Злаказова, Лина Чирко, Фрида Полак, Гольгертс, Георгий Шиве, Дмитрий Рябов 2, Оксана Осипова 2, Ирина Воропаева, Алексв, Андрей Краснобородько, Созерцающая Много Раз, Северин Алекс, Адела Василой, Юрий Пестерев, Галина Маркер, Репин В., Юлия Демченко 3, Андрей Большаков Аб, Владимир Квашнин 2, Русаков Григорий, Виктор Дванольодинвосем, Елена Телушкина, Светлана Чернявская, Владимир Курков, Алисса Росс, Алена Качина, Ольга Лютых-Грицаенко, Павел Сабинский, Тамара Кошевая,Елена Заостровцева, Сергей Гамаюнов Черкесский, Светлана Белянина, Светлана Ткаченко, Людмила Нижегородцева, Светлана Тимашева, Татьяна Верно, Татьяна Каминская, Яленка, Надежда Болтачева, Алекс Трудлер, Наталья Мартишина, Юлия Ермилова, Наталла, Марина Мартынова 2, Янина Юдина 2, Александр-А-Тарасенко, Пономарева Елена Александровна, Дмитрий Царицын, Ирикка, Владимир Демидов Пп, Титова Светлана Юрьевна, Ли Идэм, Лариса Кравц, Авраам Белый, Геннадий Романов, Анна-Мария Ситникова

От ошибок выбора, я, как и все мы, не застрахована (прошу у прощения у всех, кто по моему решению не прошел во второй тур !), но в любом случае, я прошу всех не обращаться ко мне с вопросом «что именно в тексте непринятого произведения помешало его включению в пакет для голосования», а также не вступать в споры с членами жюри на тему «почему они включили в свой шорт-лист именно такое произведение».

Лучше приходите ко мне в команду - работы много, а грамотных судей - мало.
 
Уверена, будь у меня не 11 судей, а 20 или более, то, вероятно, все стихи из пакета оказались бы в таблице номинантов. Не важно, кто там на каком месте оказался. Потому что попасть в число номинированных в конкурсе «Мастер класс» - это уже несомненный успех.

А теперь, как я и обещала, в статьях под общим названием «Учимся мастерству-2015» я опубликую все понравившиеся членам жюри конкурсные произведения.

см далее:
Учимся мастерству-2015»-1   http://www.stihi.ru/2015/09/17/1634
Учимся мастерству-2015»-2   http://www.stihi.ru/2015/09/17/4880
Учимся мастерству-2015»-3   http://www.stihi.ru/2015/09/18/2967
Учимся мастерству-2015»-4   http://www.stihi.ru/2015/09/19/6954